fantlab ru

Андрей Валентинов «Крабат»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.26
Оценок:
45
Моя оценка:
-

подробнее

Крабат

Роман, год; цикл «Аргентина»

Аннотация:

Европа, 1936 год. Гитлер идёт от успеха к успеху, на континенте расцветает «немецкая весна» — соотечественники спешат присоединиться к Рейху. Рушатся границы, по дорогам тянутся колонны вермахта, венец же всего — Олимпиада в Берлине. А перед её началом над неприступной Северной стеной Эйгера должно взвиться знамя со свастикой.

Горного стрелка Андреаса Хинтерштойсера никто не звал на Эйгер, но он всё равно идёт туда. Авантюрист Марек Шадов в горы не собирается, но им всё равно суждено встретиться. Промёрзшие склоны Эйгера, шпионский отель у его подножия, холодный пистолетный ствол у затылка...

Входит в:

— цикл «Аргентина»  >  роман-эпопею «Первая трилогия»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 352

Активный словарный запас: высокий (3061 уникальное слово на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 48 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 36%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>



Издания: ВСЕ (2)

Крабат
2017 г.

Самиздат и фэнзины:

Аргентина: Квентин, Крабат
2024 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Второй том первой трилогии цикла «Аргентина»

А господин Шмалько меломан и киноман, уважаю.

Быть настолько подкованным в старых фильмах и музыке — это явно не по необходимости, а для души.

Был в полном восторге, прочтя про хулиганскую джазовую «Минни-попрошайку (лентяйку)» Кэба Кэллоуэя. Сам я с песней познакомился около года назад, в гениальном уличном исполнении «Brothers Moving».

Десятки отсылок к предвоенным поп-феноменам и советскому культурному коду — от «Простоквашино» до «Белого солнца пустыни». Очень круто.

«Крабат» продолжает сюжет «Квентина», чуть сместив фокус. Но, тем не менее, в центре внимания опять шпионские игры, дела оружейных баронов и всех тех, для кого война — «отец всему и царь».

Смелые и верные мужчины, роковые, все без исключения, а их в романе аж три, женщины.

Шикарная линия двух горных стрелков, друзей-альпинистов.

Основная же линия — сорб Марек Шадов, его жена-воротила чёрного рынка и её дочь-вундеркинд Герда.

Как и в любой альтернативке, чем дальше от начальной точки бифуркации, тем менее история похожа на нашу.

Австрию и Судеты Бесноватый всё-таки присоединяет, обнуляя усилия героев первой части. Но самое забавное то, как автор обошелся со Швейцарией. В мире «Крабата» кантоны ждала участь реальной Польши. Только поделили Швейцарию не Советы с Германией, а Рейх, Франция и немного досталось дуче.

Интересны размышления на тему судьбы всех тайных обществ и их неспособности взять власть в свои руки.

Роман — настоящее пиршество для любителя качественной жанровой литературы и поклонника эпохи перед Второй Мировой.

10(ШИКАРНО)

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Действие второй книги также происходит в 1936 году, но становится окончательно понятно, что мир «Аргентины» не наш мир, альтернативный или скорее параллельный. События начинают отклоняться от нашей истории, а кроме того, появляются люди, оставившие след в нашем мире, но в несколько ином качестве.

В романе «Крабат» при том же объеме три главные линии, аккуратно сплетенная косичка. Главный герой первой линии — Оттомар Шадов, он же Марек, он же Кай, он же Крабат, не по своей воле становится мишенью нацистов. Он вынужден скрываться, чтобы спасти жизнь себе и своей приемной дочери Гертруде, она же Герда.

Вторая линия отдана Ильзе, она же Снежная королева, жене Марека, сильной self-made woman, которая выбралась из грязи и готова идти по головам на самый верх, чтобы больше никогда не вернуться назад. И надо сказать, ей это удается.

Третья линия — альпинисты Курц и Хинтерштойсер в альтернативной истории покорения Эйгера.

Роман насыщен увлекательнейшим действием, атмосфера сгущается с самого начала, один эпизод быстро сменяется другим. Автор создал очень густой замес из приключенческих событий, экскурсов в прошлое героев, сложных отношений между ними, пророческих снов, мистических переживаний и политических игр. Появляются в романе и «дизельпанковские» фантастические устройства. Да еще какие! Книга похожа на затейливый калейдоскоп, узоры можно рассматривать под различными углами, при повторном чтении открываются новые грани, и каждый читатель сможет найти что-то свое. Когда я прочитала «Крабата» в первый раз, он показался мне политическим триллером, очень мрачным и нервным, стремительные, почти «рваные» куски и мистические эпизоды, напоминающие бредовый сон. А вот при втором чтении открылось совсем другое — «Крабат» почти семейная сага. Он воспринимается, как сага, благодаря продуманным детальнейшим флешбекам, охватывается лет пятнадцать из жизни героев. Здесь есть любовь и предательство, измена и ревность, традиции и соперничество, понимание и прощение. Очень глубокая книга, задевает за живое, причем по разным поводам.

Особенно хочется отметить образ девочки Гертруды. Она чем-то напомнила маленькую героиню «Нуара», но получилась абсолютно самобытной и нетривиальной.

А еще очень тронула история покорителей Эйгера Курца и Хинта с неожиданным финалом.

В романе много аллюзий и отсылок к литературным произведениям и фильмам, которые очень интересно отыскивать. Книги Андрея Валентинова похожи на энциклопедию, они обогащают. Развлекаясь, попутно узнаешь очень много интересного.

Если сравнивать с первой книгой цикла «Квентином», сюжет усложнился и общая тональность стала мрачней. Исчез легкий налет комиксовости, присущий первой книги, все стало серьезнее и глубже. Но при этом в романе среди мрака и несчастий очень много воздуха и света. А еще надежды и веры в чудо.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Появилась фантастика, которой не было в «Квентине». Усилилась мистика, проявилась (не только временным смещением событий, выдуманными фильмами, или навешиванием на «Люгер» оптического прицела) альтернативная история. К примеру, хлопнули Геббельса (что важно для дальнейшей истории персонажей), а Влас Чубарь сменил на посту Предсовнаркома СССР «сгинувшего невесть куда Молотова» (что абсолютно фиолетово))).

Почти исчезла ироничность, доходящая в «Квентине» временами до комичности, но максимально возрос градус драматизма. Звонче стал модерн, который, забегая вперед, еще громче зазвучит в третьей книге.

Кстати, именно благодаря резко выросшей напряженности, роман – для меня – вышел лучше первого. Несмотря на то, что открывая его ждал (и очень ждал) продолжения приключений Уолтера Квентина Перри, какового поначалу очень не хватало. Казалось, что вновь читаю не более, чем дразнящий, заманивающий дальше, своего рода супердлинный пролог. Казалось, что шага вперед не будет. В лучшем случае – шаг вбок... Но в итоге – плюс балл. Совершенно неожиданно нуар-драма сменила предшествующую ей ироничную адвентуру.

Ну, и, конечно, продолжается танго. Как же без него?

В горних высях звучат молитвы,

В адских безднах – глухие стоны.

В женском сердце – все арфы рая,

В женском сердце – все муки ада.

Путь мужчины – огни, да битвы,

Цель мужчины – уйти достойным…

В этой жизни танцуем танго,

После смерти танцуем танго,

Жизнь со смертью танцуют танго,

Все танцуют, Господь и дьявол.

Сеньорита, коснись устами,

Прежде чем я с тобой расстанусь…

P. S. И цитата. «Ни одно тайное общество управлять не способно. Учтите на будущее, когда вам станут рассказывать про Сионских мудрецов, Комитет Трехсот – или про тех же масонов, которые гнездятся под кроватями и царят над миром».

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх