Филип Дик «Джеймс П. Кроу»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Роботы
- Линейность сюжета: Параллельный
- Возраст читателя: Любой
Мир будущего, погибшая Земля, совместными усилиями восстанавливаемая людьми и машинами, имеющими равные права. Идеальный мир, в котором, люди занимают низшие позиции, ведь для интеллектуальной работы нужно пройти особый тест, написать который ни одному человеку было не по силам... До недавнего времени. И сделал это некий Джеймс П. Кроу.
Входит в:
— условный цикл «Когти»
— сборник «Пересадочная станция», 1987 г.
- /языки:
- русский (5), английский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (4), самиздат (3)
- /перевод:
- А. Мясников (4), Е. Поляков (1), Д. Старков (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vorpol, 3 июня 2024 г.
Рассказ замыкает условный цикл «Когти» и по моему мнению, является самым слабым.
Во-первых, отсутвует внятная стыковка с предидущей частью, ибо мы знаем что профессора-изобретателя «Терминаторов» убили, а общество скатилось до аграрной коммуны без механизмов. Так откуда же тогда взялись роботы?
Во-вторых, в книги один из персонажей заявляет что люди эмоциональны, роботы — четкие и расчетливые... а затем следует сцена в Совете, где роботы кряхтят-скрипят, покрываются испариной, закатывают глаза и т.д и т.п — ведут себя как человеки. Это вообще откуда ВНЕЗАПНО взялось?
Ну и конец... конец не такой сластиво-величественный как может показаться. Ибо есть мнение что человечество взамен справедливого и расчетливого диктата роботов только что получило себе на шею Бессмертного Джо, обнулителя сроков и Императора Галактики в одном лице.
Мах Асаматман, 22 июля 2024 г.
Опять таки — с одной стороны очень любопытный взгляд на ксенофобию, на разделение общества и неравенство. Да, писалось — наверняка — с оглядкой на положение чернокожих в Штатах на тот момент, как никак середина пятидесятых, но в целом довольно универсальная вещь.
Однако крайне не понравилась развязка. И сам ультиматум, и подача, и реакции роботов. Ерунда какая-то.
Я уж молчу про невесть откуда взявшееся хроноокно.
А вот самые-самые последние предложения в некоторой степени ставят все на свои места. Нет, они не сглаживают вышеупомянутые недостатки, но очень здорово добавляют логики действиям самого Кроу.
Пессимистично. Отталкивающе. Честно.
god54, 27 июля 2021 г.
Ранее я читал произведения, где роботы требуют равных прав с человеком, а в данном случае автор впервые перевернул проблему с ног на голову и в итоге получился довольно занятный рассказ. Жаль, что воспринимается он скорее, как шутка, уж очень все упрощенно, наивно, словно весь путь уставлен роялями в кустах. Хотел сказать шедевр, но как-то язык не поворачивается.
Стронций 88, 5 ноября 2019 г.
Уф. Сейчас становится понятно, что «Когти» цикл действительно условный. В общем-то, никаких прямых отсылок к предыдущим рассказам тут нет – только исходная ситуация в виде далёкой войны с использованием роботов и подземные заводы, в общих чертах напоминают эти рассказы, но каких-то конкретных черт, типа узнаваемых моделей роботов, например, тут нет. Но с другой стороны это можно рассматривать в виде очередного варианта реальности (выходит, уже третьего), в котором роботы окончательно победили, но не уничтожили человечество полностью, а превратили в некий обслуживающий персонал во время восстановления планеты и после (по сути, случилось обратное тому, что хотели сделать герои рассказа «В мире Йоны»). Таким образом, роботы и люди поменялись местами! И это было очень занятно. Да ещё и тем, что в этом можно угадать и вечную тему угнетаемых слоёв населения в нашей привычной истории. Каково это, посмотреть на человечество в целом в образе тех же американских негров – в недавнем прошлом пусть и имеющих некоторые права, но всё ещё остающихся существами второго рода, элементами обслуги и чёрной работы? И тут, кстати, ещё одно отличное качество Дика как автора (а в этом триптихе он проявляет разные грани и особенности своего таланта), его герои отлично соответствуют миру, в котором они живут. Мир этот не столь жесток, как могло бы показаться из исходного положения, в котором люди – это существа второго сорта и обслуга роботов. Так многие вполне довольны своей жизнью, хоть им и хотелось бы большего, но живут они во вполне нормальных условиях, живут хоть и в гетто, но в сытости и без всяких унижений тем паче физических от роботизированных господ; вон даже самый юный из героев сталкивается с оскорблениями и огорчается в ситуации, которая в современном человеческом мире преследовала бы его с самого рождения, будь он чем-то не похож; есть даже перспектива (хоть и очень сложная) карьерного роста и возможности встать со своими господами на одну ступень, а то и выше их. А сами роботы? Признаться, их цивилизация не выглядит столь уж бессердечной – а, наоборот, в какие-то моменты даже очень лояльной, даже есть партии, настаивающие на равных правах между роботами и людьми!
Очень интересный получился мир. И история очень занятная. Но кроме всего этого, у меня возникли и некоторые мысли. Во-первых, мне кажется, этот рассказ ещё и о фальсификации истории. Вот так, случилось огромное бедствие в виде чудовищной войны, историческая связь времён прервалась, а значит, взамен чистого листа прошлого можно было представить всё что угодно. Роботы и представили. Да так, что вся эта нелепость воспринимается спустя годы как непреложная истина
А вторая мысль о том, что планета захваченная роботами (этими конкретно роботами), не выглядит так уж ужасно. Это, в общем-то, и не диктат. Роботы не выглядят хуже людей. Как сказал Кроу, они просто другие, не лучше и не хуже, во главе их угла логика, а значит, они лишены хитрости и злобы, лишены подлости. Оно играют честно – следуют своим правилам, даже если это им не нравится (как с карьерным взлётом Кроу), они даже принимают свой проигрыш, не помышляя о зле, хотя устрани они Кроу, и всё вернулось бы на круги своя – а человеческом обществе случилось бы именно это. В их мире, судя по всему, больше не было войн. Выходит, в чём-то они даже лучше? И в этой связи улыбка Кроу на вопрос робота в конце выглядит даже слегка жутковато.
vam-1970, 20 октября 2017 г.
Оригинальный рассказ как обмануть роботов, находящихся у власти. Вообще-то диктат роботов в отношении людей и их беспрекословное подчинение своей судьбе противоречат друг другу в сюжете.Но цель людей достигнута -планета Земля снова становится их собственностью. Ещё проводится мысль как можно, что мы часто видим в действительности.вывернуть историю в свою пользу
romanpetr, 10 декабря 2015 г.
Рассказ Дик про Джеймса Кроу условно примыкает к циклу «Когти» (предыдущие произведения «Вторая модель» и «Мир Йоны» были гораздо более популярны и близки друг к другу по смысловому содержанию), но если его рассматривать отдельно, то произведение довольно самобытное. Много чего затронула фантазия Дика: здесь, и социальные переживания людей , прозябающих вторым номером на Земле; здесь, и имперские амбиции роботов — вот уже более 400 лет, правящие на Земле после кровопролитной войны между людьми и машинами, здесь и некий изобретатель-выскочка Кроу — ученый талант и последняя надежда человечества. Конечно , несмотря на все свое высокомерие и чрезмерную уверенность роботов автор выставляет полными бюрократами-дураками, по-сравнению с эдаким «сказочным мальчиком-с-пальчиком» Джеймсом Кроу , беспечно преодолевающим трудности , благодаря «окну времени» , и вселяющим определенно хорошие шансы переломить оставшуюся несправедливость в отношении людей...
Рассказ читабелен, но больно уж предсказуем по-сравнению, с предыдущими произведениями из цикла.