fantlab ru

Герберт Уэллс «Замечательный случай с глазами Дэвидсона»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.76
Оценок:
552
Моя оценка:
-

подробнее

Замечательный случай с глазами Дэвидсона

The Remarkable Case of Davidson's Eyes

Другие названия: Замечательный случай; Поразительный случай с глазами Дэвидсона; Удивительный случай с глазами Дэвидсона

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 87
Аннотация:

Находясь в Лондоне, Дэвидсон видит только жизнь острова, находящегося в другом полушарии.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Впервые опубликован в журнале «Пэлл Мэлл Баджет» в 1895 г. На русском языке впервые появился в переводе К. Чуковского в т. 1 Собрания сочинений Уэллса, «Шиповник», 1909.


Входит в:

— сборник «Похищенная бацилла и другие рассказы», 1895 г.

— сборник «Thirty Strange Stories», 1897 г.

— сборник «The Country of the Blind and Other Stories», 1911 г.

— журнал «Amazing Stories, April 1927», 1927 г.

— сборник «The Short Stories of H.G. Wells», 1927 г.


Похожие произведения:

 

 


Похищенная бацилла и другiе разсказы
1909 г.
Странные рассказы
1909 г.
Удивительный случай съ глазами Дэвидсона
1919 г.
Похищенная бацилла
1929 г.
Собрание сочинений. Книга 20
1930 г.
Фантастика
1935 г.
Повести и рассказы
1945 г.
Герберт Уэллс. Избранные научно-фантастические произведения в трех томах. Том 1
1956 г.
Повести и рассказы
1956 г.
Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 2
1964 г.
Человек-невидимка
1977 г.
Человек-невидимка. Война миров. Рассказы.
1977 г.
Избранные произведения
1979 г.
Фантастические произведения
1979 г.
Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
1979 г.
Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
1979 г.
Рассказы
1981 г.
Человек-невидимка. Машина времени. Рассказы
1982 г.
Избранные произведения
1983 г.
Машина времени. Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
1983 г.
Фантастические произведения
1983 г.
Фантастические произведения
1983 г.
Человек-невидимка
1983 г.
Волшебная лавка
1985 г.
Избранные произведения
1985 г.
Волшебная лавка
1986 г.
Фантастические произведения
1989 г.
Собрание фантастических романов и рассказов. Том 4. Пища богов. Рассказы
1995 г.
Фантастические произведения
1998 г.
Человек-невидимка
1998 г.
Машина времени. Человек-невидимка
2002 г.
Машина времени. Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
2002 г.
Собрание сочинений в 12 томах. Том 11.
2003 г.
Война миров
2005 г.
Человек-невидимка. Война миров
2006 г.
Война миров
2010 г.
Фантастика в одном томе
2010 г.
Собрание сочинений в одном томе. Фантастика
2010 г.
Война миров. Рассказы
2010 г.
Машина времени. Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
2010 г.
Вселенная фантастики
2011 г.
Машина времени. Рассказы
2012 г.
Машина времени. Рассказы
2012 г.
Война миров
2014 г.
Человек-невидимка. Война миров
2017 г.
Малое собрание сочинений
2017 г.
Человек-невидимка
2017 г.
Человек-невидимка
2019 г.
Волшебная лавка
2022 г.
Человек, который мог творить чудеса. Повести, рассказы
2023 г.

Периодика:

Amazing Stories, April 1927
1927 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

The Stolen Bacillus and Other Incidents
1895 г.
(английский)
Thirty Strange Stories
1897 г.
(английский)
The Country of the Blind and Other Stories
1911 г.
(английский)
The Door in the Wall and Other Stories
1959 г.
(английский)
Кристалното яйце
1980 г.
(болгарский)
У безодні
1988 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Случай действительно удивительный и сама история замечательна тем, что Дэвидсон испытал некое раздвоение личности из-за метаморфозы наверное самого главного из наших органов чувств. Чтобы понять сколь необычно такое состояние нужно просто представить себя на месте героя, ощутить этот шок, когда непонятно жив ты или мертв и в какой реальности на самом деле существуешь. Многие философы в своих трудах рассматривали вопрос достоверности информации получаемой от наших органов чувств о внешнем мире какой он есть на самом деле. Уэллсу в рамках художественного произведения удалось мастерски передать странное положение Дэвидсона, причем в рассказе нет пустого вымысла, автор старается привязать сюжет хоть к необычной, но все-таки околонаучной основе.

Судите сами-удар грозы и в человеке неожиданно открываются необычайные способности. Не секрет, что потенциально человеческие возможности очень велики, но только лишь случай может открыть какую-то дверцу внутри. Факты ясновидения известны, но писатель показывает нам эффект присутствия в другом месте, более того-видение глазами другого человека. И сам рассказ я думаю написан не случайно, в концовке Уэллс устами профессора Уэйда говорит о четвертом измерении пространства и его способности создавать особые пространственные складки. Это конечно же очень любопытно, видимо Уэллс сталкивался с этим вопросом и на такой основе был написан данный интересный рассказ.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень странный рассказ про то, как герой, словно надев шлем виртуальной реальности, начинает видеть мир в другой точке планеты. С точки зрения науки это полная, конечно, лесная дичь, но написано таинственно и интересно. Автор говорит читателю, что вот было бы круто подсматривать события на каком-нибудь удалённом уголке земли... Собственно сама идея, пусть и несколько иным способом, реализована уже в 21 века через вебкамеры. Почти наверняка это и есть реализация конкретно этой фантазии Уэллса. Справедливости ради надо отметить, что параллельно с Уэллсом девайсы для видеосвязи придумывали многие авторы , начиная ещё от «Омега» Фламмариона , но тут написано технически безграмотно, но очень подробно, визуально зримо и таинственно.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как мне кажется, именно такие вот короткие рассказы и составили автору его имя. Романы, конечно, у него тоже неплохи, но рассказы всё же лучше — их не приходится растягивать на сотню страниц, заполняя излишними подробностями и прочей шелухой. Тут всё конкретно и точно, без затяжек и утомительных вступлений. Главный герой рассказа получает необычную способность видеть противоположную сторону земной поверхности во время вполне обычной грозы. В детали автор не вдается, чтобы не утомлять читателя разными сложными гипотезами. Главное в рассказе — сама идея о необычных способностях и их последствиях. Как сможет жить человек с подобным нарушением (точнее, смещением) органов зрения? Какие эмоции он будет испытывать? Как будут на это реагировать его близкие и знакомые? Ясно, что писателя больше волнуют проблемы психологического характера. Ну и, конечно, атмосфера таинственного и загадочного, выраженная в видениях далекого острова. Эдакое мысленное путешествие на другой конец света. Отсюда всего один шаг до технологии «виртуальных» туристических туров. Так и вижу их лозунг: «Только с нами вы посетите самые отдаленные уголки нашей планеты, не покидая пределов своего родного города!» Похожие мотивы звучат в романе Шекли «Обмен разумов». Возможно, не без влияния этого самого рассказа Уэллса.

-------------

РЕЗЮМЕ: рассказ о необычной способности человека к дальновидению, инициированной природным катаклизмом.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дэвидсону, конечно, не повезло. Представляете, каково находиться в одном месте, а видеть совсем другое! Почище любой слепоты. Хорошо, что это продолжалось всего три недели. Каково пришлось бы Дэвидсону, если бы эта «слепота» сохранилась у него на всю жизнь!

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ещё в раннем детстве в фантастических рассказах больше всего я ценил интересные и невероятные «фантастические допущения» и их удачное раскрытие. «Замечательный случай с глазами Дэвидсона» практически идеально попадает под эти параметры — жаль, что натолкнулся на данную историю только в уже взрослом виде. Впрочем, хорошая история от этого слабей не становится.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

И опять автор подтверждает звание генератора фантастических идей: прямое видение другой точки земного шара. Сегодня, это обыденность, посмотрите новости, но тогда, конечно, это была идея. Текст вполне хорош, а вот сюжет слишком архаичен, хотя тогда так писали многие: описание некоего события без комментариев, приключений, догадок, тайн и расследования. Этакая фантастика описания удивительного факта.

Но вполне читаемо, все же довлеет вес классика фантастики.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Возможно, не самый известный или популярный рассказ основоположника научной фантастики Герберта Уэллса, но для меня — один из самых любимых.

1895 год. Обалдеть:) Фантазия прадедушки Герберта не раз заводила его очень далеко, на полвека-век вперёд, чувствуя, какие возможности и горизонты скрыты от тогдашнего современника. Это как раз один из наиболее показательных случаев.

Дэвидсон в один момент ощущает, оглядевшись, что у него нет тела, он не видит своих рук, которыми будто проводит перед лицом. А видит он только песчаный берег вокруг, пингвинов, бухту, корабль вдалеке и бледные скалы. Он пытается идти по этому миру — но натыкается на что-то невидимое. Затем, когда появляется собственно рассказчик истории, Дэвидсон до жути пугается его, опять же абсолютно невидимого, но прекрасно слышимого. Он движется в одном мире — а кажется, что движется в другом. Дэвидсону даже кажется, что он умер, и они теперь в раю, и только он один каким-то странным образом сохранил ощущения и осязание.

Эта фантазия настолько легко представляема сейчас, насколько и сложно её было придумать в то время... Сейчас это, в первую очередь, телевидение и интернет (тот же Skype), которые позволяют именно глазами находиться в совершенно другом месте, наплевав на преграды расстояний. Во вторую очередь, лично для меня это те случаи в компьютерных играх, когда ты можешь пролетать сквозь текстуры, как в некоторых стрелялках до начала боя, или когда застреваешь или не можешь пройти через невидимые объекты (как при глюках в GTA Vice City), то есть наблюдая несовпадение текстуры с физикой, скажем так. И, наконец, самое главное и близкое сравнение — нынче модные в качестве развлечения «очки виртуальной реальности». Все уже пробовали ощущения в них? Все надевали? Я ещё нет. Но видел, как люди, стоя на твёрдой земле в этих очках, начинали качаться, балансировать, пытаясь как бы соединять координацию сразу для двух миров. Вот оно, собственно, и произошло. Теперь мы все можем почувствовать себя Дэвидсонами!:) Благо, моральный аспект прогресса в этом коротком и супер-идейном рассказе не рассматривается. Поэтому оставляем просто на пищу для фантазии.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Именно на примере таких — небольших и внешне неброских — рассказов очевиден литературный гений Герберта Уэллса.

Во-первых, потрясающая (по тем временам) идея о нелинейности чувственного восприятия пространства (которое, подобно листу, «сворачивается» и может соприкасаться в неких точках). Это к нашему времени сия идея затаскана многочисленными литературными и кинематографическими произведениями (ценность которых в основном близка к нулю либо вовсе ниже оного). Кстати, у Уэллса хватило ума и такта, чтобы не вдаваться в подробные рассуждения об этом феномене — они почти наверняка бы только испортили и запутали рассказ.

Во-вторых, переживания Дэвидсона описаны так, что возникает безупречный эффект присутствия — тот самый фактор, что отличает талант от ремесла. Фантазия автора в этих описаниях не буйствует, но демонстрирует силу и глубину.

Среди произведения малого размера этот рассказ однозначно отнесу к золотому фонду фантастики конца XIX века.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вероятно, один из первых (или вообще — первый) рассказ, где затронут такой феномен как нелинейность пространства. Сегодня рассказ кажется, конечно, несколько несуразным, но нужно учитывать год написания — 1895! — по тем временам, безусловно, новшество и взрыв мозга.

С художественной точки зрения — живо и правдоподобно. На мой взгляд, с таких рассказов стоит начинать знакомство с НФ, рекомендую настоятельно.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот и повезло же этому Дэвидсону)))Хорошо что он в это время не на улице находился,а то и правда попал в какую ни будь историю)

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересный рассказ. Неоднозначный. Можно, конечно, остановиться на технической стороне рассказа и громко поаплодировать Уэллсу за предугадывание будущих технологий — телевидения, интернета и т.д., всего того, что позволяет нам видеть другую сторону планеты и совершенно «оторваться» от реальности вокруг нас. Но в голову приходят и другие мысли.

Наверняка в жизни каждого было озарение, словно вспышка молнии меняющее «полярность» нашего восприятия, позволяющее видеть что-то далекое и недоступное. Но что будет более тяжелым испытанием для человека? «Не видеть» окружающую действительность и зависеть от «глухих» к твоим переживаниям людей? Или видеть волнующие картины «другой стороны» мира и не иметь возможности быть там, дотронуться до всего лично?

Ставлю этому рассказу десятку.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этом, казалось бы, не научно-фантастическом рассказе затронуты проблемы пространственно-временного континуума :-) Люблю этот рассказ за то, что он почему-то всегда поднимает мне настроение.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ супер!!! Перечитаю его еще раз и напишу более подробный отзыв. Кстати с месяц назад по телевизору, не помню по какому каналу, показывали программу о сверхестественном в которой как раз рассказывали о теории туннелей в пространстве, и с двумя точками на бумаге приводили пример!!! Теперь очень жалею, что не смотрела ее внимательно.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошо, что с Дэвидсоном оказались рядом те, кто знали его, поверили и не дали сойти с ума от такого испытания психики. «Телепортация зрения» — явление интересное, но небезопасное.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

А вообще то это опасно. Видишь то, что видят другие и при этом у себя под носом ничего не видишь. Так и в нехорошую историю запросто можно попасть.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх