«Мумия сняла маску.
Ее лицо представляло собой череп с остатками сгнившей плоти.
Эту страшную «маску под маской» оживляли лишь яркие глаза,
гнилые оскаленные зубы и трепещущий за ними розовый язык»
М. А. Коллинз. «Мумия»
Мумия — труп, окончательное омертвение тканей которого произошло при их постепенном и естественном высушивании. В более узком смысле слова мумия — это бальзамированный покойник. Искусством мумификации обладали древние египтяне, превратившие его в культово-религиозный обряд.
Казалось бы, кому, кроме узкого круга специалистов интересно копаться в таком материале? Но, если есть желание «напустить ужаса» на читателя или кинозрителя, то с учётом тяги человека ко всему древнему и сакральному, предмет нашего разговора становится сюжетообразующей предпосылкой некоторых фантастических произведений. Пионером темы ожившей мумии следует, очевидно, признать Эдгара По.
Раскрыл он её мастерски, но главное и, в отличие от большинства последователей, — с юмором. Кульминацией его рассказа «Разговор с мумией» стал диалог между представителями двух исторических эпох, отстоящих друг от друга на пяток тысячелетий, но при ближайшем рассмотрении не таких уж разнящихся между собой.
Другим писателям в поисках оригинальных нюансов в теме общения с засохшими мертвецами пришлось разнообразить хотя бы географическое происхождение мумий. Была установлена принадлежность некоторых из специфических находок такого рода к древнегреческой цивилизации (М. Брод. «Ожившие мумии»; А. К. Дойль. «Номер 249») и даже к цивилизации затонувшего материка Гондваны (Г. Берсенев. «Погибшая страна»).
В начале двадцатого века в существовании мумий никого не надо было убеждать. Это звездолётов никто не видел, а о замотанных в материю древнеегипетских покойниках имел представление каждый мало-мальски образованный человек. Поэтому легко было произвести впечатление на многих «оживляя» мумии средствами кинематографа. В 1932 году по экранам они начали шествие благодаря актёрской игре Бориса Карлоффа. Рассматриваемая тема получила продолжение в фильмах «Рука мумии» (1940), «Гробница мумии» (1942) и так далее, а также римейки первых двух фильмов с применением компьютерной графики. Только вместо ужастиков новые авторы сделали приключенческие фильмы для семейного просмотра. Вершиной незамысловатых сюжетов была жажда нежити не просто отомстить уже давно не существующим, вновь появившимся либо реинкарнированным обидчикам, но и захватить власть над всем миром. В этом ключе не лишним будет упомянуть трилогию «Мумия» с Бренданом Фрейзером в главной роли, уже ставшую культовой. В первых двух частях главные герои спасают мир от восставшей мумии могущественного древнеегипетского жреца Имхотепа, в последней части речь, однако, уже идёт о восставшем из мумифицированного праха безжалостном китайском императоре-драконе.
Достаточно много лет назад фантасту А. Днепрову виделось правдоподобным клонировать человека, воспользовавшись отдельными клетками мумии («Трагедия на улице Парадиз»). Мёртвая, но нетленная зеркальная копия человека, собранная по информационным космическим сигналам, стала доказательством существования антимиров в другом рассказе этого же фантаста рассказе «Пурпурная мумия».
Кадр из фильма «Мумия» (2017) |
Ныне же авторы из числа тех, кто еще видит в древних мумиях источник творческого вдохновения, дают полный простор для мистики, сводя на нет даже квазинаучную составляющую. Любителей археологических ценностей и специалистов по нечистой силе давно уже связали истории о проклятьях, посылаемых на головы нарушителей покоя фараонов и их жрецов.
Оказалось, что и среди пыльных, подвергшихся специальной обработке мертвецов можно обнаружить своего рода «свежатинку» в виде… некогда забальзамированных вождей коммунистического движения. Правда, это (мимолётное?) веяние, похоже, не охватило ни Г. Димитрова, ни Мао Цзедуна, ни Хо Ши Мина. Объектом приложения магии стали, видимо, исключительно останки нашего выдающегося соотечественника, превращённые в рассказе А. Лазарчука «Мумия» в сущее воплощение замогильной жути. Черное колдовство, применённое спустя пяток тысячелетий (тема космоса не раскрыта!), оживило мумифицированного вождя мирового пролетариата. Его останки поддерживают свое существование за счет регулярных подпиток жизненной силы, отнятой у детей, которых в обязательном порядке приводят в кремлевский кабинет к «дедушке Ленину». Но в этой гнусной процедуре поклонения почему-то видится недомыслие именно тех, кто решил просто безнаказанно поиздеваться над пыльным лозунгом: «Ленин и сейчас живее всех живых!».
Не очень-то занимательное продолжение получили метафизические эксперименты в рассматриваемой области. Да оно и понятно. Неуважительное отношение к любому почившему или хотя бы к его останкам недопустимо с точки зрения любой веры и общечеловеческой морали.
© Р.Ю. Масленников, с дополнениями Oreon