FantLab ru

Проспер Мериме «Венера Илльская»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.20
Оценок:
188
Моя оценка:
-

подробнее

Венера Илльская

La Venus d'Ille

Другие названия: Илльская Венера

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 41
Аннотация:

Житель городка Русильона господин Пейрорад откопал в своём саду медную античную статую, которую местные жители немедленно прозвали идолом. Статуя представляла собой прекрасную женщину с необычайно злым выражением лица. Общее мнение было таково, что находка дьявольской статуи не принесёт добра. И действительно, с самого начала всех, кто имел дело с идолом, преследовали несчастья.

Примечание:

«Венера Илльская» впервые опубликован в журнале «Ревю де Де Монд», 1837, 15 мая.


Входит в:


Экранизации:

«Wenus z Ille» 1969, Польша, реж: Януш Маевский

«La Venere d'Ille» 1979, Италия, реж: Ламберто Бава, Марио Бава



Похожие произведения:

 

 


Новеллы
1953 г.
Том 2
1957 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 2
1963 г.
Хроника царствования Карла IX. Новеллы
1968 г.
Избранное
1983 г.
Проспер Мериме. Собрание сочинений в четырех томах. Том 2
1983 г.
Избранное
1986 г.
Мать уродов и другие истории, исполненные неизъяснимого ужаса
1992 г.
На сон грядущий
1992 г.
Комната в башне
1993 г.
Том 1. Новеллы
1993 г.
Infernaliana
1999 г.
Кармен
2007 г.
Кармен : новеллы
2007 г.
Кармен : роман, новеллы
2007 г.
Кармен и другие новеллы
2007 г.
Хроника царствования Карла IX. Кармен
2007 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 2
2008 г.
Кармен и другие произведения
2010 г.
Улица Морг. Дом 1
2010 г.
Новеллы
2011 г.
Идеальное преступление
2011 г.
Малое собрание сочинений
2012 г.
Кармен : сборник
2014 г.
Большое собрание мистических историй в одном томе
2015 г.
Сезон ведьм. Большое собрание мистических историй
2015 г.
Сезон ведьм. Большое собрание мистических историй
2015 г.
Харчевня двух ведьм. Лучшие мистические истории
2016 г.

Периодика:

The Magazine of Fantasy and Science Fiction, November 1970
1970 г.
(английский)

Аудиокниги:

Кармен и другие новеллы
2004 г.
Зарубежная классика. Лучшее
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Les Maîtres de la Peur
1927 г.
(французский)
Anthologie du fantastique
1958 г.
(французский)
Racconti Fantastici Dell’Ottocento:Il fantastico visionario
1983 г.
(итальянский)
Der Vampir: Gespenstergeschichten aus aller Welt
1983 г.
(немецкий)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Место действия — глухая французская провинция начала XIX века. Участники событий — местные крестьяне и местные интеллигенты. Крестьяне пока ещё верят во всякую чертовщину. Интеллигенты не верят вообще ни во что, кроме лично разработанной концепции. И вот на их глазах разворачиваются события, которые не укладываются ни в привычные суеверия, ни в научную картину мира. Нет, не на глазах. Всё случается именно тогда, когда все отвернутся. Это действует сильней, чем хруст костей и реки крови. При этом Мериме, как положено скептику, оставляет маленькую лазейку и для рационального истолкования происходящего. Но совсем уж маленькую лазеечку.

На мой взгляд, это совершенный образец хоррора, который пока ещё притворялся готикой. Точное соотношение мистики и реализма, минимальный объём, постепенное сгущение атмосферы, естественные и при этом нестандартные персонажи. Финал неожиданный, но единственно возможный в данной ситуации. Единственное, что слегка напрягает – архаическая по сегодняшним меркам манера повествования. Но вообще я слышал, что в оригинале Мериме воспринимается лучше, чем в любом переводе.

Вышел этот шедевр задолго до рождения Кинга, Лавкрафта, Стокера, до того, как в Европе узнали имя Эдгара По. При этом рассказ оказался совершеннее всех последующих сочинений, даже По. Такое впечатление, что именно на «Венере Илльской» жанр достиг своей высшей точки. Затем он стал расти по экспоненте в количественном отношении и заметно сдавать в качественном.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасно написанный и переведенный рассказ. Читая произведение, где каждая строчка и каждое слово на своем месте, получаешь особое эстетическое удовольствие.

Что касается сюжета, он мне двойственным не показался. Автор весьма прямолинеен и водит читателя за нос совсем чуточку.

Также к недостаткам, по моему мнению, относятся совершенно непрописанный характер невесты — 18-летняя дурочка даже собственного мнения о собственной свадьбе не имеет и способна лишь лежать бревном на свадебном ложе. А между тем автор в основу сюжета выносит такие вечные темы как любовь и брак по расчету! Джульетта у Шекспира бегает на свиданки к Ромео, а безымянная красавица Мериме двумя сотнями лет позже больше напоминает амебу.

Ну и финал меня, скажем так, не удовлетворил.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
лучше бы отдали в музей

Вы можете себе представить какую красоту испакостили? Эх-х-х-х...

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень понравилось!

Без маниакального упора на сгущение тайны и дурные предчувствия, как у Лавкрафта. Без прямолинейного подсовывания неожиданностей, которые больше смешат, чем пугают, как у Джеймса Монтегю. Без старомодной необъяснимой мистики, как у Мейчена.

История очень живая, ровная, я бы даже сказал — естественная. Читателя не пытаются чем-нибудь огорошить, намеренно устраивая недостаток информации, как это делает подавляющее большинство «мастеров ужаса». Всё логично, прозрачно — герои и мотивы их поступков хорошо понятны, ход событий последователен. Мистическая сторона происшествия отлично сопряжена и с атмосферой, и с обстановкой. Идея со свадебным кольцом воплощена, на мой вкус, просто замечательно! Доза страха и ожидания развязки тоже отмерена совершенно верно, без перекосов.

Если бы не имя автора и приметы времени, я бы вообще не догадался, что рассказ такой старый. Умели же писать!

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неделя для меня благодаря этому рассказу оказалась очень познавательной. Я узнала кучу как нужной, так и абсолютно бестолковой информации, а именно:

1) Открыла нового для себя автора, а это как обычно водится, если рассказ понравился, то тут же начинаешь читать произведения писателя одно за другим и интересоваться его биографией.

2) Освежила в памяти миф о Венере, Вулкане и Марсе.

3) Так получилось, что посмотрела фильм BBC о Венере планете, с пугающим названием «Венера – зловещий близнец Земли». Информация, вообще не относящаяся к рассказу, но которую я все же зацепила пока думала о истории, написанной Мериме.

Что же касается самого рассказа, то статуя Венеры в нем является символом красоты, которая оскверняется прагматичностью, пошлостью, расчётливостью и показушностью. Прямо скажу, что это ИМХО не худшие человеческие проявления, поэтому мне рассказ не показался социально направленным и высмеивающим к примеру что-то буржуазно-провинциальное. Нет. Но вот отдельные моменты в поведении и описании героев, я посчитала забавным, к примеру, то, как автор настойчиво хаил жениха, или, то, как описано поведение невесты в первую брачную ночь. Конечно рассказ написан почти 200 лет назад и многие общечеловеческие ценности уже пересмотрены и это нужно учитывать, читая эту историю, но смертельные объятия бронзовой женщины наверно и тогда вызывали улыбку.

Мне вспомнился оживший и гуляющий по городу памятник у Лагерлёфа в «Путешествие Нильса с дикими гусями», вот там это было страшно, особенно если читаешь в десятилетнем возрасте.

В общем, классику надо читать и я прочла.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличное произведение.

(Вероятно оно повлияло и на схожий рассказ Кларка Эштона Смита. Хотя возможен и эффект Попова — Маркони или Ломоносова -Лавуазье, однако он применим скорее лишь для современников)

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великолепный рассказ. Нельзя давать обещания, если не собираешся их выполнять! Это надо запомнить всем сегодняшним молодым людям! Иначе можно попасть в Оччень неприятную историю. А Бог — он не Фраер, он все видит!

Оценка: нет
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Незадолго до свадьбы своего сына господин Пейрорад выкапывает в саду античную статую пугающе прекрасной женщины. на пьедестале ее выгравировано «Берегись любящей!».

Классический и очень добротный рассказ ужасов со всеми атрибутами этого жанра: постепенное развитие событий, создание атмосферы, нарастающее напряжение, подозрение, переходящее в уверенность, и остающаяся до самого конца двойственность трактовки событий.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх