Фредерик Пол «Ферми и стужа»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика | Роман-катастрофа )
- Общие характеристики: Антивоенное | Психологическое | Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Северная Европа ) | Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Умирающая Земля
- Линейность сюжета: Условно-альтернативный
- Возраст читателя: Любой
После ядерной войны между СССР и США рухнули все мировые логистические цепочки и привычный уклад жизни канул в Лету. Количество уцелевших локализованных поселений уменьшалось с каждым днем.
Судьба свела маленького Тимоти, потерявшего семью, с ученым Гарри Молибертом. Оказавшись в Исландии, они пытаются выжить в условиях ядерной зимы.
Автор дает свою версию разгадки парадокса великого математика Энрико Ферми: «Почему инопланетяне никогда не выходили с нами на связь».
Входит в:
— журнал «Isaac Asimov's Science Fiction Magazine, January 1985», 1985 г.
— антологию «The 1986 Annual World's Best SF», 1986 г.
— антологию «The Year's Best Science Fiction: Third Annual Collection», 1986 г.
— антологию «Гея», 1990 г.
— антологию «Садок для рептилий. Часть II», 1991 г.
— антологию «Isaac Asimov’s Earth», 1992 г.
— антологию «The New Hugo Winners Volume II», 1992 г.
— антологию «The Greatest Science Fiction Stories of the 20th Century», 1998 г.
— антологию «Armageddons», 1999 г.
— сборник «Platinum Pohl», 2005 г.
— антологию «Апокалиптическая фантастика», 2010 г.
— антологию «Созвездие Льва-2: Всадники Апокалипсиса», 2016 г.
— антологию «Ноябрьский фантастический марафон 2018», 2018 г.
— антологию «Самое далёкое плавание. Посвящается Хьюго Гернсбеку», 2018 г.
Награды и премии:
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 1986 // Рассказ |
Номинации на премии:
номинант |
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1986 // Рассказ | |
номинант |
Великое Кольцо, 1988 // Малая форма (перевод) | |
номинант |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第28回 (1997) // Переводной рассказ |
- /языки:
- русский (7), английский (10)
- /тип:
- книги (13), периодика (1), самиздат (1), аудиокниги (2)
- /перевод:
- А. Корженевский (5)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sergio Blanc, 22 октября 2023 г.
Некоторые из коллег-лаборантов удивляются:« За что этому рассказу дали премию «Хьюго»?». На мой взгляд — ничего удивительного. Многим в 1986 году этот опус показался просто пророческим.
Три даты для сравнения и умозаключения:
- рассказ увидел свет в 1985 году;
- 26 апреля 1986 год — катастрофа на 4 энергоблоке Чернобыльской АЭС;
- 28 августа 1986 года — церемония вручения премии.
По-моему всё ясно. «Чернобыльское» облако обошло весь мир. В Канаде выпали радиоактивные осадки.
Да и чисто художественных достоинств текст не лишён. Описание последствий ядерной зимы реалистичны и способны впечатлить любого, даже весьма искушённого читателя. Оставленный мальчик в аэропорту, его спасение главгиром и их дальнейшее «бытиё» в Исландии — эти моменты в рассказе также не оставляют равнодушными и заставляют искренне сопереживать. Лично для меня, умение вызвать эмпатию, признак настоящей литературы и неважно в каком жанре она описана.
Единственное, что не очень понравилось, так это трёхвариантная концовка. Ну зачем? Лучше бы просто оставить финал открытым — пусть читатель сам додумает, чем всё закончилось.
Читать, нынче такие рассказы редкость, здесь я полностью согласен с коллегой-лаборантом под ником amak2508.
vam-1970, 14 апреля 2018 г.
Рассказ -лауреат премии Хьюго 1986 года. Такие рассказы с сюжетами по последствиям ядерной войны надо писать каждый год по одному хотя бы и разным авторам. И по всему миру.Нельзя давать успокоиться человечеству. Нужно бить по мозгам политикам-авантюристам. Уже сегодня в эти наши годы появилось много авантюристов, бряцающих применением атомной бомбой. Вы, что — одурели? А общественность молчит. Дождемся, когда прогнозы и крики писателей-фантастов обретут плоть в виде ядерного гриба.
Недаром Автор даёт и альтернативы развития мира без войны.И он прав абсолютно! Ведь все эти крики о превентивных ядерных ударах обусловлены только одним- нет , даже не идеологией , как это было в 20-м веке, а банальным желанием остаться у власти навечно — или до своей смерти или до нашей общей смерти. Человечество заснуло сегодня , а проснется ли?
amak2508, 4 февраля 2019 г.
Лет тридцать-сорок-пятьдесят назад в фантастике достаточно популярным был такой жанр, как роман/повесть/рассказ-предупреждение. Как правило, в произведениях такого рода описывалось начало ядерной войны и гибель (или жалкое последующее выживание) всего человечества. Рассказ Фредерика Пола как раз из этой когорты. Возможно он не самого лучшего качества с художественной точки зрения, но, бесспорно, умён и задачу свою блестяще выполняет — создает у читателя соответствующий настрой и заставляет его задуматься.
Но вот что удивительно — в последние пару десятков лет такие произведения практически перестали появляться. А написанные ранее — соответственно переиздаваться. Может быть давно уже считается, что опасность такой войны уже полностью исчезла, а запасы ядерного оружия целиком утилизированы? Или кто-то посчитал, что в ядерной войне будущего возможен победитель и земная цивилизация сохраниться? Или, что более вероятно, у нашей цивилизации просто постепенно начинает исчезать инстинкт самосохранения? В общем, конечно, куда проще писать/читать про гномов и орков и не забивать голову тем, что может случиться уже завтра :(.
artem-sailer, 1 апреля 2019 г.
Сегодня идея кажется уже не такой свежей, оригинальной. Но во времена написания рассказа, думается мне, всё было не так. Холодная война отражалась страшными 23:57 в часах судного дня. Забрезживший с обоих сторон океана рассвет казался чем-то иллюзорным, почти нереальным. Поэтому и своеобразная трактовка парадокса Ферми была более чем кстати.
Рассказ и в самом деле пронзительный. Герои обрисованы беглыми мазками, которые в итоге складываются в целостную картину. Использование сослагательного наклонения делает повествование многовариантным, как бы позволяя читателю сделать свой выбор, мол — всё в ваших руках. Подобная постановка вопроса придаёт рассказу гуманности, кажется, что всё не так уж и плохо. Вероятность того, что человечество не обречено, по всей видимости, всё же не равна нулю.
Yarowind, 30 августа 2018 г.
Это не совсем рассказ, скорее художественное описание ядерной катастрофы. Здесь нет какого-то связанного сюжета, какого-то главного героя. Зато есть антигерой и это война. Ядерная война. Сейчас, когда периодически в разных уголках планеты находятся желающие побряцать ядерным оружием, неплохо бы дать все жителям почитать это произведение. Для прочистки мозгов, так сказать. И для того, чтобы никогда не была доказана третья версия парадокса Ферми…
Прокопий Антемий, 3 ноября 2017 г.
Честно говоря — удивило, что этот рассказ удостоился высокой премии. Это больше походит на футурологическое эссе для какого-нибудь научного журнала, спешно переделанное в рассказ. Автор моделирует, что может произойти после ядерной катастрофы, и делает это предельно сухо и схематично. Да, модель получилась убедительной, но при чем тут литература? Повествование неровное, концовки вообще нет как таковой, да и сам «парадокс Ферми» тут выглядит явно притянутым за уши.
dm_admiral, 19 мая 2017 г.
Не понимаю восторга предыдущих отзывов. Рассказ выглядит как синопсис романа. Автор то подробно описывает эвакуацию из аэропорта, то просто перечисляет события, которые происходят как с героями, так и в мире. А могли бы, тут же поясняет автор читателю и не произойти, а может быть, инопланетяне прилетели бы и спасли человечество, а может быть и не прилетели. Не прилетели, не. Все умерли. Во как было дело. Но были варианты.
Selin1787, 11 декабря 2018 г.
Не совсем понятно за что этому рассказу дали премию Хьюго. Но, видимо, за примерный прогноз событий в случае, если бы главный страх под влиянием Карибского кризиса все-таки воплотился в жизнь. Но, к счастью, обошлось, а нам осталась интересная опция отправиться в Исландию в случае чего.
Проблема Ферми и стужи в том, что его тяжело назвать полноценным рассказом. Скорее зарисовка с вкраплениями драматических моментов, которые практически не работают, так как полноценной истории не прослеживается. Вот есть группа людей, которым удалось укрыться в Исландии, пока весь мир гибнет от холода, голода и прочей «прелести» пост-апокалипсиса. Но от этих героев совершенно нет толку, кроме как рассказать (не совсем к месту, кстати) о парадоксе Ферми.
Рассказ скорее всего останется в памяти исключительно благодаря прогнозам, но никак не в качестве хорошей истории.
Стронций 88, 4 мая 2014 г.
Вещь мегатонной силы. Вроде бы, вполне обычный (а потому – реальный) атомный Армагеддон – а как пронизывает, как простреливает душу! – этой холодностью, холодностью дотошной и бесстрастной хроники. Какое жуткое ощущение реальности и ужаса всей катастрофы в сдержанности авторской речи! И хотя автор в конце даёт какой-то шанс, надеется на лучшее, но как же тянет тщетностью всех надежд. И как же трогательно – до дрожи трогательно – слова и мечты о космосе, о встрече с созданиями иных миров – такая мечта среди руин, в застывающем гибнущем мире. Мощнейшая вещь! Мощнейшая своим подходом – этой бесстрастностью хроники делающий всё жутко реальным. Определённо один из лучших произведений на тему атомного апокалипсиса. Небольшой, но очень внушительный по силе шедевр. Читалось с каким-то сухим комом в горле. Читалось одним дыханьем. «Ферми и стужа» – шедевр!
god54, 6 октября 2015 г.
Много, слишком много написано на тему ядерной зимы. Беда лишь в одном, минутная стрелка часов все ближе и ближе к двенадцати часам, времени конца человечества. И все это прекрасно понимают, но произведения такого рода не читают, советов не слушают, а верят в откровенную глупость: мол другая сторона не решится на такой шаг, а мы смелые, мы еще кусочек земли урвем, еще одного диктатора спасем, еще разок покажем им кузькину мать... И на старуху бывает проруха... Куда вот только остальные смотрят и молчат, понимают и молчат. Неужели верят, что выживут? Да, в домах-то и подвалов нет. А рассказ жесток, а смысл пророческий, читать и, как листовку, передавать дальше.
korah, 10 января 2016 г.
Лаконично и ужасно правдоподобно о том, что никакого будущего у нас не будет, если «стратеги» нажмут кнопку и упадут ракеты. Очень надеюсь, что описанное автором так и останется страшилкой для будущих поколений и кто-то в межгалактическом интернете будет с интересом находить в архивах наши с вами комментарии.
Я бы рекомендовал этот рассказ читать уважаемым персонам, принимающим решения, перед их заседаниями.
Lyolik, 2 мая 2012 г.
Спору нет, рассказ Пола как словестное моделирование судьбы Земли после ядерной войны между США и СССР прекрасен. Пол жесток, но честен относительно судьбы тех немногих выживших, которые через условные шесть недель после катастрофы будут проклинать судьбу за то, что не умерли в первый день. Геотермальные источники в Исландии как единственный путь к возрождению человечества весьма неожиданное, но продуманное пророчество. Но для того, чтобы из моделирования стать хорошим рассказом, истории не хватает эмоциональности.
Когда вдруг среди кучки выживших в Исландии людей находиться группа фанатов главного героя, при том, что он не звезда экрана, а радиоконтактер с пришельцами, это выглядит неправдоподобно. И через пару абзацев оказывается, что группа была нужна, чтобы поговорить о парадоксе Ферми. То есть это даже не белые нитки – это целые радиомаячки. Из-за таких вот нелепостей не получается сопереживать героям, а это в свою очередь портит впечатление от рассказа.
И возвращаясь к моделированию. Людям, чья сознательная часть жизни пришлась на времена карибского кризиса, наверное, легко представить, как СССР направляет в сторону капиталистического мира 1000 ракет и получает не меньшее число в обратку по себе и своим сателлитам. И хотя ученые постоянно приближают минутную стрелку Часов судного дня к полуночи, я с трудом представляю себе такую картину сейчас. Видимо поэтому я воспринимаю рассказ исключительно как артефакт, что принижает его ценность в наши дни.
Добрый Филин, 4 мая 2016 г.
Рассказ был написан человеком, жившем во время Карибского Кризиса. Поэтому рассказ интересен ещё как и память. Автор превосходно моделирует мир, убитый атомными бомбами. Он хочет показатью насколько бесяеловечна и бесперспективна атомная война. Это видно по тому, как беспристрастно описывается мир глазами ребёнка.
nattsorg, 21 августа 2014 г.
При чтении рассказа постоянно возникают параллели с похожим произведением Вячеслава Рыбакова «Зима». У Фредерика Пола — лаконично и бесстрастно, у Рыбакова — страшно и душераздирающе. К слову, тут же приходят на ум два фильма на данную тематику — «сухой» западный «Нити» и советский «Письма мертвого человека» — наполненный душевными страданиями и болью об утерянном мире.
Думаю, все политики и военные мира должны штудировать наизусть подобные произведения. Нет ничего дороже на планете, чем сама Земля...
pava999, 27 мая 2011 г.
Страшный рассказ! Люди, которые узнали, что такое война разбитые надежды... Ужаснуло правдивое, научное сообщение про мир после ядерной катастрофы.
Люди! Не дайте разрушить Землю! Не допустите, чтобы фантастика превратилась в реальность!