FantLab ru

Оксана Ветловская «Закон равноценного обмена»

Закон равноценного обмена

Рассказ, год

 Рейтинг
Средняя оценка:7.87
Голосов:23
Моя оценка:
-
подробнее

Входит в:

— условный цикл «Самая страшная книга»  >  антологию «Самая страшная книга 2018», 2017 г.


Лингвистический анализ текста:



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Самая страшная книга 2018
2017 г.



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 октября 2017 г.

В этом рассказе хватает страшного и даже жуткого, ведь речь идет об ужасах войны. Кто-то считает подобные сюжеты за гранью допустимого, но я эту точку зрения не разделяю. В конце концов, если бы авторы боялись писать на серьезные темы в декорациях реальных трагедий, мы бы не получили такие прекрасные рассказы, как «Африкан» и «Царский гостинец». При умелой реализации любая «больная» тема не выглядит кощунством, а наоборот — цепляет куда сильнее. В данном случае все нормально, без перегибов.

Читателя переносят в небольшое отделение Аушвица, где трудится врачом простой русский мужик. Его основные пациенты — беременные женщины, и для условий, в которых приходится работать, со своими обязанностями он справляется блестяще. Его в любой момент могут убить, он вынужден мириться с отсутствием в лагере лекарств, наблюдать, как новорожденных топят в бочке и отдают на корм крысам, но все равно до изнеможения помогает людям. А потом ему начинает открываться тайна этого места.

Очень зримо нарисована картинка и описаны детали, на которые смотреть не хочется. Читатель оказывается в этаком мыльном пузыре — за его границы не выбраться, нужно уживаться с тем (и теми), что есть. Эксперименты над людьми, казни, выброшенные как мусор трупы, подпольное сопротивление, медсестры-детоубийцы, мечтающие о разврате с симпатичным русским врачом. При этом автор не скатывается в откровенную чернуху, в первую очередь благодаря прекрасному главному герою, который посреди сущего кошмара не без успехов пытается оставаться человеком.

Рассказ читается с интересом даже как обычная историческая проза, но с введением в сюжет потустороннего становится еще любопытнее. Мистическая часть не то чтобы не бесспорная, но вполне имеет право на существование. Только финальный «размен» не понравился, тут автору отказало чувство меры, вкуса или какое-то другое чувство. Хотя я понимаю, что все это весьма субъективно.

Еще лично мне не хватило ужаса извне. В сюжете был хороший заход на это, когда пошли разговоры о странностях, происходящих вокруг лагеря по ночам, но потенциал остался нереализован. Весь ужас создает сама обстановка, поэтому «Закон равноценного обмена» по большей части читается как психологическая драма в кошмарных декорациях, история героической работы одного врача, в которую со временем проникает алхимическая сказка.

Но в целом, конечно, рассказ хорош и в ССК смотрится на своем месте. Автора можно поздравить с достойным дебютом в серии.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 ноября 2017 г.

Хорошая тема. Достойный вызов автора самому себе. И рассказ неплох, в принципе. По замыслу — в большей степени. Занятно подредактированы теории расового превосходства в соответствии с законом. Исполнение тоже не слишком хромает, но сюжет двигает масса вещей, в возможности которых я сомневаюсь. Каждая по отдельности — может быть. С натяжкой. Вместе же они превышают даже художественный уровень исторической достоверности, как мне думается. Не хочу говорить подробно, без спойлеров тогда не обойтись. На мой взгляд, автор напрочь игнорировал концентрационный лагерь как систему тотального обезличивания и уничтожения узников, с практически безупречной системой контроля за этим кошмарным процессом; переоценил арийскую «немецкость» главного героя; и совершенно неоправданно — с точки зрения здравого смысла, — поместил главную движущую силу сюжета (по совместительству — единственный источник экспериментов псевдомедиков-изуверов) внутри лагерной зоны, толком не ограничив доступ к ней.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 ноября 2017 г.

Я критично отношусь к рассказам, основанным на реальных войнах (исключение — «Царский гостинец» Е. Щетининой, впрочем, он и основан не на военных событиях, а на другой реально произошедшей трагедии). В «Законе равноценного обмена» действие происходит в концлагере со всеми вытекающими последствиями. Читая первую половину рассказа, я предполагала, что до финала он будет придерживаться первоначальной струи а-ля «младенцы, утопленные сразу после рождения» — ан нет, автор вводит другую, довольно интересную тему.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(хотя апейрон, как и концлагеря, придумала не автор, она удачно обыгрывает слияние этих двух тем.)

Оценка: 7


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх