Андрей Балабуха «Нептунова арфа»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Производственное | Психологическое | Экологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Мировой океан, моря (Подводный мир | Остров вдалеке от континентов и цивилизации | В открытом океане ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя | Фантастические существа (Реликты и криптиды )
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный | Дискретный
- Возраст читателя: Любой
Ближайшее будущее. Исследователь морских глубин Александр Аркелов — представитель новой, трудной и чрезвычайно опасной профессии. Он батиандр. Вместе с друзьями Аракелову предстоит расследовать ряд таинственных происшествий и раскрыть секрет уникального явления природы — Нептуновой арфы.
Мир, в которой разворачивается действие романа, добр, он не знает войн, однако кто сказал, что жить в таком мире легче, чем сегодня?
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Входит в:
— цикл «Нептунова арфа»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 234
Активный словарный запас: чуть выше среднего (3006 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 68 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 28%, что немного ниже среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
dvh2000, 6 июня 2021 г.
Фантастика родом из 80-х прошлого века еще полна артефактами советского модернизма, но уже отмечена рефлексивной тоской по несбывшейся утопии. «Нептунова арфа» Андрея Балабухи погружает читателя в ближайшее будущее, уже наше настоящее, где герои книги оказываются в центре столкновения прогессизма и экологизмом. Гелиостанции на земной орбите собирают солнечную энергии и передают её на планету. Гигантские Колеса поднимают в стратосферу избыточное тепло для сохранения климата. Ученые бьются над суперхлофиллом — веществом, поглощающим из атмосферы CO2, чтобы вернуть в неё кислород, а также произвести алмазы и графит. Эта технологическая поступь цивилизации свершается за счет потерь дикой (первой) природы, становящейся непременной жертвой прогресса. Герои — носители прогрессистских и экологических позиций — ищут компромисса, пытаются найти возможности для сосуществования первой и второй природы, но у них это плохо получается. Проблематизация в книге не разрешена. Кажется, что технооптимизм автору ближе, но тоскливый финал указывает на глубокие сомнения и растерянность перед будущим.
Книга не из первого ряда «золотой полки советской фантастики», но мне ее приятно было почитать, чтобы вспомнить дух 80-х, а также утвердиться в возможности более смелых технологических ответов на глобальные вызовы нашего времени.
ash945, 9 апреля 2017 г.
Недалекое будущее. Главный герой — батиандр (человек, который благодаря неким манипуляциям на короткое время (60 часов) становится способен жить и работать под водой без механических приспособлений для дыхания и способен выдерживать давление на глубинах до 8000 метров (впрочем, может и больше)). Книга состоит их небольших рассказов-повестей, объединенных одним миром и одними героями. Сюжеты — большей частью про работу под водой и около нее. Некоторые — почти детективные. Все бы ничего — но несовременность написания дает о себе знать — технические новшества и смелые предположения о развитии техники и технологии в 80-х годах сильно отличаются от таковых сейчас — и поэтому смотрятся наивными и жутко архаичными (конечно — это не Азимов 1952 года, где это еще более ощутимо). Плюс — несколько суховатый стиль (иногда возникает стойкое ощущение документального повествования о жизни общества в это время). Схематичность персонажей также присутствует. Даже главный герой — батиандр Аракелов описан будто словами из передовицы газеты ПРАВДА о знатном комбайнере. Если бы не это — получилась вполне бы симпатичная вещь, достойная более высокой оценки.
P.S. И еще — герои в этом романе не пьют алкоголь, ни в каком виде. Ледяной сок, клюквенный морс, маврикийский чай, китайский лю-чай и даже сбитень... И это так нарочито показано в каждой сцене еды (питья). Немного смешно... Может нельзя в то время было про это писать...