Хорхе Луис Борхес «Четыре цикла»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Вторичный литературный мир
- Время действия: Неопределённое время действия
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Небольшой рассказ-эссе Борхеса — это предпринятая писателем попытка определить всю литературу, сказки, мифы, истории и пр. в четыре цикла или четыре истории. Все искусство, по словам Борхеса, можно (и нужно) вместить в эти четыре сюжета...
Входит в:
— сборник «Золото тигров», 1972 г.
— сборник «Obras Completas. 1923-1972», 1974 г.
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
adorazee, 13 ноября 2024 г.
Странно видеть тех, кто воспринимает данное произведение буквально, словно закон физики. С такой точки зрения Четыре цикла имеют мало смысла, но с этой же точки зрения смысла не имеют и две трети литературы.
Упрощение Борхеса выглядит забавно, но и правдоподобно. И именно так и должны выглядеть произведения этого великого фальсификатора, смешивающего истину и фантазию, фантазию древних народов и собственную.
Литература – вещь гибкая. Её можно лёгкой рукой разделить на четыре цикла (например, на предложенные Борхесом), на три или на один – на одно великое и непостижимое Дао. Можно разделить на тридцать шесть циклов.
Так чем же интересны именно циклы Борхес? Остроумной краткостью и лаконичностью современного мифа. Обычные читатели делят литературу на многие десятки и сотни циклов – жанров, поджанров и тегов. Четыре цикла сбрасывают это награждение, как шелуху, заставляя посмотреть на пангнозис, на всю совокупность человеческой литературу, ища в Гарри Поттере убийство бога, а в книгах Лавкрафта – осаду крепости.
Гений Борхеса не в том, что он нашёл универсальную истину. Его гений в том, что он изобрёл призму, заставляющую видеть прочитанное под новым углом, заставляющую самому пытаться найти найти новые грани, новые циклы.
тихий омут, 3 июля 2012 г.
Меня немало удивило, что это эссе выделено как отдельный рассказ. По мне, так это просто растянутая цитата, что не украшает её. Ибо ценность цитаты, не в последнюю очередь, в её краткости. Это как концентрат мудрости.
Но не везде краткость уместна. Так и на примере «четырёх циклов» Борхес пытается сократить лишнее, там, где это неуместно. «36 драматических сюжетов» Ж. Польти гораздо лучше и полнее раскрывают тему ограниченности сюжетов. Конечно, философствуя и занудствуя, можно впихнуть 36 сюжетов в 4. И даже подогнать их под то, как сформулировал Борхес. Но один австрийский психолог вообще заявил, что основной мотив и сюжет всех действий — это сексуальное удовлетворение, и, обладая должным даром красноречия и занудства, можно доказать что и любой литературный сюжет сводится к этому.
Резюмирую: классификация сюжетов по Борхесу очень субъективна и не выдерживает ни критики, ни проверки на практике, а сам мини-рассказ сильно переоценен из-за личности автора.
jamuxa, 4 декабря 2009 г.
классика и Борхеса, и всей литературы
можно спорить — о числе сюжетов (некоторые горячие головы из театральных миров довели их до карточной колоды (но в «дурака») — до 36)....
но вот о содержании.... (и вспоминаем что и у карточной колоды 4 масти).
изящное решение о «квадратуре круга»: цикл — нечто замкнутое, а идеальное замкнутое это круг.... а вот уж у этого круга — 4 угла.
а спорить... — раз спорим, значит зацепило: ведь пустышки как-то не цепляют и над ними как-то и не задумываешься, а здесь как ласточка из Кортасаровской «Лодки....»: кто-то и просто сопнёт мёртвое тело с балкона, а кто-то...
elsolo, 11 октября 2009 г.
Одно из известнейших эссе писателя. Просто и гениально. Но местами спорно. Местами все изменяют. Не 4 а 8 или 16 основных сюжетов. Спорить бесполезно, потому что даже 4 можно свести к 3 а то и двум основным сюжетам.
duke, 8 марта 2008 г.
Очень спорная концепция — вместить всю литературу в четыре сюжета – не соглашусь, пожалуй. И выборка какая-то странная. Если с последними тремя историями я как-то согласен, то с первой – нет.
necrotigr, 8 марта 2008 г.
Честно говоря, до сих пор пытаюсь опровергнуть это утверждение Борхеса: «Историй всего четыре»:smile: И, на мой взгляд, самым слабым звеном тут является четвертая история, о самоубийстве бога — довольно редко встречающееся явление в литературе (кроме мифов).
Тем не менее, этот рассказ-идея по количеству ссылок на него — наверное, один из самых популярных, наряду с «Вавилонской библиотекой».