В этой рубрике публикуются материалы о литературе, которая не относится к фантастической: исторические романы и исторически исследования, научно-популярные книги, детективы и приключения, и другое.
Вигдис Йорт (норв. Vigdis Hjorth; род. 19 июля 1959, Осло) — норвежская писательница.
Имеет степень бакалавра, также работала на детском радио. Книги Вигдис Йорт были переведены на датский, исландский, русский, шведский, немецкий, украинский и эстонский языки. Мать троих детей, живущих на острове Несоя в Осло. Жила в Копенгагене, Бергене, Швейцарии и Франции. После того, как Вигдис нарушила правила дорожного движения в 2009 году, ей приписали тюремный срок в 30 дней. Тюрьма вдохновила её написать книгу «Тридцать дней в Саннефьорде».
Издательство: М.: Эксмо, 2020 год, 3000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 320 стр. ISBN: 978-5-04-108249-9 Серия: Global Books. Книги без границ
Аннотация: Спустя два десятка лет из-за смерти отца Бергльот возвращается в лоно семьи. Три сестры и брат собираются за одним столом из-за спора за наследство, которое, как они считают, поделено совершенно несправедливо. Однако конфликт куда глубже, чем кажется на первый взгляд. Почему старшие дети получили гораздо меньше, чем младшие? Чем Бергльот и ее брат провинились перед семьей? Многогранный, оставляющий горькое послевкусие роман Вигдис Йорт завораживает своей непередаваемой скандинавской атмосферой и беспощадным, почти шокирующим сюжетом.
Комментарий: Внецикловый роман. Иллюстрация на обложке А. Ивановой.
Отзыв от 15 сентября 2024 г.
Эта книга прочитана в рамках совместных чтений. И на этот раз выбор для нашей компании был за мной. Ранее я уже стала творения данного автора (авторки, как сейчас модно говорить...). Но опыт был не очень удачный. Решила дать писательнице второй шанс. Судя по сюжету, нас должны были ждать, скандалы, интриги и расследования. В итоге перед нами раскрылось сумбурное повествование, похожее на исповедь. Читать было не просто, хоть книга и не велика. Постоянные повторы, топтание на месте, переливание из пустого в порожнее. Уже на середине книги я много раз пожалела, что выбрала её.
История оказалась не простая, но я нашла в себе силы дочитать. Пару дней переваривала прочитанное, даже злилась на свои неоправданные ожидания. А потом мне попалась статья Галины Юзефович об этом произведении. И как то все встало на свои места. Оказалось, что история вроде как автобиографична, открыто это не говорят, но реакция родственников дает плоды. Даже сестра решила книгу написать, со своей версией событий. В итоге мы по сути читаем эдакий дневник главной героини, где она пытается описать, почему она так живет, что стало этому причиной, как ей больно, как она не может найти себя в этом мире после всего случившегося.
Думаю, что основная проблема, если кто-то разочаруется после прочтения как и я, это то, что жанр и аннотация совсем не соответствуют содержанию. Заяви издательство что это социальная драма о насилии, то и вопросов бы не возникло...
Издательство: М.: Эксмо, 2020 год, 3000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 256 стр. ISBN: 978-5-04-112051-1 Серия: Global Books. Книги без границ
Аннотация: Лотта Бёк — женщина средних лет, которая абсолютно довольна своей жизнью. Она преподает в Академии искусств в Осло, ее лекции отличаются продуманностью и экспрессией. Когда студент-выпускник режиссерского факультета Таге Баст просит Лотту принять участие в его художественном проекте, Лотта соглашается, хотя ее терзают сомнения (шутка ли, но Таге Баст ею как будто увлечен). Съемки меняют мировосприятие Лотты. Она впервые видит себя со стороны. И это ей не слишком нравится.
Комментарий: Внецикловый роман.
Отзыв от 25 апреля 2023 г.
Очень противоречивая книга. Тягучее повествование засасывает как в болото. И отчаянно хочется бросить читать, но при этом всё же интересно, что будет в финале. Автор описывает нам эпизод из жизни преподавателя университета, которой предложили поучаствовать в одном проекте. Студент 4-го курса снимает короткометражный фильм.
Наша героиня Лотта, соглашается. С одной стороны, это ей льстит, с другой она опытный педагог, да и эксперимент интересный – посмотреть на себя со стороны. Только не все готовы к таким переменам. Видеть себя со стороны не так то и просто. А если те, кто на тебя смотрят, считают, что ты плохой педагог и ли высокомерный человек? А нужно ли показывать всю себя или только часть? А что приносит тебе счастье в этом мире и достойна ли ты такой жизни. Да и просто как быть счастливой и можно ли помочь всем? Выбор не лёгкий…
В романе затрагиваются разные по важности темы. От нашего внутреннего состояния до глобальных мировых проблем. Как мы ощущаем себя в этом мире, и как мир ощущает нас. В ней много отсылок. Как прямых в виде разбора произведений Бертольда Брехта, так и косвенных. Но при всем этом многообразии, эта книга, на мой взгляд, больше была нужна автору, чем читателю.
По ходу чтения мы скорее всего должны были примерить на себя проблемы главной героини Лотты. Но это не так просто. Какие-то её переживания свойственны нам всем. Но в большинстве своем, учитывая разность менталитета, страны проживания, возраста и пола – эта книга мало кому зайдет.
Издательство: М.: АСТ: Neoclassic, 2024 год, 1500 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 384 стр. ISBN: 978-5-17-133345-4 Серия: Просто о необычном и сложном
Аннотация: Несколько раз за всю историю Земли животный мир планеты едва не исчезал полностью, и всякий раз решающую роль в Армагеддоне планетарного масштаба играло резкое изменение климата. В своей книге Питер Брэннен рассказывает о «большой пятерке» массовых вымираний. Путешествуя по свету, от Южной Африки до нью-йоркских Палисад, автор своими глазами видел следы былых катаклизмов и знакомился с целеустремленными людьми, геологами и палеонтологами, которые с дотошностью криминалистов пытались восстановить прошлое нашей планеты по оставшимся в земле уликам. Но «История великих вымираний» — не просто история о прошлом Земли, но и попытка предугадать ее будущее. Сегодня климат меняется столь же быстро и кардинально, как и во времена массовых вымираний. И, пообщавшись со многими ведущими специалистами современности, Брэннен пытается найти ответы на вопросы, какой запас прочности остался у Земли и можно ли еще избежать шестого и, возможно, последнего конца света, который непосредственно затронет человечество?
Комментарий: Научно-популярная книга. Иллюстрация на обложке О. Жуковой.
Издательство: М.: АСТ, ОГИЗ, 2024 год, 2000 экз. твёрдая обложка, 320 стр. ISBN: 978-5-17-150409-0 Серия: След истории
Аннотация: В человеке заложена тяга к пугающему, она пустила глубокие корни в культуру, однако свою зловещую пляску смерти в художественной литературе и кино хоррор начал как одно из последствий Первой мировой войны — катаклизма, которого в истории человечества еще не бывало, — показывает У. Скотт Пулл. Война заставила целое поколение столкнуться со смертью лицом к лицу: Фриц Ланг выжил, но вернулся с мыслями о природе зла; Зигфриду Сассуну мертвые являлись даже в госпитале; картины Отто Дикса стали одной из самых натуралистичных и жутких визуализаций ужасов войны; Зигмунд Фрейд написал бессмертное «Жуткое» в 1919 году. Хоррор стал не катарсисом, а повторением, не развлечением, а чем-то вроде путеводителя по новой нормальности. Снаряды, пули, газы и прочие технологические достижения превращают тела в бесформенные оболочки, по-прежнему материальные и органические, но внушающие почти хтонический ужас. Солдаты восстают из могил и обвиняют обывателей в том, что они ничего не знают о принесенной воинской жертве. Вампир создает пространство «великой смерти». "В каждом фильме ужасов, в каждом рассказе в жанре хоррор, в каждой компьютерной игре этого жанра резвятся и щекочут нам нервы призраки Первой мировой войны, обитающие у самого порога нашего сознания".
Издательство: М.: Эксмо, 2024 год, 3000 экз. твёрдая обложка, 80 стр. ISBN: 978-5-04-195292-1 Серия: Искусство иллюстрации. Коллекция утончённых книг
Аннотация: В сборник сказок известного датского писателя Ганса Христиана Андерсена вошли: "Стойкий оловянный солдатик", "Цветы маленькой Иды", "Дикие лебеди" и "Гадкий утёнок". В притягательных историях происходят необычные события: оловянная игрушка отправляется в путешествие, живые садовые цветы каждую ночь устраивают бал, а братьев Элизы и гадкого утёнка ждут удивительные превращения. Одни из самых известных иллюстраций к сказкам Г.-Х. Андерсена подготовил великолепный итальянский художник Либико Марайя.
Комментарий: Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации Л. Марайи.
Переиздание в другой серии сборника избранных сказок
Аннотация: Ханс Кристиан Андерсен придумал сказку о Дюймовочке почти 200 лет назад, но и сегодня она является одной из самых известных и любимых историй в мире. Дюймовочке в жизни выпало много испытаний, но благодаря своему доброму сердцу она преодолевает все невзгоды и обретает счастье в Стране Цветов, становится Королевой Эльфов. Нежные и воздушные иллюстрации Гали Зинько очень органично иллюстрируют эту сказку.
Комментарий: Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации Г. Зинько.
Переиздание в другой серии сказки "Tommelise" (1835)
Издательство: М.: Эксмодетство, 2024 год, твёрдая обложка, 224 стр. ISBN: 978-5-04-167057-3 Серия: Лучшие сказочники мира
Аннотация: На дне морском живут русалки, по улицам города бегут собаки с огромными глазами, а в окошко стучится сказочник с волшебным зонтиком, чтобы рассказать новую удивительную историю… Ганс Христиан Андерсен написал столько сказок! Самые известные герои знаменитого датского сказочника поселились на страницах этой книги. Зачаровывающие иллюстрации Ники Гольц украсили страницы сборника, придав уже знакомым героям лёгкость и нотку волшебства.
Комментарий: Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации Н. Гольц.
Переиздание в другой серии сборника избранных сказок
Аннотация: Английский аристократ по рождению, Аштон был воспитан простой индийской женщиной Ситой и считал себя индийцем. Он всегда верил, что счастье ждет его в зеленой долине за заснеженными вершинами гор под названием Далекие Шатры. Однако перед смертью Сита признается, что она не родная его мать и на самом деле он англичанин. Мальчика отправляют в Англию, чтобы он получил достойное образование. Окончив престижную военную академию, Аштон возвращается в Индию в надежде сделать достойную карьеру и встретить старых друзей. Однако через некоторое время молодой человек понимает: он так и не стал англичанином, но и жители Индии не считают его своим. По долгу службы Аш сопровождает двух индийских принцесс в княжество, где должна состояться их свадьба. И во время этого долгого путешествия он влюбляется в одну из принцесс, Анджали, и хотя та отвечает ему взаимностью, влюбленные понимают, что им никогда не быть вместе. Казалось, они будут разлучены навсегда, но события начинают развиваться самым непредсказуемым образом… «Далекие Шатры» – одна из величайших литературных саг нашего времени, стоящая в одном ряду с такими шедеврами, как «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл и «Поющие в терновнике» Колин Маккалоу.
Комментарий: Внецикловый роман. Иллюстрация на обложке Е. Платоновой.
Аннотация: Джеймс Оливер Кервуд — всемирно известный американский писатель, автор приключенческих романов, защитник животных и окружающей среды. Его книги стоят в одном ряду с лучшими произведениями Джека Лондона и Сетона-Томпсона. Знаток природы и ее исследователь, Кервуд много времени проводил в экспедициях по малоизученным местам Северной Канады; именно в этих путешествиях рождались его увлекательные сюжеты. В настоящее издание вошли пять самых известных романов автора, герои которых — полуволк Казан, гризли Тэр, медвежонок Неева и многие другие — переживают удивительные приключения в суровом мире дикой природы. Тексты сопровождаются редкими иллюстрациями чешского художника Станислава Лолека.
Комментарий: Дилогия о Казане и три внецикловых романа. Иллюстрация на обложке — фрагмент картины Ф. Гудвина; внутренние иллюстрации С. Лолека.
Издательство: М.: Иностранка, Азбука-Аттикус, 2024 год, твёрдая обложка, 368 стр. ISBN: 978-5-389-26111-2 Серия: Марк Леви: сильнее, чем любовь
Аннотация: — Правило номер один: никаких нянь; правило номер два: никаких женщин в доме; правило номер три: в крайнем случае можно вернуться домой в половине первого, но ни минутой позже... Вот тебе и раз! Ну ладно бы от жены или от мамы, но из уст лучшего друга такого занудства вовсе не ожидаешь, тем более что ты давно не юнец, а сам уже папа и пытаешься заново выстроить свою жизнь так, чтобы не поддаваться диктату жены, теперь уже бывшей, и что-то себе доказать… И если твой друг тоже свободен (но не от воспитания собственного ребенка!), а ваши дети отлично ладят друг с другом, то не упростит ли жизнь мужская солидар… — Правило номер четыре: ты не куришь в доме! Да-да, вы совершенно правы: реальность гораздо интереснее, чем любые надуманные правила и установки, так что героям этой полной юмора и тонких наблюдений истории, созданной признанным французским мастером прозы, предстоит прислушаться к сердцу, чтобы найти свое счастье…
Издательство: СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2024 год, мягкая обложка, 768 стр. ISBN: ISBN: 978-5-389-26344-4 Серия: Звёзды мирового детектива (мягкая кинообложка)
Аннотация: Трагедия разыгралась в последние дни Вьетнамской войны. Донни Фенн, морпех армии США, гибнет от пули снайпера, а его напарник, Боб Свэггер, получает тяжелое ранение. Прошли годы, Боб женится на Джулии, вдове погибшего друга, они воспитывают дочь Никки, живут на ранчо в горах Айдахо, в глухой провинции. Самая большая мечта Свэггера — избавиться от мучительного наследия, забыть о прошлом и тихо жить вместе с семьей, — похоже, сбывается. Но в один ничем не примечательный день Боб вместе с женой и дочерью выезжают на лошадях из ранчо. А на скале над горным перевалом на расстоянии в тысячу ярдов от них зоркий хладнокровный стрелок, один из лучших снайперов в мире, смотрит через телескопический прицел на три приближающиеся фигурки. Из горького, почти забытого прошлого возвратился смертельный враг Свэггера, не добивший его когда-то...
Издательство: М.: АСТ, 2024 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 320 стр. ISBN: 978-5-17-160802-6 Серия: Формула детектива
Аннотация: На протяжении многих лет сумасшедший держит в плену девушку. Девушку и десятки кошек. В заброшенном доме много лет назад произошло что-то чудовищное, но рассказать об этом могут только экстрасенсы. Неизвестный готовит блюда высокой кухни… из детей. Журналист сделал себе имя на интервью с самыми страшными маньяками современности. "На кого из супергероев комиксов похож ты?" — размышляет убийца и наряжает своих жертв в трико и плащи. Романтическое свидание в парке аттракционов заканчивается в комнате страха. И никогда не знаешь, кто окажется маньяком…
Комментарий: Рассказы о маньяках. Иллюстрация на обложке Д. Бигаевой.
Издательство: М.: Planeta.ru, 2024 год, 1100 экз. Формат: 60x90/8, твёрдая обложка, 256 стр. ISBN: 978-5-6051240-8-5
Аннотация: Уникальный альбом включает в себя работы Михаила Златковского, собранные за пятьдесят лет его творчества в жанрах карикатуры, плаката и иллюстрации. Альбом охватывает разные периоды и темы, от ранних рисунков, созданных «в стол», до плакатов, посвящённых Владимиру Высоцкому, и сатирических иллюстраций, созданных в период Перестройки. Это издание является ценным собранием графики, отражающим как личные переживания художника, так и социальные изменения, происходившие в стране. Любителям фантастики художник известен по иллюстрациям в журнале "Химия и жизнь" в период 1980-х гг.
Комментарий: Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации М. Златковского.
Издательство: М.: Альпина. Проза, 2024 год, 2500 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 248 стр. ISBN: 978-5-00223-171-3
Аннотация: Жизнь шестнадцатилетнего Егора меняется в тот день, когда его отца арестовывают по обвинению в изнасиловании и убийстве семилетней девочки. Егору придется не только решать, верить случившемуся или нет. Он должен научиться доверять самому себе.
Издательство: СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2024 год, мягкая обложка, 384 стр. ISBN: 978-5-389-25968-3 Серия: Азбука. Голоса
Аннотация: Андрей — обычный парень, который только что вернулся из армии. В прошлом у него учеба на журфаке, скандалы с сестрой и отчимом, а в настоящем — серые будни в маленьком городе и отсутствие перспектив. А еще работы. Его лучший друг сторчался, и Андрей с удивлением узнаёт, что рядом с привычной повседневностью существует целая экосистема с «кладами», «маркетплейсами» и курьерами. И Андрей решает подработать, совсем чуть-чуть, чтобы встать на ноги… Курьер — герой нашего времени. Наркокурьер — тот же герой, но его история всегда заканчивается плохо. «0,5» — роман о тех, кто оказался в безвыходном положении, и о том, что наркотики никогда не будут выходом и способны только еще глубже утащить на дно. Кем бы ты ни был — потребителем, курьером или кем-нибудь еще в этой цепочке. «„0,5“ — прекрасная, честная история, чья прелесть в простоте и краткости изложения. Жизнь наркокурьеров выглядит правдоподобно и фактурно» (Алексей Сальников). Валерий Шпякин родился в Архангельске, по образованию культуролог. Живет в Петербурге, занимается музыкой и звукозаписью. «0,5» — дебютная книга автора.
Издательство: М.: НИГМА, 2024 год, 3350 экз. Формат: 70x100/16, твёрдая обложка, 560 стр. ISBN: 978-5-4335-1060-9 Серия: Нигма. Избранное
Аннотация: Выдающийся мастер слова Иван Сергеевич Тургенев стал одним из тех, кто заложил основы русского классического романа. Творчество писателя сыграло огромную роль в духовном развитии российского общества и обогатило мировую культуру в целом. Вошедшие в предлагаемый читателю сборник произведения воссоздают яркую и живую картину русской действительности 1830–1860 годов. Роман ≪Дворянское гнездо≫ знакомит нас с образом аристократии тех лет и посвящён драматической истории любви двух главных героев — Фёдора Лаврецкого и юной Лизы Калитиной. В романе ≪Отцы и дети≫ Тургенев через конфликт представителей двух поколений, Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова, исследует взаимодействие и столкновение двух культур — старого, консервативного дворянства и нового, стремительно развивающегося слоя разночинцев-демократов, носителей прогрессивных идей. Повесть ≪Первая любовь≫, основанная на жизненном опыте самого писателя, со всей остротой передаёт чувства и душевные переживания влюблённого юного героя, шестнадцатилетнего Владимира. «Это единственная вещь, — вспоминал Тургенев, — которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено... „Первая любовь“ — это пережито». Книга проиллюстрирована выдающимся мастером отечественной книжной иллюстрации Анатолием Зиновьевичем Иткиным.
Комментарий: Два внецикловых романа и повесть. Внутренние иллюстрации А. Иткина.
На общедоступных площадках зарелизился уже сороковой выпуск «ФантКаста» — об «эффекте снежного кома» и о том, как он работает с фантастическими книгами.
цитата
Что такое «эффект снежного кома»? Это когда выход книги внезапно становится громким, резонансным событием, когда о ней говорят просто потому, что о ней говорят, потому что о ней говорят. В то время как другая книга, иногда очень похожая по многим критериям, проходит незамеченной, сколько бы труда и денег ни вкладывали издатели в раскрутку. Книжный обозреватель Василий Владимирский, постоянный ведущий нашего подкаста, не знает, как выиграть в эту рандомную лотерею и сорвать джек-пот. Но, отталкиваясь от своего опыта, может дать несколько советов, как повысить шанс на выигрыш и избежать совсем уж позорного фиаско.
Слушаем выпуск и подписываемся на «ФантКаст» на платформах:
«— Все равно не нравятся мне эти флаги, — сказал Пат, когда пылеход отчалил от пристани Порт-Рориса. — Очень уж нелепо, как подумаешь, что они висят в вакууме.
Хотя, если говорить начистоту, иллюзия была полная. Пестрые вымпелы, украсившие здание Космопорта, развевались на несуществующем ветру. Сделано это было очень просто, пружины и электрические моторчики помогали морочить голову телезрителям на Земле.
Сегодня большой праздник для Порт-Рориса, да что там — для всей Луны. Жаль, нет с ним Сью, но она не в форме для такого путешествия. Утром, провожая его, она даже пожаловалась:
— Не представляю себе, как женщины на Земле заводят детей! Носить такую тяжесть там, где тяготение в шесть раз больше нашего!
Пат отвлекся от размышлений о семье и включил полный ход. Будто одноцветные радуги, изогнулись в лучах солнца параболы лунной пыли, и в кабине, за спиной капитана «Селены-2», раздались восторженные возгласы тридцати двух пассажиров.
Первый рейс нового лунобуса проходил днем. Путешественники не увидят волшебного свечения Моря Жажды, зеленого сияния недвижной Земли, и не будет ночного броска по каньону к Кратерному Озеру. Но все это возмещалось новизной и необычностью впечатлений. Благодаря своей несчастливой предшественнице «Селена-2» оказалась едва ли не самым знаменитым судном во всей солнечной системе».
Артур Кларк. Лунная пыль. Большая глубина
Заглянем не в наше будущее? не все, что было рассказано и описано фантастами во второй половине XX века, сбылось. Но, с другой стороны альтернативные грядущие – это не выдумка, а наш выбор. Многие могло быть другим… Два романа добротной классической научной фантастики, в которых обыгрывались передовые по тем временам (более полувека назад) темы, тренды и варианты развития грядущего.
Сама обстановка и многое другое (технологии и техноиллюзии) необратимо изменились за это время, но оба романа до сих востребованы и любимы читателями. Почему? Во-первых, отличные как стиль изложения, так и сюжеты. Написано хорошо, обстоятельно, с уважением к читателю. Во-вторых, темы до сих актуальны, то есть так и не стали унылой реальностью.
Да, воображение снова обогнало практическую деятельность. В «Лунной пыли» описано почти то, что могут увидеть (и даже поучаствовать!) наши дети и внуки – наконец-то колонизация планет. Конечно, без Луны здесь не обойтись – города под куполами, и земной туризм. Но этой дорогой экзотики нужны новые завлекательные маршруты. А что может быть романтичнее, чем путешествие к Морю Жажды, в котором вместо воды – пыль… И крушение туристического «судна». Это история людей, иногда все еще верящих в гипотетических «инопланетян», вошедших в космическую мифологию, где исполняют на просторах Вселенной роли богов и демонов. А иначе даже на Луне человекам остается лишь бизнес и быт. И романтика под заказ.
«Большая глубина» — роман не просто об Океане, а скорее его взаимоотношениях с людьми. Выпас китов бывшим астронавтом, освоение морских глубин, и поиск таинственного «морского змея», не осуществленный замысел – приручение касаток, и многое другое – органичное переплетение технологического и романтического. Того, что по-другому соединит людей с остальными обитателями планеты
«Он был рад, что тревогу объявили в его районе, – впервые за много месяцев какое-то событие. Хотя глаза следили за приборами, от которых зависела его жизнь, мысленно он был уже на месте происшествия. Что случилось? В коротком сообщении никаких подробностей, одни факты: убитый кит лежит на поверхности в десяти милях позади стада, которое в панике мчится на север. Очевидно, шайке косаток как-то удалось прорваться через защитные ограждения в зону. Если так, Дону и его товарищам-смотрителям предстоит потрудиться.
Узор зеленых огоньков на контрольном пульте был словно светящийся символ безопасности. Пока этот узор неизменен, пока ни одна изумрудная звездочка не сменилась рубиновой, Дон может быть спокоен за себя и свою маленькую подводную лодку. Сейчас его жизнь в руках триумвирата: воздух-горючее-электроэнергия. Если хоть что-то откажет, он ляжет в стальном гробу на пелагический ил, как Джонни Тиндал в позапрошлом году.
Но с какой стати им отказывать? И вообще, успокоил себя Дон, не тех неполадок надо опасаться, которые можно предвидеть.
Он нагнулся над пультом к микрофону. «Саб-5» ушел еще недалеко от плавучей базы, можно говорить по радио, но скоро придется перейти на ультразвук.
«Ложусь на курс 255, скорость 50 узлов, глубина 20 саженей, гидролокатор включен на круговой обзор. До цели 40 минут расчетного хода. Буду докладывать каждые десять минут. Все. Прием».
Чуть слышно донеслось подтверждение с «Полосатика», и Дон выключил передатчик. Пришла пора осмотреться.
В такие минуты Дон чувствовал себя богом: под его контролем участок Тихого океана поперечником в двадцать миль и почти не изведанная толща в две тысячи саженей. Медленно вращающийся луч неслышимого звука прощупывал мир, в котором он плыл, отыскивая друзей и врагов в вечном мраке, куда не проникает дневной свет. В подводную ночь уходил прерывистый беззвучный писк, такой тонкий, что его не уловила бы даже летучая мышь, создавшая звуковой локатор за миллионы лет до человека; слабое эхо возвращалось обратно, улавливалось, усиливалось и ползло по экрану голубовато-зелеными пятнышками».
«От воспоминаний он тоже отмахивался. Забыть жизнь в Кантоне оказалось так легко – мать, дедушку с бабушкой, десять лет жизни в порту, – быть может, потому, что переход был таким резким, а разрыв таким окончательным. Робин оставил позади все, что знал. Ему не за что было уцепиться, не к чему возвращаться. Теперь его мир состоял из профессора Ловелла, миссис Пайпер и далекой страны по ту сторону океана. Он похоронил прошлую жизнь, не потому что она была ужасна, просто только так он мог выжить. Робин натянул английский акцент, как новое пальто, всячески стараясь приспособиться к нему, и за несколько недель привык его носить. Вскоре никто уже не просил его сказать несколько слов по-китайски ради забавы. Через несколько недель никто уже и не помнил, что он китаец.
Однажды утром миссис Пайпер разбудила его очень рано. Робин возмущенно засопел, но она настояла.
– Пойдем, милый, такое нельзя пропустить. – Зевая, он надел куртку. Выйдя на палубу, в холодное утро, укутанное таким густым туманом, что едва можно было различить нос судна, он еще потирал глаза. Но когда туман немного рассеялся, на горизонте показались темно-серые силуэты. Так Робин впервые увидел Лондон – Серебряный город, сердце Британской империи, в то время крупнейший и богатейший город в мире».
Ребекка Куанг. Вавилон. Сокрытая история
Затейливый роман с лингвистической криптоисторией. Как подчеркивается в предисловии, «Вавилон» – это не документальное, а художественное произведение, и речь в нем идет о фантастической версии Оксфорда 1830-х годов, чья история изменена серебряных дел мастерами, которые изменили мир. В Лондон привозят мальчика-сироту, которого загадочный профессор начинает учить различным фундаментальным знаниям. Мальчик сталкивается с необычными предметами. «Он уже видел такие пластины. В Кантоне они встречались нечасто, но все о них знали. Иньфулу – серебряные талисманы. Их прикрепляли на носах кораблей, на бортиках паланкинов, подвешивали над дверями складов в квартале иностранцев. Мальчик так и не понял, зачем они нужны, а дома никто не объяснил. Бабушка называла их «заклинаниями богатеев», металлическими амулетами, несущими благословение богов. Мать считала, что в них заперты демоны, которых можно вызвать, чтобы они исполнили волю хозяина. Пластины нервировали даже мисс Бетти, которая всегда с громким презрением отзывалась о туземных китайских суевериях и постоянно распекала его мать за то, что та внимает голодным духам. «Это колдовство, – говорила она. – Порождение дьявола, вот что это такое».
Поэтому мальчик не знал, что делать с иньфулу, он помнил только, что одна такая пластина несколько дней назад спасла ему жизнь". Мальчик взрослеет, собираясь учиться в Королевском институте перевода при Оксфордском университете, называемом Вавилоном. Это не просто учебное заведение, а научное место, где исследуют искусства магического проявления потерянных при переводе смыслов, с помощью зачарованных серебряных слитков. Серебро и магия. Но... Но... Но... Эти исследования — не просто наука ради познания окружающего мира, а попутно — инструмент для проведения колониальной политики той самой великой Британской империи. Но существует призрачное Общество Гермеса, которое противостоит имперской экспансии Британии.
«Но подлинное освобождение Виктуар Деграв произошло, только когда она встретила Энтони Риббена. Когда он привел ее в общество Гермеса, она начала считать себя гаитянкой. Научилась гордиться своим полузабытым, фрагментарным креольским, с трудом отличимым от французского. Мадам Дежардан давала Виктуар затрещину всякий раз, когда она говорила на креольском. «Заткнись, – говорила она. – Я же сказала, ты должна разговаривать по-французски, как настоящая француженка». А кроме того, Виктуар узнала, как и весь остальной мир, что гаитянская революция была не провальным экспериментом, а маяком надежды.
И она поняла, что революция всегда немыслима. Она уничтожает знакомый мир. Будущее не предначертано и сверкает возможностями. Колонизаторы понятия не имеют, что надвигается, и от этого начинают паниковать и приходят в ужас.
Хорошо. Так и должно быть.
Она не знает, куда теперь отправится. В кармане пальто у нее несколько конвертов: напутственные слова Энтони и кодовые имена нескольких знакомых. Друзей на Маврикии, на Сейшелах и в Париже. Возможно, когда-нибудь она вернется во Францию, но пока не готова. Она знает, что в Ирландии есть база «Гермеса», хотя сейчас ей хочется оказаться подальше от Европы. Возможно, однажды она вернется домой и своими глазами увидит, что свобода на Гаити невозможна. Она садится на корабль в Америку, где люди с таким же, как у нее, цветом кожи все еще не свободны, просто это первое судно, на которое она нашла билет, а ей нужно как можно скорее уехать из Англии».
«В тесную пещеру вошёл грузный человек, без нужды пригибая голову. Слева на стене горел, не сгорая, смолистый факел. Багровые отблески играли на его шлеме.
— Мир тебе, святой пещерник, — сказал он, задыхаясь.
— И тебе, Асмунд, — ответил Олег, чуя недоброе. — Но я вижу, нет мира в землях наших… Что стряслось?
Он пригласил жестом сесть, Асмунд остался на ногах. От него шёл запах пота и той усталости, которая появляется после долгой скачки по лесным дорогам.
— Рюрик погиб.
Олег стиснул челюсти. Хоть чуял и предсказал раннюю гибель отважного князя…
— Теперь княжит Игорь?
Асмунд хмуро покачал головой:
— Святой пещерник… Ты в благочестивых размышлениях не замечаешь бега времени. Если в прошлый раз ты, говорят, просидел в пещере сто лет, то ныне, считай, не жил в ней и пары. Игорь совсем мал. Позволь, я напомню тебе, что стряслось с той поры, как мы расстались…».
Юрий Никитин, Дмитрий Гаврилов. Вещий Олег
Роман относится к циклу «Трое из леса». Олег, мудрец и прорицатель, удалился от мира, чтобы размышлять обо всём, предчувствовать судьбы мира и искать Истину. Но, оказывается, что это ненадолго, ведь мир по-прежнему погружен в сражения, интриги, жестокость, алчность и прочие порождения буйной человеческой природы. Не успел Олег об этом позабыть, как у входа в его пещеру возникает воевода Асмунд. Он принес печальную весть о смерти князя Рюрика.
Олег предвидел, что жизнь Рюрика будет недолгой, но все же он потрясен известием. Ведь ему известно, что судьба молодой Руси, ее шансы на выживание, тесно связаны именно с этим человеком. И теперь его нет. Рюрик даже сильное княжество создать не успел, «а так, зародыш княжества, малое зёрнышко». А его сын и наследник еще дитя совсем. Конечно, его берегут и охраняют. Но сможет ли он вырасти отважным воином и сильным правителем посреди такой заботы? Ведь невозможно научиться воевать, не получая удары на тренировках, а потом выходя на настоящие битвы. Откуда возьмется храбрость у мальчика, которого берегут даже от мухи, невзначай залетевшей в палаты?
Асмунд это тоже понимает, но не знает, как сказать. И Олег сам говорит то, что старый воин не осмеливается произнести. Да, он готов стать правителем на время, опекуном при юном наследнике. Отправиться обратно, туда, где кипят людские страсти. И плетутся тайные незримые сети – теми, кто привык править этим миром и не желает отказываться от власти…Придется отложить размышления о высоких материях и искать тех, кто убил Рюрика. Ведь одному человеку, тому, кто нанес роковой удар отравленным кинжалом, явно не под силу сплести такой замысел и осуществить его.
«Городские уж и подзабыли, что есть хозяева Леса, обидеть их никак нельзя. Истинных надо задобрить, уговорить, уважить. Им всё видно. И у знающих людей со здешними хозяевами испокон веков договор имеется. С тех самых пор, как привели Волхов с отцом на Север скифов, ныне же зовущихся словенами. Нерушимый! Плохо кончили те, кто негласному тому закону не внял или хозяев чем обидел.
Одуряющие запахи плыли над поляной. Словно повинуясь им или заслышав Олегово приглашение, из-за ветвей деревьев да кустарников на скатерть выпорхнули пичуги и принялись за хлеб, юркие белки и бурундуки, шмыгая то тут, то там, норовили подобраться к вину.
— Вроде не белые, а всё туда же, — усмехнулся Олег и с жадностью принялся за снедь, Асмунд не отставал от него.
— И кошаку что-то оставь, — услышал воевода, уплетая за обе щёки.
— Какому кошаку? — не понял он.
— А вон тому, со смешными кисточками! — Олег кивнул в сторону, Асмунд проследил взглядом и обнаружил в нескольких шагах от них огромную пятнистую рысь».
«Появление Митридата Евпатора было ознаменовано космическими явлениями: четыре часа ярче солнца светила комета, занимающая четверть небосклона. Эта комета светила семьдесят дней – столько же, сколько правил Митридат. Причем удивительным образом комета появлялась дважды и в год рождения царя, и в год начала его правления.
Детство Митридата окружено легендами. Известно, что его отец, Митридат Эврегет, был убит заговорщиками. Большинство историков считают, что в дворцовом перевороте была замешана его жена – царица Лаодика Старшая. Лаодика – селевкидская принцесса, которую считали дочерью знаменитого селевкидского царя Антиоха IV Эпифана».
Леонид Наумов. Митридатовы войны
Один из прославленных царей древности, великий противник великого Рима, Митридат Евпатор вел с переменным успехом три войны с Римом. С его именем связаны многочисленные легенды, в том числе – связанные с его «исчезновением» между смертью его отца (после чего заговорщики попытались избавиться от наследника престола) и приходом его самого к власти.
Многие годы Митридат Евпатор не только сражался и проводил различные реформы, но очень любил эллинскую поэзию и музыку, любил беседовать с поэтами и философами, и даже написал сам медицинский трактат.
В книге подробно описаны не только все три войны, но и приводятся тексты древних историков о Митридате: Аппиана, Юстина, Страбона и Плутарха. В приложение уделяется внимание как политическому подтексту, Ироду и волхвам, зелотам и роли Ирод Антипы.
Митридат считал себя потомком Ахеменидов. Будучи приверженцем эллинской культуры, он не имел достоверных сведений об обрядах ранних Ахеменидов, но знал, как его современники, эллины, представляли себе эти обряды.
«По сообщению Геродота, персы не воздвигали статуй в храмах, потому что не считают богов «человекоподобными существами, как это делают эллины». На вершине гор они приносят жертву Ахура Мазде (которого Геродот отождествляет с Зевсом) «и весь небесный свод называют Зевсом. Совершают они жертвоприношения также солнцу, луне и ветрам…
Что за поклонение в Парсагардах, о котором говорит Аппиан? В 1964 году в священной ограде комплекса проводились археологические раскопки и британскими учеными были найдены три алтаря. Один алтарь находился на вершине холма с пятью искусственными террасами. Нижняя платформа 40х60 м, а верхняя – 10х15 м. на холме находился алтарь, к которому ведет парадная лестница. Два других алтаря находятся рядом с холмом. Исследователи спорят, кому посвящены алтари, возможно, это Ахура, Мазда, Митра или Анахит. Жертвоприношения совершаются не на высокой горе, а на неком холме или рядом с ним. Отсутствуют намеки на огромный костер, гору из дров и т.д.
Известны и другие «храмы огня» ахеменидской эпохи. Само богослужение происходило под открытым небом. Но храмы были расположены на террасах, построены из огромных блоков и имеют внутренние помещения для хранения огня. Археологами найдены храмы Ахеменидов, которые могут символизировать горные вершины, но реальных следов храмов и алтарей «не вершинах нет».
«Сценарий «Слезы капали» мы писали втроем – Александр Володин, Кир Булычев и я. За основу взяли фабулу сказки Андерсена «Снежная королева».
СЮЖЕТ. Злой волшебник смастерил зеркало, в котором все доброе исчезало, а все плохое, наоборот, выглядело еще отвратительней. Тролль и его ученики были в восторге от этого зеркала…
Действие фильма происходит на улице, в квартире, в кабинете, в избе – в обычных, ничем не примечательных интерьерах… Но основная нагрузка легла на шумы и музыку».
Георгий Данелия. Тостуемый пьет до дна
Забавные короткие истории-зарисовки о разных встречах и переговорах, репетициях и съемках, в том числе – тех самых фильмов, которых раз за разом смотрели миллионы людей – от известного режиссера и сценариста. Но, часть планов все же так и не сбылось, и поэтому не менее интересно узнать, какими они могли стать, если бы Данелия их снял, да и как порой не просто проходили сьемки в советское время, когда многое нужно было утверждать и получать разрешения.
В книге рассказывается о том, как снимали для картины «Осенний марафон» в роли профессора Хансена корреспондента западногерманского журнала «Штерн» Норберта Хансена. Ведь для того, чтобы пригласить на съемки иностранца их капиталистической страны, нужно было получить разрешение. Зато фраза, которую его персонаж говорит в фильме – «Тостуемый пьет до дна!» — стала поистине народной.
Подробно в тексте описаны и съемки (и связанными с ними проблемы) «Кин-дза-дзы»: «Пепелац, бандуру, на которой летают наши герои, «Мосфильм» тоже отказался делать. Делали его так: на свалке самолетов с художником Теодором Тэжиком мы отрезали хвостовую часть от самолета Ту-104. Поставили этот цилиндр в коллекторе шестого павильона «Мосфильма», Тэжик одел его при помощи пенополиуретана и офактурил под ржавчину». Потом Тэжик решил Пепелац немного подкоптить, чтобы тот выглядел достоверно. А тот возьми и загорись. Следующая небольшая главка посвящена использованным в фильме спецэффектам.
«С самого начала главной нашей заботой было то, что летательные аппараты должны летать, а повозки – ездить. Сейчас это просто – загнал в компьютер и все летает и ездит.
Сложность заключалась в том, до «Кин-дза-дзы» на «Мосфильме» уже десять лет никто не снимал фильмы с комбинированными кадрами, и мы пришли в совершенно разоренный цех.
Поэтому я хотел, чтобы комбинированных кадров было как можно меньше, и пытался добиться, чтобы все летало само. Связались с конструкторским бюро крупнейшего авиационного завода страны. Они нам все разработали, начертили и принесли. Мы увидели, что инопланетные летательные аппараты похожи на обычные вертолеты и самолеты. Это нам не подходило».
«Через неделю после начала войны, 30 июня, по адресу: канал Грибоедова, д. 6 был открыт городской эвакопункт. Через несколько дней были организованы и семь районных эвакопунктов. На 12-й день войны Ленсовет принял постановление об эвакуации из города 400 тысяч детей. Увы, по этому постановлению до начала блокады удалось вывезти только 311,4 тысячи из них. В июле — августе 1941 г. идёт повсеместное отступление наших войск. На севере грохочет канонада — наступали финны. Немцы бомбили Ленинград. А сотни тысяч упрямых дам категорически отказываются эвакуироваться, хотя в июле и августе из Ленинграда людей вывозили в пассажирских вагонах дальнего следования. И лишь потом стали использовать товарные вагоны…
Германское командование заранее отдало приказ уничтожать мирных жителей, которые в случае капитуляции попытаются вырваться из города.
Согласно приказу № 2727/41 от 18 сентября 1941 г., прорыву жителей следовало воспрепятствовать, даже прибегнув к оружию. Задача артиллерии — заблаговременно открывать огонь в подобных случаях, чтобы отпугнуть беглецов как можно дальше от позиций с тем, чтобы не вынуждать пехоту стрелять по мирному населению. Такие же указания получили в последние дни артполки дивизии полиции СС и 58-й пехотной дивизии.
15 ноября 1941 г. штаб 269-й пехотной дивизии докладывал о том, что четверо гражданских лиц, приблизившихся к немецким позициям, были расстреляны».
Александр Широкорад. Ленинград. 900 дней блокады
В книге подробно излагается ход боевых действий, приведших к блокаде Ленинграда, описывается сама блокада и ее неизвестные подробности (в том числе – с жизнью простых ленинградцев и деятельностью защитников города), так и снятие блокады. В тексте использованы архивные документы и мемуары, рассказано о действиях как немецких войск, так и испанских и финских частей, действиях наших ПВО и роли Ладоги – дороги жизни, прорыву блокады Ленинграда и горячей осени 1943 года, и разоблачается фейки, в которых приводятся искаженные и выдуманные факты о блокаде и обороне города на Неве, опровергая скандальные версии и предоставляя вниманию читателей достоверные сведения, базирующиеся на первоисточниках.
Натиск фашистских полчищ под Ленинградом остановили «всем миром» — с врагом сражались солдаты и ополченцы, моряки и рабочие питерских заводов, подростки, старики и советские женщины, под солнцем и дождем возводившие укрепления и противотанковые препятствия.
Немаловажное значение при обороне сыграли дальнобойные пушки кораблей и фортов, успешно обстреливавшие боевую технику и пехоту неприятеля. Это имело не только боевое, но и важное психологическое значение – пехота чувствовала и видела могучую поддержку своей артиллерии, чьи снаряды поражали врага.
