Андрей Дашков «Отступник»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Тёмное фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Бессмертие | Становление/взросление героя | Пророчество | Путешествие к особой цели | Артефакты
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Действие первого романа трилогии разворачивается в странным образом изолированном и обреченном городе, подвергающемся медленному наступлению сил Хаоса. Пространство постепенно поглощается Зыбкой Тенью, в которой отсутствует причинно-следственная связь, а люди обречены на безумие и смерть. Город представляет собой последний оплот феодального государства со сложной иерархической структурой, управляемый нечеловеческими существами, владеющими всеми основными магическими и техническими знаниями. Вырождающаяся знать поглощена интригами, распутством, извращенными развлечениями и непрерывной войной...
Входит в:
— цикл «Странствие Сенора»
— антологию «Сумерки мира», 1993 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 167
Активный словарный запас: низкий (2485 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 79 знаков, что близко к среднему (81)
Доля диалогов в тексте: 23%, что гораздо ниже среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1993 // Крупная форма | |
номинант |
Интерпресскон, 1995 // Крупная форма (роман) | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 1995 // Крупная форма |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 12 декабря 2022 г.
Странствие Сенора-1
Слог и стиль Дашкова не спутаешь ни с чем, даже если последний раз читал автора полтора десятка лет назад, если не больше. Подбор слов, построение фраз. От всего веет здоровой безнадёгой, паранойей и ужасом.
Головные боли, безглазая собака, Башня, животные Тени, хитиновые доспехи.
Экшн в настоящем, экшн во флэшбэках, много Слов с Заглавных Букв, как, с лёгклй руки Муркока, было популярно в девяностые. Роман мог бы стать обычным приключаловом, если бы не неповторимая декадентско-готическая атмосфера. Можно подобрать референсы, того же Муркока, но хочется считать мир Сенора самобытным.
И всё-таки, как похоже:
«Пророчество Нумы гласит: «Пока не разрушена Завеса, Тень будет пожирать мир. От зла Опустивших Завесу появится Нерожденный Женщиной. Он будет владеть Мечом Торра, Великого Древнего Бога, – и еще каменным и стеклянным амулетами. Где-то в другом мире произойдет Великая Битва; после нее трое сольются в одном, а все Чужие уйдут…»»
Город Кобар, окружённый медленно сжимающейся Завесой Мрака; Зыбкая Тень — прореха в Завесе, двухсторонний портал в Хаос; Башня, где обитают Великие Маги; кланы, Придворные, Кратер Самоубийц.
Сенор — один из Придворных. Следует светским ритуалам двора, имеет заклятого врага-барона. Внезапно обретает и тут же теряет мать, которою никогда не знал, и становится пешкой в игре Великих Магов. Рубака, маг, телепат и псионик, подавляющий слабые сознания.
Контроль сознания, страх этого, и попытки защититься от этого — сквозная тема книг Дашкова. Видно, что эта тема всерьёз волнует автора, и, возможно, не только на страницах книг.
В «Отступнике» потрясающий бестиарий: слепые собаки, полые Слуги Башни, порождения Тени, Охраняющая Могилу, Крыса, Уроды, Безумный Король и многие другие.
Несмотря на небольшой объем романа, в нем аж три книги, посвящённых, соответственно, обретению героем трех могущественных артефактов.
Резюмируя. Результат получился примерно такой, как если бы декоратор и мастер по спецэффектам сняли фильм: декорации потрясают, от монстров не отвести взгляд, но персонажи плоски и у них нет причин перемещаться между локациями, кроме желания автора показать нам ещё больше необычных мест и монстров. Согласен, в чем-то вышеописанное можно отнести и к первой трилогии Муркока про Корума. Но в «Отступнике» это очень заметно. В какой-то момент, на пару глав, повествование переключилось на врага Сенора, а разницы я и не заметил. Очередной Замок, очередной экзотический NPC. А кто с ним взаимодействует, не важно.
Технически перед нами пролог истории — герой набрал союзников, кучу артефактов и на последней странице наконец-то отправляется в странствие по измерениям Тени.
Не разочарован, но и не очарован. Дженирик Муркока. Качественный, а для 1993-го так и вообще выдающийся.
Продолжение читать буду, но позже.
7(ХОРОШО)
gaara12345689, 22 марта 2022 г.
Очень странное произведение. Когда читаешь, есть ощущение, что это либо краткий сюжет(маленькие главы, нераскрытые персонажи) или уже 10 я часть серии.
Из плюсов- фантазия автора, интересный мир
Из минусов- диалоги сделаны чисто для галочки(герои даже не думают разговаривать,они просто сразу переходят к делу) , так как герою откуда-то надо получать информацию.
Очень коротко описаны всё события которые происходят.
Персонажи мало того что картонные, так ещё и совершенно не соответствуют миру в котором живут,
Однообразный текст.
Мир пытается показаться гораздо более продуманным, чем он есть на самом деле.
Подводя итог» книга могла бы стать шедевром в умелых руках, но из-за описанных выше минусов стала чём-то странным и на любителя.
amak2508, 17 сентября 2019 г.
Ярлык этой книге привесить проще простого — мир меча и магии, героическое фэнтези, квест. Возможно — тёмное фэнтези. И всё вроде бы так, да немного не так: фантазия автора настолько сильна и настолько необычна, что трудно найти книгу, похожую на этот роман. Пожалуй, что-то похожее проскальзывает только у Майкла Муркока, особенно в его саге об Эльрике Мелнибонейском.
В произведении Дашкова нет ни благородных рыцарей, ни эльфов с гномами, ни ужасного Тёмного властелина. Зато есть яркий, мрачно-красивый погибающий мир Кобара, окруженный постепенно сжимающейся Завесой Мрака. Мир настолько необычный, настолько интересный, обладающий таким красочным антуражем, что читать его первое время одно удовольствие. Чего стоят, например, такие имена и названия, как Человек Безымянного Пальца, Зыбкая Тень или Кратер Самоубийц.
К сожалению, со временем обнаруживается, что за вычурностью и красивостью текста, за приключениями главного героя (кстати, далеко не супергероя, а человека, день за днём вынужденного бороться за свою жизнь) ничего не стоит. И, конечно, такой однообразный текст постепенно начинает надоедать. Хорошо, что автор, понимая это, сделал размер романов трилогии совсем небольшим — где-то всего по полторы сотни страниц.
beskarss78, 3 июня 2015 г.
Для своего времени это был прорыв — прорыв во тьму, в ужас и скрежетание жвал за спиной.
Я читал несколько текстов автора — да и всю трилогию в которой действует Сенор — этот текст получился лучшим.
Показана принципиальная возможность импортозамещения в прозаических ужастиках и темном фэнтези :)))
Герои и мир подогнаны друг к другу, как скорлупа ореха с ядрышком. Обилие загадок, которое еще не начинает пресыщать. Тысяча и одна деталька. Наконец, во мраке блистает надежда — и это хорошо.
про, 12 июня 2011 г.
Мне произведение очень понравилось. Необычный жуткий мир с интересными и колоритными персонажами. Особенно хорошо, что они все разные и у всех локальные цели, которые связываются в одну большую — спасение города. И компания у главного героя что надо. Захватывающая книга.
darkseed, 13 сентября 2009 г.
Напомнило много чего, в том числе и Кэролла с его Алисой. Кругом сплошные Безумные Короли и прочие экзотичные персонажи, написанные обязательно с Большой Буквы. Сам герой вообще непонятен. Что в нем такого, что его нельзя просто и тупо убить? Попытки это обьяснить если и присутствуют, то весьма вялые. Сюжетно роман представляет собой типичное квесто-приключалово. Напишу Типичное с большой буквы. Ну да уважаем мы Дашкова не за сюжеты, а за буйную фантазию вкупе с вычурной манерой изложения. Кто-то такому порадуется, а кто- то плюнет и запустит книгой в мусорную корзину. То есть, роман сильно на любителя.
Ruddy, 2 марта 2009 г.
Хорошее тёмное фэнтези, сильно запоминающееся буйной фантазией и не менее буйными героями. Всё сильнее складывается впечатление, что автор — «тёмный» русский аналог или подобие Желязны, каким мог бы стать мэтр, коли его тексты были бы заполнены безысходностью, мрачными предзнаменованиями и депрессией. Притом «аналог» в хорошем смысле этого слова, потому что здесь мрачность и неоднозначность поведения героев и структура мира придаёт интерес от прочтения и надежду на достойное окончание истории.
zarya, 8 марта 2008 г.
Да, когда эта повесть появилась в антологии «Сумерки мира», она поразила феерическим воображением, и ожидания, связанные с Дашковым, были очень высоки. Сходство с Муркоком на самом деле довольно значительно — это не только мрачный колорит «конца времён», но ещё и нагромождение готических чудес, буквально наползающих одно на другое, быстро сменяющие друг друга события при довольно сухом изложении, откровенная условность мира, общая фантасмагоричность и даже прямое заимствование отдельных сюжетных ходов (пробуждение древнего бога). Сходство, впрочем, глаза вовсе не мозолило, а воображение у Дашкова работало, пожалуй, и получше, чем у Муркока. Однако впоследствии развитие творчества Дашкова пошло по другому пути. Думаю, не мне одному интересно, что бы он мог создать, если бы стал развивать ту линию, которая была заявлена в его первой книге.
glupec, 16 января 2008 г.
Повесть — сплав фэнтези и философской притчи. Сказать «всходило солнце» — кто не скажет? А вот если «из-за дальней Завесы Мрака появлялся Большой Огненный Круг» — это уже совсем другой коленкор...
Мир — насквозь антиутопичен. Жители — втянуты в постоянную «гонку за выживание». Магия — причудлива, фантасмагорична и необычна. Повезёт в этом мире разве что тому, кто подберёт случайно какой-нибудь мощный артефакт «от Древних Богов»... и гонка станет ещё головокружительнее.
Сходство этой повести с книгами М. Муркока, о котором часто говорят, скорее в том, что общий настрой похож, но не в каких-либо прямых пересечениях сюжета.
Gray2, 17 сентября 2008 г.
Действительно черное фентези и стоит прочитать. Хотя продолжение уже не то.
poliral, 15 апреля 2007 г.
Думаю любое фэнтези это почти готовый сюжет для квеста, «Отступник» соответствует этому почти на 100% (поиск нужных вещей, соратников, оракулов и т.д.). Если хочется читать продолжение — значит книга интересная, мне захотелось:smile:
Illexii, 6 ноября 2006 г.
Интересный, захватывающий, необычный мир населенный странными существами. Темное фэнтези? Может быть, но не все так однозначно...
Уведомления, 27 февраля 2006 г.
Замечательно во всех отношениях. Если бы самая крутая кинокомпания США захотела снять фильм по этому произведению, то на спецэфекты не хватило бы денег!!! Фантазия...почти как у меня::wink:
Уведомления, 27 февраля 2006 г.
господа, прочтите...случайно нашла в старом сборнике за 1993г. Очень и очень...язык потрясающий. Интересно, А. Дашков еще что -нибудь подобное создавал? Нигде не нашла информации об авторе.