Пол Мелкоу «Стены Вселенной»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Параллельный мир/вселенная | Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Главный герой встречает своего двойника, который предлагает ему путешествие по иным мирам. Вот только машина для перемещения работает в одну сторону...
Входит в:
— цикл «Стены вселенной» > роман «Стены вселенной», 2009 г.
— журнал «Asimov's Science Fiction, April-May 2006», 2006 г.
— антологию «Trochu divné kusy 3», 2007 г.
— журнал «Если 2007'11», 2007 г.
— сборник «Десять сигм», 2008 г.
— антологию «Созвездие Льва-9», 2023 г.
Награды и премии:
лауреат |
Премия читателей журнала «Азимов» / Asimov's Readers' Awards, 2007 // Повесть | |
лауреат |
Сигма-Ф, 2008 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение, короткая форма) |
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 2007 // Повесть | |
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 2006 // Повесть | |
номинант |
Мемориальная премия Теодора Старджона / Theodore Sturgeon Memorial Award, 2007 // Лучшее произведение малой формы |
- /языки:
- русский (3), английский (1)
- /тип:
- книги (1), периодика (2), аудиокниги (1)
- /перевод:
- З. Вотякова (1), Ю. Гольдберг (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vanishrap, 16 августа 2024 г.
Это же одно из моих самых любимых направлений в фантастике! Я уверен, что когда-то даже искал список рассказов, где присутствуют параллельные вселенные и путешествия между ними. Но меня всегда разочаровывало то, что большинство таких историй сводится к попаданцам, с подробным описанием жизни в каждом из миров, и чаще всего мир параллельной вселенной только один. Меня всегда привлекала идея множества разнообразных миров.
Идея параллельных миров — это, на самом деле, дешёвый инструмент для автора в плане креативности. Если ты создаёшь устройство, которое позволяет перемещаться между вселенными, у тебя есть бесконечный источник для творчества. Ты можешь создавать любые сюжетные повороты и события с главным героем, и всё это будет обосновано правилами, по которым работает вселенная. Однако, несмотря на простоту этой формулы, многие рассказы теряют интерес, не удерживая внимание читателя.
Но этот рассказ (или повесть) — отличный пример того, какими должны быть истории про параллельные вселенные. Это захватывающее повествование о двух разных персонажах, вернее, об одном и том же персонаже, но из разных вселенных. Устройство для перемещений между вселенными имеет свои ограничения, что делает историю ещё интереснее.
После прочтения этой повести я узнал, что через три года она переросла в роман. И теперь мне интересно почитать роман, но я боюсь, что это может показаться немного затянутым сразу после свежего прочтения повести. Поэтому, если вам нравится читать истории о параллельных вселенных, я рекомендую пропустить повесть и сразу приступить к роману. Возможно, он будет более полным и интересным. Более того, у романа есть продолжение и вторая часть приключений этого героя, который скитается по вселенным. И это неудивительно, ведь бесконечное количество параллельных вселенных — это бесконечное количество потенциально интересных историй и сюжетов.
AlexSos, 27 июля 2023 г.
Современная интерпретация древнего сюжета «Принц и нищий». Написано отменно. К прочтению настоятельно рекомендую. Особенно здорово сие произведение слушать в бесподобной начинке Олега Булдакова. Перевод тоже, как ни странно, весьма хорош.
fant-laborant, 23 июня 2019 г.
Повесть увлекательна, читается легко — и это, к сожалению, её единственное достоинство. Потому что в остальном всё не так хорошо. По жанру это скорее приключения с фантастическим допущением. Повествование идёт ровно, без провисаний, но как-то поверхностно. Главные герои — тинэйджеры, на подростков же, видимо, и рассчитана повесть. Заканчивается повесть ничем — практически обрывается на полуслове. Возвращаться к ней мыслями после прочтения не хочется, поразмышлять не о чем.
Ну вот, раскритиковал-раскритиковал, а сам-то прочитал в один дух. Нет, правда, не такая уж плохая повесть.
Deliann, 12 марта 2014 г.
Идея параллельных вселенных в фантастике располагается где-то рядом с идеей путешествий во времени. Отличная палочка-выручалочка от временных парадоксов, когда незадачливый путешественник наступает на бабочку, и – оп! – создается альтернативная реальность. Все это дело очень просто и показательно разъясняет доктор Эммет Браун во второй части трилогии «Назад в будущее», ну а у нас разговор пойдет немного о другом.
Пол Мелкоу тоже свои идеи разъясняет довольно просто, не перегружая читателя терминами. Его повесть «Стены вселенной» представляет собой чистую воплощенную идею о громадном количестве параллельных реальностей, проходить между которыми довольно просто, если знать как. Джон Рейберн теперь знает, вот только радости от этого не ощущает. Дело в том, что к Джону однажды заявился он сам из другого мира. Пришедший назвался Джоном Первичным и показал прибор, который нажатием одной кнопки может отправить человека в параллельный мир. Так уж вышло, что Джоны поменялись местами, а прибор может перемещать только в одну сторону и не позволяет сделать ни шагу назад. Как же устроится жизнь наших героев?
Повесть хороша именно своей идеей, автор вдоволь пофантазировал над различными возможностями и поворотными моментами. Герои не картонные, но и не особо живые. Концовки просто нет, объяснения, откуда взялся прибор, – тоже. Позже Мелкоу включил эту повесть в одноименный роман, лишь слегка дополнив ее новыми сценами да сместив угол зрения с Джона Рейберна на Первичного. Начинать читать стоит именно с повести, общая картина будет полнее.
Мне нравится идея параллельных миров и «эффекта бабочки», так что повесть ожидаемо пришлась по душе. Если вы тоже любите подобное чтиво, то не разочаруетесь.
ааа иии, 15 февраля 2009 г.
Текстом и его наполнением доволен. Мысли четкие, изложение сжатое и насыщенное. Описания через поступки и слова двух главных персонажей — Джонни Простака и Джона Первичного. Кто, что, как скоро, что сказал при этом — всего несколько слов . Пейзажи и атмосфера — отправляйтесь к Брэдбери и Кею. При данном раскладе котопса действительно можно перепутать с бешеной собакой. Эмоции — рассказываются. Остального мира, кроме США, словно нет.
Жанр путешествия в параллельные миры, как и машина времени, вооружает автора для игры в «а что, если». Мало что более удобно для показа вариативности нашего мира. Для оценки роли случайности и неизбежности в человеческой судьбе не знаю более эффективного инструмента. К тому же, можно от души потрындеть, т.е., пофилософствовать. Квантовая теория способствует, понимаете ли.
Зато и игроков на этом поле достаточно, и в литературе, и во всех разновидностях кинотелепродукции. Чтобы выделиться, требуется еще кое-что к альтернативным спискам изобретателей и президентов, всякой разной экзотики, этики, тоске по дому и дежа-вю.
У Пола Мелкоу это кое-что есть.
Живет мнение, что идеи можно украсть. Что только зависть, глупость и нелепые правила окружающих мешают настоящему предпринимателю развернуться. Что главное — верить в себя. Что все гениальное — просто. Как швейная иголка Зингера с ушком в острие. Иногда это сравнительно безобидно, как система ТРИЗ, иногда имеет тяжелые последствия. Вроде тех, что показаны в этом тексте.
Секреты, идеи, достижения, истории успеха — да нате! К услугам Джона Рэйберна лучшие бестселлеры, формулы и изобретения множества миров, лишь бы в рюкзачок вместились. В демонстрации тщетных попыток реализации потенциала есть особенная прелесть для взрослого человека. В каком-то смысле, известное «42» Д.Адамса и терзания чужих достижений в «Стенах вселенной» схожи. Без вопроса и решения никакой ответ не нужен. Овладение знанием, понимание дела невозможно заменить.
Меж строк — обоснование здоровой этики. Очень ненавязчиво показано, как много значит выбор вектора движения. И в чем разница между стратегиями поиска незапертой двери и строительством дома. Даже если можно испытывать все двери Вселенной, а для строительства — только две руки (ну там еще нормальная работа, стипендия, небеспокойсь-по-поводу-документов и ряд других, малозаметных, бонусов от автора хорошему герою).
sanchezzzz, 29 января 2011 г.
Самое большое по объёму произведение сборника – повесть «Стены Вселенной» я оставил на десерт, желая по более крупной форме составить всё же о Поле Мелкоу как писателе мнение, максимально близкое к точному для себя. И надо сказать, Мелкоу-рассказчик оставил мне немалую надежду, и даже довольно отчётливое желание почитать у него что-нибудь ещё впоследствии. Для меня нет сомнений, что эта повесть в сборнике лучше на голову-другую всех прочих рассказов (может быть, вместе взятых).
Что же, спрашивается, получилось у Мелкоу в «Стенах…» такого, чего не вышло в других историях? Лично для себя я отметил цельность и строгость сюжета, и даже этакую взрослость и в персонажах, и в манере письма, и в тематике. Несмотря на то, что снова герои автора – тинэйджеры, но есть в них уже – что в Джонни Деревенщине, что в Джоне Первичном, — основательность, стержень. Обоим Джонни пришлось рано повзрослеть, им пришлось это сделать, ибо они относительно рано столкнулись с большим обманом, лишениями и прочими бедами: Первичному раньше и побольше, наверное, но хоть Вторичному Джонни пока что чуть меньше, но разве ему от того слаще? Потерять семью и обрести новую для каждого из Джонни в отдельности не есть тождественные вещи. Давно замечено: на чужом горе своё счастье не построишь, так и вышло на данный момент для одного из Джонни, хоть и желает он сейчас сделать всё, чтобы «подняться» и таки построить свою жизнь в новой вселенной. Возможно, толк и выйдет, но, думаю, что всю его жизнь судьба того, другого Джонни будет сидеть занозой в его душе. Может ли служить оправданием, что когда-то с ним поступили примерно так же? – без сомнений в однозначности я для себя ответить не могу.
Что ещё выгодно отличает «Стены Вселенной», так это общая тональность и атмосфера повествования на всём прочтении истории: ровно, без срывов, без провисаний Мелкоу пришел не к хэппи-энду, но к весьма открытой концовке, когда хочется поразмыслить над тем, как же всё-таки сложатся судьбы обоих Джонни. Плюс — отличный ход с рукой третьего Джонни (вот он – психологизм!), а после – сцены с «родителями» Джонни из другой вселенной, где (как я думаю, уже) нет их Джонни.
В общем, повесть получилась очень добротной. Можно, наверное, при желании найти и какое-то количество недостатков в ней, но я не стал. Единственное, что вызвало небольшое недоумение, так это присвоенная нумерация вселенным. Я, конечно, далёк от мысли, что на каждой из них висит вывеска или стоят столбики с номерами: 7433, 7534… , но, так как этот факт всё же не уложился в моём понимании, то я оставил его на совести фантазии Мелкоу, как необходимый атрибут и некое допущение.
Мне думается, что пройти мимо этой повести думающему читателю не стоит; много времени она не отнимет, а удовольствие получить очень даже возможно.