Неизвестный составитель «Через Солнечную сторону»
Сборник фантастических произведений, действие которых происходит на различных планетах Солнечной системы, начиная с Меркурия и кончая гипотетическим Трансплутоном.
Серия — «Зарубежная фантастика»
М.: Мир, 1971.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— серию антологий «Зарубежная фантастика», 1965 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нескорений, 7 декабря 2015 г.
Благодаря фантастической литературе у нас есть возможность значительно опередить время — посетить окраины Галактики, неизвестные планеты и даже иные Вселенные. Всё это прекрасно, только в своём стремлении вперёд мы зачастую забываем сколько интересного и неизведанного может нас ожидать буквально под боком — в глубинах мирового океана, в недрах земли, не говоря уже о планетах нашей Солнечной системы, в исследовании которой мы только начали делать первые робкие шаги. Антология «Через Солнечную сторону» призвана ликвидировать несправедливость, отдать своего рода дань уважения нашим ближайшим соседям по бескрайнему космосу.
Антология была выпущена в 1971 году издательством «Мир» в рамках популярной серии «Зарубежная фантастика». На тот момент книга была крайне актуальна — интерес к исследованиям космоса в обществе был очень высок, ведь с начала космической эры прошло чуть больше десяти лет, а с момента высадки американцев на Луне — всего каких-то два года. Для многих наших сограждан мечты о скорых полетах к иным мирам были единственной отдушиной, позволявшей сбежать от пресса серой действительности — с каким оживлением люди рассуждали на тему «есть ли жизнь на Марсе», мечтали о создании лунных колоний, каждый мальчишка втайне мечтал стать космонавтом — пример Ю. Гагарина живо стоял перед глазами.
Нашему вниманию предлагаются тринадцать рассказов и одна повесть, путешествие начинается на Меркурии и последовательно продолжается вплоть до вымышленной десятой планеты — Трансплутона. В начале нашему вниманию предлагают вступительную статью Г. Гуревича «Владельцы Солнечной системы» — на мой взгляд прекрасный обзор, где автор знакомит нас с произведениями антологии и их авторами, при этом тактично избегает явных спойлеров. Также здесь приводится ряд примеров того, что некоторые рассказы в научно-техническом плане немного устарели, если это было актуально для 1971 года, то сейчас ситуация еще больше усугубилась, но вслед за Г. Гуревичем предлагаю не заострять внимание на ошибках технического характера, ведь в первую очередь нам интересен человек, его поведение в нестандартных ситуациях — технологии меняются быстро, люди — гораздо медленнее.
Заглавный рассказ, принадлежащий перу А. Нурса, открывает антологию и переносит нас на жаркую и негостеприимную почву Меркурия. Рассказ посвящен экспедиции группы землян, которые поставили себе целью осуществить пеший переход по поверхности Меркурия, по солнечной стороне планеты, чтобы доказать — человеку под силу и это. Рассказ носит производственный характер, подробно описан путь первой, неудачной экспедиции — все сложности психологического и технического плана автор постарался учесть. Проблема в том, что читать это не особо интересно, а главное — я не смог заставить себя сопереживать участникам перехода, если бы у них была благородная цель или какая-то жизненная необходимость, а так — простое тщеславие, стремление быть первыми — всё это напоминает рекордсменов книги Гиннеса, которые чтобы попасть в историю готовы осуществить любую самоубийственную глупость.
Следующая остановка — Венера, второй планете от Солнца посвящается хорошо известный отечественному читателю рассказ К. Энвила «История с песчанкой» — это рассказ про человека, который оказавшись без воды и пищи сумел добраться до базы и выжил благодаря неизвестному науке средству — в отличие от предыдущего рассказа здесь на карту поставлена жизнь героя, не праздный интерес. Сам рассказ представляет собой административную переписку ученых и бюрократов, идёт борьба за признание новаторского метода выживания, документальный характер рассказа добавляет повествованию интереса и достоверности — не зря эта история довольно часто переиздавалась в переводных отечественных антологиях.
Хотя наша родная Земля и упоминается в ряде рассказов, но отдельной истории не удостоилась, зато про её спутницу Луну здесь имеется сразу две истории, которые составитель поместил особняком, в самом конце антологии. Рассказ уроженца ГДР К. Раша «Влюблённые со станции «Лунные горы» написан в типичном романтическом позитивистском ключе, характерном для советской фантастики ближнего прицела. Одна из слабейших вещей антологии — зарисовка из жизни лунной станции — влюбленная парочка учится в местной академии, по заданию руководства они должны встречать корабль с Земли, но по легкомыслию могут опоздать на космодром, чтобы успеть в срок и выполнить свой долг им нужно проявить дерзость и смекалку.
Основное действие рассказа патриарха космического жанра А. Кларка «Колыбель на орбите» также происходит на Луне. По сути это довольно смелый футурологический прогноз развития космической программы человечества, который, увы, не оправдался. Автор вспоминает слова Циолковского о том, что «Земля — колыбель человечества», в его рассказе колыбелью в прямом и переносном смысле становится Луна. Рассказ по праву достоин подвести итог антологии, он дарит мечту, его символизм заставляет даже забыть о неточности прогноза, после прочтения можно откинуться в кресло и помечтать о будущем, о тех рубежах, которые только еще предстоит покорить.
Пожалуй из всех планет нашей системы больше всего внимания в фантастике уделялось Марсу. Красной планете посвящается великолепная повесть С. Лема из цикла рассказов о пилоте Пирксе. Здесь Марс предстает пустым, холодным и безжизненным, тем не менее люди упорно цепляются за красную почву, основав там сразу две колонии. В центре сюжета — расследование катастрофы земного звездолета причиной которой стал человеческий, а может и машинный фактор. В «Адаптации» Дж. Уиндэма задействованы сразу три соседних планеты — Марс, Земля и спутник Юпитера Титан. Какие опасности ждут человечество при колонизации новых миров, какое влияние окажут неземные условия на обычных людей? Неважно, ведь человек, как известно, ко всему привыкает, ко всему адаптируется — особенно хорошо получилась ударная концовка рассказа, довольно неожиданная и символичная.
Помимо крупных планет в Солнечной системе есть и менее значительные объекты — между Марсом и Юпитером раскинулся обширный пояс астероидов. На орбите одного из этих массивных обломков — Весты — разворачивается сюжет рассказа А. Азимова «Затерянные у Весты» — история довольно незатейливая и с научной точки зрения недостоверная, но главная прелесть в том, что это самая первая литературная публикация Азимова, если сделать скидку на «первый блин», то можно сказать неплохо. В результате катастрофы в обломке космического корабля на орбите Весты застряли три астронавта, для того чтобы найти выход из положения у них всего три дня, потом закончится воздух, хотя воды и пищи в их распоряжении предостаточно, может где-то здесь и скрыто решение проблемы?
Юпитер — самая большая планета нашей системы, ей посвятили свои рассказы сразу два заслуженных автора антологии. История известного оптимиста К. Саймака называется «Дезертиры» и являет собой главу из его романа «Город», хотя если не знать этого факта, то догадаться об этом сложно, история получилась довольно самодостаточной. Человечество пытается делать первые шаги по колонизации Юпитера, чтобы выжить в нечеловеческих условиях первопроходцы проходят особую процедуру биологической трансформации, но из тех кто вышел за пределы воздушного шлюза корабля на поверхность, назад еще никто не возвращался, решить эту загадку читателю предстоит вместе с персонажами рассказа. Немного отвлечься и переключиться на несерьезный лад предлагает читателям еще один рассказ А. Азимова «Непреднамеренная победа» посвященный контакту земной делегации, состоящей из трёх роботов, с недружелюбными обитателями Юпитера. Здесь автор иронизирует над сторонниками теории недружественного контакта, ведь высадившиеся земные роботы подчеркнуто дружелюбны, юпитериане же напротив чужаков ненавидят и стремятся уничтожить, а если не получится — то обхитрить, только вот хорошо смеется тот, кто смеется последним.
Далее на очереди известный своими фирменными кольцами Сатурн. На его долю также приходится пара рассказов. Психологическая зарисовка Г. Гаррисона «Давление» о трёх астронавтах, которых оказались заперты в своем корабле на поверхности Сатурна, единственный шанс вернуться на Землю — собрать большой передатчик материи, но вопрос в том, сможет ли человек с его помощью переместиться на Землю в добром здравии — ответ на этот вопрос можно получить только эмпирическим путем, но кто рискнет испытать удачу первым и к чему это приведет? Помимо упоминавшегося С. Лема польскую фантастику в антологии представляет В. Зегальский. Его юмористический рассказ «Приключения в кольцах Сатурна» производит приятное впечатление — история робота, который её просто выдумал или же всё так и было на самом деле? Мы узнаем из чего «на самом деле» состоят кольца Сатурна, какую важную для Вселенной функцию они выполняют, а также каждый может задаться вопросом — может быть действительно не люди изобрели роботов, а роботы создали людей?
Действие приключенческого рассказа С. Вейнбаума «Планета сомнений» происходит на Уране — перед нами типичный пример планетарной фантастики с уклоном в ксенобиологию. Земная экспедиция вступила в контакт с непонятными обитателями планеты — тени аморфных призраков с демоническими ликами и гигантские черные многоножки — что же это такое и связаны ли эти существа между собой — сомнений у героев масса, но ответ обязательно будет найден. По какой-то причине Нептун составители антологии позабыли и после Урана направили нас на Плутон, которому посвятил свой небольшой, но достаточной известный рассказ «Дождусь» мастер твёрдой НФ Л. Нивен. На сегодняшний день в рассказе можно усмотреть много научных неточностей, да и поначалу читать было скучновато, но всё перекрывает великолепная концовка — финальная картина достойна кисти лучших живописцев. В ходе исследовательской экспедиции произошла поломка корабля и экипаж обречен на гибель, но может быть шанс на спасение всё-таки есть...
Казалось бы чего уж боле — наше путешествие подошло к концу, но символической нитью, связующей нашу Солнечную систему с дальним космосом, можно считать вымышленный Трансплутон, на котором разворачивается действие одноименного рассказа Дж. Кэмпбелла. Этот рассказ представляет собой главу из романа «Планетчики», хотя так и не скажешь — когда я читал рассказ, то был уверен, что это самостоятельное произведение, а не часть чего-то большего. По сути это еще один представитель жанра планетарной фантастики. После высадки на Трансплутоне двое первопроходцев встречаются с невероятными местными формами жизни — ведь казалось бы в местных условиях не выживут даже бактерии, что уж говорить о разумных существах. Очень понравилась идея сущности местных аборигенов, раньше не доводилось встречать «чужих», состоящих из неразумного тела с зачаточным мозгом и высшего разума, заключенного в эту, ставшую тюрьмой, оболочку.
По итогам можно сказать, что перед нами достаточно хороший сборник, хотя и не лучший в своей серии. Целая плеяда громких имен, типа Гаррисона, Саймака, Кларка, Азимова и Лема, разбавлены менее известными авторами, некоторые из них на контрасте с мастерами смотрятся откровенно слабо. Хорошая вступительная статья, что встречается не так уж часто, логичное расположение рассказов — создается эффект непрерывного повествования, путешествия сквозь Солнечную систему, жаль только для Нептуна истории не нашлось. Можно попенять авторам за научно-технические ляпы, но глядя на год издания антологии, время написания самих рассказов — этого делать не хочется. Тем не менее в наше время интерес к исследованиям космоса у читающей публики не такой высокий, как полвека назад — сейчас читатель требует психологической глубины, интересных философских идей. Некоторые рассказы антологии сегодня смотрятся наивно, но большинство, особо отмечу повесть С. Лема, сохраняют задуманный эффект, способны удовлетворить возросшие читательские требования.
Yazewa, 23 февраля 2012 г.
Саймак, Лем, Азимов... остальные не производят впечатления. В целом сборник показался слабым, так как рассказы мэтров прочитаны были уже раньше. С поправкой на сремя написания... ну, пусть оценка будет средней.