FantLab ru

Томас Лиготти «Последний пир Арлекина»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.78
Голосов:
192
Моя оценка:
-

подробнее

Последний пир Арлекина

The Last Feast of Harlequin

Другие названия: Последнее пиршество Арлекина

Рассказ, год; цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения», цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 32
Аннотация:

Антропологи тоже люди, и ничто человеческое им не чуждо — в том числе и странные увлечения. Герой рассказа, исследующий образ клоуна в мировых культурах, и сам не прочь спрятать лицо за ярким гримом и дурацкой ухмылкой.

Однажды он узнает, что в провинциальном городке Мирокаве существует странный праздник, выпадающий на самую длинную ночь в году – зимнее солнцестояние. В гуляниях неким образом задействованы и клоуны…

Надеясь разогнать сезонную депрессию и пополнить коллекцию антропологических курьезов, герой отправляется на место событий. Но у веселого празднества обнаруживается темная подкладка – темнее самой темной ночи…

Входит в:

— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»  >  Антологии  >  антологию «Cthulhu 2000: A Lovecraftian Anthology», 1995 г.

— условный цикл «The Mammoth Book of Best New Horror»  >  антологию «Ужасы. Последний пир Арлекина», 1991 г.

— условный цикл «Лучшее фэнтези и хоррор за год»  >  антологию «The Year's Best Fantasy and Horror: Fourth Annual Collection», 1991 г.

— условный цикл «The Best from Fantasy and Science Fiction»  >  The Best from Fantasy & Science Fiction: Anniversary Anthologies  >  антологию «The Best From Fantasy & Science Fiction: A 45th Anniversary Anthology», 1994 г.

— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»  >  Антологии  >  антологию «A Mountain Walked: Great Tales of the Cthulhu Mythos», 2014 г.

— сборник «Тератограф: Его жизнь и творчество», 1991 г.

— сборник «The Nightmare Factory», 1996 г.

— сборник «The Shadow at The Bottom of The World», 2005 г.

— антологию «The Giant Book of Best New Horror», 1993 г.

— антологию «American Fantastic Tales: Terror and the Uncanny», 2009 г.


Номинации на премии:


номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1991 // Рассказ

Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Песни мертвого сновидца. Тератограф
2018 г.

Издания:

Ужасы. Последний пир Арлекина
2011 г.
Песни мертвого сновидца. Тератограф
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Grimscribe: His Life and Works
1991 г.
(английский)
Best New Horror 2
1991 г.
(английский)
Die Sekte des Idioten
1992 г.
(немецкий)
Grimscribe: His Life and Works
1994 г.
(английский)
The Best from Fantasy & Science Fiction: A 45th Anniversary Anthology
1994 г.
(английский)
Cthulhu 2000: A Lovecraftian Anthology
1995 г.
(английский)
The Nightmare Factory
1996 г.
(английский)
The Shadow at The Bottom of The World
2005 г.
(английский)
The Shadow at The Bottom of The World
2006 г.
(английский)
American Fantastic Tales: Terror and the Uncanny from the 1940's Until Now
2009 г.
(английский)
Grimscribe: His Life and Works
2011 г.
(английский)
A Mountain Walked: Great Tales of the Cthulhu Mythos
2014 г.
(английский)
Best New Horror #2
2014 г.
(английский)
Songs of a Dead Dreamer and Grimscribe
2015 г.
(английский)
A Mountain Walked: Great Tales of the Cthulhu Mythos
2015 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 января 2014 г.

Лиготти иногда сравнивают с Лавкрафтом, имея в виду, что и тот, и другой пишут о невыразимом ужасе, проникающим в обычную жизнь; но если у ГФЛ тьма все-таки овеществляется в обличье Ктулху и ему подобных, то у Лиготти она, как правило, остается за кадром, принимая вид намеков, совпадений и странных метафор, общего ощущения угрозы и чуждости, подстерегающих в закоулках сознания. В этом смысле, «Последний пир арлекина» является одной из самых «лавкрафтианских» работ Лиготти, заигрывающей с темами писателя из Провиденса и демонстрирующей вполне вещественных монстров, которые, впрочем, достаточно самобытны, чтобы претендовать на оригинальность.

Конечно, Лиготти интересуют не столько монстры сами по себе, сколько контекст и культурное значение того, что воплощает собой ужас и «инаковость». Отсюда — солидная теоретическая основа, разбросанная по всему тексту в виде «научных» выкладок и размышлений главного героя, объединяющих тему фестивалей, сезонных депрессий, языческих жертвоприношений и даже учения гностиков. Неслучайным выглядит и выбор места, где разворачивается сюжет: это типичный «новоанглийский» городок, современный, но прямо-таки созданный для суеверий, предрассудков и тщательно скрываемых постыдных тайн. Именно сюда приезжает безымянный преподаватель, отмеченный эмоциональной нестабильностью и нездоровым интересом к клоунам во всех их проявлениях.

Действие происходит в канун Рождества, однако за обычной мишурой, свойственной празднику, скрывается гораздо более древний ритуал, имеющий некое отношение к зимнему солнцестоянию. Как выясняет рассказчик, он каким-то образом связан с исчезновением двадцать лет назад женщины по имени Элизабет Бидл, и с вялыми червеподобными клоунами, вызывающими страх у жителей Мирокаве. Таинственности делу добавляет присутствие профессора Тосса, бесследно пропавшего в то же время, что и Элизабет, который некогда привил рассказчику интерес к фигуре Арлекина. Пока преподаватель пытается найти истину, лежащую, как известно, за пределами понимания, вокруг него сгущается зимний мрак, а на зеркале в комнате отеля появляется надпись: «Что хоронит себя прежде, чем умрет?...»

Финал произведения перекликается с концовками многих рассказов из Мифов Ктулху, в которых герою предстоит совершить ужасное открытие и, в конце концов, выбрать один из двух путей, одинаково ведущих в темноту.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 декабря 2011 г.

Cтранные ощущения у меня все-таки от Лиготти, его заметки и культурно-философские размышления в стиле Лотмана или, как здесь, Бахтина читать хоть и сложно, но интересно, в них присутствует образность и оригинальность мысли, но когда дело касается проявления сверхъественного, то тут образы и сюжеты Лиготти не выдерживают никакой критики, какой бы мифологией они не прикрывались, они все равно остаются трешем или бессмыслицей. Никакой гармонии в этих переходах также не замечено. Но конечно манера повествования, по сравнению с остальными представленными в сборнике произведениями (кроме может «Первого раза») выделяется как диссертация выделяется на фоне школьного сочинения, отсюда и такая высокая оценка.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 ноября 2011 г.

Действительно жуткий рассказ о том, что мрачные тайны могут подстерегать нас в соседней деревне.

Ученый-антрополог заинтересовался странными обычаями маленького городка, и попал в непрекращающийся кошмар.

Стиль у Лиготти своеобразный, но на писанно интересно

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 августа 2013 г.

Действительно «лавкрафтианская» проза, в хорошем смысле этого слова. Не по букве, но скорее по духу, что пожалуй и лучше. Очень атмосферный, «густой» рассказ. Читал с удовольствием.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх