Альфред Бестер «5,271,009»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
В жизни человек принимает 5,271,009 решений.
Художник Халсинион сошел с ума, он находится в психиатрической клинике и рисует на долларовых купюрах портреты людей, которых знал. Мистер Аквил берется вылечить его.
Входит в:
— антологию «Assignment in Tomorrow», 1954 г.
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, March 1954», 1954 г.
— сборник «Звёздная вспышка», 1958 г.
— антологию «Twenty Years of Fantasy & Science Fiction», 1970 г.
— антологию «Alpha 4», 1973 г.
— антологию «Modern Science Fiction», 1974 г.
— сборник «The Light Fantastic: The Great Short Fiction of Alfred Best. Volume I», 1976 г.
— антологию «Science Fiction of the Fifties», 1979 г.
— антологию «Фата-Моргана 6», 1993 г.
— сборник «Virtual Unrealities: The Short Fiction of Alfred Bester», 1997 г.
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1993 // Малая форма (перевод) |
- /языки:
- русский (7), английский (11)
- /тип:
- книги (14), периодика (1), самиздат (3)
- /перевод:
- Ю. Белова (4), В. Гольдич (3), И. Оганесова (3)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 8 декабря 2021 г.
Изрядно сбивающее с панталыку произведение. Допереть до его настоящего смысла сможет далеко не каждый, несмотря на подсказки автора. Тут сложна даже не та странная философия, что намекает на 2 миллиона повторных шансов для каждой личности (души), а сама форма изложения, напоминающая лоскутное одеяло, сшитое из множества разноцветных кусков. Такое разнообразие сюжетов скрывает главную идею и вызывает в глазах читателя беспорядочное мельтешение образов. В этом сумбурном потоке перепутано прошлое и будущее, и невозможно понять, что чему предшествует. Идея, несомненно, интересная и заслуживающая внимания, но ее крайне сложно изложить на понятном языке — даже такой искушенный мастер, как Альфред Бестер, не совсем справился с подобной задачей. Большинство читателей просто не смогут дочитать рассказ до конца, бросив его на половине. Меня и самого сильно клонило в сон, пока я его читал. В итоге сам впал в такое же сумеречное состояние, как и герой рассказа. Как ни странно, оно помогло навести параллели, чтобы понять заключенную в канве суть. Забавно всё же, какие фокусы иногда выкидывает наше сознание, чтобы открыть нам порой очевидную истину: важно не само количество реинкарнаций твоей души в этом мире, а тот след, что оно оставило в душах других людей.
-------------
РЕЗЮМЕ: своеобразная притча о смысле и ценностях жизни, написанная в стиле абсурдизма и символизма. По стилю напоминает картины художников-абстракционистов.
Gluckar, 2 декабря 2017 г.
Интересно, были ли люди, которым этот рассказ помог реально, оказал психологическую или даже психотерапевтическую помощь? Я его прочёл впервые, по-моему, лет пятнадцать назад, он был на паре дисков библиотеки Мошкова, и уже тогда с чёткостью понимал, что рассказ этот обо мне. Хотя дальнейшую мою биографию это особо не изменило.
Если что — рассказ этот посвящён бесплодным мечтателям-эскапистам, прячущимся от жизни в толстую кожуру и подводящим себя под монастырь, уходящим порою в безумие. Хотя суть рассказа не распознаешь так просто по его началу, Бестер в своей манере перескакивает от одной темы к другой, он великолепен в своём декадентском искусстве отсылок к культурным аспектам былого. В сущности, Декаданс — это Постмодернизм прошлого, «Постмодернизм под другим именем». Тот же набор настроений и то же насмешливое самовознесение над всеми святынями-мифами старых эпох.
Детские грёзы, взрослые грёзы.
Видимо, рассказ этот, как и многие хорошие рассказы, автобиографичен, в словах героя «От этих грёз зависит моё искусство, от грёз и фантазий, которые я переношу в линии и краски» легко угадываются творческие проблемы фантаста. Бестер преодолел искушение поддаться «детским грёзам», большинство прославивших его романов и повестей если и описывают нытиков-эскапистов, то без глубокого сопереживания им.
Ирония в том, что сам рассказ этот до некоторой степени выражает «детскую грёзу», надежду на то, что, рассказав кому-то о крупице своего опыта, удастся кому-то помочь, совершить благодеяние, отвратить много людей от неверного жизненного пути. Увы, реально на людей влияет лишь их собственный опыт, да и то не всегда. Правит энергия, а не информация, воля, а не мысль. Прочитанное бессильно?
Сказочник, 17 сентября 2017 г.
На данный момент самый психоделичный рассказ Бестера, который я читал. Такой, знаете. шагающий в ногу с «Убиком» Филипа Дика, что ли... Любили писатели так называемой Новой Волны заигрывать с психологией, поскольку они только-только поняли, что космос внутри человека так же богат, как и за пределами Солнечной Системы, если не богаче... Осознав это, они, словно дети в песочнице, принялись радостно в ней копошитсья в надежде найти клад. У многих получилось.
vam-1970, 11 февраля 2018 г.
Настолько наворочены события и размышления героев, что трудно уловить суть задумки автора. Только можно провести параллели с другими произведениями подобного толка.
Я понял так — Изгнанник с другой планеты прибыл на Землю и творит у нас то, за что был изгнана своей расой. Творит эксперименты с сознанием молодого человека, бросая его то в детство, то в неизведанные области сознания. Он от этого балдеет — поэтому и пересыпает свою речь всеми языками Земли -посмотрите какой я крутой.
А наш соотечественник получает только страдания ума, то он талант, то он сексжеребец, то он могильщик на кладбище Гамлета и так далее.... Но нигде Изгнанник не даёт ему счастья.
Только когда он решает быть самим собой — что-то ..... видно впереди, наверно, только надежда.
Gourmand, 24 декабря 2014 г.
Да уж! Интересный рассказ. Начинается в духе Бестера — с интриги, непонятного незнакомца, сумасшедшего художника. Затем, не снижая темпа, рассказ превращается в историю прощания с детскими иллюзиями.
Число просто убило. 5271009 — это по сколько же в день... по 145 в день, если брать жизнь в сто лет. Кошмар какой-то.
Как всегда, от текста не оторваться. Вот, блин, талант. Лепит и лепит, крутит и мутит, а оторваться невозможно. Мысль правильная, достойная внимания. Очень точно и красочно показаны все эти мечты подростковые. А вот насчёт выбора я бы поспорил. Вернее, не я, а многие другие, которые предлагают наоборот, хранить в себе ребёнка до самого конца. Всё тут не так просто. Особенно с сексом. Движущая сила во многих случаях, а уж для художника — источник сублимации.
А в целом, симпатичный рассказ.
Вертер де Гёте, 23 марта 2008 г.
Мне очень понравился этот рассказ.
Банально? Но вечные истины в какой-то степени всегда банальны. Каждому рано или поздно приходится избавляться от юношеских иллюзий. И плата за освобождение порой бывает суровой. Но как не воспользоваться возможностью испытать все самые заветные подростковые мечты : остаться единственным мужчиной на Земле; стать героем книги; вернуться в школу, сохранив знания тридцатитрёхлетнего человека; знать секрет, который спасёт вселенную. У всех, наверное, были похожие фантазии ( у меня тоже))- стать победителем «по щучьему велению» и воле случая. Но нужно учиться принимать решения самому.
Гриф Рифт, 21 декабря 2009 г.
Отрезвляющий рассказ, немного наивный, может даже банальный. Но как же автору удалось выразить мысль, донести истину до читателя, о том, что нельзя жить абсурдными мечтами, порою нелепыми. Нельзя пребывать в детстве, повзрослев. Художник Халсинион жил такими мечтами и детскими фантазиями: остаться единственным мужчиной на Земле; стать героем книги; вернуться в школу, сохранив знания тридцатитрёхлетнего человека; знать секрет, который спасёт вселенную.
Согласен такие мечты присутствуют в каждом из нас, но всё — таки нужно избавляться от атавизма. Именно это состояние мешает осознать (не только главному герою рассказа, но порой и всем нам) для чего мы живём, и каково наше предназначение? И Именно поэтому Гельсион оказался в лечебнице.... Благо на его счастье, ему повстречался мистер Аквил, который показал ему путь выхода из сложившегося тупика. Приходиться выбирать: или детские мечты, или взрослая реальность? Потому что детские фантазии у взрослого человека мешают ему жить полноценной жизнью, и как иной раз нам бывает нужен такой доктор, как мистер Аквил чтобы помочь?:pray:
god54, 15 ноября 2009 г.
Совсем по Зигмунду Фрейду, как сумашедшего сделать нормальным человеком. Понравилось литературное изложение внутренних переживаний героя, автор очень точно и последовательно, живо описывает все мельчайшие детали метаний героя. Когда читаешь подобные рассказы у других, временами перескакиваешь через абзацы, страницы, чтобы достичь конца повествования. В данном случае читаешь очень внимательно, словно чего-то ждешь... Почему? Не знаю. В этом, наверное, сила магического слова автора...
Yazewa, 18 августа 2009 г.
Непростой рассказ. Возможно, эта история созвучна чьему-то мироощущению, но явно не моему. Я не увидела здесь какой-либо точно выраженной мысли... Вот стилистика (даже и с учетом перевода) мне понравилась.
ivanna33, 1 октября 2006 г.
Есть какая-то банальная философия в этом рассказе, но словесное ее оформление не выдерживает никакой критики.
ozor, 15 ноября 2008 г.
Как мы принимаем решения, чем руководствуемся? Почему иногда решения даются нам так тяжело? И, наконец, сам ли человек принимает решения, или его мягко подталкивают к этому? Все эти вопросы появляются при прочтении это добротного рассказа.
be_nt_all, 8 января 2007 г.
Наивно... Но рассказ очень классный. За опыт мы платим молодостью :cool: — это банально, но как это написано!
Ruddy, 12 марта 2006 г.
Ух, какая головокружительная история о «детских» желаниях взрослых! Невольно подумаешь, а стоит ли всю жизнь оставаться ребенком?
Кроме того запомнились эти строчки:
< Все вы такие. Все вы мечтаете, что являетесь единственным человеком, обладающим тайной, единственным, в ком ошиблись, единственным, с кем поступили несправедливо, с девушкой, без девушки, с кем бы там ни было или без. Черт побери! Как вы утомительны, мечтатели! И всегда-то вы проигрываете. >
Так вот быть Кем-то Другим... =)