В этой рубрике мы станем публиковать статьи только о редких и коллекционных изданиях. Разумеется, для таких статей особое значение имеет визуальный ряд, поэтому просим авторов не забывать снабжать свои тексты иллюстрациями.
Фантастическая живопись и графика времен СССР известна, доступна и в принципе легкодоставаема — как у букинистов, так и в сканах на просторах интернета. Фантастическая иллюстрация США и Англии благодаря интернету стала намного ближе, и оказалось что там не океан, там целая вселенная фантастической живописи. А вот знакомство с фантастической живописью других стран оставляет желать лучшего. Мне было интересно посмотреть как и что рисовали в жанре фантастики в разных странах мира — в Чехии, Мексике, Испании.
Иван Адамович, Томаш Поспишил "Планета Эдем: мир завтрашнего дня в Социалистической Чехословакии 1948-1978 гг." — Прага, Арбор, 2010 год, 248 стр. квадратная почти книга , 26х24 см, весом под 1,5 кг.
Ivan Adamovič, Tomáš Pospiszyl. Planeta Eden: Svět zítřka v socialistickém Československu 1948-1978
В полноцветной иллюстрированной книге представлены очерки по истории фантастики в Чешской литературе, кино, в зачаточных комиксах.
Содержание книги:
1. История утопического будущего: Введение в путешествие во времени
2. От фантастики к научной фантастике: научная фантастика и культура социалистической Чехословакии
3. Sputnik pop: сигналы из космоса в чешской поп-культуре
4. Лица будущего: иллюстраторы чешской научной фантастики и футуристической журналистики
5. Над красной планетой на борту фотонной ракеты: Космический социалистический реализм в других странах
6. Фантастические миры Буриана: Фантастические и научно-фантастические темы в послевоенных произведениях Зденека Буриана
7. Космический провидец Теодор Ротрекл: художник-фантаст в ловушках настоящего времени
8. Серебряные кометы киноэкрана: поиск будущего в чехословацком кино
9. Соц-комикс: от страниц молодежных журналов до графического романа — и обратно
10. Будущее и авангард: чешские и словацкие художники между утопией, антиутопией и ностальгией
11. Утопия, которой не было: Утопическая мысль в социалистической научной фантастике.
Интерес представляют материалы про иллюстраторов. Про Зденека Буриана (1905–1981) старшее поколение знает по научно-популярным книгам по биологии и палеонтологии, выходившим на русском языке в Праге в 1960-70е гг и широко продававшимся в СССР; современный читатель знаком с его творчеством стараниями Лютикова и Азбуки, по свежим изданиям романов Жюль Верна и других классиков. Однако Буриан рисовал иллюстрации и к современной фантастике, вполне себе фантастические звездолеты и люди в скафандрах — к книгам Гайля, Бабулы, Д.М.Троски и др. авторов, которых если и переведут на русский, так явно только что бы издать ради картинок.
Составители альбома показывают что есть еще два грандиозных художника, определивших лицо чешской фантастической иллюстрации: это Франтишек Шкода (1925-1990) и Теодор Ротрекл (1923-2004). Ротрекл в течение нескольких десятилетий проиллюстрировал десятки книг и рассказов, постоянно совершенствовал свое искусство, "по объему и значимости его работы не имеют себе равных во всей восточноевропейской фантастической иллюстрации".
Тоже кого-то, как и А.Казанцева, поразили японские статуэтки, напоминающие людей в скафандрах:
Спутникомания на этикетках спичечных коробок:
Настольные игры на темы космоса
Игрушечное оружие футуристического дизайна
Обычные детские горки в необычном космическом исполнении:
=================
Мария Кристина Тавера "Мексиканское искусство палп-фикшена"
Maria Cristina Tavera. Mexican Pulp Art — Лос-Анжелес, 2007 год, 144 страницы.
Это сборник работ нескольких художников, работы которых шли на оформление книг. Это заметно по композиции рисунков (всегда пустой верх), но я бы предпочел видеть и собственно книги, как этот кошмар выглядит на книге или журнале. По сюжетам все традиционно: восстание роботов, похищение блондинок-красавиц зеленопузыми инопланетянами, динозавры-разрушители, и конечно же гигантские пчёлы-покусушки.
============================
"El Arte de Vandrell" — Испания, 2019 год, издательство "Planeta Cómic", 192 страницы, ISBN 978-8491737421.
Это артбук Даниэля Вендрелла (1980-2017), рано ушедшего из жизни испанского художника. У него еще не устоялся свой стиль, его мотало от комиксов к манге, от подражаний Франку Фразетте до подражания Мило Манаре, но его картины выделяются из череды условного девиан-арта какой-то веселостью и гипертрофированной телесностью.
===========
За поиск книжки "Планета Эдем" выражаю искреннюю благодарность Александру Тарасенко, и Марселе Словаковой, которая прислала ее из Праги.
Здравствуйте! Изначально я планировал написать о всех изданиях в одной колонке, но проискивая интернет в поисках самиздатов, которые публиковали творчество Ирвина Уэлша, их оказалось настолько много что я решил поделить их на части. Сразу стоит оговорится, что (почти) о всех книгах о которых я буду писать здесь на руках у меня нет, я их не продаю и уж точно не знаю как их достать.
Я даже успел побывать обладателем данной книги, после чего подарил ее. Сама обложка копирует обложку Рассказики под экстази Фредерика Бегбедера от издательства "Симпозиум", но связавшись с ними, они говорят что никогда Уэлша не печатали. Хотя как мне кажется, они все же напечатали отдельно рассказ "Судьба всегда в бегах" со статьей Бориса Кузьминского, только не говорят об этом, поскольку у них нет прав на автора. Но это только мои догадки.
Я очень сильно обыскался в поисках обложки, но так ее и не нашел, но точно помню что на ней был изображён вот этот кадр из фильма. Сейчас и не вспомню, но кто то продавал эту книгу в какой то из групп вк по продажам книг. Информации по изданию практически нет, помню что напечатана в Санкт-Петербурге в 2017 или 2018 году.
Помню откуда не возьмись появился Ivan Djoni с книгами издательства Сленг, начал их продавать через тематические группы вк по Уэлшу и сразу же бесследно исчез. Я, к сожалению, был из тех кто так и не успел у него ничего купить.
Нашел я это объявление на Авито, у продавца "vtb-books", полистав другие объявления автора, можно предположить что это не единственный созданные им самиздат. В книгу входит трилогия "Мальчики на дозе", "На игле" и "Брюки мертвеца". Интересно еще и то, что на некоторых сайтах указан ISBN.
Это первый самиздат издательства "Край" в котором мне удалось принять участие. Мы, вместе со знакомой переводчицей Юлией перевели на то время совершенно новый рассказ "Он не душка", и именно в то время Никита Туманов загорелся идеей сделать издание по Уэлшу, вместив туда еще парочку статей найденных в интернете, выставив оригинальную иллюстрацию на обложке от художницы Юлианы Фокс, он издал первую книгу.
∷
Характеристики:
Город издания: Киев.
Издательство: Край.
Серия: Альтернатива (продолжатели).
Год издания — 2017.
Твердая обложка.
Размер 130x200 мм
60 страницы.
∷
Содержание:
• Он не душка (рассказ, перевод Влада Авербаха и Юлии Пономаренко)
Уже довольно давно циркулирует информация о подарочных книгах, выпускаемых компанией "Арбор", которые не поступают в открытую продажу. В самом конце декабря прошлого (2020-го) года "Арбор" открыл интернет-магазин, где некоторые книги можно приобрести. Я давно облизывался на сказки Пушкина, проиллюстрированные И.Олейниковым. Сразу купил, тем более что в продаже было всего несколько экземпляров (ещё осталась парочка). Книга подходит под понятие коллекционной как в силу редкости и малодоступности (объективный критерий), так и в силу вожделения обладать ею (субъективный критерий).
Год выхода книги не указан, предположительно это 2016 год (в феврале 2016 г. была устроена выставка, и в аннотации говорилось, что книга ещё планируется к выходу, но уже в конкретном издательстве: "данные издания сказок А.С.Пушкина выйдут очень ограниченным тиражом и в свободную продажу не попадут").
"Сказка о золотом петушке", худ. И.Олейников (2016)
Цена книги на уровне тиражных изданий "Вита Новы". Полиграфическое качество хорошее, но это теперь не удивительно: например, издательство "Речь" выпускает сопоставимые книги такого качества по цене в пять раз ниже. Тканевый переплёт, золотая краска. Кстати, золото чуть осыпается.
Давно замечено, что в "Сказке о золотом петушке" при внимательном прочтении обнаруживаются нестыковки в мотивациях персонажей. А.Ахматова в своё время нашла первоисточник пушкинской сказки — "Легенду об арабском звездочёте" Ирвинга — и показала, вроде бы, что нестыковки произошли из-за сокращения первоисточника. То есть у Пушкина есть лакуны сюжета, касающиеся предшествующих отношений сторон. Но это слишком скучно (к тому же полностью вопрос не закрывает). Интереснее строить собственные гипотезы, опираясь только на пушкинский текст: какие были тайные пружины, которые заставляли персонажей совершать несуразные проступки. Один из главных вопросов задаёт скопцу царь Дадон: "И зачем тебе девица?".
Художник Вилли Погани для согласованности поступков персонажей переделал сюжет пушкинской сказки (см.).
Но современный художник способен исправить сюжет иллюстрируемого произведения по-другому: как режиссёр, который осовременивает старые пьесы, играя в постмодернизм, т.е. вкладывает новые смыслы, не меняя ни одного слова в авторском тексте (но добавляя немые мизансцены). Часто это бывают просто злободневные интерпретации, которые забываются со сменой реалий. Но почему бы не предположить возможность глубокого проникновения в авторский замысел, который наконец-то раскрывает смысл затёртого произведения?
И.Олейников как раз из таких художников-режиссёров. Он славится тем, что часто даёт собственные оригинальные интерпретации произведениям, которые иллюстрирует (например, в сказке "Теремок" — см.).
Вступление
Художник сразу же, ещё до сопровождения текста, показывает свою версию произошедшего. Это подаётся как некая загадка, но нам содержание сказки известно, тайну можно раскрыть сразу. Завязка сюжета, по мысли Олейникова, кроется в том, что Звездочёт-скопец создал Шамаханскую царицу.
Итак, Шамаханская царица — это голем, (био)робот. Но почему Звездочёт вынужден выпрашивать голема у царя Дадона? Вероятно, потому, что голем покинула своего создателя. Значит, надо было её вернуть — и, вероятно, все события этой сказки (в трактовке Олейникова) и должны привести к новой встрече Звездочёта и голема-девицы.
Царь Дадон
Однако более всего Олейников занят внутренним миром привычных персонажей сказки. И, прежде всего, художник резко меняет стереотипное представление о царе Дадоне. Это не заплывший жиром безобидный старичок. Нет, это омерзительный персонаж.
Как там у Пушкина про Дадона?
цитата
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело...
Художник рисует забавы молодого Дадона как отталкивающие. Дадон не славный полководец, а разбойник и душегуб (что, конечно, соответствует нравам предполагаемой эпохи, но забывается современным читателем).
А далее пришла расплата за удачливость в былые годы: теперь соседи непрестанно и со всех сторон теребят державу.
Пушкин пишет про Дадона в старости:
цитата
...Со злости
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.
Олейников считает в этой характеристике главным то, что Дадон плачет "со злости". Тогда облик царя будет таким:
Прототип угадывается: это Иван Грозный, в бессильной злобе наблюдающий за гибелью всего, что было им создано.
Мудрец, звездочёт и скопец
О, мы и забыли совсем про Золотого петушка, которого в своей лаборатории изготовил Звездочёт (петушок будет заранее предупреждать о нашествиях).
А Звездочёт, кстати, больше не встретится нам на иллюстрациях. Другие страсти захватывают воображение художника.
"Петушок на спице бьётся"
После года-двух спокойной жизни вновь военная тревога. Пушкин пишет про то, как бояре приносят известие монарху, льстиво обращаясь к нему "царь — отец народа". Но есть у Пушкина строка в этом эпизоде:
цитата
Страх и шум во всей столице
Вот Олейников и рисует этот "страх и шум" народа. Патриотического подъёма не видно. Протесты, в общем.
Ну и реакция царя в интерпретации Олейникова.
Диктатор, у которого "на совести усталой много зла", в недоумении смотрит на волнения черни.
"Войска идут день и ночь"
В поход один за другим отправляются сыновья Дадона.
На картинках — державная мощь. Даже непонятно, почему наследники Дадона без Золотого петушка не справлялись. Видать, нет отцовских талантов, только внешняя маскулинность. А, может, теперь войны без помощи механических петушков не ведутся.
"Смерть обоих сыновей"
Обе посланные в поход рати уничтожены в братоубийственной (в буквальном смысле) войне. Царь Дадон обнаруживает трупы своих сыновей. Сцена, затёртая иллюстраторами. Но у Олейникова эта сцена оригинальная: он не показывает тела убитых, даёт необычный ракурс.
Вспоминается выражение лица Ивана Грозного, убивающего своего сына. Тут, вроде бы, и не сам убил, но всякие фрейдистские трактовки могут и на символическое убийство сыновей вывести. Сходство с Иваном Грозным неизбежно хрестоматийные ассоциации вызывает.
А вот уже из шатра и Шамаханская царица выглядывает.
"Пировал у ней Дадон"
Царь забывает про смерть обоих сыновей.
цитата
И потом, неделю ровно,
Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищён,
Пировал у ней Дадон
Художник акцентировал внимание на словах "покорясь ей безусловно". Вот что получилось: ролевая игра, в которой грозный царь обряжен в шутовской колпак и на коленях хватает ртом подачку из рук госпожи. А как иначе, если иллюстрация должна быть современной, теперь у нас так доминирование понимается.
Мечта сбылась: подловили авторитарного лидера, который оказался полным ничтожеством. Начал царь Дадон с крайностей, крайностями и закончил.
"Девица, Шамаханская царица"
Облик Шамаханской царицы у художника, конечно, не тот, что описан у Пушкина:
цитата
...и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи...
У Олейникова Шамаханская царица драпируется, носит маску и парик. Как она может околдовать? Колдовством, видимо. Но вот она снимает маску. Под ней — мраморный истукан, античная богиня. В предисловии к книге предполагают, что это Афина — символ войны. Я думаю, что Венера.
Вот кого создал и с кем желает встретиться Звездочёт. А истукан и сам стремится на встречу с создателем. Зачем? Наверное, чтобы уничтожить его. Орудием, видать, избран царь Дадон. Потому, очевидно, и был он выманен подальше от радиуса действий чар Звездочёта, чтобы Шамаханская царица смогла царя переподчинить. Для того, чтобы сам Дадон явился к замаскированной каменной Венере, пришлось уничтожить его сыновей.
Крах
цитата
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился... и в то же время
С колесницы пал Дадон —
Охнул раз, — и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Закономерная развязка: царь Дадон убивает Звездочёта (эту затёртую иллюстраторами сцену Олейников не рисует). Шамаханская царица свободна и исчезает, сбросив камуфляж. Золотой петушок выполняет свою программу: мстит Дадону за гибель создателя.
Всё, убит царь, напоминающий Ивана Грозного. Наследников нет, государство ослаблено (две армии побиты) кругом враги — смута неизбежна. Последующие события описаны Пушкиным в "Борисе Годунове".
P.S.
Ну а Золотой петушок кружил над столицей, пока завод не кончился, да и рухнул на могилу Звездочёта — своего создателя.
Вопросы придумал и подготовил 240580, за что ему огромное спасибо.
Условия участия просты: надо написать ответы подряд, просто ряд букв, без цифр (Т Т Д У Я Ю, в таком виде), и прислать их мне в личку. Под этим постом нужно только написать что ответы посланы, но не сами ответы. Ответы принимаются только один раз. Стартуем сейчас, окончание — в пятницу, 19 февраля 2021 года в 17.00, время московское. Список призов — под катом, после задания.
Продолжаем зарядку для ума и памяти среди читателей фантастики. На этот раз мы попробуем задания, связанные с наблюдательностью.
Условия участия просты. Мне в личку надо написать ответы: номер картинки и название книжной серии, в которой печатали фантастику. В случае сомнений или слишком частого использования этого названия другими издательствами, лучше дать ссылку в базе Фантлаба на серию или одну из книг этой серии.
Под этим постом нужно сообщить что ответы посланы, но не сами ответы. Ответы принимаются только один раз. Стартуем сейчас, окончание — 12 февраля 2021 года в 17.00, время московское. Список призов — под катом, после задания.
Рассылка по прежнему только в пределах атмосферы нашего геоида, сношения с Луной и Венерой прерваны вспышкой на Солнце.
В оформлении статьи использованы иллюстрации И. Блиоха и А. Побединского к одному и тому же произведению. В случае спорного момента по времени голосования, победителем будет признан тот, кто в ответе укажет это произведение.