FantLab ru

Мёр Лафферти «Шесть пробуждений»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.04
Голосов:
182
Моя оценка:
-

подробнее

Шесть пробуждений

Six Wakes

Роман, год

Аннотация:

Это необычно — просыпаться в цистерне для клонирования, испещренной полосами подсыхающей крови.

Во всяком случае, Мария Арена никогда этого не испытывала. И она не помнит, как умерла. Это тоже было в новинку, раньше, когда она просыпалась в новом клоне, её первое воспоминание было о том, как она умерла.

Цистерна Марии размещена перед шестью другими цистернами, в каждом из которых содержится клон члена экипажа звездолета Дормир, каждый клон ждет смерти своей предыдущей реинкарнации, чтобы проснуться. И Мария не была единственной, кто недавно умер.

© Перевод аннотации radag
С этим произведением связаны термины:

Номинации на премии:


номинант
Небьюла / Nebula Award, 2017 // Роман

номинант
Премия Филипа К. Дика / Philip K. Dick Award, 2018 // Лучшая НФ-книга в США

номинант
Хьюго / Hugo Award, 2018 // Роман

номинант
The Neukom Institute Literary Arts Award, 2018 // Фантастическая литература

номинант
Премия Мэнли Уэйда Уэллмана / Manly Wade Wellman Award, 2018 // Роман

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第50回 (2019) // Переводной роман

Похожие произведения:

 

 


Шесть пробуждений
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Six Wakes
2017 г.
(английский)
Das sechste Erwachen
2018 г.
(немецкий)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вообще питаю необъяснимую слабость к жанру «космический корабль залетел не туда». Чужой, там, ложная слепота, вот это всё. С удовольствием почитываю даже трешовые вещи на эту тему (мне кажется есть в этом какая мазохистская форма эскапизма). И «Шесть возрождений» по описанию вроде бы был в тему. На деле -- не совсем. Концепт и завязка интересные. Замкнутое пространство, далёкий космос, шесть новеньких клонов пытаются разобраться кто брутально перебил оригинальный экипаж. Но вот дальше начинается какая-то возня на всю книгу. Герои припираются, всплывают новые подробности, кто с кем, как и почему. Plot что называется thickens, но... скучно, блин. Скучно. Агата Кристи в космосе. А хотелось Чужого :(

Оценка: 5
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начинается история бодро — на космическом корабле, который населен 6 членами экипажа и 2,5 тысячами замороженных будущих поселенцев, что-то происходит. Экипаж просыпается в телах клонов, окруженный трупами «оригиналов». Только клоны помнят как пару часов назад сошли с Лунной орбиты, а судя по возрасту тел-«оригиналов» прошло пару десятков лет. Все записи уничтожены. Корабль сбился с курса... Ну, короче, вам бы туда не захотелось.

Бодро старотовав, сюжет начинает буксовать в бесконечных флэшбеках. Вот незадача, в команду набрали особей с преступным прошлым и какими-то шизоидными расстройствами личности, при этом вбухали в корабль такие бабки, что, извините, надо хоть какую-то веру иметь в то, что они все долетят-таки. Как? Им лететь еще 400 лет, а тут через 20 лет «трэш, угар, содомия«! И нам не объясняют как вообще работает этот мир. Например, капитан корабля — бывшая наемная убийца. А теперь вопрос: а зачем наемные убийцы в век, когда технология клонирования общедоступна, личность сохраняется в цифровом виде и восстанавливается в новом теле с полпинка, а богатые люди, которых, как правило, «заказывают», достаточно богаты чтобы держать под рукой пару подготовленных клонированных тел?

Ну и дальше сюжет развивается как-то странно. Героиня то инструкцию к местной духовке прочитать не может, то мастерит из нее супер-передовое медицинское оборудование, способное спасти команду в последний момент и все наладить. То на борту оказывается «сорока», готовая тащить «в гнездо» все блестящее (например, записи личностей команды), то команда не в состоянии осмотреть трупы и хотя бы определить с какой стороны и под каким углом наносились удары!!!!! Мотивация главгада настолько тупая, что я даже не хочу это вспоминать. Детектив — это какой-то «Франкенштейн», созданный по образу и подобию утонченных и деликатных расследований Пуаро Агаты Кристи. Тут выпускают кишки и выбивают глаза, а тут делаем паузу на чашечку чая и по очереди подозреваем каждого члена команды, как завещала бабушка Кристи. Фантастика всмятку. Я понимаю как клонированная личность может прожить 200 и больше лет, но я не знаю что в этом мире с рождаемостью и перенаселением и т.д. и т.п.

Короче, зря я RomRoyce не послушалась. Лучше это не читать...

Оценка: 2
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Выдумка без фантазии

Текст обладает не самым плохим стилем, сюжет выстроен, есть даже протагонистка.

Книга явно подгонялась под возможную экранизацию — побольше замкнутых локаций, плюс перебивки из воспоминаний персонажей, чтобы зрителям не было скучно наблюдать лишь внутренности звездолёта.

Вот и весь перечень достоинств текста. И среди них нет почти ничего, что можно было бы отнести к фантастике.

Основная проблема — несоответствие фантастического и детективного начала.

Для создания зрелищных образов или чего-то вроде интриги — автор отказывается представлять, что происходит не первая ситуация подобного рода.

Текст начинается с краткого кодекса, дающего правила обращения с клонами. Всё мило — но слишком однозначно, или слишком просто. Можно тут же представить себе десяток ситуаций, когда подобные правила работать не смогут (например, человек в ранее клонированном теле обладает государственно значимой информацией/навыком/социальными связями, а уже создан его более свежий двойник — убивать «старика», как требует закон, в таком случае не станут).

Несколько строчек кодекса написаны, чтобы эффектно промотать их в начале фильма. И для задания интриги на борту звездолёта. Но не для большого мира Земли, где могут быть самые разные ситуации.

Когда же идут ссылки на прецеденты, получается все так же плохо:

«Ей никогда не приходилось пользоваться клапаном аварийного сброса, встроенным в бак для клонирования. Ученые внедрили в практику эти клапаны после того, как один из техников решил подшутить над клоном и оставил женщину после пробуждения на несколько часов в баке. Клонированная женщина наконец выбралась оттуда, говорят легенды, и устроила кровавую баню, в результате пришлось клонировать самого техника. После этого инженеры добавили клапан, чтобы клон мог сам выбраться из бака, если по какой-то причине застрянет в нем.»

Ну вот, представьте, у вас делаются модели баков для клонирования.

И такой клапан — не добавляют??? Бак принимается в производство без предварительных испытаний и оценки аварийных ситуаций?

Чтобы каждый потенциально мог поиграть в рассказ Э.А. По?

Аналогичная ситуация:

"– Ведь такое, конечно же, случалось и раньше? Много одинаковых клонов, некоторые из них совершают преступления, и каковы права каждого? Не может быть, что я первый.

– Возможно, вы первый в наших данных, кто не знал, что его продублировали вопреки его воле, – сказала Ло.»

Ага, после чего в прошедшем времени упоминается второе восстание клонов. То есть события, которые поломали судьбы сотен тысяч людей. Очевидная для террористов техника. И этот, вдруг, первый. И у полиции колебания, по результатам которых получается композитная личность (хороший человек с мрачными снами). И как эта композитная личность сочетается с простыми строчками кодекса?

Дальше все еще стандартнее:

- экипаж звездолета состоит из преступников (мотивация подобного — задана на отвратительном уровне. Если у вас есть технология переноса сознания, то проще поставить лояльных людей на всю вахту, и потом «разбудить» их в новых телах с накопленными воспоминаниями. Или экипаж, который будет меняться раз в несколько месяцев)

- ИИ корабля — результат кодирования одного из членов экипажа. Причем от него можно получить фразу «Я вернулся в строй на пятьдесят три процента и чувствую себя гораздо лучше.» Ну блин, это фраза из докомпьютерной эпохи, сейчас даже школьник вам объяснит, что у компьютера разные функции, и на 53% можно проверить память, или восстановить емкость аккумуляторов или еще что... То есть даже с визуализацией у автора проблемы, потому что компьютер выдал бы картинку-схему-диаграмму-образ — что у него теперь работает.

- после пробуждения — то есть воскрешения в новых телах — у всех участников отсутствует память о полёте, компьютер подвис... Ой, какая неожиданная ситуация. Как свежо и оригинально.

- противоречия настоящих людей и клонов. При том, что клонирование фактически дает бессмертие, когда люди снова и снова просыпаются в новом теле. Вообще от серьезного восстания клонов до старта корабля прошло полтора столетия. Как быстро поменяется ситуация, когда люди увидят, что в после переноса сознания они сохраняют когнитивные способности и память? Автор смотрит на ситуацию глазами христианского религиозного моралиста середины 20-го века (среди прочего есть и пытаемый священник, которого клонируют и заставляют отказаться от веры). А как насчет буддийских моралистов? Что скажут индуисты?

- технология редактирования личности. Она есть. Её применяют неоднократно. Можно сделать закладку в собственную личность. Но автор не хочет осмысливать ту бездну линий развития, что получаются у человечества после создания такой технологии.

- мне сложно назвать текст романом в полном смысле этого слова — арки героев не кажутся полноценными. Да, мы узнаем много из событий их прошлого, и каждый меняется. Только вот все они меняются в прошлом. А в настоящем — автор просто вытаскивает из шкафов все новые скелеты и новые слои личности. Получается громадный склад роялей.

И эта книга номинируется на «Небьюлу-2017» плюс «Хьюго-2018». Надеюсь не только потому, что в тексте упоминается университет Обамы?

В моих глазах — это версия «Видоизмененного углерода», только не с боевиком, в качестве сюжетного основания, но с «Десятью негритятами». Весь громадный пласт социо-технологических проблем автор сводит к обстановке звездолета и старым счетам между членами экипажем. Редукция всего капитализма до мотива убийства за невыплату зарплаты.

Читается так себе.

Оценка: нет
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

НФ о социальных последствиях пересадки сознания (авторское «клонирование»), в числе которых гибель всего персонала звездолета «Дормире». Аварийно воссозданный в ранней версии экипаж ищет причину кровавой бани, то и дело проваливаясь в флэшбеки из своего официально криминального прошлого.

От предшественников отличает ориентация на узкие аспекты темы. Корпоративы, хакеры, правовые установления, наказания и возмездие. И в этой области автор показывает хороший средний уровень проработки.

Но выше не поднимается, хотя, вроде, все этому способствовало.

Биографии, личные привычки персонажей, детали устройства «корабля поколений» без поколений — недурственно, но язык суховат, да и художественные средства довольно ограничены (на сайте жаловались на перевод, но конкретно предъявить нечего).

Технология клонирования — одно недоумение. Клоны всегда просыпаются в идеальном биологическом возрасте 20 лет, означающем наличие такого средства поддержания молодости, что бунты клонов ерунда. Отбор эмбрионов (из-за которого клонирование человека абсолютно неэтично) проигнорировано. И т. д.

Но таков выбор Лафферти. Пусть его, не всем мил охват Лема, Макоули, Моргана. Больше расстроило, что, взявшись творить классическую по сути историю убийств в изолированной локации, он, интригу закрутив нормально, пренебрег непреложными со времен Ван Дайна правилами расследования. Детективов несколько, в хэппи энде преступник не наказан, разгадка не очевидна, цепь событий пошагово не восстановлена...

Рекомендации: убить время и проследить — не поднимется ли автор в высшую лигу. Потенциал есть.

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Шесть членов экипажа.

Один звездолет.

Один убийца.

Представьте себе огромный космический корабль, пересекающий просто невероятные расстояния на сверхсветовой скорости. На борту этого корабля в общей сложности находится около 2500 колонистов. Все они погружены в глубокий сон/стазис и летят сквозь звезды навстречу своей мечте и светлому будущему. А теперь давайте немного нарушим эту идиллию и зададим себе всего один закономерный вопрос. Кто достоин управлять таким, без сомнения, важным судном? На мой взгляд, это должен быть очень ответственный человек или, что вероятнее, целая команда. Их мысли и поступки безгрешны, профессиональны и совершенны настолько, что любая альтернатива на их фоне будет казаться непростительной глупостью. Но автор решил иначе и в данной колониальной миссии из всех возможных кандидатов старшими назначил шестерых зэков, пообещав им полную амнистию в случае успеха предприятия.

Даже это уже выглядит неправдоподобно, маловероятно и просто тупо. Но автора это похоже нисколько не расстраивает и вскоре он добавляет, что наши «герои» не простые сидельцы, а самые настоящие рецидивисты со стажем и возможными вспышками неконтролируемой агрессии. Причем, сообщается все это как-бы мимоходом и таким будничным тоном, будто такие закидоны в порядке вещей. Словно это нормально, когда жизни 2500 адекватных законопослушных людей доверяют шести психованным зэкам, у которых в любой момент может снести крышу.

Ну, и угадайте с одного раза, с чего начинается книга «Шесть Пробуждений»? Конечно же в этой чудной компашке внезапно что-то идет не так!

Сюжет стартует с того, что главная героиня приходит в себя в новеньком, только что клонированном теле и осознает, что ее предыдущее пристанище было коварно запорото кортиком в паре шагов от ее нынешнего пробуждения. Чуть погодя оказывается, что подобная участь постигла и остальных членов членов экипажа. Все шестеро клонов постепенно приходят в себя, а автор тем временем перестает знакомить нас со своим чудным миром. Больше никаких оригинальных идей, интересных подробностей и раскрытия законов данной вселенной. Зато, до самого финала в свои права полноценно вступает «Его Величество Бессмысленный Бубнеж». Ну, знаете, это монотонное переливание из пустого в порожнее, когда писать толком не о чем, а объем заполнить чем-то надо. Вот автор и начинает заполнять его подробнейшими описаниями починки электропроводки, уборкой помещений и прочей увлекательнейшей бытовухой.

Из этой бессюжетной трясины меня только ближе к финалу выдернула одна забавная фраза, сразу после которой у меня случился натуральный приступ гомерического смеха. Автор сказал, что можно безвредно вкачивать в стазис-спящих омни-гель, изначально предназначенный только для выращивания новых членов экипажа, и из него же клепать основному контингенту свежие французские булки к чаю. И это даже просто звучит коряво, не говоря уже о тонкостях в различии молекулярного состава и о том, что нельзя из одной жидкости вырастить себе булку хлеба и полноценного живого товарища. Хотя, черт побери, я бы многое отдала, чтобы такое увидеть!

А еще создается такое впечатление, что автор данной книги явно хотел повторить успех Айзека Азимова и его цикла рассказов «Я, робот». Даже начинаются «Шесть Пробуждений» подобным образом, т.е. сводом предписаний, регулирующих права и обязанности клонов. Вот только законы робототехники у Азимова были просты, умны и лаконичны. В то время, как у Лафферти, насочинялось такое, что даже черт с высшим юридическим образованием в его мудрёных «кодицилах» ногу сломит.

А кроме этого классик явно знал, что хочет написать. Он всегда брал оригинальную идею, превращал ее в небольшой отдельный рассказ и нанизывал получившееся на последовательную нить цельного повествования. От этого итоговый результат получался просто великолепный. А у Лафферти по-сути только одна более-менее оригинальная идея, которая неплохо смотрелась бы в рамках краткой повести. Но автор с какой-то маниакальной настойчивостью зачем-то пытается ее натянуть (как сову на глобус) на рамки полноценного романа практически в 500 страниц. Получается ровно также, как и звучит, т.е. странно и ущербно.

P.S. После прочтения узнала, что Лафферти еще написал новеллизацию для игры «Minecraft», что как бы сразу дает понять уровень данного текста.

P.S.S. Если бы знала заранее, то даже в руки «Шесть Пробуждений» не взяла.

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Должен сказать, что помимо помянутых «Десяти негритят» по духу очень напоминает относительно свежий сериал Origin от youtube. Там и там команда вылезает из капсул на нестабильно работающем корабле, почти у всех них тайное преступное прошлое или хотя бы захудалые скелеты в шкафу, и один из них убийца. Да, и один из пробужденных японец в обоих случаях) Но только в «шести пробуждениях» нелогичности все же меньше.

Кодицилы — международные нормы в отношении т.н. клонов местами странные. Особенно кажется нелогичным, что если появляется две и больше версии одного человека, то приоритет обязательно у самой свежей, а остальных в расход. Тут столько нюансов может быть и такой простор для злоупотреблений открывается...

Что не понравилось, что детективная линия в «Шести Пробуждениях» происходит как-то пассивно. Т.е. не то чтобы герои прямо активно применяют весь свой интеллект и сноровку, чтобы докопаться до истины. Скорее все постепенно приходит к ним почти само. Кто-то что-то вспоминает, кто-то находит дневники или послания, кто-то пооткровенничал с другим членом экипажа и благодаря этому пара кусочков паззла сложилась. Так постепенно количество информации, доступной персонажам и растет к финалу.

Технологии оцифровки личности здесь странные. Может конечно я что-то не так понял, но исходя из финала получается, что у них есть возможность

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
восстанавливать личность... по ДНК! Но это для мало-мальски научной фантастики просто бредово.

Середнячок в общем, но сама тематика хоть и заезжена в НФ, но мне нравится.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На дворе 2493 год. Экипаж звездолета «Дормире» оказывается в весьма неприятной ситуации. Шесть членов экипажа — клоны, пробуждаются в новых телах и обнаруживают, что их старые тела были убиты. Искусственный Интеллект (ИскИн) корабля повреждён. Начинается герметичный детектив.

Как выясняется дальше, все члены экипажа в прошлом преступники:

Катрина де ла Круз — капитан

Акихиро (Хиро) Сато — пилот и навигатор

Вольфганг — помощник капитана (второй по старшинству на корабле)

Поль Сёра — механик

Джоанна Гласс — доктор

Мария Арена — техник (помощник механика)

Автор постепенно рассказывает нам о каждом персонаже, давая возможность делать свои выводы, кто же убийца. Не один раз уже было замечено, что по стилистике это похоже на «Агату Кристи в космосе» — да, что-то в этом есть. Но помимо детективной составляющей Мер Лафферти снабдила книгу морально-этическими принципами относительно вопросов клонирования. И это немаловажный фактор в данном произведении. Как нам пишут на обложке: «Лафферти делает для клонов то, что Азимов сделал для роботов» Автор вывела свои «кодицилы, регулирующие существование клонов». Их всего семь и они в книге вместо предисловия. Не знаю, как эти правила называются в оригинале, т.к. судя по словарю: Кодицилл (codicillus) — это письменный документ с распоряжениями наследодателя на случай своей смерти (mortis causa), составленный без всяких формальностей и не содержащий назначения наследника (которое можно было сделать только в завещании). По логике, что-то близкое.

Я не особый знаток всех премудростей строения корабля и прочих техническо-космических штучек, потому на эту тему ничего сказать не могу. Читала книгу больше как детектив в замкнутом пространстве, я такие сюжеты люблю. Стиль написания и перевод довольно простые. Книга читается легко, персонажи быстро запоминаются и нет путаницы. Для понимания поворотов сюжета, герои прописаны хорошо. Мне, по крайней мере, их поступки были понятны. Сложно писать про детектив, много чего хочется сказать, но везде всплывают спойлеры.

Книга номинант многих фантастических премий, но думаю, что для поклонников НФ это книга будет просто развлекательной. Я как раз и надеялась, что тут будет минимум специфической терминологии, а акцент будет на детективе, клонах и людях. В итоге мои ожидания оправдались и я вполне довольна. Финал был отчасти предсказуем после прочтения 80% книги, но все равно, некоторые нюансы были неожиданными.

Так что беру автора на заметку, любопытно будет еще что-то почитать у нее.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Фантастический детектив должен обязательно привлекать читателей, любящих оба жанра. Конечно, всё зависит от умения автора построить правильно сюжет. «Шесть пробуждений» — настоящий детектив, со всеми атрибутами жанра и который должен обязательно понравиться. Однако, есть некоторые сомнения насчёт этого.

В первую очередь, меня заинтересовало описание. Всё-таки речь идёт о далёком будущем, в котором есть ответы на вопросы бессмертия. Клонирование становится повсеместным явлением и даёт возможность жить без ограничений. И тут сразу же возникает масса вопросов, касающихся технологии клонирования. Неудобно читать, когда не понимаешь принципов по каким всё происходит. Выращивается готовое тело, стандартного типоразмера, одного возраста, веса, роста, без каких-либо дефектов, кроме наследственных болезней, это передается и новому клону. То есть, по логике невозможно представить выращенное тело двадцатилетнего возраста, в которое возвращается сознание. Причём, это постоянная величина и зачем доживать до старости, если вполне реально менять тело хоть каждые десять лет? Вроде и допускаю, что технологии могут шагнуть гораздо дальше сегодняшнего уровня, но хотелось хоть каких-то авторских пояснений происходящему. Вообще, именно описание процедуры клонирования и станет наиболее спорным моментом, для меня этот процесс остался полной загадкой и мне показалось, что и сам автор слабо понимает о чем пишет.

Второй момент, который слабо проработан автором, это сама линия детектива. Как такового расследования не будет, потому что все события плотно увязаны с прошлым главных героев, именно там находятся ответы на все вопросы.

У автора получилось создать атмосферу безнадёжности и отчаяния, которые сложились на борту космического корабля. Также, в плюс можно занести и рассказы о прошлом героев, в которых масса «скелетов в шкафу».

Читается с интересом, но каких-то откровений ждать не стоит.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

6 клонов. 1 убийца. Кто же он?

***

Герметичные детективы – штука любопытная. При правильной подаче получаются шедевры, будь то локальные («Семь смертей Эвелины Хардкасл») или глобальные («Десять негритят»). Мёр Лафферти выбрала интересную форму для герметичности – пространство космического корабля.

Итак, «Дормире». Корабль летит для экспансии планеты. Поскольку пункт назначения далеко, то изначальная команда не сможет дожить до того, как будет достигнута цель полета. Но только если это не клоны. Это такое будущее, где клоны – норма. Уже норма, ведь были прецеденты. Есть даже законы касательно клонов. Например, им нельзя размножаться. Или нельзя оставить в живых двух одинаковых клонов. «Дормир» летит по заданному курсу, когда вся команда обнаруживает себя в боксах для клонов. Все шестеро членов экипажа только-только проснулись в своих новых телах. Их прошлые версии мертвы (кроме одной). И никто ничего не помнит, поскольку загрузка сознания произошла со старых карт мозга. Но среди шестерки экипажа определенно есть убийца. Кто же он?

Начать стоит с плюсов романа, благо их здесь довольно много. Помимо необычной тематики (герметичность корабля, убийца среди своих) стоит отметить разнообразие персонажей и взаимодействие между ними. Члены экипажа понимают, что среди них есть предатель. Значит, нужно с предельной точностью выбирать кому и что говорить. Набор героев тоже весьма колоритный. Есть типичный Альфа, есть шестерка на побегушках, есть невротик, есть калека-доктор, есть невротик номер два, наконец, есть капитан, казалось бы, самый главный человек в команде, но это тот человек, кто сильно дестабилизирует коллектив. Про каждого героя Лафферти что-нибудь да расскажет. Эти интерлюдии называются «История…», где многоточие заменяет имя персонажа. Еще один плюс – лихо закрученный сюжет. Предсказать, кто же убийца очень сложно. Скорее, практически нереально. Неплохо развита идея клонов и будущего в целом. Это не то, что было в «Видоизмененном углероде». Это не то, что было во «Вселенной Дюны».

Не обошлось и без минусов. Здесь есть два важных момента. Первый минус – сумбурность происходящего. Автор то подает флешбек, который дает лишь крупицу информации, то показывает какой-то диалог, далеко не самый нужный, то двигает сюжет резким рывком. Очень ассиметричный сторитейл получается. Второй минус тоже весьма увесистый – мотивация персонажей. С этим тут совсем плохо. Хотите знать мотивы Салли, кэпа, Джоанны? Лафферти как-то неважно, что вас это интересно. В остальном явных недочетов нет. Уж не упрекать же автора за идею снятия копии мозга? Это ведь фантастика!

Заключение: изначально казалось, что герметичность происходящего вкупе с экшеном сделают из «Шести пробуждений» действительно классный роман. Но многое портится из-за воды (а книга, между прочим, весьма короткая) и из-за малопонятной мотивации героев. Нельзя назвать роман скучным или серым. но нужно учитывать, что Лафферти начала за здравие, а середину провалила. Хотя не обошлось без пары любопытных идей, будь то клонирование, карты мозга, принтеры еды, законы клонов, хакерства ДНК.

6+2 пробуждения из 10.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Захотелось познакомиться после «Семи смертей Эвелины Хардкасл» Тёртона. Данная вещь также представляет собой вышедший не так давно фантастический «герметичный» детективный триллер с оригинальными сеттингом и «правилами игры». Схожи книги мрачной атмосферой, перерождениями, амнезией и скелетами в шкафах персонажей. Но здесь мы переносимся в открытый космос в далёком будущем...

О минусах: для начала, мне как читателю мешало то, что среди персонажей ни одного нормальной личности, у всех свои тараканы в голове, и, как правило, просто гигантские (даже с корабельным «искином» оказывается не всё в порядке).

Местами проблемы с мотивацией и поведением: оказавшись в критической ситуации на грани выживания, члены экипажа иногда утаивают важную информацию, иногда параноят без повода, иногда наоборот слепо доверяют коллегам невзирая на их странности.

Развязка с раскрытием главгада и его замысла, мягко говоря, разочаровала.

А самое главное, массаракш, — якобы возможность воссоздания копии человеческого мозга со всеми воспоминаниями по образцу слюны!

Если на другие шероховатости как-то закрываешь глаза, то это в рамках НФ даже ляпом не назовёшь, это просто какой-то позор и испанский стыд.

Вот как по итогу оценивать-то?

Если за завязку интриги, антураж, затрагивание психологических и социальных аспектов клонирования, отдельные оригинальные мотивы (понравилась интересная задумка с перепрограммированием самого себя и внедрением «эмуляции ИИ») можно было бы дать 8-9 баллов, то за слитую концовку, хромающие детали и откровенный идиотизм хочется влепить единицу.

Надо ли читать: а чёрт его знает.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Шесть членов экипажа. Один звездолет. Один убийца» — такая вот завлекалка на обложке вызывает предвкушение герметичного детектива. В фантастическом антураже — тут не только полеты в космосе, но и клонирование, когда люди научились создавать свои клоны, печатая их в специальном принтере, а также снимать резервную копию со своего мозга, чтобы в случае смерти перенести воспоминания в тело молодого клона. Правда все мировые религии приняли это в штыки, что несколько меня озадачивает — их позиции отличаются по многим вопросам, ну не может быть чтобы здесь они сошлись во мнении. Да и как по мне, различные новые технологии скорее прибавляют веры — если люди своими силами могут такое, то библейские чудеса, сотворенные по воле Бога, начинают смотреться реальнее.

Но вернемся к сюжету. Шестеро клонов пробудились. Значит весь экипаж умер одновременно? А клоны проснулись с резервной памятью двадцатипятилетней давности — кто-то уничтожил базу данных со свежими «бэкапами». И вроде бы есть что порасследовать, но читалось трудно — взаимоотношения у экипажа как у героев реалити-шоу, и язык из той же оперы.

На середине роман из детектива превратился в триллер с погонями за безумным маньяком, после чего мне совершенно расхотелось его дочитывать, так что оценку ему поставить не могу.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ядокари

Прежде всего, «Шесть пробуждений» — научная фантастика с локацией в космосе, но не спешите ставить крест на этой книге, потому что она:

- Подойдёт тем, кто любит детективы, триллеры, но вообще не жалует космофантастику или что-нибудь из научных достижений и разработок;

- Не содержит каких-то сложных научных формулировок, которые вам нужно будет спрашивать у поиска;

- В ней хороший юмор, местами, правда, чёрный и далее я расскажу почему;

- Легко, быстро и с интересом читается;

- С простым сюжетом, но интересными хитросплетениями, которые держат в напряжении до самого конца.

- Та самая книга, с которой можно приятно провести время.

Ну а теперь подробнее.

История начинается с того, что 6 человек клонов пробуждаются от криосна, а вокруг — ну просто жопа: пузыри крови, испражнений, рвоты и парят трупы... Их самих. Постепенно экипаж выясняет, что совершено убийство, массовое и убийца сред них, чей-то предыдущий клон со всеми расправился.

От космофантастики в книге Меры Лафферти (автор женщина) только космический корабль, на борту которого происходят основные события и планета Артемида, к которой летят герои. От космоса — всё. Остальное — жанры детектива, с пассивным расследованием, триллера, с множеством литров крови, холодного и огнестрельного оружия и научной составляющей, а именно, клонированием, но подано последнее, как отправная точка для сюжетной линии, а не нечто незнакомое и сложное для восприятия. Под «пассивным» расследованием я подразумеваю детективные линии, в которых обстоятельства выясняются не намеренным образом, а в обычном ходе действий героев.

Повествования ведётся в настоящем и прошлом каждого из ГГ, но переживать не стоит, резких скачков во времени не будет, автор переносила читателя из одного места в другое плавно и только в подходящий для этого момент.

Чёрный юмор в книге мелькает потому, что команда ГГ собрана из плохишей. Везёт мне на них в начале года. В составе экипажа стандартный «набор» — два механика, врач, пилот, начальник службы безопасности, искусственный интеллект, кэп «Навуходоносора», но те ли они, кем кажутся?

В романе есть некоторые нюансы, я называю их ляпами, на которые я с удовольствием закрываю глаза.

Книга подойдёт абсолютно каждому, за исключением, наверное, тех, кто читает только классику.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С большой натяжкой детектив, еще с большей натяжкой НФ.

Есть попытка раскрыть героев, рассказав их прошлое, обозначив мотивы и характеры, но она на мой взгляд провалена. Героям не сопереживаешь, их мотивы не находят отклика. Мир будущего не прорисован никак. Тема клонирования похожа на решето — столько в ней уязвимостей. Слог простоват, диалоги тупы. Сюжет предсказуем —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
огромный размер нового пищевого принтера сразу пробивает концовку — воскрешение из 'микроволновки'
. Личность убийцы понятна с середины книги — просто потому, что автор рассказывает и использует его в действии меньше всего,пытаясь при этом кинуть обманку для читателя, наводя подозрение на других персонажей. Корабль и весь сопутствующий антураж присутствуют постольку, поскольку. А от мотива главного 'антагониста' книги-я просто выпал в осадок.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Потратив время и огромные деньги, она собрала всех своих недоброжелателей и пульнула их в космос ( как тебе такое, Илон Маск?!). Вот это месть, я понимаю.

Не читайте это

Оценка: 1
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А ведь реально – Агата Кристи в космосе. Полноценный герметичный детектив в идеальных условиях замкнутого пространства космического корабля. Этим больше всего и понравилось, несмотря на общую поверхностность: как будто сюжет условных «10 негритят» поместили в научно-фантастический антураж и добавили любопытных проблем.

Самое интересное – то, что почти все «негритята», летящие в открытом космосе осваивать новую планету – клоны, но не простые клоны, а, по условию «задачки», могущие окончательно умереть. И когда кто-то из них убивает все предыдущие копии, включая «сознание» местного суперкрутого ИИ, только чудо даёт им возможность переродиться и всё же начать выяснять, кто из них – засланный казачок. Особенно пикантно ситуация выглядит ещё и потому, что засланные казачки – они все. Все – бывшие преступники, убийцы, хакеры, столетия назад выполнявшие грязную работёнку для сильных мира Земли и Луны либо выступающие против них, а ныне – заключённые в этом ковчеге по прихоти одного из этих «сильных». По мере развёртывания сюжета узнаются подробности их ранних жизней, личные взгляды на политику клонирования и вмешательства в программирование человеческих личностей, отношения друг к другу, а там и правда об убийствах вскрывается, и далеко не банальная…

К сожалению, фантастика здесь – всё же больше красивый искусственный фон, чем реально играющий роль атрибут, но фон для меня любопытный и довольно крепкий (один Бегемот чего стоит!). Даже несмотря на то, что я с трудом перевариваю космоэпопеи, а декорации космокораблей, как правило, вгоняют меня в уныние, читать «Шесть пробуждений» было совершенно не скучно, и дело тут не только в детективном сюжете, но и в том, что меня зацепила сама обстановка и разворачивающиеся события с выяснениями «кто виноват и что делать». Так что даже оборванный финал не сильно расстроил. Да и в принципе читать детектив в подобном сеттинге было несколько в новинку.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Агата Кристи в глубоком космосе

🚀«Корабль поколений» летит к далекой планете Артемида, чтобы основать там колонию землян. Будущие колонисты — частично в криозаморозке, а частично — в виде заархивированного сознания на серверах корабля. На Артемиде для них клонируют новые тела.

👤В команде шестеро, специалисты в разных областях, все уже неоднократно клонированные и по различным причинам являющиеся на Земле преступниками. Потому что нужна сильная мотивация, чтобы согласиться на 400 лет навигации — например, обнуление прежних прегрешений.

🧶После очередной загрузки сознания в новые тела экипаж приходит в себя в лаборатории, полной крови и мертвых тел, их предыдущих тел. Гравитация на корабле не действует, ИИ не отвечает на команды, все базы данных стёрты, как и воспоминания команды за прошедшие 30 лет полёта.

😵Что произошло? Ошибка компьютера? На борту чужой? Кто-то из них шестерых сошёл с ума? Или всё было заранее спланированно?..

👍А чего, классная книга оказалась! Из-за того, что это лауреат «Небьюла», я ожидала стандартного «премиального» набора — всякие там лгбт, расовые страдашки и всё такое, злободневно-толерантное. Но в итоге это хорошая взрослая научная фантастика, почти по классике: космос + клонирование + детектив. Люблю, когда реальность превосходит ожидания.

Из плюсов:

🤖приятный ситуативный и ненавязчивый юмор

🤖весьма элегантное завершение интриги

🤖есть над чем задуматься — всегда актуальные морально-этические дилеммы, особенно связанные с вопросами развития медицины

🕵️‍♂️Правда мне показалось нелепым, что автор вбрасывает кучу отличных идей про развитие технологий «на подумать», но при этом сосредотачивается на довольно стандартном детективном сюжете. Нет, как детектив неплохо, просто достаточно обычно. Почему было не «расширить и углубить»?

🇬🇧Перевод такого маститого переводчика как А. Грузберг мне как-то немного неловко осуждать, но с другой стороны периодические ляпы типа «Мария устала до мозга костей» очень удивляют.

✅Рекомендую тем, кому по душе Айзек Азимов, Агата Кристи и Кен Кизи.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх