Герберт Уэллс «Человек, который делал алмазы»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Судьба столкнула героя рассказа со странным человеком, который носит при себе великолепные алмазы и рассказывает о том, как он их изготовил, и чего ему это стоило. Такой истории очень трудно поверить...
Впервые опубликован «Пэлл Мэлл Баджет» в 1894 г. В 1899 г. в № 36 петербургского журнала «Живописное обозрение» появился анонимный перевод этого рассказа под заглавием «Искусственные алмазы». Перевод Н. Высоцкой впервые был опубликован во втором томе сборника «Г. Уэллс. Избранное», М., Гослитиздат, 1956.
В 1905 году этот рассказ под названием «Изобретатель» был напечатан в иллюстрированном приложении к газете «Приазовский край» №14 (10 апреля), С. 54-56
Входит в:
— сборник «Похищенная бацилла и другие рассказы», 1895 г.
— сборник «The Door in the Wall and Other Stories», 1911 г.
— сборник «The Short Stories of H.G. Wells», 1927 г.
— журнал «Science Wonder Stories, June 1929», 1929 г.
— антологию «Английская новелла», 1961 г.
— антологию «Der Diamantenmacher», 1972 г.
— журнал «Супер Триллер №21 (108)», 2006 г.
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 3 февраля 2021 г.
Любил же Уэллс истории с открытым финалом! Так и здесь хоть и присутствуют жирные намёки на мошенничество данного первооткрывателя, но всё же есть и пара зацепок, заставляющих сомневаться — а вдруг ГГ столкнулся не с тривиальным мошенником с могучей фантазией, а настоящим несчастным и непризнанным гением? Нравятся мне такие рассказы, грамотно подводящие читателя к возможности самостоятельно додумать и выбрать наиболее предпочтительный финал.
martinthegod9, 24 октября 2015 г.
Отличный рассказ, просто отличный. Как и зачастую у Герберта Уэллса, имеется автор-рассказчик и другой человек, рассказывающий свою собственную историю (очевидец, потерпевший — как угодно). Этот рассказ примечателен, главным образом, двумя моментами:
1) Мечтой, ради которой приходится голодать и спать на полу. Сколько стоит мечта? Причем мечта такая, которая сделает тебя миллиардером. Мечта, которая откроется тебе, если ты посвятишь ей всю жизнь. Мечта, успех реализации которой тебе никто не гарантирует. Сколько сил и терпения необходимо, чтобы не пасть духом и продолжить тернистый путь к своей главной цели в жизни?
2) Вопросом об убеждении, либо об «уверовании» в слова собеседника. Ведь любой человек может наплести тебе на улице чего угодно... Любой голодный бродяга может так изловчиться, что ты закиваешь его словам и будешь говорить «да, да...» А если он говорит правду? Тогда ему нужно помочь, ведь эта помощь может окупиться, если он действительно на пороге открытия искуственного изготовления алмазов. Остаётся только довериться своему внутреннему зову и интуиции.
Сам рассказ — проще некуда, но в этой простоте так много мудрости и смысла, что он обязателен к прочтению. По стилю чем-то напоминает «Дверь в стене» того же Герберта Уэллса.
god54, 31 июля 2018 г.
Было время, когда один человек мог сделать переворот в науке, сегодня такое просто невозможно, работают сотни людей над одной и той же проблемой и совершают какие-то маленькие шажочки в науке, укладывая кирпичики в основание науки, на которое придут другие и продолжат твое дело, складывать кирпичики. Сегодня даже Нобелевских лауреатов всегда несколько. Прошло время великих, я в этом уверен, измельчал человек ученый, ему бы бюджетные средства распилить, отчет написать, план составить, утвердить, подписать, пробить, выбить... А может, когда-нибудь снова появятся такие титаны науки...
Стронций 88, 19 марта 2011 г.
Вот и добрался я, наконец, до Уэллса, которого доселе не читал (довольно крупный, согласитесь, пробел). Но вот этот рассказ показался мне, скажем так… средним. Во-первых, сама форма не очень по нынешним временам (как мне кажется) оригинальная. Такая встреча и то, как герой раскрывает случайному неизвестному ему человеку тайну… К тому же рассказ в форме монолога часто (опять же, как мне кажется) бывает суховат. Да ещё сам герой – есть у меня такое ощущение, что в те годы подобные герои (гении-самоучки в тайне делающие невероятные открытия, совершающие революционные изобретения и живя при этом впроголодь, да заканчивая тем, что их труды не находят путь на свет) были довольно модными; встречаются нередко. В общем, по мне, нынешним днём и сюжет, и форма рассказа, и герой – довольно просто, и – да простят мне эти слова – кажутся шаблонным. Но – что понравилось – то, что автор оставил концовку открытой. Что это? Говорил ли он правду, или это был вымысел, чтоб заработать деньги? Неизвестно. И от этого какое-то такое послевкусие остаётся. Цепляется этим в памяти. И отлично, что научная идея – искусственное создание алмазов – оказалась пророческой; так, «на дому» их создать, конечно, невозможно (пока) – но роли то особой не играет. Ведь создают же. Так что браво, Уэллс!
ozor, 11 ноября 2007 г.
Один из прекрасных уэссовских рассказов, прочитанных с восторгом ещё в детстве. Это сейчас нам кажется, что для фантастов его времени было широкое поле деятельности — мол, выдумывай всё, что захочешь!
Nonconformist, 1 сентября 2007 г.
В наше время искусственный алмаз получил широкое применение. Но производство технических алмазов происходит при таких факторах, которые в домашних условиях невозможны. Поэтому описанные Уэллсом события до сих пор видятся фантастическими.
Lia Irety, 16 декабря 2006 г.
Отдать жизнь за мечту и идею — на мой взгляд слишком жестоко, слишком пронзительно и потрясающе больно в результате.
«А ведь все могло бы быть по-другому...»