Николай Носов «Незнайка в Солнечном городе»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Приключенческое | Юмористическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Детская литература
Однажды Незнайка повстречал волшебника. И в благодарность за хорошие поступки получил в подарок не что-нибудь, а волшебную палочку. И это стало началом многих необычных событий...
Впервые произведение было опубликовано в журнале «Юность» в 1958 году (№8, с. 24-65, №9, с. 48-94) с иллюстрациями И. Оффенгендена.
Входит в:
— цикл «Приключения Незнайки»
— журнал «Юность 1958'08», 1958 г.
— журнал «Юность 1958'09», 1958 г.
— сборник «Избранное», 1961 г.
— антологию «Приключения Незнайки и его друзей. Остров Незнайки», 2005 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 222
Активный словарный запас: крайне низкий (2112 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 66 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 37%, что близко к среднему (37%)
Экранизации:
— «Незнайка в Солнечном городе» 1976, СССР, реж: Пётр Мурашов, Нина Шорина, Юрий Трофимов, Борис Ардов, Ольга Розовская
- /языки:
- русский (99), украинский (1), казахский (1)
- /тип:
- книги (96), периодика (2), аудиокниги (2), графические (1)
- /перевод:
- Ф. Макивчук (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Комиксы и графические произведения:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Groucho Marx, 25 ноября 2016 г.
Вторая часть «трилогии о Незнайки», при почти всеобщем одобрении, всё-таки недооценена. Её читают, как «детскую книжку», но, в принципе, «Незнайку в Солнечном Городе» можно с интересом воспринимать в любом возрасте. Мне вот уже за пятьдесят, но я время от времени с пользой и удовольствием перечитываю эту «сказку».
То, что Солнечный Город представляет собой анархо-коммунистическую утопию, ясно почти всем читателям. Чуть менее заметно, что Носов, вообще-то, коммунистическую утопию критикует. Он обращает внимание своих «маленьких читателей» на абсурдные и противоречивые элементы в утопическом обществе, но делает это мягко, без напряга, так, чтобы «маленькому читателю» казалось, что он сам такой умный, сам додумался до достаточно сложных социальных нестыковок в структуре Солнечного Города. Превосходный педагогический ход! А для глупых читателей, которые не желают поддаваться на воспитательные ухищрения автора, Носов в последних главах демонстрирует ужасающую шаткость утопии — оказывается, достаточно трёх асоциалов, достаточно лёгкого щелчка, чтобы великолепный карточный домик коммунизма рухнул в катастрофу. И, чтобы закончить книгу хэппи-эндом, приходится вызывать «бога-из-машины». А иначе никак. Иначе финал получается беспросветно мрачный.
Да, и прелестные детали, рассыпанные по тексту, типа Пёстренького, изподтишка показывающего язык камере видеонаблюдения, или инженера Карасика, распевающего страшным голосом «За мной, друзья, без страха и сомненья!», это чисто литературные наслаждения. Можно ли забыть «Художник от слова «худо»? Нет, это незабываемо прекрасно.
Ну, и финал с разговором Кнопочки и Незнайки, неожиданно меняющий перспективу всех приключений в Солнечном Городе, просто эталон звершения книги, один из прекраснейших финалов мировой литературы.
Обожаю эту книгу и всегда буду её перечитывать.
Oreon, 2 июня 2017 г.
Вот оно, наконец то! Я впервые прочитал описание коммунизма, вернее страны победившего и достроенного коммунизма в литературной форме! Вот таким он и должен был выглядеть, и это замечательно! Перед этим наша страна более 70-ти лет его строила и даже хотя бы отдалённо не приблизилась к тому, что описано в этой замечательной книжке. А сколько жизней, судеб, целых народов было положено на алтарь этой стройки, и какой в конце пути должен был бы быть замечательный результат... Видно не зря всё же жанр данного произведения — СКАЗКА. И только в сказке это и возможно. Но даже и тут всего три каких-то осла легко могут пустить под откос весь социальный строй, не будь под рукой высшей силы в виде волшебника, чтоб их остановить и вернуть всё как было. Как же тогда они пришли к такому процветанию, у них что, своих ослов не было?
Я конечно читал эту книгу в детстве и она мне очень понравилась, правда я не вникал в нюансы социального построения общества и не знал таких умных слов и категорий, какими могу оперировать теперь, когда читаю эту книгу уже своим детям. В детстве меня впечатляла волшебная палочка, запомнился мальчишке и гусеничный мотоцикл, ослы превращённые в людей — как и с Шариковым, ничего хорошего из этого не вышло. А про страну достроенного коммунизма, это я открываю для себя лишь теперь. Я читал и труды Ефремова (Туманность Андромеды) и Лема (Возвращение со звёзд)..., но вы меня не убедите — это всё было не то, не коммунизм. А здесь он — в чистом виде, а коммунизм в чистом виде — это сказка, посему Носов — замечательный писатель, тем более, что и кроме этого в книге много достоинств.
Наши герои с первой части кажутся взрослее, хотя ничуть не изменились. К сожалению большинство уже полюбившихся коротышек мы здесь не встретим, зато появится еще один замечательный персонаж — Пёстренький — запомнился мне с детства своим интересным жизненным кредо — ничему не удивляться, возведённым в степень и доведённым до абсурда. Странно, что по первой части герои были коротышки в среде огромного мира — поражали описания огромных фруктов, перепиливание черенков и спиливание грибов пилой и т.п., то теперь, в их мире почему то оказываются такие же мелкие животные и впечатление от их мира во второй части уже приближается к нашему размеру. Оказывается кроме городков коротышек подобных Цветочному из первой части, где на весь город один автомобиль и тот поломан, существуют города индустриальные центры, подобные Солнечному, на его фоне Цветочный город — забытая деревня с папуасами. Это честно говоря немного выглядит странновато: большие достижения первой части вроде водопровода из стеблей какой-то травы и Знайкин воздушный шар на фоне автоматических фабрик и атомных стульчиков...
Согласен, что многочисленные технические описания, местами немножко начинают надоедать, но например гусеничный мотоцикл мне запомнился с детства и некоторое время тогда будоражил мою детскую фантазию. А другие технические приспособления удивляют и теперь, хоть это и сказка, но удивляют даром авторского предвидения, у Носова получилось предсказать лазерный принтер (Xerox начала разработку первого такого принтера лишь с 1969 года), искусственный интеллект, шахматные программы способные побеждать гроссмейстеров, плоские экраны, системы уличного видеонаблюдения и многое другое. В Эмиратах есть вращающиеся дома! Это получилось у него почище чем у некоторых н/п-фантастов. А некоторые его предсказания ещё ждут своего часа, но мы видим, что человечество движется в этом направлении, это и автоматические такси и комбайны, где один оператор руководит уборкой сразу нескольких полей... Другие технические придумки, вроде продвинутого умывальника, шкафа или кухонного лифта просто забавны, хотя, кажется даже у Лема было похожее кухонное приспособление.
Для ребёнка книга ненавязчиво поучительна. Совесть, как внутренний цензор. Мы разобрали с детьми как нелепо выглядит безумная гонка за модой. Солидарен я с автором и по поводу какофонии и подобного театра. Прикольно выглядит в конце книги и Пончик, тащивший всё подряд к себе про запас. Легко можно прийти к выводу, что на самом деле волшебная палочка была Незнайке для счастья не нужна и лишь в итоге плодила проблемы, ну в самом деле, не считать же серьёзным единожное желание ящика мороженого?
Бард Лучник, 8 декабря 2013 г.
Перед нами второй роман, что стал достойным продолжением первой книги. Расширяется мир, развиваются старые герои, появляются новые герои. Автор отходит от формата милой, поучительной сказки и плавно переходит к более серьезной и взрослой научной фантастике и теме социальных отношений.
В центре сюжета книги путешествие трех главных героев — Незнайки, Кнопочки и Пестрого на автомобиле в Солнечный город. Это фантастический, огромный город, со своими неведомыми для героев чудесами. Многочисленные автомобили причудливых конструкций, здания необычной архитектуры, автоматизированные заводы и фабрики, парки развлечений и зоопарки с карликовыми животными, и конечно же его жители, что всегда готовы помочь гостям города. Внимание уделено огромное этому городу, в нем ничего не покупается и ничего не продается. Пришел в магазин бери что надо, т. е. в обществе царит «светлое будущее». Правда автор не спешит идеализировать его, и расписывая преимущества Солнечного города (в котором Солнце днем светит всегда), тонко подмечает и его недостатки, которые резко всплывают благодаря одному гостю в канареечно-желтых брюках и с волшебной палочкой в руке. Кроме того, благополучие жителей Солнечного города — отнюдь не манна небесная, и ради процветания города и приумножения его благ, жителям города приходится неустанно трудится, что и объяснила в беседе с Незнайкой одна из жительниц города, девушка-модельер одежды, по имени Ниточка.
Тема волшебства и магии в произведениях Николая Носова как правило не фигурирует. Данная история пожалуй единственная в этом роде. Неведомый волшебник награждает героя за добрые дела волшебной палочкой, однако получив столь могучий источник силы Незнайка начинает зазнаваться и делает плохие поступки которые только приумножаются, ведь по словам одного из персонажей:
«Волшебная палочка — это огромная сила, и если такая сила попадет в руки не очень умному коротышке, вроде тебя, то тут вместо пользы может выйти один только вред».
Немного о главных героях и их непростых взаимоотношения. Перед нами три героя — два парня (Незнайка и Пестренький) и девушка Кнопочка. Классическое ныне трио «два парню+девушка». Наиболее можно выделить двух героев — Незнайку и его подругу Кнопочку. Персонажи трилогии конкретно не попадают под какую либо возрастную категорию, и невозможно точно сказать кто они. Они не в рамках возраста, но одни из них мальчики, а другие девочки. Одни по складу более похожи на детей, другие на взрослых. Наблюдается лишь тенденция уменьшения детских характеров, и увеличения взрослых, и если Незнайка в первой книге попадал под категорию ребенка со всей детской непосредственностью, то в данной части Незнайке более свойственны черты подростка. Учеба за которую некогда главный герой взялся постепенно сошла на нет (остановившись перед изучением физики, со слов автора), и на смену пришла юношеская мечтательность, возникшая благодаря чтению книг, и общению с подругой, разделявшей интересы Незнайки. В связи с «болезнью роста», развиваются в Незнайке и не совсем хорошие черты. Такие, как раздражительность и задиристость. Впрочем герой начал самостоятельно задумываться над своими поступками, что выражается в посещениях «совести», появляется желание все исправить, но вслед за этим на фоне неудачных попыток, которые делают вреда еще больше, появляются и попытки сделки с совестью, когда она начинает совсем уж «мешать».
Кнопочка — главная подруга героя, временно потеснившая старых приятелей Незнайки на задний план. Мечтательность, порядочность, доброта и сострадание, все это и свойственно героине, что контрастирует на фоне немного безалаберных Незнайки и Пестренького. Вместе с тем, Кнопочка достаточно сильная и твердая характером девушка, и следит за порядком в компании, а парни немного побаиваются ее, выполняя ее требования. Взаимоотношения между главным героем и героиней (а так же столь примечательных персонажей, как Листик и Буковка) — тема отдельного разговора, при этом весьма серьезного, взрослого. Хотя книга и детская, но все же герои там мальчики и девочки (или юноши и девушки) и им свойственна, преданность, чувство любви, и даже ревность, пускай они и стесняются в этом признаваться. Финал тонко намекает, что Незнайка и Кнопочка друг по отношению к другу стали нечто большее чем просто друзья. Однако на этом автор ставит точку. Первая юношеская любовь ушла так же быстро, как и пришла. Помирятся ли Незнайка и Кнопочка или нет (думаю да, помирятся), и будут ли продолжать дружить или нет, решать читателю.
Вертер де Гёте, 30 января 2008 г.
Сказка тоже с серьёзным социальным подтекстом. Читая книгу в детстве, мы не замечали,что она наполнена откровенной критикой «буржуазных» моды, искусства, авангардистского театра, какофонической музыки (видимо,подразумевались джаз и рок-н-ролл), которые приносят в утопический Солнечный город ослы(!),превращённые Незнайкой в людей.Хотя достоинств книги всё это ни в коем случае не умаляет- она отличается прекрасным юмором и богатой фантазией.
evridik, 28 августа 2009 г.
Самая моя любимая история о Незнайке и его друзьях. Здесь некий квест превращается в обретение друзей, наступание на старые грабли и попытку понять, как лучше. Детская книжка в то же время весьма поучительна, настоятельно рекомендую читать ее любому ребенку.
Первое мое знакомство с этой книгой произошло в нежном возрасте, когда все чудеса воспринимались не как выдумка, а как реальность. Я отчего-то верила, что малышки-малышки действительно есть. Все эти описания их домиков, их огородиков, их мостика через речку, их единственной сломанной машины... все это так великолепно, так неповторимо, что хочется перечитывать раз за разом, и потом еще читать, и снова перечитывать...
Советник, 3 февраля 2009 г.
Эта книга была для меня одной из любимейших в цикле. Да наверное это и неудивительно. Ну что ещё нужно для маленького читателя? — Есть волшебная вещица, которая способна исполнить любое желание, есть огромный и удивительный город индустриально развитых коротышек и, наконец, есть совершенно несознательный и бесшабашный коротышка — Незнайка, которму волею судьбы попала в руки огромная сила. В совокупности этих обстоятельств сюжет просто не мог получиться скучным и, надо отметить, он получился ВООБЩЕ не скучным.
Сопереживание вставшим на пути новоявленного волшебника коротышек и надежда на скорейшее разрешение событий, которые постоянно накладывались в течение произведения одно на другое, воспринимаются очень легко и просто. И игровой мир, в результате, учит очень даже взрослым и серьёзным вещам, что не может не оправдывать высочайшей оценки, которой достойно приключение Незнайки в Солнечном городе!
Veronika, 31 января 2008 г.
Прекрасная повесть! Я читала её с огромным удовольсвием. Честно говоря, рок-н-ролл, какофонию и авангардистский театр сама не люблю, так что если Носов и критикует всё это — мне всё равно. А вот про что не писали в отзывах: Носов затронул проблему совести. Это же важнейший момент в книге! Вспомните ночные беседы Незнайки со своей совестью. Клайв Льюис писал,что голосом совести с нами говорит Господь. Не знаю, знал ли это Носов на сознательном (рассудочном) уровне, но интуитивно — точно знал.
А история с волшебником? Добрые поступки надо совершать бескорыстно, и не думать «а что мне за это будет». Носов — это русский Льюис, честное слово:smile:.
SpBerkut, 4 июля 2014 г.
Восхитительная многогранная книга. Прочитав её ещё в детстве, до сих пор в глубине души мечтаю встретить доброго волшебника, который сможет оценить мою бескорыстность и должным образом вознаградить.
197925, 30 августа 2009 г.
Замечательное произведение, полное фантастических изобретений, облегчающих жизнь коротышек Солнечного города. Кто из нас не хотел пожить в таких домах?! :glasses:
viv, 5 марта 2008 г.
Отличное продолжение серии про коротышек. Мир этот, оказывается, не ограничивается поселением на берегу Огурцовой реки. Волшебная сказка, с чудесами и приключениями.
Dimson, 31 января 2008 г.
Действительно, детская сказка для взрослых. И снова — куча прекрасно придуманных персонажей, шутки, тонкий юмор, хорошо завуалированная назидательность. Очень добрая книга.
seregasu, 28 августа 2011 г.
«Незнайка в солнечном городе»-замечательная книга ,любимая с детства ,потрясающий сюжет .
был маленький перечитывал по несколько раз.Всё же Носов был очень талантливым и уважаемым писателем.
elent, 31 января 2008 г.
Впервые прочитала в 6 классе. И так понравилось! Так и стала самой любимой книгой про Незнайку из всего цикла. Про буржуазию поняла только, перечитывая уже в университете. Но все равно нравится.
voroncovamaria, 21 августа 2012 г.
Замечательная утопия для детей. До сих пор помню все технические штучки, придуманные и описанные Носовым. Захватывающий сюжет, разнообразие персонажей. Сын маминой сотрудницы постоянно одалживал у нас эту книгу и перечитывал её.
kkk72, 31 января 2008 г.
Вторая часть приключений Незнайки рассчитана на более старшего читателя. В романе за веселыми приключениями коротышек все больше выглядывают социальные элементы. В значительной мере, Солнечный город — это утопия, попытка изобразить коммунистическое общество. Всевозможные технические чудеса действительно выглядят впечатляюще, а вот в жизнеспособность такого общества верится слабо. Здесь впервые появляются отрицательные персонажи в виде пришлых и чуждых нам ослов. Самый запоминающийся персонаж — Пачкуля Пестренький с его своеобразными жизненными принципами. И все же, несмотря на сильные отпечаток своего времени, роман читается очень легко и прекрасно запоминается.