fantlab ru

Генрих Альтов ««Богатырская симфония»»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.13
Оценок:
263
Моя оценка:
-

подробнее

«Богатырская симфония»

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 56
Аннотация:

На забытый ракетодром Буздаг в горах Кавказа пришли двое. Старый космонавт и юноша. В эту ночь должна была вернуться последняя 55-ая автоматическая ракета, отправленная ещё в молодости старого космонавта к звезде Ван-Маанена.

© Ny
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Первая публикация — журнал «Нева», № 3, 1960.


Входит в:

— антологию «Альфа Эридана», 1960 г.

— сборник «Легенды о звёздных капитанах», 1961 г.

— антологию «Alfa Eridana», 1962 г.

— антологию «Библиотека фантастики и путешествий в пяти томах, том 1», 1965 г.

— антологию «Библиотека современной фантастики. Том 14. Антология советской фантастики», 1967 г.

— журнал «International Science Fiction», 1968 г.

— сборник «Создан для бури», 1970 г.

— антологию «Съветска фантастика», 1977 г.

— антологию «Metagalaktika 2», 1981 г.

— антологию «Интегральное скерцо», 1989 г.

— антологию «Dziwna planeta», 2016 г.


Похожие произведения:

 

 


Альфа Эридана
1960 г.
Легенды о звездных капитанах
1961 г.
Фантастика и путешествия. Том 1
1965 г.
Библиотека современной фантастики. Том 14. Антология советской фантастики
1967 г.
Создан для бури
1970 г.
Интегральное скерцо
1989 г.
Летящие по Вселенной
2002 г.

Периодика:

International Science Fiction
1968 г.
(английский)

Аудиокниги:

Коллекция фантиков. Выпуск 2
2008 г.

Издания на иностранных языках:

Alfa Eridana
1962 г.
(польский)
Легенди про зоряних капітанів
1967 г.
(украинский)
Съветска фантастика
1977 г.
(болгарский)
Съветска фантастика
1980 г.
(болгарский)
Metagalaktika 2
1981 г.
(венгерский)
Dziwna planeta
2017 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я очень люблю этот рассказ. Здесь разлилось чувство безмерной ностальгии по ушедшему, здесь ярко выразилась романтика «золотого» века советской фантастики, здесь обозначились надежды соотнести с началом космической эры мощный толчок развития нашей цивилизации. Не получилось... Но ведь для того и существует фантастика мечты, пусть бесплодной и иллюзорной, но поддерживающей обозначенные позитивные начала, не давая им умереть вовсе. Этот мостик соединяет нас потомков, с нашими предшественниками, надеявшимися на свершение в нашем времени своих ожиданий. Человеческая склонность всегда переносит в будущее свои мечты, оставляя в прошлом только легкую грусть. Поэтому в рассказе старик и ощущал сильную ностальгию, то возвышенное и загадочное чувство, связывающее нас с бесконечностью времени. А над небом ракетодрома при этом сияли звезды, отражая в своем блеске манящую человека бездну.

Прошлое и будущее, слава и забвение-данные понятия заставляют задуматься о многом. Поэтому Альтов явно намеренно показал в рассказе взаимоотношение юности и старости, путь из ушедшего в грядущее с передачей эстафетной палочки прогресса. Вернувшаяся из пучины космического пространства ракета с честью выполнила свою миссию, дав новому поколению счастье контакта с принципиально иной структурой разума и материи. Вернее нет, разум по своей природе должен быть единым, он просто способен воплощаться в различные вещественные структуры. И автор допустил контакт антимиров, соединенных пытливым, не знающим покоя умом, стремящимся найти в бесконечном звездном мире своих братьев. «Богатырская симфония» не только всколыхнула забытое в старике, в концовке она воодушевила и юношу, дав толчок к новым свершениям.

Просто превосходный рассказ, дающий импульс всему позитивному и прогрессорскому! Когда сейчас перечитывал его вновь, буквально отдыхал душою от всех жизненных передряг, словно отгораживаясь потрясающей атмосферой навеянной этими строками от несуразицы действительности. Отсюда и моя наивысшая оценка.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Главная тема этого рассказа — не космические приключения или технические достижения человечества, и даже не Первый Контакт с иным разумом, а философские размышления о мимолетности бытия, о быстротекущем времени и светлой ностальгии по прошлому. Зонд-автомат, 40 лет назад посланный к звезде ван-Маанена, возвращается на Землю с результатами обследования ее системы. Для одного из авторов проекта это событие является поводом к воспоминанию о тех временах, когда люди еще не летали к звездам... Легкая грусть, так и сквозящая со всех строк этого рассказа вполне понятна: человеку всегда была присуща морально-нравственная переоценка своего прошлого. Тем более, если она происходит на фоне великих свершений — человечество прощается со своей «приземленной» юностью и делает первый шаг к звездам. Трудящиеся ССКР (Союза Советских Коммунистических Республик) запускают ракеты с ядерными двигателями к соседним звездам, чтобы «не остаться в колыбели». Между тем, из дальнего космоса еще не успели вернуться все зонды-автоматы, разосланные еще на самом первом этапе освоения Вселенной. Космодром, с которого они стартовали, сегодня превратился в своеобразный музей космонавтики. Главный конструктор зонда специально прибыл на место приземления, чтобы встретить самую первую из семидесяти двух ионных ракет. Он понимает, что прогресс останавливать нельзя, но его печалит то, как предается забвению то, с чего начиналась космическая эра человечества. Космодром на Кавказе практически заброшен, ибо ионные ракеты уже давно не делают. На церемонию встречи зонда никто не прибыл, хотя его запуск в свое время почти стал национальным праздником. Теперь же зрителей всего двое — сам конструктор и смотритель космодрома, родившийся через 18 лет после отправки первого зонда в космос. Остальное человечество уже настолько привыкло к космическим стартам, что перестало ими интересоваться. Увы, таково свойство нашей психики — она слишком быстро привыкает ко всем изменениям. Особенно хорошо это заметно в кино и музыке. Кого сейчас будут интересовать фильмы столетней давности с участием Бастера Китона или Чарли Чаплина? А камерная музыка Генделя и Моцарта навевает скуку на всех любителей диско и рока. Это всё понятно, закономерно, ... и, вместе с тем, печально. Потому что прошлого уже не вернуть, как нельзя перейти Рубикон дважды. Былая слава уходит вместе со своими триумфаторами и больше не возвращается обратно. А «Богатырскую симфонию» Бородина, которой некогда так гордилась Россия, сегодня не вспомнят даже профессиональные музыканты. Потому что никто не может помнить всего, что было с человечеством на протяжении всей его истории. Лично меня всегда удивлял один парадокс: в мире компьютеров и Интернета, которые дают каждому желающему неограниченный доступ к любой информации, люди потеряли интерес к чтению и добыванию знаний. 40 лет назад подобное показалось бы нелепой шуткой в стиле Замятина или Оруэлла. Может, не так уж ошибались те пессимисты (навроде Дрейка и Шкловского), что предрекали человечеству скорый регресс и деградацию? Что же касается гипотезы автора рассказа о антиматериальной сущности звезды ван-Маанена, то повторю, что уже говорил ранее в своих комментариях: в нашей Галактике антиматерия может скапливаться только в районе ее ядра и нигде более. Ее количество совсем невелико, т.к. равновесные процессы, последовавшие за Большим Взрывом, сместили чашу весов в сторону обычного вещества. Никаких звезд из антиматерии в пределах видимой Вселенной не обнаружено. Ситуация может измениться лишь тогда, когда человек проникнет за грань нашего мира, в параллельное измерение. Если, конечно, такое возможно в принципе.

--------------

РЕЗЮМЕ: лирическая зарисовка о прошлом, написанная от лица жителей 21-го века. Рекомендуется для чтения романтикам и поэтам.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Богатырская симфония» — своеобразное стихотворение в прозе, патетическое и полное меланхолии. Люди, которые были воплощением динамики развития человечества, стареют, отступают в сторону, из творцов превращаются в наблюдателей, а человечество мчится всё дальше и дальше, ускоряя своё движение — и в этом есть глубокая философская справедливость.

«Богатырская симфония» по справедливости была напечатана в сборнике самой чистой символистской советской НФ времён «раннего шестидесятничества» — «Легенды о звездных капитанах». Эта лирическая рефлексия по поводу стремительно утекающего времени примыкает к циклу «Звездных Капитанов» в качестве эпилога. Да, это финал цикла легенд и обещание нового цикла.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ больше философский, чем фантастический, но такого лиризма, оптимизма и возвышенной атмосферы в современных произведениях не найти. Это творение СОВЕТСКОЙ фантастики, которая так верила в счастливое будущее

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Легкий, лирично-романтический рассказ о взрослении, мудрости и меняющихся ценностях, в котором фантастика и ионные звездолеты играют лишь роль обертки. Все это могло произойти где угодно: летним вечером на скамейке в городском парке, в городской суете сентябрьского дня или безмятежной неге дачного участка на окраине мегаполиса…

Возвращение звездолета – это повод вспомнить прожитое, вернуться мыслями в прошлое, когда ты был молод, рядом была любимая женщина, а впереди… впереди планы, мечты, желания. А ведь вспоминать стоит не только при наличии повода, но и просто так, время от времени, чтобы на душе вновь стало теплее и уютнее.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Красивый рассказ. Все еще красивый, несмотря на почтенный, более чем полувековой возраст, очевидную наивность и некоторую манерность. Впрочем, по поводу наивности и манерности — вполне может быть, что такая, несколько условная манера изложения, автором и задумывалась.

А вообще вещь удивительно атмосферная. Она прекрасно передает как дух тех 60-х, когда писался рассказ — дух народа-творца, народа-победителя, когда все казалось по плечу, а знания ценились дороже, чем личное благосостояние, так и удивительный дух того будущего, в котором двое встречают возвращающийся из дальнего космоса зонд-разведчик на заброшенном космодроме..

Также обращает на себя и язык рассказа — эдакий традиционно-классический, из тех времен, когда этому еще придавалось большое значение. Теперь, к сожалению, фантастику так больше почти не пишут — сегодня во главе всего только действие: побежал, ударил (рубанул, выстрелил), обнял (поцеловал, уложил в постель) и т.д....

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лирический рассказ «физика 60х». И фантастическая/физическая составляющая на первый взгляд — тьфу, дрянь какая то... еще бы почтовую ракету встречать вышли. И лирика банальна — Старость и Юность. А вот А вот Генрих Саулович сунул ету физику лирику старость ии молодость в будущее... хорошо получилось. Не знаю как в будущем станут встречать исследовательские ракеты и будут ли вообще встречать, однако с еьтими двумя лично я ее встретил — тогда в 1980х)))

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Звездолетчики — молодые, спортивные красавцы. Тогда это был канон. И показать старика — на это нужна была смелость. Прекрасный рассказ.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сюжет рассказа крайне наивен. На Землю возвращается автоматический зонд, а на его обшивке инопланетяне вырезали письмишко, адресованное людям. Ух ты! А как раскрыли робот-разведчик, то оказалось пуще того -- инопланетяне-то из антивещества! Во, оно как!

И всё же, есть в рассказе нечто, не позволяющее хихикнуть и забыть. Рассказ, особенно его первая часть, создаёт настроение. Заброшенный старый космодром -- создать этот образ через неполных два года после запуска первого спутника, могло только очень смелое воображение. И старик, который когда-то запускал отсюда первые ионолёты -- это вам не инопланетяне из антивещества, это настоящее.

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень наивный рассказ, сюжет которого построен на довольно больших допущениях и случайностях даже для фантастической литературы. Но в нем есть некоторая атмосферность человечности в виде отношений старого и молодого человека, некоторых описательных моментов.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх