FantLab ru

Филип Дик «Когти»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.06
Голосов:
44
Моя оценка:
-

подробнее

Когти

Claws

Условный цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 10

Содержание (части, тома):

8.43 (1078)
-
42 отз.
7.26 (106)
-
7 отз.
7.22 (80)
-
2 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.



Смерть Вселенной
1992 г.
Бегство с планеты обезьян
1994 г.
Марионетки мироздания
1994 г.
Молот вулкана
1994 г.
Вторая модель
1996 г.
Особое мнение
2004 г.
Солдаты Вселенной. Лучшая военная фантастика ХХ века
2006 г.
Вспомнить все
2015 г.

Периодика:

Фандет экспресс 5'91
1991 г.

Самиздат и фэнзины:

Особое мнение
2017 г.
Особое мнение
2017 г.
Пересадочная станция
2018 г.

Аудиокниги:

Модель для сборки
2004 г.
Тёмные аллеи №17. Тёмные аллеи в кино
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Time to Come: Science-Fiction Stories of Tomorrow
1954 г.
(английский)
The World Treasury of Science Fiction
1989 г.
(английский)
Robots
1989 г.
(английский)
Robots
1989 г.
(английский)
Future War
1999 г.
(английский)
Second Variety
1999 г.
(английский)
Minority Report
2002 г.
(английский)
Minority Report
2005 г.
(английский)
The Early Science Fiction of Philip K. Dick
2013 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 ноября 2018 г.

В отличие от таких известных фантастов как Хайнлайн или Азимов Ф.К. Дик, как правило, не предпринимал попыток связать свои произведения рамками единой Вселенной. Сам литературный метод писателя, его нестандартный подход к известным сюжетам и постоянная игра с законами реального мира делали его работы запоминающимися и узнаваемыми. «Когти» представляют собой мини-цикл из нескольких рассказов, первым из которых стала «Вторая модель». Тема восстания машин в послевоенной фантастике была довольно востребована — страх перед повторением мировой бойни скрещивался с появлением всё большего числа наименований бытовой техники в домах обывателей. Футурологическая экстраполяция логично предполагала, что за первыми телевизорами и стиральными машинками в домах появятся первые роботы-слуги, которые будут становиться всё более совершенными и однажды, вполне возможно, смогут составить конкуренцию человеку.

Далеко не радужный взгляд на ближайшее будущее Ф.К. Дика переносит читателя в годы ожесточенного военного конфликта между странами Запада и Востока, причем Запад находится на грани поражения, теряя последние рубежи и проводя политику эмиграции остатков населения на лунную базу. В этот момент у американцев появляется кардинально новое оружие, способное переломить ход войны — боевые роботы-убийцы, производящиеся на подземных автофабриках. По сути люди запустили неконтролируемый процесс эволюции новой машинной цивилизации — от небольших шаров, вооруженных лезвиями, до настоящих андроидов. У Дика получился классный фантастический боевик с элементами триллера, местами вызывающий ассоциации с кэмпбелловским «Кто ты?». Очень удачно подобрана последняя фраза рассказа, открытый финал здесь вполне уместен, но всё же хочется узнать о дальнейшей судьбе двух цивилизаций, на этот вопрос отвечает рассказ «В мире Йоны».

Если «Вторая модель» — это фантастический боевик, то продолжение написано в жанре хронооперы. Именно в совокупности первых двух рассказов цикла можно говорить о сюжетном сходстве с кэмероновским «Терминатором», где главной идеей была не игра в догонялки с Сарой Коннор, а попытка изменить будущее, воздействуя на прошлое. С помощью машины времени люди будущего хотят попытаться отправиться во времена самого начала войны и выкрасть у молодого ученого документы по созданию искусственного интеллекта. К слову, мотивация героев вызывает вопросы — они отправляются в прошлое не для того, чтобы предотвратить войну, чертежи нужны им только для того, чтобы помочь в послевоенном восстановлении мира будущего. Последствия вмешательства в ткань прошлого поначалу вообще не берутся в расчет, даже теоретически. Если не обращать внимания на этот просчет, то рассказ можно считать удачным, по крайней мере хрестоматийная вещь Р. Брэдбери «И грянул гром» превосходит эту новеллу только красочными описаниями доисторического монстра, а в остальном у Дика получилось ничуть не хуже. В целом, как дилогия цикл смотрелся бы лучше, непонятно зачем Дик искусственно привязал к этой истории продолжение — рассказ «Джеймс П. Кроу».

Третий рассказ цикла — и снова смена жанра, теперь автор обращается к чистой социальной фантастике, темпоральный элемент играет второстепенную сюжетную роль. Читатель переносится в мир далекого будущего, где на Земле господствуют роботы, а люди, живущие с ними в одном социуме, считаются гражданами второго сорта. В общем, начало рассказа очень похоже на «Безработного робота» Г. Гаррисона, только люди и роботы поменялись ролями. Здесь же хочется вспомнить истории о Мультиваке и прочие рассказы о роботах А. Азимова, который утверждал, что ИИ может станет идеальным правителем Земли. Вроде бы Дик с такой точкой зрения не согласен, первые симпатии читателя однозначно будут на стороне главного героя и угнетенных людей. Благо не всё так просто, как кажется. Образ Джима Кроу — явная аллюзия на всех популярных борцов за свободу, типа мартинов кингов и прочих там малькольмов, но подлинную сущность подобных личностей — хитроумных трикстеров-манипуляторов, жаждущих одного — власти — писатель угадал очень точно. Нам предлагается очень интересный конфликт, когда стремление к естественной справедливости вступает в неразрешимое противоречие с эффективностью и целесообразностью. Очень интересны рассуждения членов Верховного совета, где заседают роботы — дискуссия о рабстве и свободе приобретает совершенное иное значение. Ф.К. Дик идет против модной на то время тенденции, по факту обличая всех аболиционистов и сторонников равенства.

Подводя итоги, можно сказать, что первые два рассказа сочетаются между собой достаточно гармонично, заключительная новелла противоречит концовке второго рассказа, но при желании можно считать, что действие «Джеймса П. Кроу» происходит в альтернативной версии будущего. Теория мультивселенной не противоречит фабуле рассказа «В мире Йоны». Каждый рассказ по-своему хорош, выделить лучший затруднительно, все они в разных жанрах, хотя связаны общей идеей взаимоотношения человечества и искусственного интеллекта. Данный цикл — подтверждение того, что талант Ф.К. Дика проявляется даже в его ранних, еще не совсем оперившихся работах.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх