FantLab ru

Роберт Холдсток «Лес Мифаго»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.81
Голосов:
111
Моя оценка:
-

подробнее

Лес Мифаго

Mythago Wood

Роман, год; цикл «Лес Мифаго»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Райхопский лес — таинственное место, которое внутри гораздо больше, чем снаружи. Место обитания «мифаго» — образов мифа, живущих в коллективном бессознательном. Джордж Хаксли принялся исследовать лес, пытаясь проникнуть в самое его сердце — туда, где обитает Урскумуг, начальный образ, породивший все прочие. А потом его стопами пошли сыновья, Кристиан и Стивен, и у каждого была для этого чрезвычайно веская причина, и каждый самим своим присутствием влиял на облик мифаго.

Примечание:

Одноимённая повесть (1981) вошла в роман как его первая часть.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1985 // Роман

лауреат
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1985 // Роман

лауреат
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1990 // Фэнтези - Роман (Великобритания)

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2018 // Книги: Самая долгожданная книга

Похожие произведения:

 

 


Лес Мифаго. Лавондисс
2018 г.

Самиздат и фэнзины:

Лес Мифаго
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Mythago Wood
1984 г.
(английский)
Mythago Wood
2014 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 июня 2007 г.

Блестящий замысел. Не случайно понятие «мифаго» удостоено отдельной статьи в «Энциклопедии фэнтези». А вот исполнение... Холдсток, на мой взгляд, слишком «материализовал» архетипы. То, что проходит краем сознания (или даже подсознания!), в романе обретает плоть и форму — и становится не вполне убедительным. Впрочем, в любом случае Холдсток — один из немногих авторов фэнтези (наряду с Краули, Пратчеттом, Гейманом, Сюзанной Кларк), кто прекрасно понимает, что такое миф и как он работает. Собственно, о том и роман: как реальность превращается в миф, а миф формирует реальность.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 октября 2018 г.

Метаистория Англии (в меньшей степени — Европы в целом) заключается в том, что на любом случайно выбранном месте, где можно поставить ногу, непременно случались эмоционально значимые события. Тут Охотник Ыых сделал отщеп удивительно удачной формы, а тут солдат Кромвеля застрелил беглого ирландского раба, а тут леди нарочно сронила с ноги расшитую серебром туфельку, чтобы кавалер имел повод к ней приблизиться. Здесь отставной летчик Второй мировой растерянно прихлебывал из фляжки, узнав, что его любимая медсестра погибла при бомбежке госпиталя.

Всякий нормальный человек, почувствовавший это (обычно осознав возраст вещей, которых как-то обработала рука человека), следующим шагом задумывается о том, является ли он сам тенью, которая проскользнет внутри своего времени, или есть какой-то шанс зацепиться и войти в историю.

Дарк-версия «Пака с холмов», переложение для мальчиков «Чужестранки», углем на снегу нацарапанная копия карт «Большого, маленького». Шучу, конечно, но проблемы существа, которому отпущено 60-70 лет в оглушающем осознании тысячелетий — вполне реальные и обдумываются регулярно. Нарочито холодный, влажный, пахучий натурализм Холдстока, так же, как и вся фэнтези-набивка — только обрамление к реальному вопросу «а я-то кто?» Вопрос хороший, боллитровский. Неразрешимый в принципе. Наверное, поэтому читать было скучновато.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 ноября 2018 г.

Помнится, как-то давно, одну, а может и все две жизни назад, один знакомый мне крайне расхваливал данное произведение. Мол, какое оно все умное и необычное, и что наш читатель до него не дорос, поэтому навряд ли его когда переведут на великий и могучий. И всячески агитировал меня его прочесть. Но когда я только взялся за него, жизнь, как говорится, внесла свои коррективы, и я на долгие годы позабыл о сим творении.

И вот, много времени спустя, я таки увидел эту книгу на прилавке. Что ж, насчет перевода мой знакомый все же оказался не прав. Оставалось лишь выяснить, прав ли он был насчет ценности данной книги.

Может, ознакомься я с «Лесом» еще тогда, множество книг назад, может он и произвел бы на меня сильное впечатление. Но сейчас подобное произведение не тронуло и не удивило. Вариации на тему оживших легенд, затерянных волшебных мест, поиска своего места в этом(или каком ином) мире, тезиса «сознание определяет бытие» в фантастической обработке уже попадались мне неоднократно. Да и вообще подобные идеи в мировой литературе и до данного произведения витали сотни, если не тысячи лет. Кельтская мифология пусть и не столь затаскана, как скандинавская или греческая, но авторы фентези также порой прибегают к ней, осознанно или нет, поэтому о какой-либо экзотичности или необычности антуража тоже говорить не приходится. Сюжет о поисках и потерях, в центре которого находятся двое братьев, какими-то откровениями или лихими поворотами также похвастаться не может, персонажи вышли не особо яркими или запоминающимися.

Засим могу констатировать, что видимо, я в очередной раз столкнулся со знаковым произведением, «знаковость» которого, если честно, мне не совсем понятна. Все, что в нем есть, встречалось и до него, и после, пусть и в несколько иных формах. Автор облек идеи об архетипах героев и воплощении мифов в реальность в литературную оболочку — что честь ему и хвала за это. Но так как сама подача вышла не слишком цепляющей или увлекательной, ценность подобного достижения несколько снижается.

Да, в магистральной литературе приемы и образы, к которым прибегает автор, используется достаточно редко, но нечто подобное можно обнаружить в других, порой самых неожиданных местах. Скажем, в научных работах. Или настольных ролевых играх.

Читать или нет данный труд – пусть каждый решает сам для себя. Как по мне, книга скорее ценна скорее как художественное изложение определенных идей, нежели как увлекательное и глубокое произведение. Никаких широких явлений или резонансов, насколько я могу судить, она после своего выхода все же не породила. И если вы решите ее, то навряд ли лишитесь представления о каком-то краеугольном камне мировой фантастики.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 января 2019 г.

Стивен Хаксли в 1948 году, после ранения на войне и жизни во Франции, возвращается в Англию, в поместье, где вырос рядом с отцом, Джорджем Хаксли, и братом Кристианом. Рядом с поместьем раскинулся Райхопский лес – своеобразный Солярис. Входя в контакт с мифологическим подсознанием людей, а также с коллективным бессознательным, он воплощает в жизнь архетипы и легенды, о которых современный человек даже не подозревает, пока не столкнется с ними лицом к лицу.

Любовь и смерть, отец и сын, брат и брат, путешествие в иные земли – реальность становится легендой, персонажи – героями мифа, а жить в изменчивой легенде, корнями уходящей за пределы неолита, мучительно трудно.

Очень английский роман. Неторопливый, обстоятельный, подробный. Тщательно выстроенная композиция, включая финал. Живые противоречивые герои. Очень хорошо обоснованное перерождение характеров. И мощная, сложная подоплека происходящего, выстроенная на архетипах.

Оценка: нет
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 ноября 2013 г.

Герои романа, покинув пределы ведомых нам полей, оказываются... нет, не в Волшебной Стране, а во владениях Мифа, которые находятся не только в дебрях реликтового леса, но и, если верить Юнгу и его последователям, в глубинах человеческой психики. И попав в эти края, нельзя вырваться из оков мифа, можно только стать его частью. Или создать новый.

Огромная благодарность alex-virochovsky за подаренную возможность познакомиться с этим знаковым произведением.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 октября 2018 г.

«Лес мифаго» попал в поле моего зрения совершенно случайно благодаря статье на DTF, автор которой назвал это произведение «одной из величайших книг в истории фэнтези» (https://dtf.ru/read/28975-les-mifago-odna-iz-velichayshih-knig-v-zhanre-fentezi). Такая оценка меня откровенно смутила, и я, ничтоже сумняшеся, с головой погрузился в чтение. Проглотив роман Холдстока за пару вечеров, посчитал правильным оставить тут свой отзыв.

Первое, что сразу бросается в глаза и на что указывают многие читатели и критики, характер романа в целом далёк как от фэнтези, так и от целевой аудитории этого литературного жанра. «Мифологическое фэнтези» — это какое-то масляное масло. Я бы отнёс произведение к роману психологическому и о человеческой психологии. Используемые в работе образы куда ближе к глубинным слоям общественного сознания, хранящим мифы, героику, коллективную историю, чем к вымышленным вселенным авторов-фантастов. И в этом плане Холдсток не является фантастом в буквальном смысле этого слова.

Во-вторых, автор безусловно «нащупал свой путь». Ничего подобного в жанре фэнтези я доселе не читал. На ум приходят публицистические работы культурологов и историков литературы (например, М.М. Бахтина), но никак не художественные произведения.

В-третьих, проза Холдстока, на мой взгляд, далека от величия. Сюжет развивается скачкообразно, образы запутаны и тяжеловаты. Как представляется, его проза сродни работам литературных новаторов ХХ века (Г. Майринк, Ф. Кафка и т.д.), базируется на тех же столпах: экзистенциализм, психологизм и магический реализм. Да, он по-своему уникальный автор, но это не делает его творчество великим. Лес Мифаго — это далеко не Средиземье Толкина и не вселенная Дюны Герберта ни по размаху, ни по степени влияния на жанр. Это качественная и самобытная литература, возникшая под влиянием литературного мейнстрима второй четверти ХХ века и античной и английской мифологии, преподавание которой всегда было сильно в британских школах.

Резюмируя, «Лес Мифаго» является примером качественной и самобытной британской литературы и заслуживает прочтения. Для любителей психологизма и серьёзного творчества.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 июля 2016 г.

Не всё гладко в этой книге, мне есть к чему придраться, но, странное дело, при этом я вовсе не считаю ЛМ слабым романом. Да, с огрехами, но чем-то цепляющая вещица, явно не из серии «прочесть и забыть».

Итак, перед нами история Стивена Хаксли. Заметьте, не «история о Стивене Хаксли» и не «история, рассказанная Стивеном Хаксли» — и то и другое сразу. Рассказчик действительно Стивен, но это не мешает ему в конечном счете самому стать частью мифа. И тут я вспоминаю обожаемого мною Краули, Эджвуд, фейри с их Повестью, мотив «внутри больше, чем снаружи». «Маленький, большой» действительно во многом схож с «Лесом Мифаго», разве что последний в меньшей степени развернут, в меньшей степени многопланов, в меньшей степени волшебен в конце концов.

Вроде бы странно говорить об отсутствии волшебства в мифологическом фэнтези – и тем не менее. Всё тот же Краули смог найти грань, отделяющую сказку от прозы жизни, и сыграть на ней; у Холдстока же миф иногда хорош своей приземленностью, а иногда, наоборот, утрачивает свою убедительность именно в силу топорной подачи. Лучше бы он почаще скользил на периферии зрения, оставаясь пред-мифаго. Хотя, бесспорно, написано атмосферно.

Вообще освещено много различных мифов разных эпох, спасибо за это автору, мне уже ради этого было интересно читать. А еще в голове постоянно всплывали уже прочитанные фэнтези: «Агаа, так вот откуда такой-то автор взял идею для такой-то книги!» Так что, пожалуй, я стала чуточку умнее и начитаннее. (=

Из того, что откровенно не понравилось в книге, могу назвать некоторую обезличенность персонажей. Им далеко не всегда веришь, не всегда понимаешь их поступки, не всегда их чувствуешь. И это главных-то героев, да еще при повествовании от первого лица! Второстепенный Китон и то получился гораздо более выпуклым, чем сам Стивен. Ну и еще один явных промах – редактура. Точнее, кажется, ее полное отсутствие. Печально.

Итого, «Лес Мифаго», на мой взгляд, заслуживает внимания читателя, но не уверена, что многие смогут причислить эту книгу к разряду своих любимых.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 сентября 2015 г.

Что автору удалось – создать любопытную теорию мифаго и показать мир древнего леса, насыщенного кельтскими образами. Атмосфера захватывает. Здесь подача удалась.

Сам сюжет местами скучноват и тягомотен. Любовная линия кажется ненастоящей, искусственной. И финал словно вода, ускользающая сквозь пальцы.

С одной стороны, в книге показано много всего, с другой – мало чего конкретного.

В целом, «Лес Мифаго» оставила противоречивые ощущения, но пищу для ума дала.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 января 2019 г.

Довольно интересный роман.

Я думал, что книга намного сложнее, многослойнее и глубже. Боялся, что придётся читать ее, как и всякую серьёзную литературу, с напряжением.

Но, это не тот случай. Это — сказка для взрослых. Некий симбиоз «Питера Пэна», английских фольклорных преданий, и, наверное, «Плутонии» Обручева и «Затерянного мира» К. Дойля.

Роман поделён на две части.

В первой, герой — Стивен Хаксли, открывает для себя своего рода «Нетландию», или «Страну Нет и Не будет», — мир, где образы, созданные воображением оживают. Волшебный лес, населенный выдуманными мифическими существами, народами и героями.

А во второй части — герой совершает путешествие по этой стране сказок.

Если первая часть претендует на некую серьезность и научно обоснованные гипотезы, то вторая — чистое фэнтези. Персонаж сражается с чудовищами, дикарями и рыцарями.

Отличное и увлекательное чтение. Главное, «пробраться» через немного скучные первые главы. Дальше — пойдут захватывающие описания приключений.

Очень неплохой язык. В меру психологично. Красочные описания волшебного леса. Много страшных мест, много удивительно красивых описаний.

В нужной мере все это разбавлено поэтичными мифами.

Ну и хорошо удался финал романа. Обещающий продолжение истории. Которое и есть в романе «Лавондисс».

Жаль, что не переведены на русский другие произведения из этого цикла.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 мая 2015 г.

Довольно простенькая героическая повестушка «а-ля восьмидесятые» с любопытной идеей и совершенно убогим ее воплощением. В итоге имеем беспомощный в литературном отношении текст (помноженный на местами довольно безграмотный и корявый перевод г-на Вироховского) с неубедительными героями-функциями и псевдокельтской и докельтской «экзотикой», которые в данной малотиражке сопровождаются еще и безвкусными иллюстрациями. Наверное, можно было бы и «пятерку» поставить, если бы не завышенные ожидания, подогреваемые субъективно-экзальтированными оценками некоторых фантлабовцев.

Оценка: 3
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 марта 2015 г.

Стиль книги напоминает такое фэнтези, каким оно было до Толкиена — волшебная страна, что находится рядом, где много чудесного и много смертельного опасного. Здесь оживают сны и прошлое. Лес, который внутри гораздо больше ,чем снаружи, время в этом лесу, которое течет по разному.

В обшем, книгу надо читать. Пересказ не может передать внутреннего очарования книги

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 ноября 2018 г.

В начале было очень интересно, я прямо смаковал загадочность и неопределённость событий. Но автор довольно быстро выложил все карты на стол, и примерно после середины книги (а она не очень большая) детали пазла начали складываться воедино. Еще расстраивает, что цель протагониста весьма банальна (любовь) и никакого роста как героя не наблюдалось. Много второстепенных нераскрытых персонажей. Однако в целом книга понравилась. Оценка ей строгая 7.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 декабря 2018 г.

Удивительный роман. Увидел в разделе ФантЛаб рекомендует и решил прочесть о чем не жалею. История разворачивается в английском поместье Оук Лодж (говорящее название), куда возвращается после второй мировой войны главный герой Стивен. Его встречает не совсем приветливый брат Кристиан. И вот тут начинается завязка романа. Рядом находится загадочный лес, изучением которого с фанатичной страстью занимался их отец. Правда автора слишком быстро раскрывает начальную интриги, что я даже немного расстроился вначале. Далее роман переходит на романтический лад и в конце как по классике герой отправляется в путешествие. Хочу сразу отметить, что мне особенно понравился антураж, который смог создать Холдсток. Сказочно-мрачный лес полный кельтских мифов и мрачных обитателей. И все это так мастерски переплетается и завораживает. Эдакий мрачный вариант путешествия Фродо и Сэма. А конец романа мне чем-то напомнил Макбэт. А был ли лес?

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх