FantLab ru

Марцин Подлевский «Прыгун»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.48
Голосов:
62
Моя оценка:
-

подробнее

Прыгун

Skokowiec

Роман, год; цикл «Глубина»

Аннотация:

Добро пожаловать в новое измерение постапокалипсиса. Это Выжженная Галактика — Млечный путь, который много лет назад был разрушен серией чудовищных войн. Это космос, в котором люди выживают в остатках погасших систем, искусственный интеллект вызывает страх, а представители иного разума, изгнанные в дальние пределы космоса, стали героями пугающих легенд. Это вселенная Глубины — загадочного, безумного измерения, которое позволяет путешествовать на огромные расстояния, но бодрствующего человека сводит с ума, а то и вовсе может превратить в чудовище. Это мир Миртона Грюнвальда, который потерял свой корабль и команду. И теперь сделает все, чтобы снова отправиться к звездам. Только это будет нелегко. У его нового корабля темное прошлое. Его но вая команда скрывает множество тайн. И он еще не знает, что новая работа столкнет его с настоящим кошмаром.

Входит в:

— цикл «Глубина»


Номинации на премии:


номинант
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2015 // Книга года (Польша)


Издания: ВСЕ (2)

Глубина: Прыгун
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Skokowiec
2015 г.
(польский)




 




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вы знаете эту историю. Слышали, читали, видели на экране. Потрепанный жизнью, но еще не старый капитан набирает команду изгоев и отщепенцев с темным прошлым для выполнения задания, сулящего баснословные барыши. Капитан обязательно зависим от каких-нибудь психоактивных веществ, эта суровая дама — скорее всего, его первый помощник, а вот у вот этой хрупкой девушки (скорее всего навигатора) есть ужасный секрет, грозящий неприятностями вплоть до апокалипсиса. Сам корабль тоже не так-то прост и как минимум поучаствовал в военных действиях, как максимум — их сам спровоцировал. Задание, конечно, оборачивается полным хаосом, команда корабля залечивает душевные раны посредством индивидуальной и рупповой психотерапии, ну и спасает мир в конце. Давайте же посмотрим, что из этой схемы смог выжать Марцин Подлевский.

Будущее настолько далекое, что эра квантовой механики тут зовется средневековьем. Тут была Машинная война (сразу после Ксеновойны), но историю мира автор засунул в самую последнюю главу, так что до того остается только догадываться, что за космический киберпостапокалипсис тут творится и куда подевалась матушка-Земля. (Выжженная) галактика, астероиды, планеты — при написании автор опирался на существующие карты (ну, он так говорит, я не проверяла). Кто тут проживает? Элохимы, очень сильно перебравшие с геномодификациями; стрипсы — те, кто чересчур увлекся модификацией своего персоналя (а надо сказать, что еще на этапе зачатия зародыш оснащается персоналем — технобиологическим интерфейсом); биохакеры; ИИ, превосходящие человека; аристократ со странной болезнью; персонаж по фамилии Лем*; призраки; пилоты-садисты; несовершеннолетний адмирал, контрабандисты, сектанты и много кто еще. Когда в романе появился вампир, я даже не удивилась. Удивилась я, когда он оказался не вампиром, а просто бледным и тощим мужиком с длинными черными волосами. С другими разумными существами, Иными, человечество тоже сталкивалось и даже пыталось наладить контакт, но

тут абсурд сидел на абсурде (с)

в общем, не задалось взаимодействие. Иные в книге, впрочем, значительной роли не играют, возможно, потом покажут себя во всей красе.

Глубина — это местный вариант подпространства. Отличается от прочих выриантов он тем, что людям туда нельзя — в живом виде. Очевидным решением для путешествия сквозь Глубину становится... правильно, смерть пассажиров и команды (с последующим воскрешением), именуемая стазисом. Что-то в этом есть жуткое и будоражащее: идет обратный отсчет, а к венам по трубочкам приближается смертельная «белая плесень»... Бррр. Но как вы понимаете, если куда-то нельзя соваться (в живом виде) ни под каким предлогом, никто этого не делал и последствия этого скорее всего ужасны — главные герои именно туда и отправятся.

Но пока они стали обладателями особо ценного груза, за которым охотятся еще несколько групп персонажей. А груз мало того что ценный, так еще и очень опасный, если его активировать. Но как вы понимаете, если что-то нельзя включать ни под каким предлогом, главные герои...

Чего я не могу сказать о Марцине Подлевском, так это что он автор, решивший забить на проработку персонажей в угоду сюжету и экшну. Нет, автор решил каждому прописать мотивацию, и какие-нибудь характерные особенности, и флэшбэки из детства. Можете себе представить масштаб задачи, если учесть, что героев несколько десятков, все принадлежат к различным организациям/группировкам/командам и постоянно перетусовываются между собой, а на фоне всего этого происходят космические погони, перестрелки и прочие маневры. Возможно, кто-нибудь такое и провернул бы гармонично и не в ущерб сюжету, но Подлевский явно перестарался. Тут есть, например, один товарищ, который мерзкий жирдяй и насильник, но иногда он человек с прекрасной физической подготовкой и быстрой реакцией, а также защитник хрупких барышень. Также на него возложена функция комической разрядки сложных ситуаций и принятия тяжелых решений в экстренных ситуациях, а в детстве он был мечтателем и обожал читать бумажные(!) книги, а еще иногда зверски избивал этими книгами детей, которые их пытались отобрать. А сюжет тем временем можно вместить в одно (спойлерное) предложение.

Каждая глава заканчивается клифхэнгером, словно автор выкладывает свой текст по частям и ему жизненно необходимо удержать читателя до конца книги. Например, к девушке в постель забирается некто, и она кричит от ужаса! А дальше мы читаем несколько глав про других персонажей (причем каждая глава заканчивается прыжком в неизведанное, занесенным над героем клинком или пальцем, дрожащим на кнопке самоуничтожения), успеваем забыть и про девушку, и про ее внезапного гостя, и только сильно позже выясняется, что постельный нарушитель — это кот. А угадайте, чем заканчивается роман? Нет, не клифхэнгером! А несколькими клифхэнгерами, по одному для каждой группы персонажей.

Тем не менее роман обладает одним неоспоримым достоинством (хотя для кого как) — полным отсутствием курв в тексте! За что выражаю благодарность автору и переводчику.

*Кстати, автор говорит в послесловии, что невозможно прочитать Лема и не написать о космических кораблях. К счастью, это не так — представьте, если бы все читатели пана Станислава выдали по космооперному циклу романов.

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пока впечатления еще свежие

В далеком-далеком будущем, где есть только... Стоп, я вселенную перепутал.

Если вкратце — будущее у нас и вправду настолько далекое, что все, что было до войн с машинами и инопланетянами, которые сожгли Млечный путь к чертям собачьим и благополучно сдохли, здесь называется Средневековьем. По Выжженой галактике барражируют целых две группы поехавших кукухой постлюдей, а путешествие между звездами осуществляется через Глубину — гиперпространство курильщика, в котором летать можно исключительно в состоянии клинической смерти, иначе выйдете вы оттуда безумным лоботомитом.

На фоне всего этого праздника жизни капитан Миртон Грюнвальд (алкоголик с комплексом вины и просто хороший человек) со своим скелетом в шкафу покупает корабль со скелетом в шкафу и набирает экипаж, у каждого члена которого свой скелет в шкафу и отправляется в космос через сектор, в котором в вакууме крутится невероятное количество шкафов. Со скелетами. Что могло пойти не так?

Плюсы:

1) Несмотря на то, что первое впечатление о сеттинге по аннотации напоминает какой-то «Молот войны» на минималках — на самом деле он описан довольно подробно и содержит в себе довольно много интересных и просто зрелищных идей. Если вы читали Питера Гамильтона и Аластера Рейнольдса и вам они понравились — велика вероятность, что вам понравится и «Прыгун».

2) Сюжет держит интригу до последнего, заставляя вас с интересом следить за развитием событий, а динамика некоторых сцен — так это ваще отвал башки.

Минусы:

1) Персонажи. Во-первых — для книги такого объема их очень много. Скорее всего по первой вы постоянно будете путаться в именах, пытаясь разобраться, кто здесь кто. Во-вторых — даже центральные персонажи прописаны скорее функционально, чем глубоко и интересно. Несмотря на то, что у всех основных персонажей есть свой внутренний конфликт и довольно проработанная предыстория, им не хватает ярких черт характера и индивидуальности.

2) Топорная экспозиция. Ой, мама — а вот это действительно проблема, которая частично пересекается с пунктом первым. Автор постарался раскрыть как можно больше информации о мире, который он придумал, за максимально короткий промежуток времени — но по какой-то странной причине вся эта информация касается по большей части ТТХ кораблей, оборудования и технологий компьютеризации, а не, например, политического или культурного зоопарка, который раскрывается скорее мимоходом. Экспозиция здесь не прекращается до самого конца книги, иногда вылезая не только в авторском тексте, но и в диалогах персонажей и сценах, которые по замыслу должны быть динамичны.

3) Сюжет. Когда я сказал, что сюжет держит интригу до самой развязки, я не покривил душой, но виной тому не столько мастерство автора, сколько то, что любимый художественный прием Подлевского — это, видимо, клиффхенгер... Потому что абсолютно все главы заканчиваются на интригующем полуслове, и к развязке это доходит до абсурда.

Помимо этого, в книге такого маленького объема целых три основные сюжетные линии (не считая мелких побочных) — линия Грюнвальда и его экипажа, линия принца Натрия и линия хакера Керк Блум. И если первые две достаточно обстоятельные и пересекаются между собой довольно органично, то линия Керк нужна непонятно зачем, развивается исключительно роялями и какое-либо взаимодействие с первыми двумя у нее происходит только в развязке, о которой ниже.

4) Развязка. Я уже говорил, что любимый прием автора — это интригующий клиффхэнгер? Тогда вы сразу угадаете, чем заканчивается книга. Но не расстраивайтесь — вам успеют ответить на парочку вопросов. Правда, скорее всего — совсем не те, которые вы задавали...

Итог:

Объективная оценка — 5/10

Субъективная оценка — 9/10

Это не самая лучшая книга вообще, но в жанре космооперы вообще мало что выходит в последнее время, так что я прочел ее не без удовольствия.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Позволю пару рекомендаций, которые мне самому не помешали бы перед прочтением. Старайтесь сразу запоминать имена и образы героев. Автор так резко и без объяснений прыгает по событиям во времени, что не всегда сразу понятно о каком герое идет речь в текущий момент. Отсюда второй совет: для формирования целостной картины читать нужно не урывками или фоном, а обстоятельно и внимательно. Для себя эти особенности отношу к недостаткам произведения, не влияющим на оценку разумеется. В остальном только положительные эмоции.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Космическая постапокалиптическая ахронологическая опера прочитана... На мой субъективный взгляд автор перегрузил роман героями, которым не хочется сочувствовать. Вот вообще. Понятно, что герои как и положено имеют свои скелеты в шкафу, психически (или физически) надломлены, но...все их терзания оставляют меня равнодушным наблюдателем. Возможно, такова была задумка автора, что бы читатель проникся бездной времени отделяющего его от происходящих событий. Но от такого писательского хода желание читать пропадает, становится скучно. Вот команда корабля: капитан Грювальд, вот судовой врач, вот механик, вот навигатор вот... И? При всех своих недостатках не видно командной работы, взаимной эмпатии (кроме маньячных задвигов механика). Ладно, допустим, в команде Грюнвальда этому есть объяснение. А как быть с остальными? Да что там говорить... Человеческими взаимоотношениями нас не порадуют. Чтение отягощают постоянные флешбеки у абсолютно всех участников событий, да так, что к концу книги сложно понять, кто в каком времени действует и жив ли он до сих пор. Из хорошего: однозначно нетривиальный сюжет о выжженном космосе и погибших цивилизациях на всем протяжении Млечного пути. Оценка: читать стоит если вы очень внимательный к деталям любитель космооперы

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Место без места

Психофизия неизлечимая болезнь. Телекинез? Пиромания? Чтение мыслей? Представьте себе все все виды психических аномалий, слившиеся воедино. Психофизия должна исчезнуть из Выжженной Галактики, пусть даже для этого придется перебить всех заболевших.

Не люблю космической оперы. Рискуя вызвать недовольство поклонников «Звездных войн», скажу. Гоняться друг за другом по галактике, размахивать световыми мечами, бесконечно разыскивать потерянных родственников лишь за тем, чтобы найдя, убедиться, что он/она перешли на темную сторону силы (вместе бежать, попутно спасая мир, как вариант) — все это, может, и круто. Но тратить три часа своей жизни лишь за тем, чтобы в очередной раз убедиться: голливудские сценаристы думают, что сюжет — это его отсутствие. Нет, увольте.

Книжные космооперы мало отличаются от кино-, но необходимым и достаточным условием слушать было то, что аудиоверсию этой начитал Игорь Князев, а в его исполнении способна получить удовольствие даже от тех жанров и авторов, кого нипочем не возьму читать глазами. Кроме того, плох тот читатель, который нет, не «не мечтает стать писателем», этого добра и без нас хватает. Плох тот, кто не умеет научиться извлекать радость из самых неподходящих текстов. Этот оказался неподходящим только на первый взгляд.

Потому что новая польская фантастика продолжает удивлять разнообразием. К героическому Гжендовичу, фольклорному Майке, авантюрному Комуде, абсурдистскому Орбитовскому, киберпанковому Збешховскому, интеллекталу Дукаю сегодня добавляем Марцина Подлевского с его вариантом космической оперы. Казалось бы, трудно найти фантастический поджанр, менее испорченный интеллектом, но первая книга Подлевского из цикла «Глубина: Прыгун» умное и довольно сложно организованное чтение.

Да, в качестве строительных блоков автор использует готовые штампы жанра: капитан, потерявший прежнюю команду и судно, формирует новую; космический корабль с темной историей; члены команды, всякий со своей особенностью и тайной – можно перечислять долго. Но строит он из этих блоков оригинальное здание. Которое очаровывает, едва проходит первая оторопь от обилия персонажей и понятий, которые нужно усвоить.

Очень далекое будущее, настолько, что сегодняшний день воспринимается оттуда средневековьем. Человечество прошло период расцвета, нашло братьев по разуму, ввязалось сначала в ксеновойну (вы понимаете, это против других, хотя каким-то странным образом читателю предлагается сделать вывод, что это мы всех спасли и непонятно, за что на нас обиделись), потом в машинную войну — это со взбунтовавшимися умными вещами, по периферии поучаствовали нанотехнологии, потому наночастицам теперь большого доверия нет, а искусственные интеллекты кастрируются, по аналогии с волами и хряками — чтобы снизить природную агрессию.

И да, серия о Глубине популярна, «Прыгун» только начало, на сегодняшний день во вселенной Выжженной Галактики уже четыре тома

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Далёкое будущее. Мир представляет собой Выжженную Вселенную. Люди, бороздя космос, успели и в ксеновойне поучаствовать, и с машинами поконфликтовать. Теперь, посреди этого апокалиптического бардака в антураже космооперного киберпанка, один капитан с пристрастием к алкоголю покупает корабль с очень темным прошлым и нанимает команду, прошлое которой ещё темнее. Они не сработаются, но вместе им предстоит выбраться из нескольких опасных переделок и попытаться завладеть чем-то очень важным для этого мира.

История не нова. При чтении постоянно возникали ассоциации то с Питером Гамильтоном, то с Фрэнком Гербертом, то с Джоном Лавом, то просто с расхожими штампами. И хотя Марцин Подлевский умело эти штампы комбинирует между собой, в результате чего выстраивается вполне любопытная и интересная история, есть два момента, которые сильно мешают наслаждаться происходящими событиями.

Первый момент заключается в преобладании раскрытия персонажей над раскрытием сюжета. Магистральный сюжет хоть и насчитывает множество острых моментов с перестрелками, тайными операциями и погонями, но что-то действительно важное предлагает читателю не так уж часто. Да, у Питера Гамильтона такое случается чуть ли не в каждой книге. Но там где Гамильтон упирает на кропотливое построение мира, Подлевский делает ставку на персонажей, и в моем случае она оказалась проигрышной. Персонажи недостаточно интересные. Они раскрыты хорошо, но их типажи слишком расхожие. При этом внимания персонажам уделено так много, что основной сюжет теряется на фоне.

Второй момент – это любовь автора к загадкам и клиффхенгерам. Большинство глав заканчивается на максимально интригующей ноте, большинство сюжетных линий имеют в запасе по нескольку тайн и тёмных пятен, все персонажи хранят скелеты в шкафах, в общем, готовьтесь погружаться в историю долго и обстоятельно. Ну и напороться на несколько клиффхангеров в финале и жить с этим в ожидании второго тома.

При этом книга то достаточно любопытная: мир будущего необычный, магистральный сюжет не вызывает отторжения, персонажи, пусть и вторичные, но не картонные. Автор всеми силами старался поддержать интерес к своей истории, и в итоге перестарался. В романе несколько сюжетных линий, несколько десятков персонажей, а значит, если начинать читать его сейчас, то необходимо быть готовым либо все важные детали запомнить, в крайнем случае – записать, либо перечитать роман к выходу продолжения. Так что я, видимо, вернусь к «Глубине» уже после выхода четвертого тома, чтобы погрузиться в историю полноценно.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх