Реимбай Сабиров «Шахиня искусства»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: С использованием мифологии (Арабской ) | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Азия (Центральная Азия ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Параллельный
- Возраст читателя: Любой
Врач Мухтар Рахманов из института реанимации услышал древнюю легенду о Рухсар-бану, её возлюбленном Искендере, зодчем Семендере и коварном шахе. Эта легенда стала для него руководством к действию.
Входит в:
— антологию «Фантастика, 75-76», 1976 г.
— антологию «Проба личности», 1991 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 30 июня 2021 г.
«Редкая птица» советских сборников фантастики — среднеазиатская (точнее, туркменская). В основу рассказа положена легенда о единственной на Востоке женщине-акыне по имени Рухсар. А о чем еше писать живущему на Востоке писателю, как не о своей славной истории и культуре? Потому как традиции этого народа больше живут своим прошлым, нежели будущим (яркое подтверждение этому тезису мы видим сейчас, когда все народы Средней Азии практически вернулись к эпохе феодализма). Чтобы сказка выглядела фантастикой (как того требует жанровая направленность сборника), автор встроил легенду в оправу «светлого будущего», в котором некий мастер реанимации захотел по-советски «сделать сказку былью». Получилась причудливая смесь из восточного фольклора и современной прозы.
Читать сие обновленное предание, конечно, можно. Но увлекательной фабулы тут не ищите — не тот размах и не та цель. Туркмения была особой республикой даже во времена СССР. Пригодной для жизни земли там практически нет — несколько более-менее доступных территорий у Каспийского моря и по берегам Амударьи. Остальное — сплошная пустыня, местами песчаная, местами каменистая. Единственная цивилизация, которая смогла вырасти в таких жестких условиях, — это знаменитое Хорезмское царство, стертое с лица земли монгольскими ордами. С ним и связано большинство легенд и преданий турменского народа. Есть, правда, еще и Фирдоуси со своей поэмой «Шах-наме», но он не был коренным жителем этих мест.
Что можно сказать про возможности реанимации, прославляемые в рассказе? Прежде всего, реанимация — это не наука, а технология. И именно техника в совокупности с физиологией ставит предел ее волшебству. Так что не стоит ждать на этой почве больших открытий и достижений. Никому ведь еще не удавалось оживить египетскую мумию! С Рухсар-бану схожая ситуация — она не просто умерла, а ПОВЕСИЛАСЬ, т.е. повредила себе шейные позвонки и, как следствие, спинной мозг. Такие фатальные повреждения ставят крест на любой реанимации. Это действительно фантастика в восточном стиле (сделать невозможное ради любви). И, наконец, сам метод сохранения тела путем помещения его в мед не столь эффективен, как его представляет восточная легенда: активные вещества со временем растворят помещенные в эту сладость ткани. Даже такие известные мастера мумификации, как египтяне, и то не могли спасти своих правителей. Единственная нетронутая грабителями мумия Тутанхамона за 3000 лет была практически растворена консервирующими смолами и бальзамами и сохранилась даже хуже, чем мумия Аменхотепа Второго, которую «вскрыли» приблизительно столетием ранее. Следует признать, что удовлетворительной технологии консервации живой ткани не существует и до сего дня. Единственный вариант, который я пока вижу в перспективе — это гибернация (низкотемпературная заморозка с применением анабиоза). Но для ее успеха тело еще должно быть ЖИВЫМ на момент проведения процедуры. Так что мертвецам никакая реанимация помочь не сумеет, ибо мозг начинает разлагаться уже через 7-10 минут после констатации момента смерти. Такие вот пироги...
Одна фраза бросилась в глаза при чтении: ботаники вывели новый сорт морозоустойчивой финиковой пальмы к 100-летию Великого Октября. Печально читать эти строки сегодня: в 2017 году страна не только не отпраздновала эту дату, но даже не сумела сохранить свою целостность. Вряд ли советские люди могли предвидеть подобный кошмар в 1976 году. В те годы незыблемость нашей державы была почти что аксиомой.
-----------------
РЕЗЮМЕ: осовремененная на советский лад старинная восточная легенда о женщине-музыканте из Ургенча. Один из редких образцов туркменской литературы.