fantlab ru

Кристель Дабо «Память Вавилона»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.85
Оценок:
115
Моя оценка:
-

подробнее

Память Вавилона

La Mémoire de Babel

Роман, год; цикл «Сквозь зеркала»

Аннотация:

Офелия вернулась на Аниму, родной ковчег, и уже два с половиной года живет будто в зимней спячке: она участвует в Празднике Часов, бывает в здании Старых Архивов, отбивается от бесконечных советов родни… Но мысли ее далеко отсюда — не проходит и минуты, чтобы она не думала об исчезновении Торна. Однажды, в разгар ярмарки, героиня встречает непоседливого Арчибальда — тот научился использовать Розу Ветров, чтобы перемещаться с ковчега на ковчег. Вот он — шанс Офелии отыскать пропавшего мужа!

В новой книге Кристель Дабо мир, с которым читатели познакомились в первых двух томах, становится еще более объемным и многогранным. Герои больше не замкнуты между Анимой и Полюсом — перед ними открыты дороги в любой из двадцати ковчегов. И лишь к двадцать первому, Аркантерре, путь никому не известен. Но прежде, чем разгадать эту загадку и отправиться в самые темные уголки Вселенной, Офелии предстоит побывать на Вавилоне. Туда, именно туда манят ее внутреннее чутье — и любовь.

Третья часть тетралогии «Сквозь зеркала» выводит мастерство французской писательницы на новый уровень: и герои, и устройство придуманного ею мира усложняются, а сюжет поначалу степенно, а затем все стремительнее развивается, подобно туго сжатой пружине. Офелия обретает новое волшебное свойство: к прохождению сквозь зеркала и чтению предметов добавляется безошибочное распознавание враждебных намерений и отпугивание агрессоров.

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Премии фестиваля «Имажиналии» / Prix Imaginales, 2018 // Роман для юношества


Сквозь зеркала. Память Вавилона
2018 г.

Издания на иностранных языках:

La Mémoire de Babel
2017 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

При всем при том, что это женский роман с элементами детектива в чистом виде, мне нравится цикл и поскольку с каждой новой книгой, в отличии от 99% циклов, читать все интереснее, а сюжет и персонажи все объемнее и насыщеннее, то я даже этой книге поставил «8» (прошлым было «7» — я все же не целевая аудитория книги).

Фантазия автора в новой книге привела нас в новые локации, к новым персонажем, новым способностям, новым (и старым) загадкам.

Я рекомендую как книгу, так и цикл в целом. Жаль нет аудиоверсии 4-й книги, чтоб уже закрыть тему «Сквозь зеркала» :)

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну почему?!.. — то и дело вопрошала я, читая книгу. Почему история с увлекательным сюжетом и интересными персонажами в моих глазах начинает катиться по наклонной вниз? И даже при всем этом я вижу, что история мне нравится, мне хочется продолжать ее читать, и я все время надеюсь, что что-то в поведении героев или в ходе сюжета поменяется — но пока это происходит с большим скрипом.

То ли я где-то что-то упустила, то ли оно так и было в самом деле, но некоторые поступки главной героини мне не ясны. Почему она ждала почти три года с момента исчезновения Торна, а потом решила вдруг искать его на Вавилоне? Это ведь не все-равно, что в соседнюю библиотеку сходить, авось попадется нужная информация. Тут все-таки требуются достаточные затраты сил, времени и, как оказалось, нервов.

Меня огорчили герои и их отношение друг к другу. Да, они все из себя такие стеснительные, строгие к себе, а то и вовсе не могут разобраться в чувствах (прям как я в своих к этой книге), но их поведение меня крайне вымораживало. Ну если тебе симпатичен человек и ты беспокоишься о нем, так хоть покажи это как-нибудь, улыбнись там лишний раз, прояви заботу или психани и выскажи все, что тебя не устраивает — и то будет понятнее твое небезразличие, чем вот такое вот все. Что стоило Торну каким-нибудь образом передать Офелии весточку за два-то с лишним года, что жив, почти здоров, не ищи меня? Что стоило Офелии при их первой встрече наедине сказать, что она долго его искала? Ведь искала же, волновалась. В общем, допускаю, что могут существовать такие черствые личности, переживающие все чувства где-то в глубине души, а на поверхность выпускать только покерфейс или недовольство, но я не понимаю их.

К Офелии у меня вообще много вопросов. Я не прослеживаю логичного развития у нее как у персонажа. Изначально у нее был забитый интровертный характер. Ок, симпатичный персонаж, можно спроецировать на себя. Потом события первого-второго тома, опасности, интриги вокруг нее, и Офелия начинает обзаводиться хребтом. Замечательно. Но открываешь третий том, и оказывается почти три года она жила у родителей, любимого детища на Аниме ее лишили, злобные тетки все время кружили где-то рядом и надоедали, а сама она беспокоилась о Торне, но ничего не делала. Потом же вдруг раз, вновь откуда-то берется твердость характера, и девушка отправляется в далекое путешествие на Вавилон, потому что ведь наверняка там прячется Торн. Там она зачем-то поступает в школу со спартанскими условиями и заоблачным конкурсом на высокое звание, видимо, в надежде через пару лет-таки добиться успеха и подобраться к информации, хранимой где-то там. Ну, допустим, она терпеливая, и все выдержит (заодно физподготовку подтянет), но ведь девушка вновь превращается в затюканного ребенка и сносит все издевательства окружающих, объясняя это якобы тем, что не хочет привлекать внимание или вообще вылететь оттуда.

Хорошо бы от недостатков главных героев отвлекли второстепенные, но нет. И тут все не слава богу. Они какие-то через одного чересчур типичные, прям как будто взяли заезженные шаблоны и впихнули сюда, подобрав новые имена. Есть одинокий-несчастный паренек, которому по мелочи помогла Офелия, и он так проникся дружеской симпатией к ней, но в какой-то момент его заподозрили в злодейских намерениях. Есть отрицательный герой, парень в школе, который на самом деле вообще хороший, но во всем виновата властная мамаша. Есть типичная королева класса, которой все подчиняются, хотя боятся и не любят.

А роялей-то наставили по кустам и клумбам!.. На несколько оркестров хватит. И совершенно случайно встреченный человек окажется крайне полезным, и случайно прихваченная вещь окажется чуть ли не камнем преткновения для всех, и направление поисков, выбранное чуть ли не наугад, окажется верным. Наверное, чтобы как-то разбавить это невероятное везение и сделать сюжет сбалансированным, автор и сыпала на главную героиню всевозможные неприятности. Но нет, уважаемый автор, в книгах это так не работает.

В итоге мы получили книгу, в которой много всяких событий, но одновременно с этим не так уж много чего-то произошло, и при выпиливании двух третей сюжета в середине ничего бы не потерялось. Главные же события можно описать тремя пунктами: Офелия нашла Торна; Арчибальд нашел путь на Аркантерру; Мы познакомились со странной дочерью тетушки Торна и Фарука.

На данный момент у меня так и остались смешанные ощущения после книги. Но я все еще надеюсь, что финал истории сумеет замить эту часть, а может даже каким-то образом прояснит недопонятые мною моменты.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

ЭРА ЧУДЕС, ИЛИ ЛАСКОВЫЕ ОБЪЯТИЯ ТОТАЛИТАРИЗМА

...Однажды, через какое-то время, возникнет мир, в котором наконец-то воцарится мир. И тогда появятся новые мужчины, и появятся новые женщины.

И наступит эра чудес...

Расколотый мир Кристель Дабо в основном подчиняется тем же физическим законам, по которым функционирует наш, разительно отличаясь некоторыми деталями. Например? Ось здешней космогонии, Ковчеги. Согласно преданию, некогда единый, мир раскололся на двадцать частей, названных Ковчегами. Они кружат в пространстве, как луны Юпитера или кольцо Сатурна. С той разницей, что материального объекта привязки нет. Есть некая визуальная пустота, непроницаемая, однако, физически, а вокруг обломки-осколки: различные по размеру неправильной формы, обладающие атмосферой и некоторыми постоянными свойствами, вроде годового температурного графика. Например, на родине героини, Аниме условно европейский климат, Полюс ожидаемо холоден, на Вавилоне (опять-таки ожидаемая) жара.

Связь и сообщение между ковчегами налажены, но перемещение, буде необходимость в таком возникает, скорее путешествие, чем туризм — в целом, это конгломерат закрытых, замкнутых на себя анклавов, где странствия не в чести. Управляет каждым Дух семьи, если искать соответствий в известной мифологии — полубог, титан, асур. Огромного роста, обладающие сверхчеловеческими способностями, Духи семей считаются прародителями всех, населяющих ковчег, проявляя очень мало заинтересованности в делах подопечных и вмешиваясь лишь в исключительных случаях. Тогда их распоряжения должны выполняться неукоснительно.

Есть одна особенность, общая для всех — они словно бы подвержены частичной амнезии, вообще очень плохая память. Что настораживает: память — свойство ума, любой успешный управленец должен обладать отменной, а забывчивость часто ассоциируется с деменцией. И однако Артемида Анимы, Фарук Полюса, Поллукс и Елена Вавилона не в состоянии упомнить даже имен и совершенно не выглядят покровителями, к которым имеет смысл возносить мольбы. Всякий известный ковчег моделирует социальное устройство определенной экономической формации: Анима капитализм, Полюс феодализм, Вавилон, куда забросит Офелию третья книга «Память Вавилона» — тоталитарный социализм.

Итак, формально сделавшись к финалу второй книги мадам Торн, фактически героиня пребывает в статусе соломенной вдовы. Супруг, бежавший из темницы при помощи перенятого от нее дара прохождения сквозь зеркала, исчез, никаких сведений о нем Офелия три года не имеет. Возвращенная на Аниму, не может вернуться к прежней работе, музей, которым заведовала, варварски разорен усилиями Наблюдательниц (еще один интересный социальный институт, не вполне тайная полиция, скорее цензура). Изъяты все экспонаты, имевшие отношение к войнам, само упоминание о вооруженных конфликтах табуируется, из памяти вымываются целые пласты, связанные с агрессией. Словно механическое устранение способно сделать былое небывшим и устранить агрессию.

Впрочем, на Аниме это мало кого волнует, кроме непосредственно связанных и пострадавших от нововведений, вроде Офелии или ее деда. Иначе все будет на Вавилоне, куда молодая женщина попадет, ну, догадайтесь, почему. Верно, в поисках мужа. Любовь, что движет солнце и светила была и остается категорическим императивом, толкающим на совершение нерациональных поступков, с зоной комфорта ничего общего не имеющих. Большая умница Дабо и здесь создает оригинальную картину, чем-то похожую на мир крапивинской «Голубятни на желтой поляне». Среднее между Полднем Стругацких и 1984 Оруэлла. Трудно представить? На самом деле, нет. Высокая степень вовлеченности государства в управление делами индивидуумов, жесткая регламентированность всех сфер, имеющая целью максимально улучшить жизнь граждан и отъедающая немалый кусок личной свободы.

И бесконечное: «Славься!» Девушке предстоит найти мужа в этом апофеозе дружелюбного удушения, для чего придется стать студенткой самого престижного на Вавилоне учебного заведения. Легко не будет, гарантирую. К достоинствам книги стоит отнести как описание образовательного процесса, жесткостью напоминающего Vita Nostra Дяченок, так и последовательность в раскрытии основной интриги. Жду четвертой заключительной части.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх