Рэй Брэдбери «Кладбище для безумцев. Ещё одна повесть о двух городах»
- Жанры/поджанры: Детектив (Нуар )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
1954 год. Молодой сценарист приглашен киностудией «Максимус Филмз» для подготовки фильма ужасов и немедленно оказывается вовлечён в таинственные события. На близлежащем кладбище кто-то взгромоздил на стремянку чучело почившего двадцать лет назад основателя студии, и это странное происшествие становится детонатором настоящих студийных катаклизмов. Фильм ужасов откладывается, вместо него нужно писать сценарий для недоснятого фильма об Иисусе. Мастерская с моделями динозавров разгромлена. Продюсеры в истерике. Режиссер в экстазе. Сценарист в ужасе. И над всем этим нависает грандиозная декорация собора Нотр-Дам, фасад которого смотрит прямо на установленные на Голгофе кресты...
Входит в:
— цикл «Венецианская трилогия»
- /языки:
- русский (8), украинский (2)
- /тип:
- книги (10)
- /перевод:
- О. Акимова (8), А. Мокровольский (2)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
AlisterOrm, 23 мая 2022 г.
Магия «великого немого», волшебство нереалистичности и экспрессии, навсегда ушедшее в прошлое, но продолжающее жить где-то вместе с нами, как и первое звуковое. Недаром фильм Мишеля Аназависюса с Жаном Дюжарденом и Беренис Бежо приобрёл дикую популярность — мы скучаем по чистоте и искренности высказывания кинематографистов той эпохи, по этому неповторимому стилю и свежести юного искусства.
Рэй Брэдбери вырос на этом кино, оно стало его молодостью, шуршащая плёнка в киноаппарате сопровождала его всю жизнь, и в какой-то момент он хотел отдать дань любви и уважения эпохи того самого, первого, юного Голливуда, настоящей Фабрики Грёз, подарившей всему миру подлинную романтику, настоящие приключения и истинную грусть. Он он отправился в путь — рука об руку с юным писателем, создавшим литературные полотна о Гринтауне и Марсе, конечной точкой которого стала студия — место порока, смерти, подлости, горестей, которая из глубин своей клоаки порождала подлинное Кино, Мечту, Грёзы.
Это вновь не детектив. Это роман о Грёзах.
Конечно, это роман не реалистический, Грёзы здесь сплетаются с Действительностью, и, в конечном счёте, вытесняют её. В этом скрывается и главный недостаток романа — он растворяется в монохромной сепии абсурдистского сюжета, переполненного яркими образами, но не сдобренного каким-то стержневым единством — как в первом романе, который скреплялся единством места, стиля и атмосферы. В этом же романе чувство меры впервые изменило Рэю Брэдбери, и мы погружаемся в чёрно-белую муть, в череду меняющихся перед глазами кадров, однако сюжет рассыпается под нашим взором на ряд фрагментов, образов и казусов. Автор пытается играть в мистику — ну что же, у него почти вышло создать эффектную атмосферу, но это нивелируется абсурдом происходящего, который не столько пугает, сколько приводит в недоумение.
Впрочем, я читал роман не для сюжета, и не для разгадки таинственных смертей. Я читал его как притчу об уходящей великой эпохе Старого Голливуда, о скандалах, разрушенных судьбах, о гордыне в отблесках вспышек фотоаппаратов и о ветшающей, но всё ещё великой Фабрике Грёз, ещё живущей прошлым, но беременной и не менее великим будущим.
Вот и всё, что я хотел сказать. Это не детектив — это роман-отголосок.
Нескорений, 2 октября 2017 г.
Если первый роман Венецианской трилогии был посвящением автора своему творчеству, таким своеобразным путешествием по мирам Рэя Брэдбери, то «Кладбище для безумцев» — это признание в любви старому кино, голливудской классике — фильмам, актерам и вообще всем, кто был причастен к созданию магии кино от первых немых картин до известных оскароносных лент. В послесловии переводчик даже назвал это произведение «энциклопедией кино», с этим определением сложно спорить. Достаточно взглянуть на количество примечаний, в которые вам придется заглядывать довольно часто, если вы, подобно мне, не особо разбираетесь в теме и с трудом можете отличить Дугласа Фэрбенкса от Белы Лугоши. Для меня это был довольно интересный опыт — перенестись на съемочную площадку, побродить меж студийных павильонов, рассматривая декорации и причудливые костюмы участников массовки, не говоря уже о тех, кому суждено исполнить главные роли в очередном библейском эпике или популярном вестерне.
У каждого поколения своё кино, только, может быть, современному поколению эпохи интернета это не так понятно. Ведь сейчас можно запросто скачать «экранку» и посмотреть фильм ещё до премьеры, а ходить в кинотеатр вообще не обязательно. Конечно, я не застал премьерных показов фильмов о которых вспоминает Брэдбери, но его чувства и переживания понятны каждому, кто когда-либо был мальчишкой. В свое время мы с друзьями с трепетом приближались к доске, на которой каждую пятницу вывешивали афишу о показе очередного фильма — интрига была в том, что покажут, хотя смотрели всё, начиная от «бондианы» до «Пиратов ХХ века», а если показывали что-то типа незабвенного «Полёта навигатора», то это был вообще праздник. Чуть позже я вспоминаю себя в толпе ребят у входа в видеосалон, где на экране небольшого моноблока показывали фильмы с Брюсом Ли или что-нибудь вообще трэшовое, из разряда «Киборг-полицейский-7» или «Маньяк-убийца-9», сейчас я бы не стал смотреть такое даже если бы мне заплатили, но в то время всё было иначе. Вот и Брэдбери вспоминает свои золотые годы, те впечатления от фильмов, типа «Призрака оперы», остающиеся на всю жизнь.
Действие романа происходит через 5 лет после событий, описанных в «Смерть — дело одинокое», молодой писатель, альтер-эго Брэдбери, работает сценаристом на кинокомпании «Максимус». Уже год как он женат на своей ненаглядной Пег, которая снова находится в отлучке. Вместе со своим приятелем Роном Холдстромом, прототипом для которого послужил Рэй Харрихаузен (его образ также легко угадывается в Тервиллигере, создателе макетов динозавров из рассказа «Грозный ящер»), главный герой работает над новым фильмом, приятели увлечены поиском образа нового монстра, чудовища, которое должно вселить страх в сердца зрителя. В канун Хэллоуина молодой сценарист получает странную анонимную записку с приглашением на кладбище, имеющее общую стену с киностудией. Именно там он и обнаруживает труп бывшего хозяина «Максимуса» — Дж. Ч. Арбутнота, который ровно 20 лет назад погиб в автокатастрофе прямо напротив кладбища. Эта находка становится первым звеном в цепочке странных событий, интриг, смертей и исчезновений. Главный герой планомерно распутывает этот клубок, подвергаясь опасности и всё ближе подбираясь к невероятной истине, сокрытой за внешней пеленой.
Детективная интрига закручена лучше, чем в первом романе. Паутина зловещих событий и интриг выглядит ярко, временами гротескно. Проблема в том, что главный герой, принимающий на себя роль детектива, здесь всего лишь резонер. Да, он вроде как собирает улики, сопоставляет факты, последовательно движется по нити от периферии к центру, но если бы даже он сидел на месте ровно, всё равно в конце мы бы всё и так узнали. Ключевые фигуры выходят на сцену в отведенное время, декламируют свои исповедальные монологи и приносят очередной кирпичик паззла на блюдечке с голубой каемочкой. Никакой острой необходимости, накопившегося груза улик в кульминации мы не видим, череда «каминг-аутов» происходит как бы сама собой, просто потому, что так захотел автор, так нужно по сюжету. Хотя, опять же детективная линия здесь вторична, это лишь повод познакомить читателя с миром акул кинобизнеса, а этот аспект получился в романе очень даже хорошо, здесь автор по-прежнему верен самому себе.
Атмосфера изнанки «голубого экрана» передана очень точно, из первых рук, сам автор знаком с миром, о котором пишет не понаслышке. Да, атмосфера создана безупречно, но мне чуточку не хватило того настроения, которое было в первом романе — и вроде всё на месте, и метафоры, и фотографически точные описания, и яркие персонажи. В первой части трилогии было больше разнообразия — там тебе и про старое кино, и про музыку, и про книги, и про творчество Брэдбери. Во второй книге больший акцент именно на кино — этот аспект прописан детальнее, глубже, но тем читателям, кто не в теме, сложновато поймать волну ностальгии, искренней увлеченности именно в этой областью искусства. К персонажам претензий нет, они запоминаются, они яркие и достоверные, в ряде характеров узнаются реальные прототипы или же собирательные образы. Взять немецкого режиссера Фрица Вонга (в реальности Фриц Ланг) с его неизменным моноклем или пластического хирурга Станислава Грока, который в Советской России готовил тело Ленина к помещению в мавзолей, а теперь спасает стареющих кинозвезд от неизбежной старости. Буквально каждый персонаж достоин отдельного разговора, это факт.
Довольно чётко ощущаются в романе библейские мотивы, в особенности описание совместной работы главного героя с Фрицем Вонгом над фильмом «Цезарь и Христос». Показателен образ безымянного актера, который многие годы играет Иисуса, он настолько сжился с ролью, что почти утратил чувство реальности, здесь мы видим аналогию с рассказом «Душка Адольф», где актер также начал себя отождествлять с Гитлером. В первой четверти романа связь с началом трилогии не столь очевидна, но постепенно на сцене начинают появляться уже известные нам персонажи — детектив Крамли, слепой Генри, Констанция Раттиган, а также некоторые известные локации Венеции из первой части. В начале книги автор проводит контрастную черту между киностудией и старым кладбищем, разделенными общей стеной. В процессе развития сюжета эта линия начинает постепенно смягчаться и наконец совсем размывается, автор стирает границы света и тьмы, безумия и нормы, актерской игры и реальной жизни. Здесь Брэдбери разворачивается во всей красе, и немного жаль того, что акцент на метафорах и философии автор начинает ставить ближе к кульминации и финалу произведения, не хватает отступлений, которыми был прошит весь первый роман, пусть даже это не шло во благо детективной линии. Таким образом, подведу краткий итог — первая часть трилогии понравилась мне несколько больше, но в целом продолжение вышло отличное — не повторение пройденного на улочках и причалах Венеции, но открытие новых горизонтов — закулисы мира кино.
Barros, 12 мая 2010 г.
Голливуд должен быть разрушен. Но только после того, как этот роман будет экранизирован.
Пригласить постановщиком лучше всего Фрица Ланга, а в помощники ему взять Билли Уайлдера. Рэй Харрихаузен будет делать спецэффекты и застенчиво играть Холдстрома. Борис Карлофф и Эрих фон Штрогейм появятся в эпизодических ролях, Джин Келли станцует на крыше Оперы Гарнье, Чаплин сыграет Иисуса, Сильвия Сидни — Констанцию, а Лон Чейни — все главные роли, кроме, конечно, САМОЙ главной. САМУЮ главную сделает сам Брэдбери. Он же будет читать закадровый текст, дурашливо хохотать в самых страшных местах и плакать каждый раз, когда на экране будет закат.
Это будет гениальное кино, после создания которого Голливуд, место действия этого романа, место жизни и смерти, Цирк и Голгофа, должен быть разрушен навсегда, чтобы жить вечно.
Детство не возвращается, потому что не кончается никогда. Кинг-Конг не погибает, потому что пленку можно снова поставить в проектор. Рукописи и фильмы не горят. А если даже горят, если даже сгорают, то через несколько десятилетий Богу все равно приходит прихоть пересмотреть «Страсти Жанны д'Арк» и он подкидывает полную копию на чердак сумасшедшего дома — куда ж ещё?!
Не читайте «Кладбище для безумцев» как роман. Это, безусловно, эпическая поэма. Все поклонники «Вина из одуванчиков» помнят ритм и образность такой поэзии. Её можно пить до головокружения, до щемящего восторга, до полного погружения в литературную нирвану, из глубины которой одним только взглядом можно сделать мир совершенным.
Я, кстати, всегда был уверен, что Фриц Ланг сидел на премьере «Звёздных войн» в Граумановском кинотеатре 25 мая 1977 года. Джордж Лукас, по наитию оборачиваясь, видел отблеск световых мечей в монокле, но так никому об этом и не рассказал. И Брэдбери в романе о своём 1954 годе не упомянул об этой истории ни словом, но каждая буква книги, каждый её восклицательный знак свидетельствуют, что так и было.
Gaelic, 31 марта 2016 г.
Совершенно не понимаю, по какому логическому умозаключению я пришла к выводу, что «Кладбище для безумцев» является хорошим выбором для чтения в начале весны. Взыграли ностальгические воспоминания о том, как я во время поры пробуждения природы знакомилась с «Летнее утро, летняя ночь»? Или представила, что читать весной о кладбище это самое подходящее? Ещё никогда в жизни я так не ошибалась. И моя ошибка в очередной раз убедила меня, — Рэй Брэдбери писатель для любого времени года!
С первых же страниц я унеслась в давно уже прошедший Хэллоуин, стала свидетельницей молниеносно развивающихся событий и несколько неожиданного финала (спасибо Рою Холдстрому). Брэдбери с неизменным мастерством держит в напряжении на протяжении всего произведения. Мистический детектив о смерти и воскрешении главы «Максимус филмз» тесно переплетается с американскими кинохитами, режиссёрами и актёрами. Мне, как человеку не интересующемуся американским кинематографом, было весьма интересно подобное его преподнесение, оно не кажется скучным или занудным. А хорошо разбирающемуся любителю старых американских фильмов будет наверняка интересно узнать в некоторых героях реальных людей, послуживших им прототипами.
В остальном «Кладбище для безумцев» также идеально, как и любое другое произведение Брэдбери: множество цитат, ярких персонажей и терпкое пьянящее послевкусие воспоминаний.
P. S.: ещё один урок, который Брэдбери мне неизменно преподносит:
«Ничто не умирает навсегда. Всё возвращается. Если захочешь, конечно.»
Я бы даже добавила «Никто не умирает...».
serg1997, 27 сентября 2015 г.
Вот и свершилось! А я ведь всегда был абсолютно уверен, что Рэй Брэдбери с его потрясающим слогом и невероятной фантазией, способной сотворить Вселенную не хуже нашей прямо из вакуума, причём, без всякого там Большого взрыва, могёт написать интересный и закрученный детектив с таким количеством неожиданных сюжетных поворотов, что у любого, даже самого привередливого читателя, вроде меня, пойдёт кругом голова. И теперь роман «Кладбище для безумцев», который я недавно прочитал, показал, что я совсем недаром так верил в Рэя Брэдбери.
Роман получился по-настоящему классным и запутанным, в котором интрига, подобно нити, тянется от завязки и до кульминации. К тому же, до самого конца не ясно, кто же учинил все происходящие на «Максимус филмз» таинственные события. Я строил множество догадок, самых разных догадок. Одни были более-менее обоснованы, другие — взяты из воздуха, не имея под собой никакой логической основы. Но, когда я дочитал, то осознал, что все они оказались неправильными и обратились в прах. Так что финалом я был действительно шокирован.
И мне, знаете ли, показалось очень странным, что «Кладбище для безумцев» — произведение, малоизвестное в России. К тому же, не понятно: если в Америке оно и в самом деле стало бестселлером и получило такие распрекрасные отзывы, какие были частично напечатаны на обложке моего издания данного романа, почему же до него так и не добрались киноделы? Ведь, попади оно в начале девяностых в руки какого-нибудь добротного режиссёра, вполне возможно, получилась бы достаточно неплохая экранизация.
Однако на сегодняшний день мы имеем то, что имеем: замечательный роман и не собирается превращаться в сценарий, а в России с ним знакомы лишь самые заядлые фанаты Брэдбери. Жаль. Ибо «Кладбище для безумцев» — это самый настоящий шедевр. Но, как я люблю говорить, обо всём по порядку.
Данный роман является самым объёмным произведением маэстро (в моём издании он занял больше четырёхсот страниц, что весьма и весьма приятно). Он относится к так называемому «калифорнийскому циклу», в который, помимо него входят «Смерть – дело одинокое» и «Давайте все убьём Констанцию».
Предыдущий роман трилогии («Смерть – дело одинокое») я в другом своём отзыве сильно поругал, хотя у произведения и было достаточно много плюсов. Однако «Кладбище для безумцев» я буду только хвалить. Ну, по большей части…
В этом романе, с одной стороны, сохранились все положительные черты предыдущей части трилогии, а, с другой, явно была проведена серьёзная и тщательная работа над ошибками. Скажем, в произведении «Смерть – дело одинокое» сюжетная линия с расследованием находилась, как бы, на втором плане. Здесь же – и это сразу бросается в глаза – она стала главной. Меня лично данный факт сильно порадовал. Кроме того, в предыдущем романе (в своём отзыве на него я об этом, к сожалению, не написал) было много, на мой взгляд, слишком затянутых и ненужных фрагментов. Его можно было благополучно укоротить страниц на пятьдесят, и он бы ничего не потерял. Тут же нет ни одного лишнего слова. И, я думаю, «Кладбище для безумцев» даже можно было бы, в принципе, удлинить как раз страниц на пятьдесят.
И, во многом, данный роман значительно выигрывает, по сравнению с предыдущим. Даже Констанция Раттиган здесь уже совсем не бесит. И, скорее всего, потому что тут ей посвящено значительно меньше текста, хотя она и играет в истории довольно весомую роль.
Правда, несмотря на то, что между романами столько различий, всё-таки сходств значительно больше. Ибо, работая над ошибками, Брэдбери не стал пускаться во все крайности и делать из главного героя этакого Шерлока Холмса или Эркюля Пуаро, вооружённого мощной бронебойной логикой. Нет. Его герой по-прежнему является наблюдателем, который скорее не ведёт расследование, а созерцает происходящие вокруг него события, в конце концов приводящие его к правильному ответу. Ему остаётся только подталкивать замешанных в дело людей, чтобы те сами ему всё рассказали. И фишка героя именно в том, что он это умеет делать превосходно.
И, по-прежнему, главного героя сопровождают всё те же персонажи, запомнившиеся из первой книги: детектив Крамли, которого здесь по какой-то лично мне не понятной причине главный герой несколько раз обозвал отцом, и слепой Генри, в прямом смысле сующий нос не в свои дела…
«Кладбище для безумцев», опять же, пронизано ностальгией по сороковым – пятидесятым годам двадцатого века, и, разумеется, в нём полным-полно всяческих отсылок. Особенно много кинематографических аллюзий: к примеру, имя Фриц Вонг является, разумеется, намёком на известного немецкого режиссёра и друга Рэя Брэдбери Фрица Ланга, снявшего «М убийца» и «Метрополис», а описание «Максимус Филмз» — явная отсылка на всемирно знаменитую студию «Парамаунт Пикчерз».
И вновь, как и в предыдущем романе, здесь много брэдберийской философии (может, я выразился несколько вульгарно, однако другого словосочетания мне подобрать не удалось). Только теперь произведение затрагивает уже совсем другие темы, нежели «Смерть – дело одинокое». Ведь, по сути своей, «Кладбище для безумцев» — это роман о том, что власть способна превратить человека в чудовище, в жуткую тварь, готовую пойти на всё, даже на любые кошмарные преступления, лишь бы остаться на троне со скипетром и державой в руках.
Что ж, пожалуй, на этом я закончу петь дифирамбы роману Брэдбери. Ведь «Кладбище для безумцев» — произведение, с моей точки зрения, хоть и гениальное, но не лишённое изъянов. Точнее, я, как весьма придирчивый читатель, нашёл в нём ровно один минус, пусть и незначительный.
Вот и всё. Я высказал своё мнение относительно романа Рэя Брэдбери «Кладбище для безумцев». Жду – не дождусь приступить к третьей части трилогии, хоть она и посвящена полностью Констанции Раттиган. Надеюсь, что маэстро в ней удастся удержать планку!
И, да, прошу прощения за такой супер длинный отзыв.
chekhandrej, 19 апреля 2016 г.
Прочитал две книги этого цикла, и, на мой взгляд, второй роман сильнее и интереснее первого. Детективная линия, знакомые старые и интересные новые персонажи, сюжет, с трудом отпускающий тебя в реальность. Также было здорово хоть и не окунуться, но хотя бы одним глазком заглянуть за кулисы кинопроизводства.
fraist, 5 сентября 2016 г.
Книга о кино, очень живая, наполненная событиями и отсылками к реальной истории студий в Голливуде. Главный герой автобиографичен, второстепенные герои реальны, мир кинематографической студии описан с потрясающим знанием дела. И как всегда у Брэдбери — нужно отметить язык, изобилующий интересными сравнениями.
С удовольствием прочитал, хоть и раскусил детективную интригу еще на середине книги.
chuvaksurala, 23 ноября 2015 г.
Вообще, детективы не самая сильная сторона Брэдбери. И данный роман не исключение. Сюжет очень сильно затянут, развивается медленно. Я бы сократил как минимум на треть. Написан очень тяжелым языком, не подходящим для детектива. Детектив должен читаться на одном дыхании, как пуля. Но не в этот раз. А вот чего не отнять у «Кладбища», так это атмосферы, через всю книгу проходит некий шлейф мистики. После долгих попыток осилить эту книгу, я дошел до концовки. И вот тут прозвучал тот самый выстрел, о котором я говорил! Только за концовку я и ставлю 7. Неожиданным образом обернулись все события, которые так долго разжевывал Брэдбери.
Однозначно, рекомендуется ценителям всей творческой многогранности Брэдбери, но начинать с ним знакомство с этой книги определенно не стоит...
evridik, 1 июля 2013 г.
Если я скажу вам: «Немедленно прочтите этот роман! Немедленно!», — вы вряд ли броситесь исполнять моё указание, даже если потом, в результате неведомого стечения обстоятельств, окажется, что оно того стоило. Почему я, собственно, призываю вас к прочтению? Наверное, этот роман содержит глубочайшие философские истины? Наверное, он так прекрасен, что его впору провозглашать классикой в своём жанре?
Нет же, нет! Философия, классика — ну да, конечно, это ведь Брэдбери, который и сам был создан из этих понятий, и героям своим дал соответствующие характеристики, однако ни один из его героев не идеален, не справедлив до конца, и, что уж скрывать, местами нелогичен.
Или, может, этот роман — наиблестящий образчик детективного жанра, где убийцу невозможно вычислить до самой последней страницы, где преступление так изощрённо запутано, что разобраться в нём не помогают даже намёки автора?
Нет! «Клабдище...», конечно, превзошло свою предшественницу «Смерть...» по прочности и объективности детективной линии, но не превратилось в сплошной детектив. Здесь виновника можно угадать за отвратительной маской уже на двух третьих романа. И намёков никаких не требуется для этого.
Так что же, чёрт побери, так привлекает меня в этом произведении? Почему я считаю его чуть ли не идеальным романом в жанре психологического детектива? Почему герои — молодой писатель, его друг детектив, его приятельница актриса — почему эти герои с их удивительными проблемами так понятны и близки мне? Почему я скорблю вместе с потерявшими всё и теми, кто знает, что умрёт? Почему ужас крадётся по нервам моим так же, как он овладевал героями? Почему в неведомом зле мне чудятся отголоски прошлого, мифического и — религиозного? Почему все второстепенные герои кажутся мне живыми, хотя половина из них умрёт?
Потому что это Венеция, двойной американский город, на одной половине которого живёт Кино, а на другой — Смерть. Дуэт их зовётся Безумием.
+10
k2007, 10 июня 2013 г.
Начинается роман довольно вяло, но очень быстро действие набирает обороты и несется вскачь. Бредбери удается создать совершенно обалденную атмосферу из актеров, режиссеров, сценаристов и фанатов кино. С какого-то момента начинается что-то вроде сюрреализма — безумный бег в безумном мире.
Роман, конечно, можно назвать детективом, но термин не отражает то, чем книга является
Энкиду, 25 марта 2010 г.
Необычный роман. Во-первых, фантастики в нем немного. Скорее присутствует легкий намек на мистику, сказку. Во-вторых, написан он как детектив в лучших традициях жанра: Город, Таинственное Чудовище, Старые Преступления и Загадки, Новые преступления и т.д. и т.п. «Кладбище для безумцев» — это реинкарнация не дающей покою человечеству истории о Красавице и Чудовище. Надо сказать, реинкарнация весьма необычная, далекая от канонического варианта сказки. Написан роман в стиле « Вина из одуванчиков» — та же тихая грусть, легкая сентиментальность. Если говорить о стиле — тут все ясно, Бредбери это Бредбери. О сюжете — он интересен, по-своему необычен, развивается стремительно. Поначалу кажется мистическим, и это ощущение не пропадает, несмотря на вполне «реалистичную» концовку.
Yazewa, 1 августа 2012 г.
Очень много настроения, очень много совершенно необычной атмосферы. Не могу сказать, что понравилось чрезвычайно: я не большой любитель кинематографа. Зато большой любитель РБ, поэтому удовольствие от чтение получила безусловное.
NoiseMax, 28 сентября 2011 г.
Дедективный абсурд.
Мистический реализм.
Исторический роман про Голливуд.
Интересные персонажи, интересный сюжет, хотя в середине книге уже понимаешь, что к чему.
И главное это энциклопедия шедевров эпохи кинематогрофа