FantLab ru

Дэн Симмонс «Сироты спирали»

Сироты спирали

Orphans of the Helix

Другие названия: Небесные странники

Повесть, год; цикл «Песни Гипериона»

Перевод на русский: М. Левин (Сироты спирали, Песни Гипериона: Сироты Спирали), 2001 — 2 изд.
О. Ратникова (Небесные странники), 2010 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 92

 Рейтинг
Средняя оценка:7.74
Голосов:1181
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Небольшая повесть, действие которой происходит в мире «Гипериона», но это не продолжение «Восхода Эндимиона».

Написана специально для сборника «Далекие горизонты» (Far Horizons).

© vad

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Локус / Locus Award, 2000 // Повесть

Номинации на премии:


номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第32回 (2001) // Переводной рассказ

номинант
Премия Игнотус / Premio Ignotus, 2001 // Зарубежный рассказ (США; повесть)


Далекие горизонты
2001 г.
Вдоволь миров, вдоволь времени
2005 г.
Космическая опера
2010 г.
Эндимион
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Far Horizons
1999 г.
(английский)
Far Horizons
1999 г.
(английский)
Far Horizons
1999 г.
(английский)
Far Horizons
2000 г.
(английский)
Far Horizons
2000 г.
(английский)
Far Horizons
2005 г.
(английский)
The Space Opera Renaissance
2006 г.
(английский)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 января 2014 г.

«Песни Гипериона» называют одним из лучших и известнейших фантастических циклов ХХ века. Все четыре романа выходили в течение восьми лет, с 1989 года по 1997. Впрочем, надолго расстаться со своим циклом Симмонс не смог и спустя два года после выхода «Восхода Эндимиона» свет увидела повесть «Сироты Спирали».

После событий последнего тома прошло почти 500 лет. Давно уж нет Церкви и крестоформов, люди приняли учение Энеи и вроде как все должны быть счастливы и рады. Ну это в идеале, на самом деле жизнь, конечно же, преподнесла новые трудности. В центре повествования люди, которые улетели со своей планеты спустя 80 лет после Момента Сопричастности Энеи. И в данный момент 684 300 пассажиров корабля находятся в криогенном сне, бороздя просторы космоса в поисках подходящей для себя планеты. Кораблем управляют ИскИны. Однажды корабль принимает сигнал бедствия и ИскИны будят нескольких людей для принятия ответственного решения о дальнейших действиях. Чем это обернется для судеб сотен тысяч людей и что случилось с теми, кто подавал сигнал? Читайте и узнаете.

Повесть в целом самостоятельна, хотя и содержит ряд привязок к вселенной «Гипериона». Однако, если вы не знакомы с основным циклом, это не помешает получить удовольствие от истории, разве что пара моментов покажутся не совсем понятными. Ну а если вы читали «Песни Гипериона», то перед вами отличный шанс еще раз взглянуть на знакомый мир.

Отличная космоопера, очень гуманная и добродушная.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 января 2009 г.

Чувствуется, что автора тянет к созданному им миру «Гипериона», но он не знает (и, надеюсь, не хочет), как продолжить то, что было закончено в «Восходе Эндимиона». Минимальная доза для тех, кто хочет продолжения.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 марта 2015 г.

Странный рассказ. Чего-то дополняющего цикл в нем нет, интересной истории тоже нет. Отдельно от цикла он совершенно бесполезен и непонятен будет для читателя, как продолжение же ничего интересного и нового не привносит. Его можно было рассматривать как эпилог к последнему роману цикла, в этом может и был бы какой то смысл.

По поводу сюжета и героев тут сказать нечего — рассказ короткий, и автору не удалось ничего интересного сотворить. Все действие происходит на последних 5 страницах, до этого же просто «красивые пейзажи».

В общем, как фанат серии, да и автора, я рассказ конечно же прочитал. Но здесь тот случай, когда говорят «прочитал и забыл». Зачем автор его писал? Мне, лично, непонятно...

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 сентября 2008 г.

Мини-Космоопера для тех, кто не читал основного цикла (то есть для меня) и которые хотят сложить впечатление для будущего прочтения эпоса. Прочитал, сложилось следующее: очень гармоничное повествование, лиричное, с «вкусной» смесью из технологических «изюминок» и философских мыслей. Впечатлила сама манера рассказа Симмонса, намеренно упрощенная и от этого притягивающая.

Интересно... Теперь однозначно возьмусь за «Песни...», хоть и колебался.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 октября 2012 г.

Рассказ интнресен, хотя и прямой связи с «Песнями...» тут нет. Зато удалось выяснить кто же все-таки родился у Энеи...

Жнец из этого рассказа очень напомнил жнецов из компьютерной игры «Mass Effect», кто играл, тот поймет....

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 ноября 2009 г.

«Сироты Спирали» — это небольшая повесть по мотивам. Н. лет спустя после «Вохода» люди из Спектральной Спирали Амуа летят покорять дальний космос и встречаются с Бродягами, которые улетели еще до Хиджры. И что будет дальше. Там очень много деталей, которые прекрасно вписываются в основной сюжет и порадуют фанатов. А вот с самим сюжетом повести просто швах, потому что если его пересказывать двумя словами, будет даже немного стыдно за автора — настолько все просто и глупо. Хотя в остальном текст на том же уровне, что и остальные «Песни» — психология, детали, и тд. Пожалуй, автор-психолог уровня Ле Гуин мог бы сделать из этого сюжета нечто волшебное и имеющее самостоятельную ценность, но для Симмонса получилось слишком мелко.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 июня 2008 г.

Я еще не читал, но обязательно прочитаю, просто потому что хочу посмотреть на видение автором дальнейших событий в мире бывшей Гигемонии. И если честно, то меня удивляют люди которые говорят, что надо остановится на первой книге и не читать продолжений. Те кто читал «Основание»( есть и другие варианты перевода названия) Азимова, то те люди наверняка прочли и прелюдию к циклу и его продолжения, без этого нет цельной картины «Основания» , это применимо и к циклу Симмонса. Ни одно из продолжений Гипериона нельзя назвать провальным. Просто, по моему мнению, для тех людей которые нелюбят продолжения Гипериона развитию данной вселенной пошло не по тому пути которому им бы хотелось видеть, отсюда и такая позиция.

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 октября 2006 г.

Для тех кто прочел песни Гипериона — это неплохое легкое продолжение. Конечно, это не Гиперион, но вполне на него похоже. Да и что вы хотите, автор и не планировал его как продолжение Гипериона — это скорее сценарий к Star Trek. Не верите — прочтите сборник рассказов « Вдоволь миров и времени».

Вот вам вопрос. Как можно было ещё продолжить Гиперион, когда его концовка не подразумевает продолжения. Да и зачем из него делать мыльную оперу. Гиперион вполне завершенное произведение. А этот рассказ так — побаловать читателя :wink:

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 апреля 2017 г.

Несмотря на то, что я много хорошего слышал о цикле «Песни Гипериона» Д. Симмонса, ознакомиться с этим масштабным произведением всё никак не находится времени. Хотя нередко бывает, что общепризнанные шедевры обманывают ожидания, не производят должного эффекта. Чтобы определиться стоит ли мне читать весь цикл, решил попробовать небольшую повесть, самое последнее на данный момент произведение в серии, которое, если верить аннотации, не слишком тесно привязано к остальным романам. Ну что сказать, читать было, конечно, сложно, но интересно, оценить масштаб и глубину «Песен» мне в целом удалось, стало очевидно, что это именно та умная фантастика, с глубоким религиозно-философским смыслом, морально-нравственным посылом и элементом научно-технической «твёрдости», которую можно читать и перечитывать очень долго.

Во время чтения повести неофита ожидают камни преткновения на каждом шагу — что из себя представляют Бродяги, Паксы, Гегемония, Момент Сопричастности, Крестоформы, Хиджра — и это лишь малая толика специальной терминологии цикла, встречающейся здесь. Автор особо не утруждает себя подробными пояснениями, предполагается, что читатель уже хорошо знаком с основным содержанием «Песен». В общих чертах, конечно, можно угадать, а где-то домыслить, о чем идет речь, но всё равно это будет лишь верхушка айсберга. Может быть сюжет здесь действительно выглядит законченным и самостоятельным, но без знания матчасти от понимания ускользает масса отсылок к прошлому и настоящему этой вселенной. Благо, хороший литературный стиль и легкая манера подачи материала в какой-то мере облегчают продвижение по тексту.

На протяжении сотен лет огромный звездный ковчег под названием «Спиральный рукав Амойета» бороздит просторы глубокого космоса в поисках идеального мира для колонизации. Во время очередного выхода из пространства Хокинга, ИскИны, осуществляющие пилотирование, принимают сигнал бедствия из ближайшей двойной звездной системы. Следуя инструкции, они выводят из анабиоза девятерых членов экипажа, дальнейшая судьба корабля и сотен тысяч пассажиров оказывается в руках этих лучших из лучших. Прямая угроза для самой экспедиции отсутствует, но высокие моральные принципы и понимание высшей ценности любой разумной жизни, заставляют экипаж идти на риск и принимать судьбоносные решения, которые могут затронуть миллиарды живых существ, неважно сколь далеко или близко отстоящих от человечества.

В повести довольно мало активного действия, большую часть сюжетного времени занимают диалоги персонажей, их размышления, экскурсы в прошлое. Сюжетная линия всего одна, но дай Бог уследить хотя бы за ней, столь много подробностей автор выдает на единицу текста. Читатель в деталях знакомится с устройством корабля колонистов, получает исчерпывающее описание исследуемой звездной системы, романтика космических странствий здесь органично сплетается с астрономией. Основное внимание уделяется проблеме Контакта, но не меньше этого автора беспокоит психологическая достоверность происходящего, хотя экипаж корабля подчеркнуто функционален, личностные черты в персонажах крайне условны, их проще различать по цветам скафандров, нежели по именам, запоминается разве что номинальный капитан Дем Лиа.

Решение конфликта лежит не в военно-технической, но скорее в моральной плоскости — герои бьются над поиском соломонова решения, руководствуясь принципом «не навреди», здесь проявляется подчеркнуто идеализированный альтруизм людей будущего. В обычной ситуации такое поведение персонажей могло бы показаться искусственным, но отсылки к некому глобальному событию под названием Момент Сопричастности, заставляют думать, что человечество претерпело реальные изменения в своем мировоззрении, которые сложно постичь нам, порождениям кровавого ХХ столетия. Финал оказался для меня предсказуемо непонятным, ключевой вопрос — «кто все эти люди?», но здесь, конечно же, не стоит пенять на зеркало, а искать ответы в предыдущих частях цикла. Для поклонников «Песен» повесть в свое время, как мне кажется, стала достойным подарком, для новичка здесь остается слишком много непонятного, но по крайней мере определиться с тем, что «Гиперион» следует обязательно прочесть, мне удалось однозначно.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 июля 2013 г.

Единственное впечатление от прочтения — зачем ЭТО написано? Вот уж не думал, что автор «Песен Гипериона» разменяется на такое убожество ради денег... И не надо рассказывать, что авторы просто «хотят вернуться в полюбившийся мир». Им просто предложили денег — они согласились. Зря. Больше мне добавить нечего.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 июля 2012 г.

Несмотря на то, что это рассказ часть общего проекта. Написан он хорошо и как самостоятельный читается просто. Есть история и какая-то часть приключений с этим кораблем.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 апреля 2010 г.

Мир Гиппериона очень многогранен и интересен. В рассказе автор придерживается общего духа «главного» произведения. Если не ждать чего-то подобного первой книге — то очень даже неплохо. В конце концов Симммонс и не обещал раскрыть здесь все тайны цикла. Просто небольшое отступление от главной ветви повествования. Единственное, что не порадовало — явление Христа народу в конце рассказа, вполне можно было бы и пропустить.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 ноября 2007 г.

Малоинтересный и неудачный рассказ к циклу, повеяло наивной фантастикой 70-х. Гиперион закончился точно там где должен был закончиться, и такой дополнительный опус не отвечающий (ИМХО) ни духу ни букве основного произведения совсем лишний.

Блеклый рассказ не обладающий изюминкой к такому очень мощному и удивительному произведению??? не оценил.

Оценка: 2
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 октября 2015 г.

Как отдельная повесть «Сироты Спирали» неплохое произведение. Хороший, качественный образец научной космической фантастики. Моральные и философские проблемы взаимоотношений разных гуманоидных и негуманоидных расс. Трудность выбора между жизнью и гибелью представителей своих форм жизни и возможностью разрушения иной разумной жизни.

Красивая повесть с достаточно глубоким внутренним смыслом. Есть о чем подумать, представить себя на месте героев, сделать свой выбор.

Но как часть романа-эпопеи «Песни Гипериона» , данная повесть роли не играет. Это отдельное, самостоятельное произведение.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 октября 2011 г.

Хех. А кто-нибудь обратил внимание, что здесь идет прямая перекличка с «Пасынками вселенной» Хайнлайна? Даже на уровне названий: «Orphans of the Sky» и «Orphans of the Helix»? Интересно бы тщательно сопоставить и разобрать...

Оценка: нет


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу