Алексей Паншин «Обряд перехода»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Космоопера )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Звёздный ковчег/замкнутый мир | Робинзонада
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Это «роман взросления». В нём описаны события в жизни девочки Миа Хаверо с девяти до четырнадцати лет. Миа родилась и выросла на корабле, который летает в космосе от одной космической колонии к другой. Как только Миа и другим подросткам исполнится 14 лет, им предстоит пройти испытание: их высадят на какой-то из колонизованных планет, где всем им необходимо прожить тридцать дней и остаться в живых.
Роман написан на основе раннего рассказа «Down to the Worlds of Men» (1963).
Существует альтернативное название «Ритуал посвящения во взрослые».
В произведение входит:
|
Входит в:
— антологию «Обряд перехода», 1993 г.
— антологию «Ф. Фармер. А. Паншин. Дейр», 1993 г.
— антологию «Обряд перехода», 1996 г.
Награды и премии:
лауреат |
Небьюла / Nebula Award, 1968 // Роман |
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1969 // Роман |
- /языки:
- русский (4), английский (2)
- /тип:
- книги (6)
- /перевод:
- П. Рубцов (1), В. Фёдоров (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Remenua, 27 октября 2018 г.
Типовой сюжет 60-ых годов: ресурсы Земли истощились и планета стала не пригодна для жизни. Все население улетело в космос разделившись на две группы.
Одна группа «грязееды» превратилась в колонистов и расселилась по планетам в космосе. Они лишены современных технологий и находятся, примерно, в эпохе «возрождения».
Вторая осталась на космических кораблях. Эта группа обладает знаниями, накопленными за всю историю человечества. Люди с кораблей продают технологии и устройства в обмен на ресурсы, добываемые колонистами на планетах.
От победителя Небьюлы я ждал захватывающего раскрытия подобного сюжета, изучения этих двух ветвей человечества, но … нет!
Книга рассказывает историю девочки 13 лет, живущей на таком корабле. Обряд перехода — это испытание, которое проходят дети при достижении 14 лет. Группу детей высаживают на произвольную планету, где они должны выжить в диких условиях месяц. Выживает примерно 2/3, после этого они считаются взрослыми.
Меня такой поворот удивил, подобное общество выглядит более чем странным.
Центральной идеей книги является равенство людей. Вначале книги девушка негативно относится к грязеедам-колонистам, считая их низшей расой. Весь мир вокруг нее пронизан социальным неравенством: люди с разных «уровней» корабля негативно относятся друг к другу, на корабле присутствует должность главного Евгеника, который определяет кому следует обзавестись потомством, на корабле строго контролируется. Общества колонистов не сильно отличаются: они считают людей с корабля эксплуататорами, присвоившими технологии, принадлежащие всему человечеству, в обществе на последней планете царит рабское использование существ «похожих на людей», но стоящих несколько ниже по интеллектуальному развитию.
Катарсисом книги становится всеобщее совещание корабля на котором обсуждается что сделать с планетой на которой прошла испытание девушка.
Степень проработки социумов будущего их взаимодействий восхищает своей неубедительностью.
Радует лишь, что это не самое слабое произведение за которое давали премию Небьюла.
Есть и положительные моменты:
1. Книга короткая.
2. Для своего объема книга обладает вполне динамичным сюжетом и читается довольно быстро.
ужик, 27 мая 2021 г.
Замечательный роман взросления, рассказывающий о Мии Хаверо, которой в начале повествования 12, а в финале — 14. И она из маленькой глупой девочки, полной предубеждений, становится самостоятельно мыслящим человеком.
После гибели Земли человечество живет в 8 космических ковчегах или же на сотне планетарных колоний. Колонии и Корабли торгуют между собой, но колонии не считают такую торговлю выгодной. Экипаж Корабля, на котором живет Миа, всего 30 тыс человек. Их выживание — это жесткий контроль и следование законам. Самое суровое наказание — изгнание на поверхность планеты без средств выживания. Люди Корабля выстроили интересное, эффективное общество навроде коммунизма, но оно стагнирует. Они сохранили знания и технологии Земли, что для экипажа в 30 тыс человек уже чудо. Но они не развиваются. Жители планет деградировали до уровня 19 века, ездят на лошадях и палят из револьверов. Жизнь патриархальная, простая. Они верят что имеют право на наследство — знания Земли. А люди Корабля их монополизировали.
Рассказ Мии очень прост. Жизнь подбрасывает ей простые испытания, которые в 12 лет выглядят как реальная ТРАГЕДИЯ!!!! Переезд в другой район Корабля. Необходимость заводить новых друзей. Полет на планету в составе торговой миссии. подготовка к Испытанию. В 14 лет каждому ребенку Корабля предстоит испытание — 1 месяц прожить на поверхности планеты. Выживешь — ты взрослый. Не выживешь — естественный отбор. Этот путь — от маленькой пигалицы до человека со своими убеждениями и представлениями об окружающем мире мы пройдем с героиней вместе. И здесь не будет ни одной фальшивой ноты. Ни одной героини «вот стою я вся в белом, а вы все г****».
К 14 годам мир Мии значительно расширится. Из маленького жилого квартала Корабля он станет размером с весь космический ковчег и земные колонии. А история планеты Тинтера, на которой прошло испытание Мии, обряд перехода, поставит перед читателем много сложных этических вопросов.
На самом деле, книгу нельзя назвать приключенческой, хотя приключения здесь тоже будут. Это история внутреннего развития личности. История маленьких открытий и больших секретов взаимодействия с другими людьми. Эта повесть часто приходит мне на ум, когда я читаю очередное бредовенькое янг-эдалт-фэнтези. Автор не называет все вещи своими именами, не клеймит зло и несправедливость позором. Но глядя на жизнь Корабля, понимаешь, что «Обряд перехода» — это история о предубеждениях, которые становятся на пути объединению усилий и прогресса. И эти предубеждения в финале примут совершенно отталкивающий вид. Корабль будет защищать собственную монополию, а значит — собственное сытое настоящее, всеми силами. Прольется кровь... Как не раз в земной истории...
***
P.S.
pilotus, 24 декабря 2013 г.
Иногда стоит смотреть по сторонам. Например, переходя улицу. Или выбирая, что прочесть. Вот и «Обряд перехода» был найден, во время вглядывания за горизонт. История о подростках – это так жизненно… в юности. Потом – не до тех мелких романтичных будней, какими был наполнен воздух детства. Но Паншин писал не для детей. Не только для них.
«Обряд перехода» не пропитан влажным воздухом ностальгии о славных беззаботных деньках (помните «Вино из одуванчиков» или «Тело»?). Не готовит загодя зонтик перед потемневшими тучами взрослой жизни. Он как будто всего этого не замечает. Но так только кажется.
Миа Хаверо, умная девочка, увлекает нас за собой путем воздуховодов корабля жизни, ни разу не намекая, куда приведет и чем ей кажется эта дорога. Важен процесс.
Не спеша, – а куда торопиться – героиня с детской непосредственностью вводит нас в мир своего внеземного детства. Доверительно, словно лучшей подруге, говорит все, о чем думает. А думать ей придется не только об играх. Так уж заведено – в 14 лет нужно отправиться на чужую планет и выжить. Доказать, что достоин жить. А то как же, место на корабле ограничено. Жить достойны лучшие.
Автор, как и Миа не протестуют. Такова цена билета. Плодитесь и размножайтесь. Но в меру. И под чутким руководством евгеника: подскажет, чьи хромосомы лучше. Рожать по приказу придется всем. Любить и уважать партнера необязательно. Если что, чадо вырастит интернат. И воспитает членом общества, чья цель – существование для собственного блага.
Вам нравится этот мир этического геноцида? Паншин не скажет. Миа тоже промолчит. Так заведено; альтернатива – перенаселение, уничтожившее родную планету человечества. Из зол выбирают меньшее.
Мию больше беспокоят отношения с колонистами. Поначалу, правда, она даже об этом не задумывается. Грязееды они и есть. А мы – обитатели корабля – настоящие люди. У нас есть знание, а они только в земле копошатся, борясь за выживание на новых родных планетах. Справедливо.
Позднее все изменится. Без надлома и трагедий – тут их почти нет, очень ровно написанный роман, мягко нравоучительный. В лучших традициях Хайнлайна. Мия растет. Замечает, не может не замечать – умная девочка, — что у всего есть обратная сторона. Даже – и особенно – у режима, который совершенно справедливо и гуманно отправляет беременную незаконным ребенком женщину, практически на верную гибель.
Революций и переворотов не будет. Только понимание неоднозначности привычного и зыбкости сложных, противоречивых этических систем. Системы эти – лишь оправдание выбранной линии поведения. Что же лучше: хаос или порядок? Мия хотела бы сказать, но она уже усвоила: нет черного и белого. Решить, должны ли отношения корабля и колонистов измениться, нам следует самим.
***
Эскизно книга напомнила «Убить пересмешника», вплоть до некоторых ключевых сцен. Но этические вопросы, поднятые в книге, не только давят числом, но и глобальнее.
Приятно отметить непротиворечивый образ девочки. Легко и естественно раскрытый характер. Это не «Игра Эндера» с его застывшими во времени детьми-вундеркиндами. В рассказ Мии не трудно поверить, как и в неё саму. Несмотря на это, Мия – всего лишь непредвзятый рассказчик. Истинные герои действия читатели. Защитники и обвинители этических основ, по которым живут все вокруг.
strannik102, 13 августа 2016 г.
На первое восприятие это довольно обычная НФ книга. Рассказывающая читателю о не очень отдалённом будущем. Где
Понятно, что на Кораблях рождаемость не то, что контролируется, но в силу необходимости попросту жёстко регламентируется, в том числе и Евгениками. И по достижении 14-летнего возраста подростки высаживаются на одну из диких планет с простой целью — выжить. Кто выжил, тот и взрослый. Обряд инициации, обряд Перехода.
И долгое время мы так и читаем эту книгу — как повествование о подготовке к такому обряду 12-летней девочки. Вместе с Мией мы проживаем эти 2 года подготовки к Испытанию, вместе с ней же, уже 14-летней, мы потом оказываемся на полудикой Тинтере и проживаем этот наполненный приключениями месяц.
Но в конце-концов книга — довольно неожиданно — выходит за рамки уже сложившегося было восприятия. Потому что автор Алекс Паншин сумел поставить в последних главах своего романа вопросы довольно серьёзные и, пожалуй, определяющие. Причём определяющие принципы существования человечества не только на территории этого романа, но и всего земного человечества реального, современного, нас с вами всеми и вас со всеми нами. И уровень этой вывернутой наружу проблематики, в принципе, по масштабу равен проблеме Прогрессорства, в своё время сформулированной и озвученной братьями Стругацкими. По сути дела, проблематика, сформулированная Алексом Паншиным, и есть стругацкая несколько переиначенная проблема прогрессорства, только теперь развёрнутая в сторону самих себя.
И если убрать все эти фантдопущения и просто провести аналогии с современными реалиями и современным раскладом ситуации на планете Земля (слава богу, пока что ещё не угробленной нами бесповоротно и безвозвратно), то по сути мы получаем нынешнюю модель того, что происходит здесь и сейчас в отношениях между государствами и между народами и между представителями разных современных земных цивилизаций. И мы пока здесь, в реале, не знаем, какой окончательный выбор будет сделан теми, кто считает себя экипажем Корабля, в отношении судьбы тех, кого они считают грязными вонючими землеедами, то есть всех нас, остальных реальных землян. Но вполне может быть, что этот выбор ими уже сделан и всё происходящее сейчас в мире и есть выполнение этого принятого ими решения.
Вот такой вот, Обряд Перехода...
macabro, 16 марта 2015 г.
Стоило так долго рассуждать о морали,
amak2508, 27 сентября 2017 г.
Мироустройство, предложенное Алексеем Паншиным в его романе, скорее умозрительное, чем возможное в реальности: патриархальные земные колонии без знаний и специалистов и кучка суперкораблей, носителей знаний и современной техники. Но здесь автора понять можно — все это ему просто необходимо, чтобы донести до читателя свои мысли: любая человеческая жизнь бесценна, любое общество достойно если не уважения, то внимания и решение о том, жить или не жить другим людям, никто за них самих принимать не может. И второе: взгляды человека формируются под влиянием его окружения и могут меняться (порой кардинально), если это окружение меняется. Обе эти мысли нынче являются очевидными и особых возражений у читателя вызывать не должны.
Роман получился вполне динамичным, в меру увлекательным, но сами приключения — какими-то очень обычными, читанными-перечитанными в других похожих романах не один раз. Да и герои, при всем старании автора, получились довольно суперовыми: в 14 лет «одним махом семерых побивахом». А вот идея и описание суперкорабля, устроенного в теле огромного астероида, общественного устройства, правил и порядков, царящих в нем, взглядов людей, его населяющих — это читать действительно любопытно.
Как итог: традиционный «космический» фантастический роман, в большей мере приключенческий, но поднимающий и некие морально-этические проблемы, связанные с взаимоотношениями между людьми и их общностями, в меру увлекательный и довольно легко читающийся.
sergej210477, 13 октября 2016 г.
Простенький, но увлекательный роман. Конечно, с некоторой претензией на философско-этические и социальные проблемы. Но, это , так — попытка сделать книгу серьезной.
А роман не нуждается в постановке перед читателем моральных проблем. Это просто отличная приключенческая книга.
В первой части рассказывается о двенадцатилетней девочке, по имени Миа. У неё много проблем: жизнь на «звездном ковчеге» нелегкая, несмотря на отсутствие материальных проблем. Просто, героине пора повзрослеть, и никто за неё этого сделать не может.
Нужно приобретать новых друзей, выбирать дальнейший жизненный путь. А главное, каждого четырнадцатилетнего подростка ждёт Испытание — Обряд перехода, своего рода инициация. И выжить, чтобы стать полноценным Взрослым, членом Ковчега , непросто. Нужно быть готовым как физически, так и морально.
Во второй половине книги и описан этот обряд. Подростки, высаженные на чужой враждебной планете должны выжить в течении месяца. Собственно, всю книгу ждёшь этого Испытания, но получаешь стандартный боевичок. Первая часть книги мне показалась более интересной.
Ну и в завершении романа автор пытается заинтересовать читателя , ставя перед героями книги моральные проблемы: как человечеству существовать дальше, и имеют ли право жители звездного Корабля распоряжаться судьбами других людей, населяющих колонизированные планеты. На мой взгляд, эти страницы в романе вообще лишние. Произведение и без этого получилось интересным.
Хорошая, качественная фантастика.
iwan wan, 9 мая 2017 г.
Чесно говоря я даже и не думал что автор американец.Как на меня прекрасный роман про взросление, в свои 12 лет было очень интересно его прочесть )
Siroga, 3 декабря 2011 г.
Увы, Земля погбла 200 лет тому назад. Ну не сумели люди поладить, не смогли мирно жить вместе, вот и уничтожили планету. Так воспринимает реалии главная героиня романа — Миа Хаверо. Какое счастье, что земляне успели переоборудовать несколько больших астероидов в корабли-ковчеги и отправить их с колонистами на борту в далекий космос. И вот колонисты разбросаны по планетам, техники остались на кораблях и отношения между ними весьма непросты. Они обзывают друг друга «грязеедами» и «хапугами», у тех и других появились странные традиции, изменилось отношение к миру и даже психология. На планетах — деградация до уровня века этак 19, на кораблях — эпоха застоя 21-го.
Миа, ребенок корабля поначалу полностью разделяет взгляды отца (не самые гуманистические, надо сказать), но к концу романа — по прошествии пяти лет — она меняется. Не в последнюю очередь благодаря «обряду перехода». Чтобы считаться взрослой, ей нужно прожить месяц на поверхности планеты. И выжить, разумеется. Это не так-то просто, учитывая, что именно на той планете, куда попала Миа и ее сверстники, пришельцев с кораблей люто ненавидят.
Роман прекрасен (отдельное спасибо В. Федорову за перевод). Удивительно натурально описан быт корабля, а точнее жизнь в нем подростков, ведь все события показаны с точки зрения героини. Ничего сверх того, что она видела и что ее интересовало, мы не прочитаем. Приключения в нужной пропорции разбавлены описаниями, и даже толикой научной информации (об этических системах, например). Так что читать не только интересно, но и полезно, особенно юному читателю. Обожаю книги, где автор сумел совместить захватывающий сюжет с философией. Действительно, поразмышлять в книге есть над чем. Например, как жители корабля, рьяно осуждающие гибель Земли в результате войны, могли ТАК проголосовать в конце книги. Точно так же и мы, живущие сейчас, учим детей, что мир — это хорошо, что жизнь человеческая — высшая ценность, и как при этом мы позволяем совершаться тому, что происходит? Что мы делаем, чтобы государственная машина стала совершеннее? Думаете, от нас ничего не зависит? Ну так хотя бы придите и проголосуйте (можно считать это шуткой). Повторюсь: роман очень интересен, читается легко, заметных ляпов нет (даже сейчас, в 21 веке!). Тем более удивительно, что роман написан в 1963 году! И тем более заслуженна премия Небьюла, присуждаемая писателями-профессионалами.
Рекомендую. Любителям космической фантастики и темы «звездных ковчегов» — особенно.
FixedGrin, 21 ноября 2011 г.
Это превосходная книжка, и остается только пожалеть, что из Паншина у нас, по сути, ничего больше и не переводилось. История «корабля поколений», курсирующего между обособленных, озлобленных, деградирующих колоний уничтоженной Земли и бессильного опуститься на дно гравитационного колодца, показана глазами маленькой девочки, которая, постепенно взрослея, превращается в девушку и затем в женщину, тяжело и болезненно переживая все этапы подростковой фрустрации и никчемушной самореализации. Последним испытанием и должен стать Обряд Перехода — выживание на цивилизованной, но совершенно незнакомой планете в составе подопытной группы в течение тридцати дней.
Бывший, 3 июня 2012 г.
Если вам нравятся «подростковые» романы Хайнлайна, то и эта вещь безусловно придется вам по вкусу. Классическая научно-фантастическая упаковка, мир глазами подростка, история взросления с испытанием ближе к концу, здоровый нравственный посыл, в общем рецепт типичного хайнлайновского романа 50-х годов. Правда и отличия тоже есть. Это, в первую очередь, определенная «гуманитарность» содержания. В отличие от Хайнлайна герои больше задумываются не над математическими и астрофизическими задачками, а над мироустройством и этикой.
В целом, читается интересно. Ощущения вторичности не вызывает. Это все таки самодостаточная вещь, а не попытка сделать нечто в угоду моде.
Hamun, 10 декабря 2013 г.
«Обряд перехода» П.В. Рубцов не переводил. Это перевод В.А. Федорова выходивший в самиздате. Кстати, чтобы автора не путали с псевдонимом Сергея Бережного предлагаю впредь называть его Алексей Паньшин, благо сам автор на своем сайте указывал, что по-русски его фамилия пишется с мягким знаком после первой «н».
Призрак, 20 октября 2008 г.
Замечательное и очень интересное произведение. Мне оно очень понравилось. Сам рассказ хотя и имеет вид рассказа о детях, которые взрослеют по ходу сюжета, но в самой книге можно встретить не одну философскую мысль. Сама книга также завораживает: в ней нет трудночитаемых слов, все сложено и дополняет историю личными переживаниями главной героини. Это делает сам роман очень реалистичным и интересным.
Но начнем по порядку. В самом начале произведения мы видим маленькую девочку, которая очень привязана к жизни в своем обществе и ее не интересует другие люди обитающие вокруг. Но после переезда она меняется. Она видит как живут другие дети, как живут люди на планете и ее взгляды постепенно меняются.
Следуя далее мы также наталкиваемся на процесс подготовки к Испытанию: и здесь автор показывает, что в окружающем нас мире полно опасностей и чтобы в нем выжить, мы должны научиться им противостоять.
Автор также затрагивает проблему перенаселения планеты, что в наше время вскоре должно также стать одним из главных вопросов человечества.
И это только основное. Впрочем это следует прочитать самому.
мотылек, 8 июля 2010 г.
Великолепный роман. Мне вообще очень нравятся произведения в которых раскрывается внутренний мир ребенка (подростка), видимо потому что я и сам в душе ребенок :smile: .
IgrOK, 15 августа 2009 г.
Роман о взрослении, да. Написан очень хорошо, автор не морализирует (хотя много рассуждает об этических вопросах), не чурается убийств и секса, мысли главной героини могут кардинально меняться на протяжении романа — она совсем не обязательно сразу занимает идеальную позицию в важных вопросах. В общем, если сравнивать с другими подобными романами — прогресс очевидный.
К недостаткам можно отнести последнюю часть, которая как бы написана другим автором. Динамика Паншину здесь не удалась явно. Тут и рояли в кустах и спецназовское поведение главных героев. Эпилог, правда, снова хорош. Еще один недостаток: не хватает яркости. Все время ждешь чего-то неординарного — а его все нет.
Однако, в целом произведение органичное и читабельное. За новаторский подход к написанию романа о взрослении ставлю 9.