Термин Телевидение

Телевидение

«Я эти телевизоры видеть не могу. Я их и раньше терпеть не мог, а уж как у людей появились…»

В. Клименко. «Группа контакта»


Телевидение — система связи для трансляции и приёма движущегося изображения и звука на расстоянии. В фантастике первой половины ХХ века телевидение изображалось как замечательное новое изобретение. К пятидесятым годам телевизором уже было никого не удивить, поэтому писатели сосредоточились на сатирическом и социальном аспекте нового средства массовой информации.

В годы зарождения фантастики нечто похожее на телевизор встречается в творчестве А. Робида, у которого среди многочисленных рисунков на тему будущего есть изображение «телефоноскопа». На экране идёт сражение, и непонятно, то ли это инсценировка, то ли прямой репортаж с места события. В 1911 году слово «телевидение» было практически неизвестно: техническая статья, в которой впервые использовался этот термин, была напечатана Х. Гернсбеком в «Модерн электрикс» в декабре 1909 года под заглавием «Телевидение и телефот». В 1914 году некий «фототелефон» описал Г. Гарис. Его изобретение — тоже не совсем телевизор: на этом устройстве во время разговора по телефону можно передавать картинки, которые выводятся на экран. В романе «Ральф 124 41+» тот же Х. Гернсбек описал «телетеатр», который уже похож на объемный телевизор. Кинематофот, прадедушка телевизора и компьютерного монитора, появился в фантастике в 1909 году в повести Э. М. Форестера «Машина останавливается».

Сюжет романа А. Беляева «Чудесное око» развивается вокруг узкой технической идеи: разработке и успешном применении подводных телевизоров, где звуковой ряд не обязателен. Но остановка мысли на рассмотренной модели означала бы отставание фантастики от реального появления и развития общественного телевидения.


К началу пятидесятых телевидение уже прочно вошло в быт и культуру. Это не ускользнуло от внимания фантастов, специализирующихся на социальной сатире. Уже в романе 1952 года Ф. Пола и С. Корнблата «Торговцы космосом» телевизор применяют в рекламных целях, а в антиутопии Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту» один из персонажей — постоянный зритель, буквально телезависимый. В рассказе А. Азимова «Мечты — личное дело каждого» показано, как телерадиовещание может нарушать или, по крайней мере, изменять концепцию неприкосновенности частной жизни. Наиболее известен роман Дж. Оруэлла «1984», где телевидение пророчески показано не как средство умиротворения пассивных граждан, а как важный государственный инструмент оболванивания и репрессий против населения.

Начиная с 1960-х годов изображение телевидения как культурной силы становится все более пессимистичным. В романе Р. Хайнлайна «Чужак в чужой стране» стратегия защиты человека с Марса зависит от освещения событий в телевизионных новостях по всему миру. Мученическую смерть Смита показывают в прямом эфире, с перерывами на рекламу. В романе Д. Браннера «Всем стоять на Занзибаре» средства массовой информации превратились в важное средство манипуляции, всё перегружено информацией. Экспериментальная повествовательная техника использует телевизионные изображения, чтобы показать безумный, фрагментированный мир. Роман Н. Спинрада «Жучара Джек Баррон» демонстрирует, как ведущий телевизионного ток-шоу сомнительного содержания не просто выполняет работу, а формирует общественное мнение.


Появление реалити-шоу предугадано в рассказе Р. Шекли «Премия за риск» и романе С. Кинга «Бегущий человек». В том и другом произведении изображена охота на людей, за которой в прямом эфире наблюдают телезрители. В романе Д.Г. Комптона «Недремлющий глаз» репортер с телекамерами вместо глаз запечатлел смерть женщины средних лет на потеху зрителю.

Примерно в это же время телевидение проникает и в фильмы ужасов. Появившись как элемент в фильме «Полтергейст», оно становится сюжетообразующим в картине «Звонок». Среди редких упоминаний телевизора в фэнтези назовем роман Т. Пауэрса «Последние дни», где телевидение каким-то странным образом используют для предсказаний.

Прогнозы фантастов о телевидении будущего, как правило, сводятся к двум техническим новшествам: трехмерное телевидение и передача ощущений и запахов через телевизор. Логично предположить, что трехмерное телевидение особенно на первых порах будет не индивидуальным, а общественным, то есть с централизованными студиями и программами. Так оно и происходит в романе С. Лема «Футурологический конгресс». Здесь фантаст в шутку предположил, что из-за интерференции разных стереопрограмм порой могут появляться интерференты — уродливые и недобрые гибриды нескольких персонажей из разных, но одновременно транслируемых передач.


