fantlab ru

Неизвестный составитель «Фантастические изобретения»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.45
Оценок:
64
Моя оценка:
-

подробнее

Фантастические изобретения

Антология, год

Аннотация:

В этом сборнике читатель найдет рассказы фантастов разных стран, посвященные самым необыкновенным фантастическим изобретениям. С их помощью герои добиваются бессмертия, приобретают способность проходить сквозь скалы, преодолевают силу тяжести, решают задачи, которые стоят перед современной наукой.

Примечание:

Серия — «Зарубежная фантастика»

М.: Мир, 1971



В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


7.88 (601)
-
11 отз.
8.28 (484)
-
21 отз.
7.33 (369)
-
6 отз.
7.95 (759)
-
28 отз.
7.25 (408)
-
7 отз.
7.19 (138)
-
3 отз.
6.05 (65)
-
1 отз.
6.70 (100)
-
6.83 (116)
-
3 отз.
6.22 (58)
-
1 отз.
6.11 (52)
-
1 отз.
6.83 (112)
-
3 отз.
6.12 (53)
-
1 отз.
7.44 (199)
-
6 отз.
7.06 (120)
-
1 отз.
7.21 (141)
-
4 отз.
5.67 (80)
-
2 отз.
7.23 (98)
-
5 отз.
5.86 (60)
-
6.77 (118)
-
2 отз.
6.49 (91)
-
2 отз.
7.56 (654)
-
19 отз.
  • Источники
6.21 (43)
-

Входит в:

— серию антологий «Зарубежная фантастика», 1965 г.



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Фантастические изобретения
1971 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фантастика во все времена шагала впереди технического прогресса, многие поражавшие воображение читателя изобретения уже давно стали для нас обыденной реальностью. Тем не менее большинство используемых в фантастической литературе устройств и технологий продолжает оставаться нереализованными. Тем не менее, это не повод для грусти — ведь когда есть простор для развития — это замечательно. Подавляющее большинство изобретений, послуживших основой для создания антологии, получат свое практическое воплощение еще очень не скоро, если вообще получат. Нам же пока предоставлена возможность задуматься какие блага или же опасности эти плоды научной мысли могут принести человечеству.

У данной антологии есть два издания, оба в рамках «мировской» серии «Зарубежная фантастика» — первое датировано 1971 годом, а второе увидело свет ровно через 20 лет — в 1991. Более поздняя версия отличается от оригинала по содержанию — составители убрали наиболее слабые, по их мнению, рассказы, а взамен добавили парочку новых. В частности под раздачу попали оба рассказа С. Вайнфельда, В. Голембович, П. Льочев и В. Шрайер — т.е. представители бывших стран соцлагеря, вместо них были добавлены рассказы М. Рейнольдса «Пойдём со мною рядом» и «Лист Мёбиуса» А.Дж. Дейча — по поводу «новичков» ничего сказать не могу, не читал, а вот «аутсайдеров» убрали вполне заслуженно, не скажу, что совсем плохие рассказы, но на общем фоне смотрелись бледновато. Теперь перейдем непосредственно к произведениям, составляющим антологию.

Конечно, самым поразительным и желанным изобретением со времен Г. Уэллса считается машина времени, своего рода философский камень в мире НФ. Сразу несколько авторов предлагают нам свой взгляд на будущее хронопутешествий. К числу лучших компонентов антологии безусловно относится повесть Т. Шерреда «Попытка» — перед нами хроноскоп, прибор позволяющий запечатлеть на пленку любые фрагменты из исторического прошлого Земли. Сначала изобретатели пытаются использовать прибор в целях личного обогащения, снимая потрясающе реалистичные исторические блокбастеры, но вскоре понимают, что такое важное изобретение должно приносить пользу человечеству. В рамках данной антологии нам предложен перевод И. Гуровой, в котором отсутствует эпилог.

Рассказ Дж. Слейдека «1935 г. н.э.» посвящен изобретателю машины времени из альтернативного 1875 года, который переместился на 50 лет вперед и познакомился с Универсальным синопсисом, благодаря которому можно в буквальном смысле попробовать переписать прошлое. Типичную историю о ситуационном хронопутешественнике предлагает Р. Туми в рассказе «Мгновенье вечность бережет» — после того как на тихой улочке маленького американского города внезапно появляется реальный динозавр, местный журналист, двигаясь по следам разрушений реликтового монстра знакомится с гениальным изобретателем, который уговаривает героя отправится в доисторические времена и предотвратить разрушение города, но в прошлом вооруженного револьвером главного героя ожидают не только гигантские ящеры...

Нестандартный взгляд на временные перемещения имеет С. Вайнфельд, в его рассказе «Обратным ходом» нам предстоит встреча с известным немецким изобретателем Р. Дизелем, который изобрел способ запускать обратный ход времени, заново проживая свою жизнь во всех подробностях от старческой клюки до коротких штанишек. А вот герой рассказа В. Голембовича «Звонок» по сути никуда не перемещался, его «попаданческий трип» в XVII столетие происходит во сне. Получив задание от главреда написать роман о будущем, наш герой приходит домой и ложится спать, его сон — очень поучительная зарисовка для молодых авторов, воспевающих успехи наших современников в далеком прошлом. Автор на конкретном примере доказывает, что даже создание элементарного электрического прибора на базе технологий Нового времени, даже уже не средневековья, потребует массу времени, сил и упорства.

Ещё один мой фаворит в рамках данной антологии М. Лейнстер в юмористическом рассказе «Демонстратор четвертого измерения» показывает какую практическую пользу можно извлечь из темпоральных перемещений. Чтобы разбогатеть не обязательно самому шагать в прошлое и играть на бирже или скачках — достаточно извлечь из прошлого точный дубликат желаемого предмета, причем этот процесс можно легко поставить на поток и получать дубликаты ценных вещей в геометрической прогрессии. Жадность до добра не доводит и весь процесс скоро полностью выходит из-под контроля, настоящая кутерьма начинается, когда выясняется, что демонстратор может доставлять в наше время дубликаты не только вещей, но и живых и даже в некотором роде разумных существ. Возле этой же идеи закручен и небольшой иронический рассказ японского фантаста Я. Цуцуи «Кольцевые ветки»- молодой, но бедный математик изобрел формулу, благодаря которой, используя четвертое измерение, можно получать дубликаты объектов нашего мира. Возлюбленная героя хочет вступить в брак по расчету, но он убеждает ее прокатиться на токийских электричках, сделав определенное количество пересадок в нужных местах, некоторые женщины, к сожалению, имеют девичью память...

Исключительно проблеме клонирования и клонов посвятила свой рассказ «Девять жизней» У. Ле Гуин. На планету Лямбда, где добывают уран два друга-напарника прибывает необычное пополнение с Земли — десять клонов погибшего в результате несчастного случая молодого изобретателя Джона Чоу — пять мужчин и пять женщин. Это серьезное, местами мрачное психологическое исследование — сможет ли один клон, вырванный из приятного мирка своих точных подобий найти свое место в мире, справиться со всеми его вызовами и угрозами, а самое главное — сумеет ли он подружиться с обычными людьми, научиться доверять им. Юмористический рассказ Л. С. де Кампа «Такая работа...» заинтересует геологов и палеонтологов — создан прибор, позволяющий подобно рентгену просвечивать пласты земли, в результате происходит археологический бум, на свет Божий извлекаются скелеты динозавров, многие из них хорошо сохранились. Но и это еще не все, оказывается есть способ вернуть к жизни реликтовых монстров и постепенно в американской глубинке появляется целый зоопарк Юрского периода, таких монстров сложно удержать взаперти, особенно когда поблизости рыщут конкуренты, так что изрядный переполох гарантирован.

Если де Камп больше порадует палеонтологов, то изобретение Г. Гаррисона может совершить переворот в геологии. Его рассказ «Проникший в скалах», кстати это литературный дебют автора, написан в героико-приключенческой стилистике Дж. Лондона. Специальный прибор позволяет старателям ослаблять молекулярные связи и благодаря этому свободно перемещаться в скальных толщах — с одной стороны удобно, а с другой — любая поломка прибора грозит тем, что смельчак навсегда останется замурованным в камень и вряд ли его кто-то отыщет... Победить силы земного притяжения стремится гениальный изобретатель из рассказа С. Сандрелли «Человек-облако», воздействуя на тело человека прибор работает как антигравитатор, но в ходе исследований ученый забыл про один немаловажный фактор, и вот над потрясенным городом постепенно нависает растущая фигура изобретателя с триумфальной улыбкой на торжествующем лице.

Более удачный эксперимент по обузданию сил Природы нам предлагает Т. Годвин в повести «Необходимость — мать изобретения» — пятеро героев открыли мир земного типа, богатый на открытые месторождения алмазов, но драгоценная пыль, клубящаяся в атмосфере, приводит звездолет к катастрофе, в итоге у персонажей повести всего семь месяцев на то, чтобы изобрести принципиально новый тип двигателя, и покинуть планету, ставшую ловушку, которая стремительно несется к столкновению с жёлтой звездой. К типичным мужественным профессиям помимо шахтеров, геологов и первопроходцев мы привыкли относить и охотников. К. Эмшвиллер в рассказе «Охотничья машина» покажет, что в будущем охота будет приносить мало чести — супружеская пара выехала на природу пострелять зверей в компании со специальным роботом, который представляет собой электронный охотничий билет, механическую гончую и тореадора в одном лице. Глава семьи решил добыть медведя, но много ли радости принесет шкура грозного хищника, которому суждено пасть не в честном поединке от рогатины, а от холодных щупалец бездушного механизма?

Ещё одна популярная тема — обмен разумов, ей посвятил свой антивоенный рассказ «Вот именно...» известный и любимый многими читателями Ф. Пол. Изобретение гениального ученого позволяет без особых проблем перемещать разум одного человека в тело другого. Естественно военные сразу же заинтересовались возможностями, которые таит в себе многообещающий аппарат. Учёный дико недоволен вторжением в его частную жизнь и работу, удастся ли ему обвести вокруг пальца ушлых милитаристов? Ещё один классический антивоенный рассказ К. Воннегута «Эффект Барнхауза» описывает историю одноименного изобретателя, который путем долгих упражнений развил и довел до совершенства свою способность к телекинезу — теперь он практически всемогущ — одним лишь усилием воли он может топить эскадры кораблей и превращать танковые армады в ненужный хлам, однако эту же силу можно повернуть как на благо человечеству, так и во вред — этот рассказ о неизбежном моральном выборе и ответственности ученого.

Не всегда путь талантливого изобретателя усыпан розами, порой людское равнодушие и алчность губят на корню изобретения, способные изменить судьбу мира. Следующие две истории напомнили мне рассказ Г. Гарисона «Немой Милтон». «Сумасшедший» С. Вайнфельда посвящен изобретению «сухой воды» — добиться успеха в теории и получении первых опытных экземпляров вещества не самое сложное — гораздо труднее избежать внимания алчных корпораций и заставить людей поверить тебе, поддержать тебя, если не материально, то хотя бы добрым словом. Ещё один рассказ Ф. Пола, на сей раз в соавторстве с С. Корнблатом, также рисует нам безрадостную участь не принятого обществом изобретателя. В рассказе «Мир Мириона Флауэрса» протеже известного доктора изобретает машину для чтения мыслей, но что принесет такое изобретение людям, задумайтесь, действительно ли мы хотим знать всё, что о нас реально думают окружающие.

Задолго до появления фантастики люди мечтали об эликсире бессмертия и вечной молодости, а вот персонажу рассказа Дж. Керша «Что случилось с капралом Куку?» в этом плане повезло, но повезло ли? Автор задается вопросом — одинаково ли будет полезен дар бессмертия для всех людей — понятно, что мудрец за столетия приобретет небывалую мудрость, талантливый писатель напишет массу шедевров, гениальный правитель завоюет весь мир, а вот чего добьется простой солдат, который не имеет иных интересов помимо доброй драки да кружки пива в кабаке? Все работы хороши, везде можно добиться успеха, скажете вы, и с вами поспорит М. Рейнольдс. В его рассказе «Эксперт» обычный журналист хочет сменить сферу деятельности, в баре он встречает подозрительного ученого, который обещает, что его новое изобретение — суперцереброграф — за одну ночь методом гипнотического внушения сделает из любого неуча квалифицированного специалиста, в любой, даже самой уникальной области. Понравится ли журналисту его новая сфера деятельности и сумеет ли он вспомнить с похмелья утром на кого решил обучиться?

В копилке антологии найдется даже кое-что из серии «для дома, для семьи». Рассказ В. Шрайера «Детектор любви» предлагает на первый взгляд идеальное изобретение для поиска спутника жизни. Прибор, специальным образом запрограммированный на биотоки идеального партнера, подаст обладателю сигнал, когда искомый объект окажется в пределах видимости, вероятность ошибки исключается, но принесет ли идеальная жена счастье своему мужу? В эпоху скайпа видеотелефоном никого не удивишь, но в середине прошлого века об этом говорили достаточно часто. Социально-сатирическая зарисовка Я. Цуцуи «Цивилизация напоказ» о проблемах, сопутствующих внедрению в массы такого устройства. Вообще, оба рассказа Цуцуи для меня стали приятным открытием, до этого я не раз «пробовал на зуб» азиатскую фантастику и с неизменным негативным результатом, здесь же обе истории мне понравились.

Немного не в тему показался плутовской рассказ П. Льочева «Раковина с Венеры» — формально здесь можно притянуть сюжет к общей теме антологии, но с большой долей условности. Известному бизнесмену дарят красивый венерианский артефакт. Вскоре выясняется что ракушка может быть крайне полезной — она предупреждает героя об опасности, советует как приумножить капитал, только вот что на самом деле скрывается под экзотической раковиной? Завершает антологию послесловие Е. Парнова, написанное довольно эмоционально и тенденциозно. Автор привычно критикует капитализм, при обзоре рассказов антологии использует спойлеры, но для послесловия это некритично.

В целом сборник оставил довольно приятное впечатление, хотя бросается в глаза явная неровность уровня представленных рассказов, которую составители постарались устранить в переиздании антологии. Практически все истории соответствуют заявленной теме, самые желанные и обсуждаемые изобретения здесь представлены, ряд необычных идей и решений в наличии, хотя и традиционный подход присущ многим авторам. Есть и типичные представители твердой НФ, и юмористические зарисовки и психологические рассказы. Привычная англо-американская гегемония разбавлена представителями не только Европы, но и Восточной Азии. В общем, приятное чтение на несколько вечеров, без сильных потрясений, но и без горьких разочарований.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх