Цезарий Збешховский «Другого не будет»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика | Роман-катастрофа | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Не определено )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Журналист приезжает в монастырь ордена провеней, чтобы собрать материал для новой статьи. Его наибольший интерес вызывает упоминание в учениях ордена о скором духовном конце света, но он не сумел получить от них никакой информации, так как монахи не хотели делится своими откровениями с прессой. Журналист вынужден самостоятельно, по крупицам, собирать интересующие его сведения, и постепенно он начинает понимать, о чём говорится в пророчестве провеней. А на следующий день пророчество сбывается…
Первая публикация: журнал «Ubik Fantastyka» №5, март 2004 г.
Входит в:
— цикл «Рамма» > сборник «Requiem dla lalek», 2008 г.
- /языки:
- русский (2), украинский (1), польский (2)
- /тип:
- книги (3), аудиокниги (1), цифровое (1)
- /перевод:
- И. Шевченко (3), Е. Шевченко (1)
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Vladimir Puziy, 1 января 2022 г.
«Innego końca świata nie będzie» -- строка из знаменитой «Песенки о конце света» Чеслава Милоша. Она о том, что конец света -- необязательно (и в первую очередь не) эпическое действо, что он может быть будничным, никому пока не заметным.
Вполне типичная для Збешховского интертекстуальность, которая самим заголовком задаёт определённый горизонт ожиданий -- во всяком случае, для образованного польского читателя, который знаком с Милошем (а фраза эта -- одна из «крылатых»).
vfvfhm, 28 апреля 2019 г.
Это действительно могло бы стать нацистской агиткой про высшую расу, если бы не существенное «но». Частицу бога человек может уничтожить в себе добровольной халатностью и деградацией. Избранным нужно постоянно становиться, а не почивать на лаврах. К тому же избранность может грозить внезапной гибелью. Так что в этом плане рассказ противоречив и любопытен, а не омерзителен.
Интересно также то, что автор вроде как из католической страны, а идеи, которые он исследует а) пантеистические — бог материален, б) протестантские — изначальная избранность. Видимо, дело в том, что автор — человек моего поколения, так что успел нахвататься хорошего и правильного в эпоху «проклятого совка» и может обращаться с человеческими суевериями довольно разумно.
Стилистически и интонационно текст напоминает «длинные» рассказы Кафки, получилось удачно. По дебютному рассказу судить, конечно, рано, но наличие уже написанного цикла, продуманного мира и премированного романа насыщает произведение большим потенциалом и доверием к автору.
Очень будем почитать!))
Reading, 7 ноября 2018 г.
Мне не понравилась концепция, представленная в этом рассказе, согласно которой душа – это частица Бога и не у каждого человека она есть. Эта частица растет по мере того, как человек интеллектуально развивается и стремится к самосовершенствованию, и достигнув определенного уровня покидает тело, в котором находилась. Человек жил счастливой жизнью и внезапно он умирает потому что Бог посчитал, что пришло время покинуть Землю. Люди делятся на спасенных и проклятых, причем спасенные составили всего 1% населения Земли, а проклятые, все остальные, обречены на увядание и смерть. По-моему, это полная ерунда. Совершенно не разделяю идею рассказа. Все люди равны и у всех примерно одинаковый потенциал, просто одни, в силу разных причин, развивают его больше, а другие меньше.
240580, 11 февраля 2022 г.
Рассказ, объясняющий картину мира романа «Всесожжение». Согласно рассказу выходит, что секта оказалась источником высшей мудрости.
То, что автор соединил религию и науку, совершенно чуждо моему миропониманию и мироощущению. Собственно, как и всеобъемлющий пессимистический мрак мира Раммы.
Выходит, отнесение цикла к твёрдой фантастике — вещь довольно условная.
Manowar76, 1 августа 2020 г.
Теологическая фантастика?
Орден монахов-интеллектуалов, утверждающих, что душа-плазмат есть далеко не у всех. И, чтобы она появилась, надо много работать над собой и просто быть достойным человеком.
А когда плазмата накопится критическая масса, он исторгнется из носителей, они погибнут и наступит Конец Света. Так, собственно, и произошло. Но никто этого не заметил. Ибо, по логике рассказа, на земле остались одни бездушные (в прямом смысле слова) сволочи, коих, по мнению автора – 99%. А ушёл/погиб один процент лучших представителей человечества.
Жутковатая корреляция количества носителей плазмата с летальность «короны»...
Мы уже в реалиях рассказа «Другого не будет». Потерю одного процента все будут старательно не замечать. А может, это и есть конец света?
6(НЕПЛОХО)
Gilad, 25 сентября 2019 г.
Моя оценка данному произведению – 9 баллов.
Один из кирпичиков в стену большого здания цикла «Рамма», обрисовывающий одно из центральных событий, ключевых для «Всесожжения».
Незаметный конец света, будничный апокалипсис в мире, очень похожем на современный. Размышления о Боге, о пути, о предназначении и достижениях, о спасении и искуплении, об откровении…
igor_pantyuhov, 23 мая 2020 г.
Рассказ с точки зрения простого жителя планеты. Описывается начало апокалипсиса. Пролог ко всему... На мой вкус чересчур религиозно..
drmanhetten, 18 декабря 2018 г.
Вступительная новелла цикла «Рамма» а также для романа «Холокост F». Концепция обрисована не так уж плохо. Стилистически такой себе «экспрессионизм», характерный и для последующих проведений автора — размытая структура, прихотливо но не всегда логично разбросанные детали, герои вечно мучимые экзистенциальным кризисом, который разрешается лишь катастрофой конца света.