FantLab ru

Вячеслав Рыбаков, Игорь Алимов «Евразийская симфония»

Евразийская симфония

Другие названия: Плохих людей нет

Цикл; цикл «Мир Ордуси»

Жанровый классификатор:


 Рейтинг
Средняя оценка:8.44
Голосов:329
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Хан Сартак, сын Батыя, побратим и союзник Александра Невского, не был отравлен собственным дядей Берке, а прожил долгую и плодотворную жизнь, обеспечив братский союз между Ордой и Русью. Так возникла федеративная держава Ордусь, сумевшая сохранить или объединить заново все наследие потомков Чингиса, включая Китай. И теперь, в начале века ХХI-го именно культурная, цивилизованная Ордусь противостоит жадным и отвратительным западным варварам.

© Андрей Валентинов

Примечание:


За псевдонимом Хольм Ван Зайчик скрываются Игорь Алимов и Вячеслав Рыбаков.

Содержание цикла:

  • Первая цзюань
7.89 (581)
-
27 отз.
7.96 (478)
-
14 отз.
8.00 (431)
-
12 отз.
  • Вторая цзюань
7.89 (405)
-
13 отз.
7.89 (339)
-
2 отз.
7.94 (336)
-
4 отз.
  • Третья цзюань
7.97 (278)
-
10 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Мечи, 2001 // Меч в зеркале

лауреат
Звёздный Мост, 2001 // Лучший цикл, сериал и роман с продолжением. 1 место ("Золотой Кадуцей") (1-ая цзюань цикла)

лауреат
Звёздный Мост, 2002 // Лучший цикл, сериал и роман с продолжением. 3 место (первые две книги 2-ой цзюани цикла)

лауреат
Странник, 2005

Номинации на премии:


номинант
Странник, 2002 // Крупная форма

номинант
АБС-премия, 2002 // Художественное произведение

номинант
Русская фантастика, 2002 // Премия "Русская фантастика" (первая дзюань цикла)

номинант
Бронзовая Улитка, 2002 // Крупная форма 1-я цзюань

номинант
Интерпресскон, 2002 // Крупная форма (роман)

номинант
Мечи, 2003 // Меч в зеркале

номинант
РосКон, 2008 // Премия премий (1-я цзюань цикла)

Похожие произведения:

 

 



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 октября 2008 г.

Всегда любил сольное творчество Рыбакова, после Семагинского цикла, он надолго занял свое достойное место в пятерке самых любимых российских писателей. Однако, поставить этому циклу выше 6/10 просто не могу, ибо с художественной литературой, на мой взгяд, он имеет весьма мало общего. Как и в случае со «Звездой полынь» входящие в него произведения, скорее напоминают не романы, а смесь политических карикатур в стиле незабвенного журнала «Крокодил» и книги Солженицына «Как нам обустроить Россию». Политические идеалы обоих авторов видны невооруженным взглядом и излагаются с «утонченностью» крикливой газетной передовицы. Увы, но кроме этих листовок, прокламаций и призывов, я во всем цикле ничего не увидел. Сюжеты присутствуют чисто номинально, так для галочки и связки бесчисленных афоризмов в подобие единого целого. Сами афоризмы и отсылки ск современности, поначалу развлекают, но потом начинают утомлять своей предсказуемостью и одноообразием. Тоже и со стилем: хороший язык с элементами литературной игры, подозрительно быстро наскучивает и начинает отдавать клишированностью. Главный корень зла для Рыбакова и Алимова заключается в сериальности. Придумав множество «фишечек» для самого первого романа, они просто повторяют их 6 раз подряд без видимых изменений, что разбивает весь эффект «Литературной игры». Представьте себе, что Вы играете с товарищем в прятки, но он вместо креативного подхода, постоянно прячется от Вас в одном и том же месте. Как быстро Вам надоест этот процесс? Мне наскучил уже на втором томе, благо вместе с копированием достоинств, из книги в книгу кочуют и те же недостатки: отрывочность сюжета, превращения натужного юморка из литературного фона в самоцель для авторов.

Резюмирую: у «Евразийской симфонии» был бы шанс, если бы вместо цикла авторы ограничились одним романом. При дефиците идей и приемов и чресчур сильной «заполитизированности» текста, данное произведение конечно имеет ( и еще найдет) своих преданных поклонников. Но людям, которые не разделяют политических и социальных идеалов авторов, лучше подыскать для чтения, что-нибудь менее тенденциозное.

Оценка: 6
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 апреля 2010 г.

Я поставил этому циклу высший балл, хотя по отдельности его романы (кроме последнего) до этого уровня так и не дотягивают. Но общая для всего цикла «страна моя Ордусь» чудо как хороша.

И, да, ключом к этой утопии являются не только (да и не столько) идея «евразийства», сколько идея ЭТИЧЕСКОГО государства. Что заметно уже по совершенно парадоксальному окончанию «Жадного варвара». (Этика государства для Рыбакова вообще одна из любимых тем)

А ещё «Евразийская симфония» написана о том, что окружающая утопия — это далеко не гарантия личного счастья. А для тех, кто «стоит на страже» этой самой утопии, так пожалуй, и наоборот, уж очень они, утопии, непрочны. Даже когда «плохих людей нет». Потому с каждым романом и становятся всё громче грустные нотки... И очень хорошо завершает цикл замечательный щемящий финальный аккорд «непогашенной луны».

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 марта 2009 г.

1. Для меня это первый случай, когда за цикл целиком можно поставить оценку выше чем за каждый роман в отдельности. За общую картину мира, и за интересные дополнения к каждому роману.

2. В принципе, классическая детективная серия. Немножко альтернативки, немножко магии, немножко стёба... Но. В каждом романе есть-таки, то что называется «смысловая нагрузка». А это по нынешним временам — редкость.

3. Общий уровень романов — очень ровный. Что-то может понравиться больше, что-то меньше, но нет ничего выбивающегося.

4. Вообще-то аналогов этому циклу у нас нет (ни по идее, или как модно нынче выражаться «фантастическому допущению», ни по уровню писательского мастерства), с «варварскими» сравнивать глупо. Единственный минус для меня состоял в том, что, как я сейчас понимаю, в это произведение надо вчитаться. Прочитанный мной сразу после выхода первый роман меня не зацепил. Но недавно купив на стоке первые шесть романов за чисто символическую цену — я вынужден признать, что и премию соавторы получили заслуженно, и я со всем своим семейством изрядное удовольствие получил:smile:.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 июня 2010 г.

Это я скажу вам что-то с чем-то. Не могу, несмотря на навязываемые классификации, отнести данное произведение к утопии. Какая утопия, ей здесь и не пахнет. Альтернативная история — да. Но Утопия... Главные герои Баг с Богданом принадлежат к достаточно высокому классу общества, потому и живут весьма не плохо. И воспитанием могут похвалиться и высокой этикой. А Уроженцы трущоб, даже если они называются хутуны, как жизнь показывает, редко могут вырваться из привычной атмосферы.

Нельзя полностью отнести этот цикл и к фантастике. Слишком много мистики, встречаются мифические существа (те же лисы-обортни). Есть элемент фэнтази и элемент магической реальности (истаявший изошедший злобой антигерой в Деле о полку Игореве, неприкаянная душа в Деле судьи Ди). Иногда эта смесь приправлена легким юмором и «отсылами» к известным каждому реалиям: книгам, фильмам и даже людям. Получился достаточно эклектичный, но самобытный цикл произведений. Неудивительно, что еще может получиться при смешении китайского с нижегородским, а достижений генной инженерии с мифологией.

При этом в качестве цикла Евразийская симфония мне приглянулась больше, чем отдельные ее составляющие. Повести-плитки сложились в яркую и живописную мозаику. Пусть за каждую отдельную часть поставил по восьмерке, весь цикл тянет на девятку.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 декабря 2008 г.

Присоединюсь к тем, кому цикл понравился ;). Замечательная «китайская» стилизация, причем и мира и самих произведений, красивый язык, некая доля иронии. Последняя правда оставляет двойственные впечатления. Первой книге цикла поставил 10 исключительно за необычный мир Ордуси. Детективный сюжет, на мой взгляд, тут только для канвы, очевидно что это вообще не детектив, а та самая «этическая утопия» и оценивать его с точки зрения «детективности» смысла не вижу.

Честно говоря, сольные произведения Рыбакова я читаю с большим трудом: уж больно они эмоциональные и пробирают «до печенок». А вот этот цикл, благодаря вкладу Алимова, приобрел определенную «легкость» и «светлость», за что ему мое большое спасибо ;). Мне кажется что весь цикл «вырос» из «Гравилета Цесаревич» — основные сюжетные и этические объекты переехали оттуда — и вот тут-то и видна зияющая пропасть между Рыбаковым и Ван Зайчиком. И, повторюсь, второй мне гораздо ближе.

PS. Да, и у Рыбакова и у Ван Зайчика идеи и «обвинения» кто виноват очень близки. Часть из них мне кажется по меньшей мере странными, а часть вообще не верными, но это отнюдь не мешает чтению.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 марта 2012 г.

Самая большая претензия у меня, несомненно, к миру. Он лубочен просто до невозможности.

Что же это за мир? в нем Александр Невский заключил договор с ханами Золотой Орды, тем самым положив начало евразийской державе Ордусь. Империя эта включает в себя всю Россию, Среднюю Азию, Китай и Тибет. Европа, Америка и прочие британские колонии при этом живут себе и здравствуют. Более того, мир этот находится на том же самом уровне развития, что и в нашем 21 веке. А культура Ордуси, по сути, склеенные Россия и Китай с легким душком Туркестана. Как будто эти регионы соединили ну в лучшем случае в конце 19-го века. Ну не бред ли?

Давайте рассуждать логически. Если бы Золотая Орда объединилась с Новгородом и со временем со всеми русскими княжествами, чтобы они стали дальше делать? Они бы пошли в Европу. А Европу эта монголо-славянская орда просто снесла бы. И Ордусь, скорее всего, начиналась бы в у берегов Португалии. Скорее всего исчез бы католицизм – монголы, которые в своих религиозных убеждений в 13 веке еще не утвердились, скорее всего приняли бы восточную версию христианства. И после захвата Европы православие рапсротранилось бы и там. К тому же не забывайте, в те времена еще была Византия.

Хорошо. Ордусь присоденяет к себе Среднюю Азию – так как турки не сумели захватить Византию (потому что империя не ослабла в борьбе с европейцами), они так и остались в Туркестане. Да, ислам думаю был распространен, но турки ведь его приняли из-за выгод, который он нес. А когда ты живешь в Ордуси наверное выгоднее быть христианином. Потом – Китай. Китайская культура была бы просто поглощена монгольской с легким славянским душком. Японию думаю присоединили бы без проблем и обратно не отдали бы.

Что касается Америки и прочих бывших колоний, то могло бы сложиться так: Византтию бы жала с со всех сторон Ордсь, а с юга арабы и персы. Вполне возможно, что арабские калифаты преодолели феодальную разробленность и собрались бы заново – и уж наверное их сфера влияние была бы в Африке и в Индии. И Византия была бы вынуждена стать колониальной империей — а куда им плыть? Естественно в Америку, которая бы называлась совсем по-другому.

В Ордуси двадцать первого века не было бы такого засилья традиций и ритуалов. Нашему русскому брату особая бережливость вообще в этом плане несвойственна. Китайцев нет – их ассимилировали монголы. Средняя азия тоже не мусульманская (но если только чуть чуть) – так что культура Ордуси была бы абсолютно другой, а не просто взяли смешали китайцев с русскими.

А столица у них какого фига практически в Санкт Петербурге находится? У Ордуси не было бы смысла рубить окно в Европу. Столица скрее всего находилась бы либо в Новгороде, либо в Монголии, либо в приморском крае – если учесть преисодинение Китая, то центр мира скорее всего был бы там. И вряд ли бы средняя полоса России была столь плотно заселяна– центр бы сместился на восток.

Так что мир в этом цикле просто развесистая клюква, поражающая свей нелогичностью.

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 мая 2007 г.

Весьма талантливый и остроумный цикл романов. Но: ...в Ордруси, созданной фантазией соавторов, лично мне совсем не хотелось бы жить. «Да, скифы мы, да, азиаты мы...» можно ответить: «Нет, не скифы, и совсем уж не азиаты». Раздражает это любование (можно использовать и словцо из лексикона 1950-х гг. — «низкопоклонство») китайщиной и прочей азиатчиной

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 октября 2014 г.

Этот мир — мир в котором хочется жить.

Единственный вымышленный мир, который этого заслуживал раньше — мир Полдня Стругацких.

Это мир, где вместо правоохранительных органов — человекоохранительные.

Это мир, где человек думает о долге больше, чем о свободе — не потому, что его заставляют — а потому, что он так воспитан.

А свобода — она как воздух, пока она есть — о ней не думаешь.

Эти люди свободны. Они думают о справедливости. О том, чтобы делать свое дело наилучшим образом. О том, чтобы зря не обидеть хорошего человека.

Это по части философии и модус вивенди.

А в остальном — блестящая игра словами и терминами, филологические изыскания — один дзипуче чего стоит. Прекрасный юмор, переходящий в самоиронию.

И можно до посинения спорить о том, насколько он реален и что «после этого не наступило бы то» — ну это же не научная фантастика, а нечто совсем другое. «Авторский коллектив знает, что взрывы в космосе не слышны».

Блестящая вещь. Хотя с точки зрения либеральной тусовки, конечно, неприемлема, а уж как после последней, 7 книги, авторы вообще остались живы, а не были забиты зонтиками поклонниц Боннэр и Новодворской — даже и объяснить не могу.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 апреля 2010 г.

В далекие 80е-90е прочитал в «Наука и жизнь» статью (не помню автора) под названием «Если бы Александр не умер тогда», посвященную серьезным исследованиям английских историков по теме жизни и завоеваний А.Македонского. Прочитал и проникся настолько, что стал почитателем альтернативной истории.

Этот цикл начинал читать с непонятным самому себе предубеждением. Может родовая память, может подспудно негативное отношение к ордынцам, не знаю.

Но прочитав, считаю, что это один из самых продуманных, успешных и талантливых совместных проектов в альтернативной истории. Каждый из авторов был мне знаком до этого по своим произведениям и я не относил себя к их почитателям. Но совместное творчество настолько гармонично соединило сильные стороны каждого из авторов и нивелировало недостатки, что получился ЦИКЛ! Сюжетные линии, герои, общая картина государственного устройства Ордуси, динамика,

легкость написания, монологи, диалоги, философские отступления — все это по отдельности не портит, а вместе создает завершенное произведение!

Читал, перечитывал и на душе становилось как то по доброму светлее! Спасибо Авторам за удачное Дитя!

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 декабря 2016 г.

Одно из главнейших умений фантаста является создание внутренне непротиворечивого мира. или же описать мир так что бы у читателя не возникло желания искать противоречия и придираться к мелочам. Этот цикл из последних.

Блестяще стилизованные книги о мире в который хочется верить несмотря на то что он просто не может существовать. Читая ты просто погружаешься в этот яркий образный и стильный язык. в который раз убеждаюсь что наши авторы могут в постмодернизм.

Рекомендую все кто хочет почитать добрую и умную фантастику.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 декабря 2009 г.

Хотелось бы пожелать автору уделять поменьше внимания описанию утопической Ордуси и побольше развивать сюжет. Не скажу, что мне не понравилось, но порою было скучновато. Одно дело, когда в повествовании то и дело всплывают этакие намеки на отличие (и какое отличие!) описываемого государства от существующих ныне стран, но совсем другое, когда эти отличия приходится вычитывать страница за страницей. Мозги заворачиваются в трубочку и нить сюжета теряется. Если убрать все эти описания, то сюжету останется едва ли на рассказ, ну в крайнем случает на небольшую повесть.

Жалко, но и впрямь мало внимания уделяется персонажам. Ну не зря же Баг Лобо такой великолепный боец! Побольше бы динамичных сцен, событий, сюжетных встрясок. За неимением этого романы из детективных плавно перерастают в морализаторские, что несколько огорчает.

Хотя в целом же впечатление положительное. Этому немало способствует сам положительный настрой романов. Все такие вежливые, предупредительные, человеколюбивые, как говорит сам автор! Да, именно человеколюбие – красная линия Ван Зайчика. За это можно простить многое. И даже эти убивающие меня сноски с пояснениями «переводчиков», что хотел сказать этим или иным термином голландец Ван Зайчик 

Порадовал также лексикон автора. Много слов, давно у нас не употребляемых, а также неожиданных словесных сочетаний, продукта смешения разных культур. В общем «сообразно» все!

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 мая 2007 г.

Тухлые евразийские идеи и довольно скучное исполнение. Детективная составляющая романов — ниже всякой критики. Удивительно, ведь авторы люди талантливые, но вот что бывает, когда писатель целиком попадает под власть идеи. Откуда такая неприязнь к Западу, к Европе? Это даже не сиюминуутная политическая непряизнь, а неприятие Запада как цивилизации. Но что бы не писали ван зайчики — Россия была и остается частью великого Христианского мира.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 августа 2006 г.

Всегда относился к Рыбакову без большого почтения. Да, хороший писатель, грамотный, интересный, но... как-то не параллелился он с моим внутренним миром. Но вот начал читать «Плохих людей нет»... одну книгу, вторую, третью...

А здесь совсем другое впечатление. Может быть потому, что здесь вместе с Рыбаковым был еще и Алимов и каким-то образом Рыбакова серьезно дополнял и даже изменял. И потому еще, что у авторов к тексту явно чувствуется отношение как к непоседливому, любимому и очень смешному ребенку. В отличие от того же Акунина здесь стилизация не ради стилизации и ирония не ради иронии, а от «полноты чувств» (ИМХО конечно)

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 мая 2008 г.

Герои «Ордуси» кажутся манекенами тем, кто в современной суете не видит вокруг себя манекенов. А их полно! Утопия, к тому же альтернативная, не должна рвать душу, как это умеет Рыбаков в своих сольных вещах (хотя и тут его фирменный стиль чувствуется, ой чувствуется!), утопия показывает нам, КАКИМИ МЫ МОГЛИ БЫ БЫТЬ. И мне такие мы нравимся! Это зеркало. И не то, чтобы кривое. Скорее, с хитринкой оно...

Глупо считать такую большую страну частью только христианского (исламского, буддистского, языческого и т.д.) мира. В первую очередь, Россия — часть себя самой.

Главная эмоция, которую во мне вызывает «Ордусь» — ностальгия по Хорошей стране для Хороших Людей. тем более, что Плохих Людей и вовсе-то не существует...:wink:

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 февраля 2007 г.

Чудесная серия книг! Понравилось всё — и герои, и государственное устройство, и сюжеты.

В таком государстве совсем неплохо жить несмотря на отсутствие «общечеловеческих ценностей» и «демократии» в западном понимании.

книги добрые и умные (как уже было сказано до меня).

Оценка: 9


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу