FantLab ru

Клиффорд Саймак «Исчадия разума»

Исчадия разума

Out of Their Minds

Другие названия: В безумии; Из их разума; Вы сотворили нас!; Порождения разума; Благословенный дар; За гранью разума

Роман, год

Перевод на русский: О. Битов (Исчадия разума), 1993 — 6 изд.
А. Дмитриев (Вы сотворили нас!), 1993 — 1 изд.
М.С. Фанченко (Порождения разума), 1993 — 1 изд.
А. Козловский (Из их разума), 1993 — 1 изд.
Н. Зворыкина (Благословенный дар), 1995 — 1 изд.
А. Ганько (За гранью разума), 2003 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 41

 Рейтинг
Средняя оценка:7.63
Голосов:520
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Куда заведет человечество его фантазия, идеи, неуемное желание творить? Возможно ли существование искусства ради искусства? Какова ценность и роль произведений массовой культуры в развитии мира? Клиффорд Саймак, рассказывая историю репортера Хортона Смита, пытается подвести нас к ответам на эти вопросы.

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


В безумии
1992 г.
Из их разума
1992 г.
Сборник фантастики в 3-х томах. Том 2
1992 г.
Вы сотворили нас!
1993 г.
Миры Клиффорда Саймака. Книга 4
1993 г.
Порождения разума
1993 г.
Принцип оборотня
1993 г.
Сила воображения
1999 г.
Сочинения в трех томах. Том 2
1999 г.
Заповедник гоблинов
2002 г.
За гранью разума
2003 г.
Исчадия разума
2005 г.
Заповедник гоблинов
2006 г.

Периодика:

Искатель № 5, 1995 г.
1995 г.



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 апреля 2012 г.

Сначала был мир, и этот мир был относительно пуст. Нет, конечно, в нем жили честные создания, мужественно прошедшие эволюционный путь от простой и незамысловатой амебы до всяких скользких и мягких, питающихся травой и мясом, прыгающих, бегающих, летающих и ползающих творений природы. И все было хорошо, пока на сцене не появился ветреный примат, в беспокойном разуме которого начали рождаться сначала смутные, а потом все более ясные образы таящихся во тьме и лесной чаще фей, гномов, гоблинов, банши, ведьм, чертей, домовых. И так была велика вера в эти создания, что они обрели плоть и зажили по законам, которые дали им люди своими пословицами, поговорками и суевериями.

И жил этот мир, не тужил, пока не пришел век всеобщей страсти к графоманству и безудержному фантазированию. И вот, среди «честных» порождений старых сказок и мифов появились новые герои бесконечных мультиков, «страшилок», фантастики и боевиков. И куда теперь деваться бедным «старикам» от НЛО и инопланетян, заполнивших Страну воображения? Как бедолагам разобраться: ведь закончилось время, когда ее население было однозначно либо «злым» либо «добрым». Только и остается, что потребовать от людей прекратить все безобразия и буйство фантазии, а если сразу не поймут, то применить меры принуждения.

Вот такая сказка, нет, притча от Клиффорда Саймака. О благородном рыцаре Гордоне Смите/и ничего, что в руках у него не меч, а бита/, готовом сразиться с монстрами, змеями и волками, вступить в переговоры с самим Дьяволом ради прекрасных глаз юной Кэти. И невольно вовлеченному в странные интриги пораждений миллионов человеческих разумов и с честью вышедшего из всех приготовленных ими испытаний.

В книге есть все — приключения, волшебные превращения, забавные диалоги, насмешки над политиками, военными и бюрократами. И много глубоких идей. Об ответственности писателей-творцов, о нашем воображений, где возможно все, истории и ее «редакторских правках» и о безграничных возможностях нашего разума, создающего все новые и новые миры.

И оставить все это равнодушным не может. Посмотрите, сколько вариантов заголовка предлагают переводчики. От явно неудачного «Исчадия разума» до «Благословенного дара«!

Конечно, здорово было, если бы где-то существовала страна Оз или Средиземье, жили Бильбо и Фродо, Элли и Железный человек со Страшилой. Или король Артур и рыцари Круглого Стола. А Дон Кихот воевал за справедливость и отправлялся в нескончаемые странствия ради благородного подвига. Но не хотелось бы, чтобы там существовали Чужой или Хищник, или те многочисленные динозавры, мутанты, маньяки, вампиры, убийцы, инквизиторы и прочие герои книг последних лет. Писатели, поосторожней с воображением! Мало ли что.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 июня 2014 г.

Данный роман у К. Саймака получился несколько послабее, чем его другие известные вещи, как , например «Заповедник Гоблинов» или «Почти, как люди». Но тем не менее, в целом Саймаковский дух, его писательский колорит и его особый почерк были сохранены и вновь преподнесены с лучшей стороны. Идея, которая характеризует данную книгу, посвящена эволюции Человека, но совершенно с необычной стороны — человек силой мысли , на протяжении долгих веков, воссоздает параллельный мир , населяемый потайными страхами человека, впрочем и не только страхами, из-за чего собственно и идет завязка произведения.

Создания, параллельного мира, ведомые...дьяволом, восстают против человечества и требуют уступок, против заселения новой людской фантазией их жизненного пространства, и все это взаправдашние реалии в которые люди не способны поверить до последнего... Но«исчадия разума», к удивлению, не только бывают отрицательными, и их внутренний конфликт , этих порождений человеческого ума, выходит за все возможные рамки.

Немного,как мне показалось, Саймак концовку упростил, но от этого не потерялась вся линия романа. Если глянуть глубже, то автор между строк попытался обратить внимание литературного сообщество на качество производимого чтива, окружающего современного человека, когда низкопробная и убогая отсебятина засоряет окружающее пространство.

Понравился герой произведения — Хортон Смит, эдакий «рыцарь из настоящего» , в одиночку проходивший полу-потусторонние испытания, и что характерно — в любой ситуации у него были в кармане деньги, несмотря на все передряги, куда бы он не попадал. Маленькая несуразица, которая растворяется на фоне достаточно интересной книги.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 января 2010 г.

Что мне нравится в творчестве Саймака?

В его творчестве меня привлекают идеи взаимоотношения между людьми и отношения людей с иными расами на основе взаимного уважения, пацифизма и добропорядочности. В творчестве Саймака мне интересны концепции понимания категории «время». Близки мне его гуманизм, надрывное отношение к мировым проблемам и к проблеме взаимоотношений личности и общества.

Что мне не нравится в творчестве Саймака?

Мне не нравятся повторения. Повторения тем (отношения между социумом и личностью, людьми и инопланетянами, социальными группами), повторения образов главных героев (в 2/3 романов – это репортер, со сложной личной жизнью, который находит свою любовь в книге), даже повторения фамилий (к примеру, фамилия Стритер встречается как минимум в романах «Вся плоть-трава», «Исчадия разума», «Мастодония»).

Книга «Исчадия разума» характеризуется отличной идеей. Автор, уставший от низкого художественного уровня ряда образцов массовой культуры, в фантастической форме демонстрирует пагубность подобных произведений для самого общества. Причем использует довольно интересную концепцию эволюционного процесса.

Тем не менее, должен отметить, что лично для меня явные преимущества этого романа на идее и заканчиваются. Книга не в полной мере обладает лучшими чертами творчества Саймака, на которых я останавливался выше. В ней нет как раз того надрыва, который качественно выделяет автора из разряда иных фантастов. В романе присутствует минимальное количество героев (по сути, их всего 2, что чрезвычайно мало). С другой стороны, книгу, пожалуй, следует воспринимать как некоторого рода литературный эксперимент. Нельзя отнять у Мастера и умения писать увлекательно, так, что романы проглатываешь за день.

Негативного, пожалуй, побольше. Есть все тот же стандартный герой-репортер, его боевая подруга, с которой у них складываются отношения в процессе приключений. Опять же, Стритеры…

С учетом всего вышесказанного, хотелось бы и поставить 8 баллов. Особую роль при оценке сыграл авторский замысел, а также увлекательность и продуманность материала.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 апреля 2015 г.

Иногда бывает так, что спустя годы после написания книги обретают новый смысл, которого изначально в них не было. На этот небольшой роман, написанный в 1970 г., можно посмотреть с двух сторон – из прошлого и из будущего.

Сначала – восприятие из будущего, из нашего 21 века. Саймак написал историю о созданной исключительно человеческой фантазией виртуальной реальности, причем еще до того, как появилось это понятие!

Но, конечно же, эта история базируется на художественных достижениях прошлого – с давних пор в сказках и легендах люди попадали в иной мир, в котором живут персонажи фольклора и книг.

Однако роман Саймака по жанру не сказка и даже не фэнтези, а научная фантастика. Во всяком случае, он попытался привязать фантастическую идею к эволюционной теории. Подобно тому, как постепенно одноклеточные развились в сложные формы жизни и как потом приматы обрели способность мыслить, следующей ступенью эволюции должно стать господство абстрактного разума. То есть порождения человеческой фантазии становятся самостоятельными и обитают в своей реальности, которая вполне может соприкасаться с нашей и даже проникать в нее.

И так обретают жизнь существа из сказок и легенд, персонажи книг и комиксов, герои мультфильмов. Эти создания далеко не безобидны – в реальном мире они способны на вполне реальные убийства. Среди них есть и страшные чудовища, и забавные мультяшки. Правда, из порождений американских фантазеров мне знаком только Микки Маус, который в переводе куда-то потерял вторую букву «к».))

Я читала не очень много произведений Саймака, но обратила внимание на то, что действие в них происходит в основном в провинциальных городках и сельской местности. Как и в этой истории. Где как не в богом забытом захолустье могут стираться границы между мирами? Начало захватывающее – главный герой по пути в родной городок попадает незнамо куда и чудом избегает гибели. А дальше… к сожалению, автор не дожал. Порождения разума выродились в карикатуры, не страшные и не смешные, а концовка и вовсе оказалась пшиком…

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 апреля 2015 г.

Мне очень жаль, что мое знакомство с Саймаком состоялось именно таким образом. После «Исчадий разума» нескоро захочется читать у автора что-то еще.

Начало было потрясающим. Нравилось все: язык автора, завязка сюжета, ностальгическое настроение героя. Мне даже показалось, что Хортон очень близок мне, что я могу себя с ним ассоциировать. Но длилось это недолго.

Сразу после главы-письма, в котором была изложена идея, стало скучно. Ожидание, возможно, было слишком высоким — параллельный мир, в котором живут все вымышленные когда-либо персонажи, действуют все пословицы, и вообще, оживают все наши страхи и фантазии, как это может быть неинтересно? Но было. К сожалению, было неинтересно, и хотелось поскорее дочитать.

Расстроили плоские персонажи. Ни у Хортона, ни у дьявола, ни тем более у Кэти нет никаких особенных черт, отличающих их от других героев (хотя подходит ли тут это слово?..) других книг. И не понравилась концовка. Слишком голливудская и надуманная, хотя, возможно, Саймак этого и добивался.

В целом, можно сказать, что это произведение оправдывает свое существование шикарной идеей, в нем заложенной. Стоит учитывать и то, что оно было написано в 1970 году. В остальном — наверняка, не лучшая работа Саймака, знакомство с которым я продолжу через какое-то время.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 марта 2015 г.

Не порадовало, тем более, что читал после Планеты Шекспира, которая очень понравилась.

Первая половина романа читалась с интересом, ждал с нетерпением, как же сложится всё дальше, тем более это Саймак и такая многообещающая тема, — материализация фантазий. И вот, трах-бах, попадаем в волшебный мир (ну, в условно волшебный). Сейчас-то всё самое интересное и начнётся! А вот фиг! Действие вдруг становится сумбурным, быстро и как-то слишком поспешно меняются дислокации, появляются вроде бы интересные персонажи, но тут же пропадают навсегда, и всё это внезапно венчает какой-то странный и безблагодатный финал. Нет, отдельные фрагменты всё так же читаются с интересом, но начинает исчезать ощущение целостности и достоверности происходящего, а вслед за этим постепенно угасает и интерес к роману.

Ей-богу, такое впечатление, что автор писал-писал и вдруг отчего-то потерял интерес к своему произведению. Но написано было уже много, так что то, что получилось, было собрано, слеплено и отправлено в плавание.

После того, как закрыл книгу, осталось странное впечатление типа: «недодали, обобрали...» Досадно. 7 из 10 и только за первую половину, особенно за змеюшник.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 января 2012 г.

Клиффорд Саймак — один из лучших творцов «гуманитарной» фантастики в XX веке, и его книги неизменно отличает оригинальность мысли. Единственный недостаток — самоповторы. Как я уже где-то писал, Саймак просто обыгрывал проблемы с разных точек зрения — скорее для самого себя, пытаясь найти ответы на заданные вопросы.

Основная идея «Исчадий разума» перекликается с «Городом», «Заповедником гоблинов», «Игрушкой судьбы», и прочими произведениями Мастера. Люди силой своего воображения создали мир, где живут создания, сотворённые массовым сознанием. И наконец, в какой-то момент этот мир пересёкся с человеческим — и началась беда... Несмотря на общую оригинальность идеи, она раскрыта слабо. Столкновение миров, как это принято у Саймака, состоялось, но концовка романа всё равно весьма неубедительна, слишком натянута — неясно, остались ли все при своих, или всё-таки два мира соеденились в один.

Саймак, без сомнение — великий мастер, но даже он мог потерпеть неудачу. Только четыре с минусом.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 января 2012 г.

Прекрасная идея, да ещё поданная с позиции эволюции. Экскурс в пополняемый фонд человеческих фантазий и размышление о том, как меняются эти фантазии, их смысл, суть и приписываемое им значение. Конечно для нашего читателя большая часть называемых персонажей незнакома или мало знакома (американский фольклор от колонизации до их мультипликации и комиксов), но встречаются и широко известные персонажи.

Занятен и поднимаемый тем самым автором вопрос — а к чему мы движемся в итоге с такими фантазиями? Как они повлияют на наш мир? Если припомнить это высказывание одного из представителей Воображаемого Мира:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
– У них нет характеров, – проговорил Дьявол. – Нет ни вкуса, ни стиля. Совершенно бессодержательные существа. Нет в них ни честного зла, ни подлинного добра – от их добродетелей попросту тошнит. Признайтесь как на духу – можно ли построить стоящую цивилизацию, имея дело с такими обитателями?

И мир людей в какой-то миг останавливается. Намекал ли Саймак, что подобными фантазиями люди загоняют себя в примитивные рамки?.. может быть, во всяком случае у меня осталось подобное впечатление.

А если посмотреть на наш мир с Домом 2, супергероями, имя которым Легион (заместо реальных достойных уважения людей) и прочий новый фонд человеческого «творчества», чем теперь мы воспитываемся и растём дальше — то куда мы придём? В этом Саймак оказался проницателен.

Концовки как-то не хватило должного подытоживания, впрочем полагаю стоит ещё обдумать прочитанное.

Итого: очередная достойная работа на не совсем очевидную, но важную тему.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 декабря 2008 г.

За несколько тысячелетий человеческий разум породил огромное число существ, как добрых, так и злых. А если много человек поверят в реальность существования чего-либо, то их мысли могут материлизоваться. Вот и в этом романе существует мир, населенный персонажами книг, фильмов, сказок, преданий, в общем всеми, кого выдумал человек. Саймак смешал всех: и Микки Мауса, и Дон Кихота, и даже самого Дьявола. Многие говорят, что мало прописан сам мир, но, мне кажется, что было бы очень трудно вести повествование о месте, где сосуществуют такие персонажи, не скатившись при этом в полный идиотизм. Вот и показан этот мир, хоть и мельком, но этого вполне достаточно. Конец немного подкачал, неожиданно просто все решилось.

Небольшое, легкое для чтения произведение с которым можно приятно провести вечер.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 октября 2006 г.

Мне очень понравилось. Мир раскрыт немного слабовато, на мой взгляд, однако задумка интересная и есть несколько оригинальных идей. Это первая вешь Саймака, которую я прочитал, после чего решил взяться за все произведения.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 февраля 2012 г.

Начало было занятным, предполагало некий психологизм, интригу... но постепенно все упростилось до примитивной сказочки. Концовка же получилась откровенно слабая и неинтересная. Жаль. Надежда на оригинальное чтение оказалась несостоятельной. В общем, скорее разочарование, чем удовольствие.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 марта 2008 г.

Мне книга очень понравилась...Не знаю, почему народ так плохо о ней отзывается... Я читала ее в районе лет 13-14, и то ли у меня бурное воображение, то ли еще что-то, но книга воспринималась на ура и много раз перечитывалась...Мне очень нравится идея, нравится развитие...Сейчас с высоты своих лет :smile: могу согласиться, что она не так интересна будет взрослому и скептически настроенному любителю фанитастики (особенно тем, для кого Саймак — просто рядовой писатель)...но истинные ценители найдут для себя там интересное — определенно!!!

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 июня 2006 г.

В общем есколько наивная вещь. И скучноватая с середины. А начиналась весьма и весьма захватывающе. Спасают произведение комментарии переводчика. Например, из них я узнал этимологию слова «янки»... Поучительные комментарии.

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 ноября 2008 г.

Очень разочарована рассказом. Центральная идея, обрисованная в начале сама по себе интересна. Все мы знаем – мысли материальны и от сюда можно много чего развить. И начало читаешь с упоением и предвкушением чего-то, а когда уже и убивства начались – думаешь – щас что-то будет, по меньшей мере, война миров, сумасшествие и полный сюрр. И снова – нет. Пошла сказочка для младшего школьного возраста из разряда путешествий Ивана Дурачка к чертям и прочит Микки-Маусам.

Наверное, это уже не для меня. Было откровенно скучно, при всей любови к Саймаку.

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 марта 2008 г.

Что, очень интересный рассказ, однако, на мой взгляд, абсолютно не свойственный автору. Мне даже показалось в один момент, что это — некая проба пера, уж больно странный сюжет попался... Явно не научная фантастика, какую Саймак — мастер писать... Не совсем то, что ожидаешь от автора, однако, определенно, сюрприз! И не самый плохой...

Оценка: 8


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу