FantLab ru

Рэй Брэдбери, Генри Гассе «Маятник»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.25
Голосов:
365
Моя оценка:
-

подробнее

Маятник

Pendulum

Другие названия: The Pendulum

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 58
Аннотация:

Любое вмешательство в прошлое налагает на человека громадную ответственность. Эффект обычной бабочки может перевернуть весь ход человеческой истории, а маленькая ошибка может закончиться наказанием изобретателя, которое по своему эффекту ни чем не уступит изобретению машины времени.

Примечание:

Новая редакция рассказа, написанная совместно с Генри Гассе, вышла в 1941 г. в ноябрьском номере Super Science Stories и стала первой профессиональной публикацией Брэдбери (он получил за неё $15).


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Канун всех святых
1997 г.
Здесь могут водиться тигры
2000 г.
О скитаньях вечных и о Земле
2002 г.
Здесь могут водиться тигры
2006 г.
Здесь могут водиться тигры
2009 г.

Издания на иностранных языках:

Horrors Unknown
1971 г.
(английский)
Horrors Unknown
1972 г.
(английский)
Horrors Unknown
1976 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 декабря 2013 г.

Интересная вещь. Особенно потому, что для Брэдбери это довольно редкое явление — визуально красивая пустышка с завитушками. Рассказ слегка напомнил некоторые ранние, еще очевидно ученические вещи Старджона — преувеличенным драматизмом, чрезмерной барочностью антуража. Странный коктейль из идей, которые перебивают друг друга и спорят за центральное место — тоже достаточно явное свидетельство раннего опыта.

Тут вам и машина времени, и общество будущего с его роботами, и уничтожение человечества прищельцами, и исследование Земли другими пришельцами. И прямо-таки анимешный гигантский хрустальный маятник с маленькой человеческой фигуркой, заточенной внутри и вынужденной до конца жизни смотреть на мир сквозь холодную стекляную стену.

А на деле... То, что все мы — Узники времени — давно известно. Совсем не новая и не оригинальная идея. И каждый из нас качается в своем хрустальном колоколе. Время никого не отпускает из своей тюрьмы. Жизнь и есть машина времени и еще никто не ушел живым из кабины этого устройства.

Так что — да, красивая и многозначительная, но пустышка. Ранний опыт. У позднего Брэдбери есть десятки, если не сотни рассказов, где простота и порой даже внешняя невзрачность повествования скрывают сложнейшее и совершенное переплетение идей и эмоций. А тут можно просто полюбоваться блеском солнца в гранях хрустального маятника.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 июля 2012 г.

Продление жизни, а в идеале — бессмертие — хрустальная мечта человечества. О морально-этических проблемах вокруг бессмертия писали многие фантасты, но Брэдбери в «Маятнике» тему заострил до предела.

Название рассказа — явная отсылка к творчеству горячо любимого автором Эдгара По. «Колодец и маятник» — одна из наиболее страшных новелл По. Брэдбери создавал, конечно, не хоррор, но рассказ его тоже довольно жутковат. Для Джона Лэйвиля, героя «Маятника», неограниченно долгая жизнь становится изощренной пыткой, какая и присниться не могла испанской инквизиции...

Даже в небольшом рассказе Брэдбери редко ограничивался одной темой, и «Маятник» — не исключение. Это история не только о бессмертии, но отчасти и об отношениях науки и общества, и немного о вторжении чужих и восстании машин. Однако важнее всего в рассказе философия Брэдбери, такой оптимистический фатализм. Да, человеческая жизнь имеет предел, но такое ли благо — бессмертие? Особенно если рядом не будет друзей и близких. Когда-нибудь закончится и история человечества. На Земле мы не навсегда, Брэдбери очень четко осознавал это, продолжая верить в Разум. Что ж, не останется людей — прилетят гуманоиды из космоса. В «Маятнике» они похожи на птиц, но важнее другое. Это явно не завоеватели, а исследователи и ученые.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 октября 2009 г.

Создавая машину времени всегда помни об ответственности: и чтоб наказанье преступленью стало равным. Это тебе не эффект бабочки. Автор сумел найти две принципиально противоположные фантастические идеи в путешествиях во времени.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 апреля 2006 г.

Интересное мировоззрение, человек находится в «клетке», но это еще вопрос, с какой стороны решетки настоящая тюрьма

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 февраля 2010 г.

Интересное произведение. Довольно необычное и что-то в нём есть такое грустное. Грустно за человека, пострадавшего во имя правого дела, за человечество в целом.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 марта 2009 г.

Понравилось . Показана переемственность -людей сменяют роботы, неуязвимых и вечных якобы роботов сменяют полчищща инопланетян . .

Но ничто не вечно, об етом и рассказ...

По ассоциативно -визуальному ряду напомнило новеллу из фильма(вернее сборнику анимационных фильмов) «Аниматрица» -про борьбу роботов и людей.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 февраля 2009 г.

судьба человеческого одиночества, растянутого на годы и годы- ужасная судьба,но есть в этом произведении что0то неотвратимо-пророческое.........

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 июля 2007 г.

В одном этом небольшом рассказе собралась куча идей для других фантастических произведений. Тут и роботы, и путешествия во времени, и нападение инопланетян. С некоторой натяжкой, но рассказ даже можно считать основоположником всем известного «Терминатора».

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 декабря 2006 г.

Они придумали ему наказание, но на самом деле наказали только себя. Сначала смеялись над его попыткой попасть в будущее, а потом пытались разгадать загадку.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 ноября 2014 г.

Я встречал рассказы более нелепые, да. Но от Брэдбери не ожидал. Но, видимо, в 19 лет все немного того, идеалисты-романтики. Я пытался представить, какую кучу за эти века заключённый должен был наложить под маятником, но, естественно, сбился. Ладно, неважно.

Всё безумно в этом рассказе:

сама авария — невероятна (ещё бы в кружок тесный сели вокруг ядерной бомбы), уж меры защиты даже во времена Брэдбери ринимались,

наказание — верх нелепости, долго смеялся. Почему в маятник? Ну посадили бы просто в стеклянную клетку. Откуда в детской душе Брэдбери ненависть к маятникам? (каруселям? — надо запомнить на будущее, что-то у него с этим связано явно, какая-то детская травма).

механизм долголетия очень странен, причём это не замедление времени внутри капсулы (от раскачивания?), так как с внешним миром он нормально общается и видит не ускоренную съёмку. А что? Наркота в пище? И что это за хронополе, которого нет (см. выше), но которое есть (ибо он не стареет, хоть и жрёт, и гадит каждый день).

Очень смешно было, когда роботы по привычке стали его подкармливать. Ну типа, есть тут у нас такая хреновина, тыщу лет туда кидает пищевые пакеты (после уничтожения человечества они специально для него выращивали еду?), вот и ещё сто тыщ лет будет кидать. Навоз-то нужен.

Просто песня.

А желе? (тоже на заметку: у Брэдбери нелюбовь к желатину и желе)

Было бы смешно, если бы не было так грустно.

И кстати, откуда в аннотации «эффект бабочки»? В рассказе ничего подобного нет.

Оценка: 4
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 июня 2007 г.

Неприятный рассказ

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх