ГЛУБИНА ПРЫГУН М


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» > "ГЛУБИНА: ПРЫГУН" М. Подлевский
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«ГЛУБИНА: ПРЫГУН» М. Подлевский

Статья написана 30 мая 2020 г. 08:42

Контрабандой в киберпанк — неудачно

Основная сложность при чтении традиционной «космической оперы» — недоверие. Компьютеры развиваются быстрее космических программ, роботы совершенствуются тоже с опережением. А еще есть возможности все более широкого использования тех законов физики, химии, биологии и всех прочих наук, которые половину столетия назад были куда как консервативнее... Чтобы читатель мог воображать стандартную сцену в рубке звездолета, когда половина экипажа с перекошенными лицами ждет от капитана очередного маленького чуда — нужны предварительные объяснения.

И половина описаний вселенной этой раскормленной повести — пересказ своей версии «Бутлерианского джихада».

Да, была война людей и «жестяных мозгов».

Да, выжгли большую часть галактики, попутно выгнав все нечеловеческие расы.

Да, теперь есть какая-то кривая пародия на феодализм, с герцогствами, подобием цифровой инквизиции и научным кланом.

Да, теперь каждый человек может заходить в сеть почти без напряжения сил, у него с детства вшитый прибор, так что отката в реальное варварство не произошло.

Потому и быт оформлен не в декорациях «Дюны», а в ретрофутуристичном подобии американского ХХ-го века. Небоскребы и космопорты, в которых самым сакральным помещением остается бар. Независимые женщины, тайные агенты и стрельба из бластеров-почти-револьверов. Какое-то количество психозов и экзотических трансформаций человеческого тела. Это декорации для триллера.

Сюжет так же вполне традиционен: несколько команд, собранных с бору по сосенке, напичканных тайными агентами и людьми, которые совсем не те, за кого себя выдают, а так же рой относительно разумных роботов — летят к точке «Х», чтобы добыть там экстраординарно ценную вещь, которая может представлять опасность для всей галактики. А может и не представлять. После чего начнется краткое — страниц на четыреста — выяснение отношений, припоминание прошлых обид, детских травм, и все это на фоне перестрелки и космического сражения со старыми-добрыми лазерами и «лучами захвата».

Почему так долго?

Автор обожает «дабл-кат». Повествование фактически становится чешуёй: нагнетание, локальная коллизия (пистолет у чужого виска или таранный удар о корабль), но вот ситуация откатывается на четверть часа, а иногда на пять лет назад — и нам показывают все тоже самое глазами соседнего персонажа. Вот локальная коллизия преодолена, проходит еще пять минут, снова кризис и кошмар, автор дергает рубильник, отматывает пленку, и показывает все тоже самое, но глазами третьего персонажа.

Когда персонажи кончаются — всего лишь замыкается круг и начинается повторение с теми же актерами, но в другой последовательности.

Сюжет движется вперед подобно улитке, посаженной на неисправные тормоза. И если вы не фанат подобных триллеров, то темп повествования будет вас космически выбешивать, раздражать и фраппировать — доколе o_O!!! Словом, есть у меня подозрение, что автор гнал листаж, чтобы выйти на крепкую тетралогию, которая только и сможет быть настоящим романом — потому как эту повесть легко можно сократить наполовину, сохранив все сюжетные перипетии, атмосферу и описания героев.

Герои, кстати, тут стандартные, как стандартна команда пиратского корабля. То есть заранее вы не угадаете, какой части тела будет у кого недоставать, и на чьем плече суетится зверушка-птичка — однако это все равно, что играть новой колодой карт: картинки непривычные, но «дамы», «валеты» и «короли» всё те же.

Не без проблем и в описаниях: «Если ад и существовал, то это было его преддверие. Сектор 32С кишел астероидами. Каменные и угольные глыбы сталкивались друг с другом, словно гигантские бильярдные шары» Тут каменный уголь был несколько удивлен, ошарашен и раздосадован, но эхо шахтерских слов подсказывало ему совсем другие эпитеты...

Если не присматриваться — то видна легкая игра с фамилиями, мифологическими именами и терминами. Прямолинейного символизма автор избегает, скорее дразнит читателей намеками.

Однако главная проблема текста в другом. Большая часть персонажей или работает с ослабленным подобием ИИ, который они подпольно разгоняют почти до разумного состояния, или знает, что работают другие. Идет подобие гонки вооружений, которая никак не приводит к повторному появлению разумных машин. Хотя в условиях «конкурентной борьбы» ИИ даст совершенно понятные преимущества. И слишком уж много разнородных сил сталкивается в схватке, чтобы над ними мог существовать эффективный контроль. Да, автор описывает и организацию, которая отвечает за борьбу с ИИ, и даже особенности штатного устройства машин, которые периодически срываются в «отупение».

Но.

Если у вас ИИ можно сделать сравнительно просто, если каждый буквально с рождения подключен к Интернету — все ограничения побоку. Планка разрешенных действий будет постоянно изгибаться, и, в итоге, произойдет очередной скачок...

Возможно, автор объяснит все это во второй-третье-четвертой книге — здесь же его интересует атмосфера. Шпионство, клубки интриг, панели управления, спусковые крючки, легкий интим, ускорение в кресле пилота, пламень из дюзы и залпы турбопушек.   

.

Итого: попытка прокачать традиционных персонажей космической оперы до киберпанковского состояния. Умеренная по качеству исполнения и неудачная по футурологическим параметрам. Если вы любитель мощных космических поединков и стремительных виражей — книга для вас. Остальным — употреблять с осторожностью.

https://fantlab.ru/work902156





2057
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение30 мая 2020 г. 10:18
Спасибо за отличную рецензию!:beer:
(И соболезную перенесенным при чтении страданиям:-))))
Судя по описанию, какая-то лютая смесь Гамильтона, Лема и Руди Рюкера.
Вообще, у меня зарождается какой-то когнитивный диссонанс. В обзорах на польскую фантастику я вижу и будоражусь от одних книг, а на русском чуть погодя выходят совсем другие. Такую макулатуру и наши горе-писаки выдают на-гора тоннами, зачем нам еще и польские интервенты?:-)))8-)
А всякие интересности вроде Дукая и Збешиховского где-то на галерке8:-0
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 мая 2020 г. 11:24
Да, насчет того, что зря переводили — аналогичные ощущения.
 


Ссылка на сообщение30 мая 2020 г. 18:25
А-а, книжку все равно купить придется! Я потом зашел на страницу автора и увидел, что это тот самый, что недавно опубликовал «Книгу порчи», столь грамотно расхваленной в отзыве Владимиром Пузием. Вот ее очень хочется прочитать. Придется простимулировать издателей для дальнейшего знакомства с автором.8-)
 


Ссылка на сообщение30 мая 2020 г. 20:29
Глубина — это цикл. Придется несколько раз стимулировать.
 


Ссылка на сообщение30 мая 2020 г. 20:35
«Глубина» -- это завершённая тетралогия. 8-)
 


Ссылка на сообщение30 мая 2020 г. 22:01
Очень хорошо, что автору хватило силы воли завершить все на тетралогии. :-)))

Хотя, пока он жив, может и продолжение написать...
 


Ссылка на сообщение30 мая 2020 г. 22:56
Уверен, что ваше одобрение, вне всяких сомнений, крайне порадовало бы автора.
 


Ссылка на сообщение2 июня 2020 г. 20:17
Что не отменяет того, что это цикл 8-)
Да, четыре книги. Четыре раза простимулируем и получим что-то еще. Наверное так.
 


Ссылка на сообщение2 июня 2020 г. 20:29
Ну, я как раз не вижу смысла в этих «стимуляциях» ради «стимуляций»: нравится книга -- покупаю, нет -- жду следующей, которая мне будет интересна. Имхо, это такой же крайний вариант, как и «разгромная аннотация -- не буду покупать». Предпочитаю составлять о книге собственное мнение, тем более, что в Сети часто доступны фрагменты.

Опять же, когда рецензент начинает предъявлять к космоопере претензии, что она -- не НФ... ну, как бы да, конвенционные договорённости между читателем и авторы в этом жанре другие, уровень условности и проч. Представляю себе, какой могла бы быть реакция на «Книгу порчи» в этом случае. :-)
 


Ссылка на сообщение2 июня 2020 г. 20:35
Да я, собсно, и намекал, что стимуляция — дело такое... Цели, средства и результаты могут и не кореллировать, выражаясь заумно.
 


Ссылка на сообщение2 июня 2020 г. 21:26
Полный, не побоюсь этого слова, консенсус! :beer:


Ссылка на сообщение30 мая 2020 г. 11:11
Спасибо за интересную рецензию. Вот так ждала эту книгу, а после прочтения как-то интерес подугас. Томик возьму скорей всего, но не в первую очередь теперь. Что-то как-то грустненько. Ожидалось куда больше, чем просто размазывание ложки каши по стеклу (раздувание обычной повести на 700 с чем-то стр.).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 мая 2020 г. 14:24
Я бы по одной рецензии — особенно от рецензента, который чаще ругает, чем хвалит что-либо, насколько вижу, — о книге не судил. Опять же, в Сети выложены семплеры, например, вот вторая глава. Можно прочесть и составить собственное впечатление.

Имхо, с вашей любовью к Питеру Гамильтону Подлевский вам понравится.
 


Ссылка на сообщение30 мая 2020 г. 15:37
Спасибо, роман в любом случае я возьму, просто после прочтения такой разгромной рецензии огонёк «прочитать в первую очередь» уменьшился. Но надеюсь хоть в чём-то роман оправдает свои ожидания.
 


Ссылка на сообщение30 мая 2020 г. 16:22
Я уверен, будут и другие рецензии. Собственно, одну я видел — в блоге Киселика, если не ошибаюсь, но на ФБ.
 


Ссылка на сообщение30 мая 2020 г. 16:42
Хотелось бы спросить, нет ли шансов увидеть романы Михалы Холевы на русском? Много хорошего слышал про него.
 


Ссылка на сообщение30 мая 2020 г. 17:05
Шансы есть.
 


Ссылка на сообщение30 мая 2020 г. 18:17
И это хорошо. Надеюсь в скором времени не только польская фантастика и фэнтези будет на слуху у каждого


⇑ Наверх