«12 сентября 1941 г. немцы перерезали Балтийскую железную до- рогу, а 14 сентября вышел на побережье Невской губы и занял Урицк, Стрельну, Новый Петергоф.
Отступившие войска обескровленной 8-й армии и морская пехота при поддержке береговой артиллерии Ижорского укрепленного сектора и кораблей Балтийского флота закрепились на рубеже, начинавшемся от Финского залива у границы Нижнего парка (западнее павильона Марли)…
В этих условиях было решено очистить от немцев берег Финского залива в районе Петергофа. Принимается решение 5 октября провести сразу две морские десантные операции. Первая выполнялась Кронштадтской ВМБ в интересах 8-й армии наступающей с запада, вторая — Ленинградской ВМБ в интересах 42-й армии, наступающей с востока.
Первый морской десант высаживался в районе Петергофа. Его цель заключалась в содействии наступлению частей 8-й армии с задачей уничтожения новопетергофской группировки противника и очищения от него южного побережья Финского залива.
Войскам десанта в составе батальона морской пехоты (477 человек, 314 винтовок, 40 ручных и станковых пулемётов и 20—50-мм миномётов) и разведывательного взвода разведывательного отдела Балтийского флота (43 человека) ставилась задача: высадившись на участке от Каменной стены до дома отдыха включительно (район нижнего НовоПетергофского парка), прочно закрепиться по западному берегу безымянного ручья и тем самым прикрыть себя с востока и юго-востока».
«Что по свойствам становится двумя, то бывает двойственным либо по составу, как физическое тело, либо по порядку, как число. Или же оно бывает двойственным по сумме, как свойства, или же двойственным по свойству, как протяжённость. Либо оно бывает двойственным по смыканию, как натура и форма, либо в противопоставлении чему-то, как сущность и случайное явление. Либо оно бывает двойственным по рождению, как корень и побег, либо бывает двойственным по возможности, как образец и подобие. Либо оно бывает двойственным, когда из чего-то возникает нечто, как первоматерия и элемент, либо оно бывает двойственным по числу, как пространство, либо оно бывает двойственным по длительности, как время. Либо оно бывает двойственным по ограничению, как представление и признак, либо оно бывает двойственным по способности, как особенность, бывает больше и меньше, как монета, или включает в себя бытие и небытие, как противоположность и различие, и всё, что включает в себя каковость как сравнение».
Алексей Хисматулин. Три текста из салджукидских провинций. Часть 1: ‘Унсур ал-ма‘али Кай Кавус. Кабус-нама («Книга Кабуса»); Низами ‘Арузи Самарканди. Чахар макала/Маджма‘ ал-навадир («Четыре беседы»/«Собрание анекдотов»)
Первые страницы научного издания занимает авторское предисловие к серии, в котором представлены результаты исследования средневековых подделок и обозначены основные методы их идентификации. В издании представлен новый русский перевод трудов «Кабус-нама» и «Чахар макала», созданных на окраинах империи Салджукидов в V–VI/XI–XII вв.. В книгу также включен трактат «Шатёр справедливости в правилах султаната»), скомпилированный неким Мухаммадом ал-Хатибом в 1284–85 годах.
В книге представлены не только комментированные переводы, но и персидские оригиналы. Автор подробно рассказывает о проблеме подделок и дает систематический анализ подобных фактов, ограниченных как хронологическими рамками — эпоха правления Салджукидов — так и категорией назидательной литературы, и персидским языком. Особое внимание уделено использованию текстологического анализа выявленных подделок при изучении текстов с сомнительным авторством.
Необходимо учитывать, что любая подделка, созданная с какими-то целями ещё в Средневековье, обретшая уже тогда ложное авторство и растиражированная в таком виде, производилась для определенной целевой аудитории и могла отражать те или иные взгляды, для поддержки которых она и была создана.
«Следовательно, насколько можешь, не успокаивайся, делая добро. Показывай себя людям в доброте и добродетельности, а показав, не противоречь показанному, не говори на словах что-то одно и [при этом] не будь в душе другим, чтобы, показывая пшеницу, не стать продавцом ячменя.
Во всех делах воздавай по справедливости самому себе, ведь кто воздаст по справедливости себе, тому арбитр не понадобится. Если тебе будет печально или радостно, то о своих печалях и радостях рассказывай тому, кто озаботится тобой и твоими печалями. Не проявляй следов печали и радости перед людьми и не спеши радоваться и печалиться от всего хорошего и плохого, ведь так поступают дети. Старайся не изменять своему состоянию и укладу из-за всяких выдумок, ведь знатные люди не тронутся с места ради всякой истины и лжи.
Любую радость, которая обернётся печалью, радостью не считай. Надейся в момент безнадёжности. Считай, что безнадёжность связана с надеждой, а надежда — с безнадёжностью.
Считай преходящим результат всех мирских дел. Пока жив, не отрицай [эту] истину. Если кто-то с тобой поссорится, то утихомирь молчанием его встревоженность. Считай молчание ответом дуракам».
«В далекие незапамятные времена на берегах славного моря Байкала-батюшки водились носороги и мамонты – животные-великаны. Вот как-то вожак стада носорогов сказал вожаку стада мамонтов:
— Не понимаю, зачем тебе нужны два таких длинных бивня? И одного, по-моему, достаточно, чтобы доставать пищу из-под снега…
Мамонт усмехнулся.
— А у тебя почему два рога?
— Сравнил тоже! – воскликнул носорог. – Когда нужно добывать корм, я пользуюсь рогом, который у меня на носу, а тем, что на лбу торчит, я только защищаюсь.
— Так что ты этим хочешь сказать? – полюбопытствовал мамонт.
— А то, что тебе прекрасно можно обойтись без бивней. Вот у тебя какой мощный хобот, вся сила в нем и ловкость.
— У меня и в бивнях силы и ловкости не меньше. Хочешь, покажу тебе, что я могу поднять?
— Покажи.
— Видишь вон ту скалу у моря? Так я ее сейчас бивнями подниму!».
Василий Стародумов. Хозяин Ольхона. Байкальские сказки
Народы, которые обитают в окрестностях Байкала, с давних пор считают сего священным морем и поэтому не произносят на его берегах грубые слова и не ссорятся. В предисловии к красочному изданию (художник Карина Соловьёва) рассказывается о том, что на байкальских берегах можно встретить бурятов (которые издавна занимались промыслом нерпы и охотой), эвенков (чья богато вышитая одежда считается самой изящной и красивой в Сибири), и тофларов, кочующих со своими стадами.
Автор книги, знаменитый сибирский сказочник, долгие годы записывал в Прибайкалье местные легенды и сказки. В них рассказывается, каков нрав хозяина Ольхона, как появились скалы Шаманка и Кобылья голова, о чем спорили носорог и мамонт.
Среди множества легенд о происхождении Байкала, в одной из самых древних, описывается, что раньше на этом месте был огромный луг с дикими животными. Но злой дух устроил землетрясение и из глубокой трещины вырвался огонь и стал сжигать все вокруг. А добрые боги потушили огонь водой, которая заполнила земную трещину. Возникло озеро. Сказка, давшая название книге, повествует о жестоком хане и мудром отшельнике.
«Долго боролись Гэген-бурхан с Хан-гута-бабаем, однако никто не мог добиться перевеса — оба оказались настоящими богатырями, равными по силе. С тем и разошлись. Договорились решить дело на следующий день жребием. Условились, что каждый возьмет по чашке, наполнит ее землей, перед отходом ко сну каждый поставит свою чашку у ног. И у кого за ночь земля сделается красной, тому покидать остров и кочевать на другое место, а у кого земля не изменит цвета, тому и оставаться владеть островом.
На следующий вечер согласно уговору они сели рядышком на войлок, постланный в Шаманской пещере, поставили у ног своих по деревянной чашке, наполненной землей, и легли спать».
В ближайшее время у меня выходит новая книга – «Открывая СССР».
Аннотация:
Обширный калейдоскоп парадоксальных явлений советской жизни от повседневности до высших эшелонов – в первой книге новой серии известного историка. Искренний порыв первого субботника был доведен до абсурда, когда по мемуарам в итоге оказалось, что знаменитое ленинского бревно на субботнике в Кремле вместе с вождем тащили 800 человек. Школы и институты в СССР вовсе не были бесплатными. От Олимпиады с трогательным Мишкой-талисманом советские руководители вообще хотели отказаться, но не успели.
Содержание
УТРО НОВОГО СТРОЯ
Пушка революции
Прерванный грабеж
Юбка для премьера
Первые враги народа
В Москву!
На новый стиль
Революция и латиница
Декрет о национализации женщин
Монументальная пропаганда
Ленин и бревно
Странности Гражданской войны
РОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА РАБОЧИХ И КРЕСТЬЯН
Праздники новой жизни
Инесса и Ленин: легенда о любви
Дело дезинформации
Вилли Мюнценберг – гений пропаганды
Ультиматум Керзона
Фрунзе – красный Тамерлан?
Юбилей Октября и падение Троцкого
Новая советская неделя
СТАНОВЛЕНИЕ КРАСНОЙ ИМПЕРИИ
Нужна валюта!
Европейские писатели — фанаты Сталина
Сталинский юбилей Шекспира
Пионерское детство
«Не может умирать хороший князь!»
Презентация Страны Советов в Нью-Йорке
«У меня крупнобуржуазные тенденции!»
Большой Бык Билл – строитель Турксиба
Неожиданные повороты эпохи репрессий
Чудо-богатыри стахановцы
Мавзолей как место силы
Сталин — «Человек года»
«Максим Горький»: эффектный кадр и катастрофа
Аркадий Гайдар и легенда о Стране счастья
МОЩЬ СССР: ГЕРОИКА БУДНЕЙ И ПРАЗДНИКОВ
Рубежи: на севере и юге
Атомная бомба Страны Советов
Против стихии
СССР и США: очень большая игра
«Сталин и Мао слушают нас»
Легенда о статуе Сталина
Смерть Сталина
ХРУЩЕВСКАЯ ОТТЕПЕЛЬ
Товарищ Маленков
Падение Берии
Мальчики и девочки
Попрошайки в столице
Фальшивая воинская часть
Тайна линкора «Новороссийск»
Долой культ личности!
Марка в честь первого воздухоплавателя
«ТУ-104», Шереметьево и экраноплан
Отмена платы за обучение
Ложная застава
Началась эпоха пятиэтажек
Маркес в Москве
Не надо о приемах!
«Вывел Никиту на орбиту, а сам сгорел»
Как писатели за Москву держались
Американская выставка в Москве
Первый человек в космосе
Вынести Сталина из Мавзолея
Карибский кризис
«Хрущева на мясо!»
ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ
«Перед судом истории»
Мемуары Маршала Победы
Покушение на Брежнева
Нобелевская премия Солженицына
Советские беглецы
100-летие Ленина
От копейки до зубила
Белое солнце пустыни
Царский сервиз Романова
Советский замполит Дон Кихот
Какие были телефоны
Как разводились в СССР
Московская Олимпиада
Первый телемост СССР — Америка
ПЕРЕМЕНЫ И ЗАКАТ СССР
На пороге реформ
25 лет ДНД
«Империя зла» президента Рейгана
Михаил Горбачев стал генсеком
«Трезвость — норма жизни»
Красная икра из моркови
«Приём был очень тёплый»
Поворота рек не будет!
Мечта о высоких потолках
Фестиваль Индии в СССР
Первый советский легальный миллионер
«Взятка. Факты и размышления»
Первый кооперативный ресторан
Занавес больше не железный
Рональд Рейган в советской столице
«Бурда Моден» на русском языке
Вокруг памятника Дзержинскому
Фрагмент книги:
«ПУШКА РЕВОЛЮЦИИ
С чего началась Великая Октябрьская социалистическая революция, она же (сами ее вожди так говорили) — Октябрьский переворот? Почти каждый ответит, не задумываясь: с залпа «Авроры».
Стоявший на Неве крейсер «Аврора» дал из носового орудия один холостой выстрел в качестве сигнала к началу штурма Зимнего дворца, где заседало Временное правительство.
Джон Рид в книге «Десять дней, которые потрясли мир» (первое издание 1919 г., русский перевод 1923 г.) утверждал, что «Аврора» стреляла боевыми снарядами: «Тротуар под нашими ногами был засыпан штукатуркой, обвалившейся с дворцового карниза, куда ударило два снаряда с «Авроры». Других повреждений бомбардировка не причинила». В культовом советском фильме «Ленин в Октябре» (режиссер Михаил Ромм) выстрел выглядел настоящим, и снаряд разрывался прямо на Дворцовой площади.
Стрелял комендор Евдоким Огнев. А кто скомандовал «Носовое огонь пли!»? Официально – председатель судового комитета Белышев, но поговаривали, что это могла сделать «валькирия революции» Лариса Рейснер.
При этом в ту октябрьскую ночь (25 октября (7 ноября по новому стилю) в 21:45 был выстрел согласно официальной версии) «Аврора» стояла далеко от места событий, возле Николаевского моста (сейчас – Благовещенский мост, в советское время — мост лейтенанта Шмидта) и обстреливать оттуда дворец прямой наводкой не могла.
Впрочем, свою важную роль крейсер сыграл. Под угрозой обстрела с «Авроры» охранявшие Николаевский мост юнкера ушли, и высадившиеся с крейсера механики смогли свести мост, чтобы пропустить в центральную часть города отряды красногвардейцев.
Через день после победы революции в газете «Правда» (N 170(101), 27 октября 1917 г.) было опубликовано письмо: «Ко всем честным гражданам города Петрограда от команды крейсера "Аврора", которая выражает свой резкий протест по поводу брошенных обвинений, тем более обвинений не проверенных, но бросающих пятно позора на команду крейсера. Печать пишет, что "Аврора" открыла огонь по Зимнему дворцу, но знают ли г-да репортеры, что открытый бы нами огонь из пушек не оставил бы камня на камне не только Зимнего дворца, но и прилегающих к нему улиц. А разве это есть. Разве это не ложь, обычный прием буржуазной прессы забросать грязью и не основательностью фактов происшествий строить козни рабочему пролетариату… Что же касается выстрелов с крейсера, то был произведен только один холостой выстрел из 6-дюймового орудия, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающий их к бдительности и готовности».
Но версия о боевом выстреле оказалась живучей. Алексей Толстой в романе «Хождение по мукам» упоминал о нем...»