© «Гринвудская энциклопедия НФ и фэнтези», с изменениями




  Список произведений, в которых упоминается термин:


Сортировка:

Романы-эпопеи

  •   Люди как боги [кроме изображения, по телевизору передаётся теплота, твёрдость, электрическая напряжённость] // Автор: Сергей Снегов  
8.30 (1515)
-
88 отз.

Романы

  •   Ральф 124С41+: Роман о жизни в 2660 году / Ralph 124C 41+  [= Ralph 124C 41+: A Romance of the Year 2660; Ralph 124C 41+: One to Foresee For All] (1912) [под термином «телетеатр» предугадано телевидение: «в результате такого устройства все предметы со сцены оперного театра проектировались в натуральную величину на составных экранах телефотов на сцене телетеатра»] // Автор: Хьюго Гернсбек  
6.20 (84)
-
7 отз.
  •   Tom Swift and His Talking Pictures (1928) [в «говорящих картинках» предугадан образ современного телевидения] // Автор: Говард Гарис  
-
  •   Чудесное око  [= Чудесный глаз] (1935) [телевидение станет выполнять образовательную функцию, западная пропаганда будет его запрещать] // Автор: Александр Беляев  
6.80 (597)
-
15 отз.
  •   Ярость / Fury  [= Destination: Infinity / Одержимость; Победители] [под псевдонимом Lawrence O'Donnell] (1947) [роль телевидения в городах под куполами выполняют общественные экраны] // Авторы: Генри Каттнер, Кэтрин Мур  
7.78 (713)
-
32 отз.
  •   Звёздные короли / The Star Kings  [= Битва Империи; Последняя битва; Beyond the Moon] (1947) [телестерео — телевидение будущего, позволяет транслировать стереоизображения] // Автор: Эдмонд Гамильтон  
8.21 (2328)
-
113 отз.
  •   1984 / 1984  [= Nineteen Eighty-Four] (1949) [телевидение представлено не как средство умиротворения пассивных граждан, а как активный инструмент для государственных репрессий и оболванивания населения] // Автор: Джордж Оруэлл  
8.75 (7673)
-
274 отз.
  •   Академия / Foundation  [= The 1,000 Year Plan; Основание; Основатели; Фонд; Установление; Организация] (1951) [упоминается гипервидение] // Автор: Айзек Азимов  
8.57 (5027)
-
121 отз.
  •   Империя / Empire (1951) [объёмное телеизображение] // Автор: Клиффорд Саймак  
7.27 (328)
-
16 отз.
  •   Академия и Империя / Foundation and Empire  [= The Man Who Upset the Universe; Основание и Империя; Фонд и империя; Установление и империя; Основатели и империя; Организация и Империя] (1952) [громадные уличные телевизоры на Транторе показывают имперские новости] // Автор: Айзек Азимов  
8.56 (3837)
-
53 отз.
  •   Операция «Венера» / The Space Merchants  [= Gravy Planet / Торговцы космосом; Торговцы Венеры] (1952) [телевизионные передачи гипнотизируют зрителей и зрители впадают в транс перед экраном] // Авторы: Фредерик Пол, Сирил Корнблат  
7.59 (369)
-
14 отз.
  •   451° по Фаренгейту / Fahrenheit 451  [= 451 градус по Фаренгейту] (1953) [люди будущего проводят свободное время, общаясь с телевизионными «стенами»] // Автор: Рэй Брэдбери  
8.54 (9871)
-
328 отз.
  •   Астронавт Джонс / Starman Jones  [= Астронавт Джоунз] (1953) [стереовидение — будущее телевидения] // Автор: Роберт Хайнлайн  
8.13 (1285)
-
31 отз.
  •   Вторая Академия / Second Foundation  [= Второе Основание; Второй фонд; Дублёры; В поисках второй Академии; Второе Установление] (1953) [телевизоры, которые принимают передачи с других планет] // Автор: Айзек Азимов  
8.60 (3588)
-
45 отз.
  •   Солнечная лотерея / Solar Lottery  [= World of Chance] (1955) [телевизионное реалити-шоу, в котором один человек случайно наделяется властью, а другой случайно избранный человек пытается у него отнять и власть, и жизнь] // Автор: Филип Дик  
7.30 (608)
-
29 отз.
  •   Зачумлённый корабль / Plague Ship  [= Чумной корабль] (1956) [телевидение становится решающим фактором в оправдании экипажа «Королевы Солнца»] // Автор: Андрэ Нортон  
8.14 (1527)
-
19 отз.
  •   Обнажённое солнце / The Naked Sun (1956) [трансляция стереоизображений, появление индивидуального трёхмерного телевидения] // Автор: Айзек Азимов  
8.46 (2059)
-
46 отз.
7.57 (360)
-
10 отз.
7.33 (98)
-
5 отз.
  •   Захватчики с Земли / Invaders from Earth  [= Пришельцы с Земли] (1958) [телевидение показывает репортажи с Ганимеда, не имеющие ничего общего с реальным положением дел, чтобы сформировать у населения нужное заказчику общественное мнение] // Автор: Роберт Силверберг  
7.55 (114)
-
6 отз.
8.30 (1868)
-
69 отз.
  •   Чужак в чужой стране / Stranger in a Strange Land  [= Чужой в чужой земле; Пришелец в земле чужой; Чужак в стране чужой; Чужак в чужом краю; Чужой в стране чужих] (1961) [в романе предугаданы объемное телевидение и скринсейвер на мониторах] // Автор: Роберт Хайнлайн  
8.08 (3297)
-
153 отз.
  •   Человек в Высоком замке / The Man in the High Castle  [= Затворник из горной твердыни; Человек из высокого замка] (1962) [в альтернативной реальности в начале 1960-х годов телевидение только начинает развиваться в США] // Автор: Филип Дик  
7.91 (2465)
-
99 отз.
7.70 (54)
-
2 отз.
7.64 (22)
-
1 отз.
  •   Незнайка на Луне (1965) [все желают лечиться только у доктора Шприца после того, как он на глазах у телезрителей лично обследовал гостя с другой планеты] // Автор: Николай Носов  
9.07 (2469)
-
73 отз.
6.90 (56)
-
2 отз.
  •   Принцип оборотня / The Werewolf Principle (1967) [описан трёхмерник — плод развития телевидения. Передаёт зрителю звуки, запахи, вкус, температуру и ощущение происходящего, создавая тем самым эффект присутствия зрителя в центре событий] // Автор: Клиффорд Саймак  
8.16 (1488)
-
43 отз.
  •   Лагерь «Хауксбиль» / Hawksbill Station  [= Лагерь «Хоуксбиль»; Лагерь «Хауксбилль»; Наковальня времени / Anvil of Time] (1968) [объемное телевидение] // Автор: Роберт Силверберг  
7.59 (296)
-
11 отз.
  •   Мечтают ли андроиды об электроовцах? / Do Androids Dream of Electric Sheep?  [= Bladerunner; Бегущий по лезвию бритвы; Бегущий по лезвию; Снятся ли андроидам электроовцы; Мечтают ли андроиды об электрических овцах?] (1968) [в направлении Проксимы осуществлена трансляция телепередачи с популярным комиком] // Автор: Филип Дик  
8.36 (3921)
-
130 отз.
  •   Возвращение на звёзды / Return to the Stars  [= Возвращение к звёздам; Угроза из космоса; Угроза] (1968) [телестерео — телевидение будущего, позволяет транслировать стереоизображения] // Автор: Эдмонд Гамильтон  
8.05 (1609)
-
29 отз.
  •   Bug Jack Barron (1969) [сюжет романа вертится вокруг телевизионного ток-шоу «Жук Джек Бэррон»] // Автор: Норман Спинрад  
9.00 (1)
-
1 отз.
  •   Час Быка (1969) [с помощью скрытых видеокамер отслеживается подлинное общественное мнение] // Автор: Иван Ефремов  
8.31 (2468)
-
111 отз.
8.19 (3288)
-
25 отз.
8.65 (2177)
-
63 отз.
  •   Свет былого / Other Days, Other Eyes (1972) [очки, совмещенные с телеприемником: просмотр телепередач во время ходьбы] // Автор: Боб Шоу  
8.03 (376)
-
12 отз.
  •   The Ultimate Solution (1973) [телепрограммы побуждают детей пытать и убивать животных] // Автор: Эрик Норден  
-
  •   Жестяной ангел / The Tin Angel (1973) [говорящая собака — самая популярная звезда телеэкрана в 1999 году] // Автор: Рон Гуларт  
10.00 (1)
-
  •   King Kong blues: En berättelse från år 2018 (1974) [в 2018 году все пристрастились к телевидению и безостановочно потребляют безвкусные реалити-шоу] // Автор: Сам Люндваль  
9.00 (1)
-
  •   The Continuous Katherine Mortenhoe  [= The Unsleeping Eye; Death Watch] (1974) [телевизионное шоу, основу сценария которого составляет чья-то смерть] // Автор: Д. Г. Комптон  
-
  •   Бесконечная война / The Forever War  [= Вечная война] (1974) [половина населения планеты не занята работой и живет на пособие, которое позволяет развлекаться аналогом телевидения и получать необходимый рацион питания] // Автор: Джо Холдеман  
8.09 (1209)
-
60 отз.
8.00 (623)
-
23 отз.
  •   Michaelmas (1976) [ведущий телевизионных новостей сотрудничает с искусственным интеллектом для решения мировых проблем] // Автор: Алгис Будрис  
-
  •   Головокружение / Vertigo  [= Terminal Velocity] (1978) [телеприемник с трехмерным изображением и двухметровой сценой] // Автор: Боб Шоу  
7.32 (66)
-
3 отз.
7.80 (2218)
-
15 отз.
  •   Титан / Titan (1979) [Гея смотрит телевизионные сигналы с Земли и одержима фильмами, особенно из Золотого века Голливуда] // Автор: Джон Варли  
7.15 (134)
-
11 отз.
7.89 (513)
-
14 отз.
  •   Пересмешник / Mockingbird (1980) [телевидение показывает абстрактные узоры для введения зрителей в транс] // Автор: Уолтер Тевис  
7.14 (50)
-
5 отз.
  •   Возвращение к звёздам / Starworld  [= Звёзды; Возвращение; К звёздам] (1981) [новости по телевизору читают голые телеведущие] // Автор: Гарри Гаррисон  
7.45 (522)
-
8 отз.
  •   Бегущий человек / The Running Man  [= Бегущий] [под псевдонимом Ричард Бахман] (1982) [телевизионное реалити-шоу на физическое выживание] // Автор: Стивен Кинг  
8.06 (3121)
-
103 отз.
8.30 (20)
-
2 отз.
7.93 (2082)
-
21 отз.
  •   Контакт / Contact (1985) [инопланетяне приняли телевизионные сигналы с Земли: ими оказалась трансляция речи Гитлера; телевизионная приставка «Проповедникс» автоматически переключает программу телевизора при начале трансляции проповеди, «Рекламникс» — рекламы] // Автор: Карл Саган  
7.98 (410)
-
15 отз.
  •   Число погибших / Death Tolls (1987) [телевизор умеет фильтровать новости по уровню важности] // Автор: Джон Стиц  
5.47 (17)
-
1 отз.
  •   Eva (1988) [телевидение представляет собой нечто среднее между телевидением и виртуальной реальностью] // Автор: Питер Дикинсон  
-
  •   Когда пришли триподы / When the Tripods Came  [= День, когда пришли триподы; Треножники] (1988) [триподы решили покорить Землю зомбированием населения через телевидение] // Автор: Джон Кристофер  
7.35 (137)
-
7 отз.
7.70 (602)
-
18 отз.
8.21 (1681)
-
26 отз.
6.67 (33)
-
4 отз.
  •   Регуляторы / The Regulators [под псевдонимом Ричард Бахман] (1996) [подсевший на телевидение демон начал материализовывать персонажей из любимого мультсериала и вестерна] // Автор: Стивен Кинг  
6.90 (1324)
-
40 отз.
7.06 (32)
-
2 отз.
8.35 (2380)
-
78 отз.
  •   Танцы на снегу (2001) [при помощи телевизионных сериалов, обучающих программ и даже мультфильмов для детей захватчики воздействуют на разум зрителя] // Автор: Сергей Лукьяненко  
8.17 (4840)
-
73 отз.
  •   Flucht zum Mars (2007) [пилотируемый полет на Марс всесторонне освещается телевидением и превращается в популярное реалити-шоу] // Автор: Герберт В. Франке  
-
  •   Исчезнувший мир / The Gone World (2018) [воздух заполняют микроскопические устройства, похожие на взвесь пыльцы, которые становятся трехмерным телевидением] // Автор: Том Светерлич  
7.41 (530)
-
36 отз.

Повести

7.48 (267)
-
11 отз.
  •   Генерал / The General  [= Dead Hand] (1945) [громадные уличные телевизоры на Транторе показывают имперские новости] // Автор: Айзек Азимов  
8.06 (190)
-
  •   Поиски ведёт Мул / The Search by the Mule  [= Now You See It…; Поиски Мула] (1948) [телевизоры, которые принимают передачи с других планет] // Автор: Айзек Азимов  
8.38 (151)
-
7.35 (57)
-
2 отз.
  •   И рушатся стены… / And the Walls Came Tumbling Down (1957) [телевидеопьеса 2021 года — короткие куски пьесы перемежаются длиннющими рекламными вставками. Сюжет пьесы как можно больше примитивен, поскольку телезрители отвыкли думать. Существование строжайшей цензуры на телевидении в 2021 году] // Автор: Роберт Силверберг  
7.00 (5)
-
1 отз.
  •   Необъятный двор / The Big Front Yard  [= Большой двор] (1958) [черно-белый телевизор стал передавать цветное изображение] // Автор: Клиффорд Саймак  
8.20 (776)
-
27 отз.
  •   Без своей жизни / No Life of Their Own (1959) [телебиовизор позволяет смотреть передачу и переживать её вместе с героями. Передаёт зрителю действие, звук, запахи и ощущения] // Автор: Клиффорд Саймак  
7.68 (369)
-
12 отз.
8.35 (55)
-
1 отз.
  •   Хищные вещи века (1965) [телевизор через некий «фонор» передает зрителю запахи] // Автор: Аркадий и Борис Стругацкие  
8.43 (4227)
-
111 отз.
  •   Минотавр (1967) [герой видит по телевизору самого себя в детстве и разговаривает с собой-ребенком] // Автор: Геннадий Гор  
6.69 (83)
-
1 отз.
  •   Вперёд к обезьяне! (1977) [телевидение потихоньку замещает собой реальность] // Автор: Лев Лукьянов  
7.14 (59)
-
5 отз.
  •   Русалочка (1988) [упоминается бытовой прибор стереовизор — телевизор будущего] // Автор: Борис Владимирович Крылов (СПб.)  
5.22 (18)
-
8.12 (8)
-
1 отз.

Рассказы

  •   Атолл Факаофо  [= Телевизор капитана Ганешина] (1944) [подводное телевидение] // Автор: Иван Ефремов  
7.47 (287)
-
12 отз.
  •   Предсказатель / The Boy Who Predicted Earthquakes  [= Ясновидец; Мальчик, предсказывавший землетрясения; Мальчик, который умел предсказывать землетрясения; Мальчик, который предсказывал землетрясения; Предсказатель землетрясений] (1950) [по телевизору регулярно выходит передача с предсказаниями на завтрашний день, которые всегда абсолютно точно сбываются] // Автор: Маргарет Сент-Клер  
7.52 (113)
-
4 отз.
6.75 (4)
-
  •   Изображения не лгут / Pictures Don't Lie  [= Картинки не лгут] (1951) [при расшифровке звездного излучения оказалось, что это — телепередачи иной цивилизации] // Автор: Кэтрин Маклин  
7.17 (101)
-
4 отз.
  •   Пешеход / The Pedestrian (1951) [в ближайшем будущем книг и журналов никто не читает, все смотрят телевизор] // Автор: Рэй Брэдбери  
8.04 (714)
-
22 отз.
  •   Шутник / The Jester (1951) [теледарение — объёмное телевидение будущего] // Автор: Уильям Тенн  
7.20 (384)
-
8 отз.
7.40 (293)
-
15 отз.
7.96 (25)
-
1 отз.
  •   Убийца / The Murderer (1953) [человек будущего уничтожает телевизоры] // Автор: Рэй Брэдбери  
8.21 (833)
-
33 отз.
  •   Waste Not, Want (1954) [трехмерные цветные передачи, которые можно проецировать на любую стену или потолок] // Автор: Дэйв Драйфус  
7.00 (1)
-
  •   The Happy Clown (1955) [в детской телепередаче «Счастливый клоун» всех детей учат быть одинаковыми и ничем не выделяться] // Автор: Элис Элеонора Джонс  
6.00 (1)
-
  •   The Twilight Years (1955) [людей старше 60 лет убивают, причем из охоты на стариков устраивают шоу с показом по телевизору в прямом эфире] // Авторы: Гарен Друссай, Кирк Друссай  
6.00 (1)
-
7.83 (185)
-
6 отз.
  •   Сверчок в мегаполисе / Yokel with Portfolio  [= Непростой парень из захолустья] [под именем Bob Silverberg] (1955) [платный просмотр телепередач: чтобы телевизор заработал, в него надо вставлять монеты] // Автор: Роберт Силверберг  
6.94 (17)
-
1 отз.
7.14 (21)
-
  •   Из контрразведки / Security Check  [= Утечка информации] (1956) [герой рассказа взялся улучшить антураж фантастического телесериала и воссоздал будущее весьма реалистично] // Автор: Артур Кларк  
7.51 (560)
-
22 отз.
  •   Комната с видом / Room with View (1956) [по телевизору круглосуточно показывают последнее дерево на планете] // Автор: Роберт Янг  
6.52 (95)
-
2 отз.
  •   Срок авансом / Time in Advance  [= Лицензия на убийство] (1956) [телевизор объединяет функции телевидения и справочного бюро] // Автор: Уильям Тенн  
8.61 (1987)
-
85 отз.
  •   В сентябре тридцать дней / Thirty Days Had September  [= В сентябре было тридцать дней; Тридцать дней в сентябре] (1957) [телевидение будущего показывает классические пьесы в современной обработке, где действие переносится в недалекое будущее, герои носят современную одежду и т.д.] // Автор: Роберт Янг  
7.97 (411)
-
14 отз.
  •   Мир «теней» / Shadow World  [= Мир Теней] (1957) [земная экспедиция на далекую планету становится предметом инопланетного телешоу] // Автор: Клиффорд Саймак  
7.50 (302)
-
9 отз.
  •   Музыкодел / The Tunesmith (1957) [в мире будущего телевидение называют видеоскопом] // Автор: Ллойд Биггл-младший  
8.29 (301)
-
15 отз.
  •   Опасная игра / Questo tragico gioco (1957) [пришелец инкогнито принимает участие в астрономической телевикторине] // Автор: Сандро Сандрелли  
5.18 (39)
-
1 отз.
5.64 (80)
-
3 отз.
  •   Премия за риск / The Prize of Peril  [= Большая охота; Безумный приз] (1958) [телевизионное реалити-шоу на физическое выживание главного героя] // Автор: Роберт Шекли  
8.26 (1373)
-
49 отз.
9.08 (5171)
-
140 отз.
  •   Мариана / Mariana  [= Марианна] (1960) [упоминается управление трехмерным телевидением] // Автор: Фриц Лейбер  
7.38 (299)
-
9 отз.
  •   Почти такие же (1960) [СВ — стереовизор: телевизор со стереоэкраном, который передает зрителю еще и запахи] // Автор: Аркадий и Борис Стругацкие  
7.92 (1103)
-
22 отз.
  •   The Well of the Deep Wish  [= Well of the Deep Wish] (1961) [компания по производству телефильмов должна выдавать на телевидение 96 новых фильмов в день] // Автор: Ллойд Биггл-младший  
6.00 (1)
-
  •   Гаррисон Бержерон / Harrison Bergeron  [= Гаррисон Бергерон] (1961) [в обществе всеобщей уравниловки дикторы на телевидении страдают нарушениями речи] // Автор: Курт Воннегут  
7.67 (249)
-
9 отз.
  •   Скатерть-самобранка (1961) [стереовизор: телевизор со стереоэкраном, который передает зрителю еще и запахи] // Автор: Аркадий и Борис Стругацкие  
8.08 (1048)
-
19 отз.
  •   Реквием / Requiem (1962) [телевизионщики со всей галактики в прямом эфире ведут репортаж о последних днях планеты Земля] // Автор: Эдмонд Гамильтон  
7.54 (175)
-
8 отз.
6.55 (44)
-
1 отз.
  •   Молекулярное кафе (1963) [молекулярное кафе оснащено телевизором, по которому выступает робот в белой шапочке и белом халате] // Автор: Илья Варшавский  
7.45 (466)
-
20 отз.
  •   Торговцы болью / The Pain Peddlers  [= Продавцы боли] (1963) [телевидение передаёт не только изображение и звук, но и чувства] // Автор: Роберт Силверберг  
7.55 (341)
-
14 отз.
  •   В восемь утра / Eight O'Clock in the Morning  [= «Восемь часов утра»; «Утром, в восемь часов»; «Живущие среди нас»; «Чародеи»] (1963) [некие рептилоиды через телевидение гипнотизируют людей] // Автор: Рэй Нельсон  
7.32 (284)
-
11 отз.
  •   Арена решений / Arena of Decisions (1964) [3V-телепередатчик транслирует судебный процесс в прямом эфире по всепланетному телевидению] // Автор: Роберт Янг  
7.44 (9)
-
1 отз.
  •   Пропадайка / Little Dog Gone (1964) [герои произведения являются актерами трехмерного телетеатра] // Автор: Роберт Янг  
8.30 (34)
-
2 отз.
  •   Вас никто не убивал / Nobody Axed You (1965) [в телепередаче ведущий и его партнёрша демонстрируют различные способы убийств] // Автор: Джон Браннер  
6.78 (93)
-
6 отз.
7.35 (89)
-
2 отз.
7.58 (24)
-
1 отз.
8.14 (241)
-
14 отз.
  •   Непрочный, непрочный, непрочный мир…  [= Непрочный, непрочный мир; Этот непрочный, непрочный, непрочный мир…] (1966) [производство бумажных телевизоров] // Авторы: Борис Зубков, Евгений Муслин  
7.70 (251)
-
11 отз.
  •   Ослик и аксиома  [= Ослик и «аксиома»] (1966) [на смену цветному телевидению придет «стерео»] // Автор: Генрих Альтов  
7.26 (180)
-
6 отз.
  •   Крошка, ты была бесподобна! / Baby, You Were Great!  [= Baby, You Were Great, Без эмоций] (1967) [актёры на телевидении играют роли с вживлёнными в мозг электродами, что позволяет транслировать в эфир эмоции] // Автор: Кейт Вильгельм  
6.76 (167)
-
5 отз.
  •   Лавка сновидений (1967) [привычка венериан к курению сигар препятствует распространению на Венере радио и телевидения] // Автор: Илья Варшавский  
7.00 (171)
-
7 отз.
6.67 (126)
-
4 отз.
  •   Гонки / The People Trap  [= Капкан; Ловушка для людей; Приз] (1968) [гонки на право приобрести акр государственной земли показывают по телевидению в прямом эфире] // Автор: Роберт Шекли  
6.95 (490)
-
16 отз.
7.57 (23)
-
1 отз.
  •   Telemart Three  [= Telemart 3] (1970) [телевизор марки «Телемарт 3»: в доме строится сцена, на которой происходит действие телепередач. Герои передач и окружающие их предметы почти неотличимы от реальности. Также телевизор синтезирует товары и передает запахи] // Автор: Боб Шоу  
7.00 (1)
-
  •   Любовь и время (1970) [прием направленной телепередачи из будущего] // Автор: Илья Варшавский  
7.82 (284)
-
14 отз.
  •   The Romance of Dr. Tanner (1971) [герой романа работает на телевидении, пишет сценарии для пропагандистских мыльных опер с фантастическими сюжетами] // Автор: Рон Гуларт  
-
7.63 (86)
-
5 отз.
6.94 (93)
-
3 отз.
  •   Последнее новшество / The Latest Feature (1972) [телевизор со встроенной видеокамерой используется как средство тайной слежки за зрителем] // Автор: Мэгги Нэдлер  
6.57 (168)
-
5 отз.
4.41 (57)
-
2 отз.
  •   Enjoy, Enjoy (1974) [по инопланетному телевидению зрителям показывают ощущения аборигенов с планеты Земля] // Автор: Фредерик Пол  
7.00 (1)
-
7.57 (74)
-
7 отз.
  •   Лев / El leon (1974) [трехмерное телевидение управляется голосом] // Автор: Фернандо Акунья  
5.95 (60)
-
  •   The Mother Trip (1975) [пришельцы познакомились с образом жизни землян, посмотрев их телепередачи] // Автор: Фредерик Пол  
4.00 (1)
-
  •   Любовь к Земле (1975) [объёмное телевидение — голографическое изображение во всю комнату] // Автор: Виктор Колупаев  
7.45 (93)
-
6 отз.
  •   Visit to a Weird Planet Revisited (1976) [актеры из оригинального телесериала «Звездный путь» оказываются на мостике реального «Энтерпрайза»] // Автор: Руфь Берман  
-
7.45 (764)
-
30 отз.
7.22 (18)
-
1 отз.
  •   Каёдза  [= Японский телевизор] (1977) [японский телевизор, способный передавать не только изображение, но и ощущения] // Автор: Леонид Треер  
7.50 (4)
-
7.10 (134)
-
3 отз.
7.37 (19)
-
3 отз.
  •   Second Coming (1983) [телевидение освещает второе пришествие] // Автор: Фредерик Пол  
5.00 (1)
-
  •   Стеклянные дома / Glass Houses (1984) [телевизоры пришельцев из будущего принимают телепередачи из будущего] // Автор: Роберт Янг  
6.76 (25)
-
1 отз.
  •   Фуга Баха в понедельник (1987) [телемастер установил с инопланетянами контакт по телевизору] // Автор: Анатолий Карташкин  
4.77 (66)
-
2 отз.
8.13 (380)
-
7 отз.
7.89 (711)
-
14 отз.
  •   Ветер над яром (1989) [к работникам телецентра явился призрак из прошлого] // Автор: Людмила Козинец  
6.58 (19)
-
3 отз.
  •   Второе пришествие Сатаны (1990) [секс-бомба вылезла из телевизора, а наутро мужчина лишился половых признаков] // Автор: Вилли Густав Конн  
3.95 (22)
-
1 отз.
  •   Я и мой телевизор (1990) [телевизор время от времени по собственному желанию телепортирует то, что показывает] // Автор: Андрей Щербак-Жуков  
6.45 (22)
-
4 отз.
7.37 (63)
-
2 отз.
  •   Ядовитый пончик / The Toxic Donut (1993) [все токсичные отходы страны за год собраны и скорнцентрированы в одном пончике, который показывают по телевизору] // Автор: Терри Биссон  
5.67 (3)
-
  •   Без головы / Headless (1994) [демонстрация отрубания собственной головы в прямом эфире по телевидению] // Автор: Брайан Олдисс  
6.29 (56)
-
3 отз.
  •   Гладиаторы каменных джунглей (2004) [телевизионное реалити-шоу: выйти на борьбу с беспощадными мутантами, но не в качестве охотника, а в качестве жертвы] // Автор: Сергей Чекмаев  
6.16 (130)
-
4 отз.
  •   Анимация (2005) [кто-то подменил сетку вещания каналов, снабдив сериалы скрытым сигналом, который побуждает людей к суициду] // Автор: Роман Афанасьев  
5.78 (92)
-
6 отз.
  •   The Leila Torn Show (2006) [введение в телешоу элементов виртуальной реальности] // Автор: Джеймс Патрик Келли  
-
  •   Глобальное телевидение [под псевдонимом Василий Мидянин] (2006) [разумное глобальное телевидение] // Автор: Василий Мельник  
4.87 (124)
-
7 отз.

Микрорассказы

  •   Телевизор времени (1976) [телевизор времени показывает картины далёкого прошлого] // Автор: Святослав Логинов  
7.73 (11)
-
  •   Жизнь как жизнь / The Life of Anybody (1984) [телевизионщики снимают и показывают повседневную частную жизнь телезрителя] // Автор: Роберт Шекли  
6.98 (332)
-
11 отз.

Сказки

8.33 (12)
-

Антологии

  •   Дядя Фил и телевизор [рассказы на тему телевидения] (1974) [рассказы на тему телевидения] // Редактор-составитель: Ростислав Рыбкин  
7.00 (5)
-
  •   Tomorrow's TV (1982) [рассказы о телевидении будущего] // Редакторы-составители: Айзек Азимов, Мартин Гринберг, Чарльз Во  
8.00 (2)
-
  •   TV: 2000 (1982) [рассказы на тему телевидения] // Редакторы-составители: Айзек Азимов, Мартин Гринберг, Чарльз Во  
8.00 (2)
-
-



  Список фильмов, в которых упоминается термин:



Фильмы

  •   Этот остров Земля / This Island Earth (США, 1955) [сложное устройство под названием «интероцитор» по сути представляет собой телевизор] // Режиссёр: Джозеф М. Ньюман  
  •   Прямой репортаж о смерти / La Mort en direct (Франция, Германия (ФРГ), Великобритания, 1980) [героиня узнаёт, что ей скоро предстоит умереть, а последние часы её жизни станут показывать в развлекательной телепрограмме] // Режиссёр: Бертран Тавернье  
  •   Полтергейст / Poltergeist (США, 1982) [в доме семейной пары сам собой включается телевизор] // Режиссёр: Тоуб Хупер  
  •   Космическая одиссея 2010 / 2010 (США, 1984) [одно из его воплощений «дитя звёзд»появляется на Земле, вступая в контакт с родственниками и старыми знакомыми с экрана телевизора] // Режиссёр: Питер Хайамс  
  •   Вельд (СССР, 1987) [с телеэкранов в реальность прорываются львы, пожирающие людей] // Режиссёр: Назим Туляходжаев  
  •   В поисках галактики / Galaxy Quest (США, 1999) [инопланетяне посчитали фантастический телесериал «историческими хрониками»] // Режиссёр: Дин Паризот  
  •   Звонок / The Ring (США, Япония, 2002) [из телевизора вылезает мстительный призрак, который убивает взглядом] // Режиссёр: Гор Вербински  
  •   Белый шум / White Noise (Великобритания, Канада, США, 2005) [телевизионный шум содержит в себе скрытую информацию в виде образов с того света] // Режиссёр: Джеффри Сакс  
  •   Обречённый / Doomed (США, 2007) [в недалеком будущем несколько преступников становятся соперниками на футуристическом телешоу, где они в виде приза получают свободу, если сумеют выжить в течение трех дней на таинственном пустынном острове] // Режиссёр: Майкл Су  

Сериалы

  •   Третья планета от Солнца / 3rd Rock from the Sun (США, 1996 - 2001) [пришельцы используют телевидение в качестве основного источника опыта] // Режиссёр: Терри Хьюз, Роберт Берлингер, Джеймс Берроуз  
⇑ Наверх