Бескрайнее море. Война, идущая поколениями, причины которой уже давно позабыты. Корабли из костей морских драконов. Гордые. Завораживающие. Белоснежные.
Но есть и другие – суда, чья команда состоит из приговоренных к смерти.
Именно такому черному кораблю выпадает шанс не только прикоснуться к легенде, отыскав существо, которое никто не видел уже столетиями. Но и сделать первый шаг к прекращению бессмысленной войны.
Или сгинуть в небытие, отправившись в гости к Старухе.
В первую очередь «Корабли» радуют местом действия. Изучать социальные и природные особенности мира Баркера можно долго и со вкусом. Перед нами Архипелаг, забитый как суп клецками островами разного размера и формы. С часто встречающимся мелководьем и невероятным количеством различных хищников, готовых попробовать на зуб все, что окажется в воде. Прям «Прогулки с морскими динозаврами», право слово. А уж фамилии у тварей какие! Ловушки киля, пожиратели корпусов, клювозмеи, длинноцепы, и как вершина здешней пищевой цепи – морские драконы-аракисианы. Неудивительно, что большинство из здешних моряков и жителей островов не умеют плавать. А зачем? Умеешь, не умеешь – все равно сожрут. Что уж говорить о пляжном туризме. Праздник какой-то, а не море!
На воздухе тоже не парадиз. То гигантские птицы, уносящие человека в когтях, то птахи поменьше, готовые выклевать глаза заснувшему. То наземные чудища, с которыми встречи не пожелаешь никому. В здешнем мире явный перебор хищников (что ж они жрут-то, когда «здесь нет хоббитов»?). Или тутошние человеки чем-то явно прогневали здешних богов? Точнее богинь.
Как в воду глядел! Возьмем хотя бы «Проклятие Старухи» – большое количество младенцев рождаются с физическими отклонениями разной сложности, считаются расходным материалом и людьми третьего сорта («слабая кровь»). Но даже если ты родился безупречным – но при этом первенцем — твоя судьба незавидна. Быть принесенным в жертву кораблям Флота, превратившись в дарующий удачу огонек зоресвета. Дети, ложащиеся на алтарь, становятся одной из основной причин продолжения войны, ведь чем больше младенцев ты украдешь у врага – тем меньше нужно будет умертвить своих.
В этом мире кондовый матриархат и откровенный психоз на тему рождения здорового потомства. Родить такого ребенка – верный путь наверх в ряды аристократов-дарнов. Руководит Сотней Островов, к примеру, баба, принесшая на свет 13 здоровых младенцев. Система правления и повышения в чинах нетривиальна. Мужикам остается лишь стремиться к статусу Избранников – племенных жеребцов, обладающих «исключительной фертильностью» (хотя это латинское слово, употребленное автором, в другом мире смотрится не слишком уместно, суть передает верно).
А еще культ Флота. К фермерам, ремесленникам, охотникам, сухопутной страже, даже рыбакам, моряки испытывают натуральное презрение, пренебрежительно обзывая их «Привязанными к камню».
Любопытны игры автора с морскими терминами. Баркер старается максимально подобрать собственные версии вместо привычных нашему уху названий должностей и частей судов. Не капитан — а супруга/супруг корабля. Не якорь — а стоп-камень. Не матросы — а дети палубы. Не мачты – а позвонки. Не паруса – а крылья. И даже не ходить по морю или плавать — а летать. При этом на месте мелочи типа матросских (морских) сундучков или любимых всеми капитанами эпохи парусного флота плеток. Строят здешние суда, как вы уже поняли, не из дерева, с которым, как и с камнем, на островах напряженка, а из костей драконов. Используя также высушенные стебли, стволы некоторых растений и крепчайший клей.
Автор обеспечил нам классическое морское приключение-квест «плавание в далекие края». Что-то вроде «Хозяина» в море Юрского периода. Корабль, полный смертников, не приспособленный ни к боевым действиям, ни к продолжительным путешествиям. Отчаянная капитан/ша, берущая разгильдяев в ежовые рукавицы. Подозрительно удачная спайка команды в одно целое (за рядом исключений). Суровые будни. Подготовка к походу. Изматывающие тренировки. Опасное плавание. Ожидание встречи с кораблем заклятой вражины. Обстрелы из дуголуков, заменяющих тут артиллерию, абордажи, предательство, говорящие и приносящие удачу попугаи (пардон, мертвоптицы) и прочее йо-хо-хо!
Развитие сюжета идет не слишком рьяно, все же в планах у автора трилогия (уже полностью вышедшая на английском), будем честными, повествование можно было бы подстегнуть. А пафоса подубавить (частые вопли «Мы – Флот!», обращенные к смертничкам, начинают раздражать). В первой половине книги действия не слишком много, хотя единственное сражение смотрится вполне бодро. Тут автор скорее разбрасывает многочисленные крючки и развешивает по стенам кают арбалеты на будущее. Ростки измены, ожидание бунта и встреч с личными врагами, незаконченные дела. Все как полагается.
В дальнейшем эти линии получат логичное продолжение. С экшеном после экватора Баркер также исправляется. Показывая нам баталии на море, в частности классическую битву нескольких кораблей, с тактическими ходами, флотским братством, презрением к смерти. И на земле. Масштаб невелик, несколько сотен бойцов максимум, но градус напряжения на высоте.
Заодно Баркер медленно и последовательно погружает нас в свой мир. То познакомив с легендами о его создании. То показав поближе матерей, теряющих первенцев. То открыв некоторые нюансы властных структур и устроения социума. То погрузив в процесс заряжания и стрельбы из большого дуголука. То поставив перед проблемой налаживания отношений с Ветрогоном корабля (Говорящие с ветром – маги, управляющее дыханием Борея, нелюди, произошедшие от птиц). То озаботив союзом с местным криминалом. То позволив восхититься циклопическим хребтом, разделяющим Архипелаг на две части. Вон проплывает под водой невообразимых размеров дракон (голова как судно). А вон аракисиан уже на поверхности, ловит ветер (да они и так могут) обгоняя корабли, поднявшие все паруса (пардон, крылья). А вон уже показались желающие ему смерти – мы же помним, что человек кого угодно со свету сведет, невзирая на размеры — за долгие века появился не один вариант умерщвления аракисианов. А вон пронзающий небеса и поющий ветрошпиль, без которого ветрогоны буквально жить не могут.
Герои напротив, не стали самой сильной стороной книги. Фактически протагонистов у нас двое, все остальные создают массовку той или иной степени вовлеченности в сюжет.
А точнее один, от лица которого в основном и идет повествование.
Джорон Твайнер. 19–летний парень, познавший гибель родителей и несправедливость общества. Убивавший и получавший удары. Приговоренный к смерти и отправленный на Черное судно. Поносивший на голове шляпу супруга корабля (здешние регалии – шляпы да повязки). Слабый боец, не чужд трусости, но способен на решительные действия, когда припрет. На протяжении книги Джорон демонстрирует неплохое развитие образа. Из тряпки, слизняка, желающего лишь чтобы его не трогали, заливающегося алкоголем, не имеющего ни малейшего авторитета у команды, он становится другим человеком. Благодаря второму протагонисту Твайнер постепенно превращается в отличного офицера, а также находит абсолютно неожиданную и невозможную на первый взгляд дружбу.
Второе место по авторскому вниманию принадлежит Удачливой Миас. Первенцу повелительницы Сотни островов. Той кто живет не благодаря, а вопреки. Бесстрашная, харизматичная, жесткая. Одновременно наслаждающаяся битвой и сокрушающаяся по поводу непрекращающихся смертей. Ввязавшаяся в безумную авантюру – попытку остановить бессмысленную войну. Мы не знаем, что именно произошло у Миас с матерью, почему девушка оказалась на Черном корабле. Что добавляет образу изюминки.
По первому роману множество моментов и нюансов мироустройства остается за кадром (кроме Архипелага на карте «не бысть ничего»?), возможно следующие книги трилогии ситуацию исправят.
Эрго. Морское приключенческое фентези в стиле классиков, с любопытным фантдопущением о драконах, как строительном материале для судов, и мире, наводненным хищниками.
Конец пятого столетия. Персия. В державе неспокойно. Голод, набравшие силу соседи, внутренние распри, противостояние среди властной верхушки. Все больше угроз нависает над государством арийцев.
И все больше людей прислушиваются к словам жреца Маздака. Того, кто предлагает неслыханное: «Всем поровну!».
И все больше тех, кому речи жреца не по нутру. А значит, добром дело не кончится.
Морис (французское имя в честь Дня Парижской Коммуны) Давыдович Симашко (по отцу Шамис) в жуткие тоталитарные времена считался одним из лучших авторов, пишущих на историческую тематику. Писателем, не позволяющим себе больших отступлений от истины, по мере сил соблюдающим историческую достоверность. За роман «Семирамида», к примеру, Морис в 1988 году был выдвинут Казахстанским ПЕН-клубом на Нобелевскую премию.
Наиболее Симашко известен своими романами и повестями на тему среднеазиатской истории (он долгое время жил и работал в Казахстане).
Взглянем поближе на один из них.
Книга до чертиков атмосферная, но не всегда дружелюбная к читателю.
Сперва о приятном. Симашко тщательно и скрупулезно выстраивает перед нами картину жизни Персии 5-го столетия.
Зеркальный серебряный царский дворец в черной оправе площади. Громогласные трубы-карнаи. Живые львы у трона. Царь царей в сиянии фарра (имейте в виду: никаких изъянов, уродств у властителя быть не должно, дабы не окривели мысли его). Особенности приема во дворце. Большой Царский Совет, где представлены все три сословия державы. Отношение к неверным. Базары, переполненные нечистотами, лошадьми и рабами. Персидская кухня. Презрение высших к остальному люду (к ним даже не ревнуют). Конфликты между христианами и иудеями. Несторианские церкви без украшений (ведь в пещерах одержало победу слово божье). Обычаи персов, в частности предложение гостю «необходимой на ночь женщины», после чего тот с хозяевами считаются родственниками.
Семилетний голод. Жирующие богатеи. Трупы бедняков, умерших от голода, нетронутые плоды на деревьях, ухающие с заборов совы (персы не понимают воровства, не едят ночных птиц). Места, куда стаскивают тела — пустыри и Башни Молчания, полные птиц-падальщиков. Река Тигр с мутной нечистой водой. Квартал скорняков, который нельзя проехать, не закрыв нос от вони. Юные цыгане-воришки. Веревки с тремя узлами (Добрая Мысль, Доброе Слово, Доброе Дело) на голом теле правоверных огнепоклонников (эдакий вариант четок).
Возникновение бунта, преображающегося в революцию. Ее развитие и вырождение, обращение в свинью, пожирающую своих детей. Пена, выносящая на поверхность маргинальные элементы, получившие возможность грабить и насиловать. Убийства, преследование мыслящих инако, появление местных чекистов, еще более жестоких, чем у нас. Впрочем, все революции изрядно похожи друг на друга.
Колорит того времени зашкаливает. Кроме вступления от лица византийского сенатора, остальной роман написан с точки зрения обычного чиновника-диперана, причем христианина.
Человека, пишущего историю. Неудивительно, что в современность постоянно вклинивается прошлое. Устами героя автор рассказывает о возникновении Страны арийцев,
ее философии, религии огнепоклонников, сказках, песнях, героях, царях и притчах. Абрам регулярно вспоминает легенды, записывает песни, размышляет о преданиях.
А ведь нас еще ждет путешествие в Туран и Византию.
С материалом и антуражем Морис поработал «на ура».
Из персонажей максимум внимания уделяется основному протагонисту.
Авраам, он же Абрам. Оставшийся сиротой после смерти родителей при погроме. Отлично чувствующий языки, способный понять практически любое наречие после недолгого общения с носителем. Способности почти экстрасенсорные. Получивший место чиновника при дворе царя царей. А вслед за этим и поручение составить историю династии Сасанидов. Авраам классический книжный червь, сроду не отнимавший чужой жизни, долгое время не знавший женщины. Он своеобразный наблюдатель, глазами которого читатель воспринимает мир романа. С ним же связана фактически единственная в романе любовная история (не считая Роушан).
О том, чье имя получил роман, мы узнаем гораздо меньше. Маздак — Источающий свет Мазды. Мобед — жрец огня. Один из первых социалистов в истории. Харизматичный, искренне верящий в свои идеи, слова. Говорящий против жадности и своекорыстия. Убежденный в том, что зло исчезнет, когда на земле все будет распределено поровну. А земля вода и огонь, из которых составлен мир, не принадлежат никому. Способный увлечь за собой тысячи. Попавший под гнет жаждущих крови соратников. Осознавший, что все не так просто, как ему казалось. Поздно.
Также охота отметить авторские размышления о торговле как главном деле в мире, натуральном двигателе истории. Обмене плодами рук человеческих как основе всего, сфере деятельности, отвечающей за войну и мир. Да, эти тезисы автор вкладывает в уста еврея, но так ли уж сильно он неправ?
О первобытной гордыне, мешающей проявлять истинно человеческие качества. Об убийстве, которое никогда не приводило людей к счастью. О том, что правда утверждается не мечом, ее сила в чистоте и не терпит крови. А насилие, притягивающее к себе лживых, никогда не станет выходом.
Сколько уж твердят об это миру, и все не впрок.
С заслуженными комплиментами покончили, теперь, о том, что мешает при чтении.
Масса терминов, имен, названий, должностей того времени непривычных западному уху. Один «эрандиперпат» чего стоит! Автор употребляет их с самого начала в огромных количествах. Такой прием, согласитесь, неизбежен, добавляет антуража, к нему потихоньку привыкаешь.
Хуже другое. Временами ровное доселе изложение становится откровенно рваным. Описание будто обрывается на полуслове, действие перескакивает, а размышления и легенды сложновато отличить от происходящего здесь и сейчас. Такой стиль далеко не всем по нутру. Короткие фразы, порой оборванные главы, будто выхваченные из жизни часы, даже не знаю причислить к достоинствам или недостаткам. Решайте сами.
Под конец пара филологических приколов, из серии: кстати, о возникновении слов.
-Гуркаганы – «волчья кровь» — заключенные за грабеж, убийство, роющие под землей водопровод. Теперь понятно, откуда взялись уркаганы или попросту урки.
-Воины-гурганцы – «волкоголовые», прозванные так за волчьи хвосты на башлыках, известные также как гургасары или просто гусары. «Пей, значит, вино из полных чар».
Эрго. До ежиков антуражное путешествие в 5 век. А вот к авторскому стилю есть вопросы.
Спортивный агент Майрон Болитар предполагал, что исчезновение Кэти Калвер, невесты одного из его подопечных, может «аукнуться». Но кто мог подумать, что в этом странном деле окажется замешано столько народу. От родственников пропавшей, ее учителей, до чертовски опасных криминальных авторитетов.
И теперь Майрону нужно придумать, как выпутаться из ситуации, угрожающей не только его репутации, но и самой жизни.
Харлан Кобен один из известнейших американских современных детективщиков, по чьим романам и сценариям поставлен уже не один фильм и сериал (вспомним хотя бы «Не говори никому», «Безопасность», «Невиновного») . А будет еще больше, спасибо Нетфликсу.
«Нарушитель сделки» (1995) дебютный роман писателя, открывающий цикл (единственный в его творчестве, остальные книги сами по себе) о Болитарах, насчитывающий на сегодня уже больше десятка романов.
Перед нами типичный представитель «крутого детектива», помещенный в не слишком типичную для нас атмосферу бытия и особенностей работы американских спортивных агентов.
Именно этот антураж становится поначалу самым любопытным аспектом романа.
Переговоры с хозяевами клубов. Битвы за контракты. Улаживание различных нюансов жизни подопечных. Шантаж и угрозы от конкурентов. Сражения за перспективных новичков. Психологические изыски в работе с молодыми талантами.
Плюс нюансы американской спортивной жизни с ее университетскими командами, любителями, профессионалами, травмами, взлетами и падениями. Любопытственно.
К сожалению, читать «Нарушителя», особенно в первой половине книги нелегко. Язык. Он весьма тяжеловесен, местами коряв и портит изрядную часть впечатления от происходящего.
Налицо старая недобрая тенденция – когда не знаешь, кого обвинять: автора или переводчика. Впрочем, судя по откровенным ошибкам, вина второго налицо. К примеру, ситуация с прошлым Эсперансы. По описанию девица занималась то ли реслингом, то ли боями без правил типа MMA. При этом переводчик упорно именует дела давно минувших дней армреслингом и борьбой на руках. Сбивает.
Со временем, понятное дело, к стилистике привыкаешь, и на первый план выступает интрига. Общая канва романа стандартна для крутого детектива: мафия, конкуренты, роковые красотки. Но в деталях хватает неожиданностей. О спортивной подоплеке я уже сказал. Вдобавок ГГ конечно крут, но есть изрядно круче, как среди положительных, так и среди отрицательных персонажей. Для силовых воздействий рядом с Майроном имеется друг, а «давний знакомый»-злодей «по определению» сильнее, искуснее в драке, и об этом все прекрасно знают.
Интрига в романе «на уровне». Постепенно в сюжет подвязывается все больше линий, возникает множество зацепок и действующих лиц. Болитар, не чуждый в прошлом сыскному делу, собирает информацию, делает выводы, разговаривает со свидетелями. Параллельно отбиваясь от и улаживая дела с представителями нью-йоркского дна.
Детектив построен вокруг излюбленной кобеновской «фишки» — почти все свои работы писатель закручивает с помощью исчезновения и тайн прошлого. Также полюбляет Харлан в финале огорошить читателя одним из наименее напрашивающихся вариантов развязки. Что приятно, автор честно дает возможность нам с вами самостоятельно докопаться до истины. Когда после прочтения восстанавливаешь картину событий – ясно всплывают ключевые точки, по которым можно догадаться кто злодей. Логика в порядке, авторских передергиваний практически нет.
Ну а то, что без Deus ex machina Харлан не обошелся – это дело такое. Благо здешний рояль практически всегда в распоряжении протагониста. Что делать будем? Завидовать, ну повезло Майрону с товарищем.
Дополняется сюжет колоритом Большого Яблока, как-то кварталом красных фонарей, или подноготной индустрии секса по телефону.
Герои каши не портят, радуют любопытными особенностями, но далеко не идеальны.
На переднем плане двое из них.
Майрон Болитар. Некогда звезда баскетбола, вынужденная закончить со спортом из-за травмы. Два года назад устремившийся в бурные воды околоспортивного сообщества. До этого сотрудничавший с ФБР. Причем, чем именно Майрон там занимался, неведомо ни его окружению, ни читателям (упоминается, что он трудился сыщиком, но это явно не все). 31-мужчина до сих пор живущий с родителями (для Запада ситуация не слишком обычная). Ненавидящий свое имя. Активно занимающийся тхеквондо. Достаточно трепетно относящийся к своим игрокам.
Его друг Уинздор Хорн Локвуд Третий. То самое силовое прикрытие. Шикарный боец. Бешеный, бескрышный, убивающий не моргнув глазом. На первый взгляд – идеальный образец «американских белых», сопровождаемый крикетным загаром и запахом денег. Специалист по инвестициям, ценным бумагам.
Да красавицу Джессику — писательницу «оригинального жанра, работающую на грани приличий», а заодно сестру Кэти и любовницу Майрона можно упомянуть.
Эрго. Приятный детектив в любопытном антураже американского спорта. С языком/переводом бы разобраться, стало б еще лучше.
Альтернативная Англия 21 века, где ночью по улицам бродят смертельно опасные призраки. И лишь подростки, не утратившие восприятие, способны справиться с незваными Гостями.
Недоросли дерутся с привидениями, частенько погибая во время сражений, а сливки снимают, как обычно, взрослые. Ведь юные агенты работают под присмотром старших товарищей.
Все, кроме Локвуда и компании. Двух парней и одной девушки, которые однажды получают в руки опасную и важную информацию.
Англичанин Джонатан Страуд известен двумя подростковыми фантастическими циклами, причем в обоих дело происходит в альтернативной мистической Британии: «Трилогией Бартимеуса» и Локвудом с компанией. Романы Джонатана увлекательны и недурно написаны, представляя собой образец качественной young adult, интересный не только целевой аудитории.
Сериал под эгидой Нетфликса не поражает особыми спецэффектами, оставляя бюджетное впечатление (и это, мягко говоря), беря свое приятное троицей героев.
Люси (Стоукс). Девушка, слышащая призраков. Проявившие свои мистические таланты с самого детства. Использующаяся матерью как источник дохода. Резко порвавшая с родительницей, бросившись искать работу в агентствах столицы. Обладающая недюжинной восприимчивостью и уникальным талантом. Пухленькая девица, типажом чуток напоминающая гномку-Китнис. С Люси мы познакомимся наиболее подробно, вплоть до обширного флеш-бека на полсерии.
Локвуд (Чепмен). Много о себе мнящий, пижонистый модник с претензиями, обаяшка, не дурак пошутить. Ставший сиротой в 6 лет. Владелец лондонского дома, оставшегося от родителей. Скрывающий тайны прошлого, таящиеся в запертой комнате.
Джордж (Хаджи-Хешмати). В меру асоциальный друг-очкарик. Исследователь, любящий экспериментировать с потусторонним. Происходящий из большой семьи инженеров, жаждущий выяснить буквально все на свете.
Перед нами обычные подростки – попугаистые, порывистые, не особо умные, полные гормонов, горделивые, сражающиеся с авторитетами, делающие глупости. Корректно сыгранные, вызывающие сопереживание и сочувствие. Главные герои активно взаимодействуют, радуют химией, развитием образов и отношений.
Мир сериала несколько уступает персонажам. Альтернативная Англия в сериале прописана слабенько. Кое-что нам покажут, а точнее расскажут, что сложно назвать лучшим кинематографическим приемом. Несколько десятилетий назад тут случилась некая Проблема, сути которой долгое время не раскрывают. Мы видим лишь последствия. Отныне ночные улицы стали чертовски опасным местом. Их заполонили Гости – призраки, несущие смерть.
И не только улицы. Привидения появляются на кладбищах, в особняках – всюду, где случилось нечто плохое. А таких мест хватает.
Взрослые не способны противодействовать Гостям — у них притуплено восприятие. И лишь некоторые из недорослей, обладающие Талантом (который с взрослением угасает), могут ощутить присутствие призраков, увидеть, услышать Гостей, защититься от них. Борьба с призраками, в целом, идет по лекалам незабвенного «Супернатурала». Железо, соль, серебро – лучшие ингредиенты от сверхъестественного. Но есть и главное оружие здешних призракоборцев, которого не было у Винчестеров – рапира. Плюс широко используются цепи, составляющие защитный круг, взрывчатые вещества, огонь, серебряные и соляные бомбочки, магниевые вспышки, и прочая химия на страже человечества.
Жаль, поставлены сражения с привидениями (да и сами призраки) не слишком зрелищно, бюджет, как я уже сказал, не впечатляет.
В наличии также любопытные элементы здешнего социума, вроде старьевщиков — отбросов человечества, собирающих предметы, связанные с потусторонним, продающих их на черном рынке. Любителей призраков – людей, считающих, что люди должны не уничтожать, а приветствовать Гостей. Научной классификаций Гостей. Памятников молодым агентам, «отдавшим жизнь чтобы мы спали без страха». Жесткого комендантского часа, вступающего в дело после заката. Ночной стражи, отличающейся «минимальной зарплатой и продолжительностью жизни».
И, конечно, Департамента Парапсихологических исследований и контроля – серьезной правительственной организации, курирующей подростковые Агентства, являющейся самой важной силой альтернативной Англии.
Может порадовать сериал элементами детектива: за время сериала Локвуд с друзьями расследуют несколько дел, требующих докопаться до сути, порой коренящейся в преступлениях прошлого, совершенных еще до Проблемы.
Легким налетом хоррора, пускай ничего особо пугающего нам не покажут, атмосфера временами нагнетается достаточно удачно.
Поднятием ставок, когда нашим героям начинают угрожать не только потусторонние силы, но и существа из плоти и крови, которые будут поопаснее Гостей.
Стоит также отметить тактическую интригу, связанную с тайной комнатой Локвуда. И стратегическую – что же именно скрывается под именем Проблемы, что стало причиной появления Гостей? Тут постановщики не стесняясь, заигрывают с теориями заговора, порицают беспринципных богачей и коварных взрослых, использующих наивных подростков.
А также темноту и полумрак, царящую на экране 90 процентов времени. Яркость на максимум — и даже с этом случае далеко не все разглядишь.
Эрго. Подросковая альтернативка по качественному первоисточнику с приятными персонажами и атмосферой. А вот бюджетность и недостаточное раскрытие мира к удачам не отнесешь.
Режиссер: Уильям МакГрегор, Катрин Морсхэд, Джо Корниш
В ролях: Руби Стоукс, Кэмерон Чепмен, Али Хаджи-Хешмати, Иванно Джеремайя, Джек Бандейра, Люк Тредуэй, Морвен Кристи, Сандра Хаггетт, Бен Кромптон, Хейли Конаду, Пэдди Холланд, Рианна Доррис, Джемма Мур
Т'чала умер. Черной пантеры больше нет. И цивилизованный мир не против воспользоваться кажущейся слабостью Ваканды. Тем паче, что вибраниум, как оказывается, можно отыскать не только в ее землях.
А, к примеру, на дне Атлантического океана.
Правда, он вовсе не бесхозный. А принадлежит подводной империи Талокан, населенной синекожыми ихтиандрами, возглавляет которых летающий мутант Кукулькан.
Парень, жаждущий сокрушить весь сухопутный мир.
Вот и подошла к завершению четвертая фаза киновселенной Марвел.
Ее завершением стало продолжение истории Черной пантеры. Правда, уже без Боузмана и Т'чалы. Актер, а вслед за ним и персонаж безвременно покинули бренный мир.
Но Ваканда жива – ведь она навеки!
К сожалению, новую историю королевства с вибраниумом шедевром не назовешь.
Структура ленты на удивление аморфна, огорчает поразительно дубовыми персонажами и даже для Марвела суперпафосными, до зубовного скрежета диалогами. А вот экшена, напротив, не сады.
Постановщики долго и трепетно прощаются с ушедшими героями. Тихой печалью, временами перерастающей в яростную жажду мести и обратно, лента пронизана до корней. Тема возмездия и вовсе становится фактически основной в фильме. Возмездия и отказа от оного. Точнее от доведения мести до полного и окончательного финала. Подход правильный, создатели ленты заставляют героев прийти к пониманию тлетворности и ущербности идеи мести до конца. Пониманию того, что надо менять устаревшие подходы "око за око", и если человечество хочет уцелеть, не развалившись на куски в вечных войнах под девизом возмездия, нужно остановиться. Удержать руку, готовую нанести очередной последний, смертельный удар.
Ну и не первый раз поднимающаяся линия с козлами-политиками европейских и американских держав, готовых на что угодно ради ресурсов – по-прежнему радует. Как и мысль о том, что сильным мира сего стоит придержать желание грести под себя, а то можно и по носу получить.
За морально-этическую подоплеку Пантере респект.
А вот за воплощение – нет.
Практически все актеры (а 98 процентов каста это чернокожие дамы), жутко переигрывают. И я сейчас не о любопытных похоронных традициях, должных проходит непременно радостно, с песнями и плясками, а именно об актерской игре уровне провинциального погорелого театра. Лицедейки в подавляющем большинстве деревянны, неловко держатся в кадре, ведут себя нарочито и грубовато. Пафос с экрана льется буквально потоками, каждое слово даже не произносится, а навеки впечатывается в гранит истории. Парней, писавших диалоги, нужно немедля уволить без выходного пособия – люди так не говорят. Сейчас даже в комиксах так не говорят.
А во время корявых «душевных бесед» рука так и тянется к телефону полистать новости. Жуть.
Разве что за несколько юмористических этюдов, типа «универа уровня вакандской сельской школы», или американцев, на чей счет вакандцы «нисколько не тревожатся»
можно накинуть бедолагам пару вистов.
Действие чертовски затянуто, посвящает массу времени рефлексиям героинь, вопросам «кто виноват и что делать». И если на африканско-вакандские пейзажи, небоскребы в окружении девственной природы, можно смотреть сколько угодно, то терзания Шури с королевой скоро начинают надоедать.
Немало надежд постановщики явно полагали на новую непонятно откуда взявшуюся расу, жутко похожую на коротышек-нави. Да, несколько любопытных моментов у потомков майя имеется. Небрежно прорисованная столица Талокана, и подводный мир, в подметки не годящийся работе Кэмерона. Колоритные заместители-полководцы Кукулькана. Водные бомбы. Дыхательные маски с водой. Горбатые киты и косатки, подобно десантным подлодкам выбрасывающим десант на берег.
Не густо, но на безрыбье и рак осетр.
Тем паче, как я уже сказал, активного действия постановщики пожалели. Короткие сцены с кораблем, наемниками, чуть более продолжительные драка на мосту (тему с возрожденными воинами так и похоронили?) и атака Ваканды. Ну и непременный финальный махач. До чего же забавно, хотя и красиво, не спорю, смотрятся в наше время серьезные потасовки с использованием холодного оружия. Как бы упростил дело крупнокалиберный пулемет, установленный на носу «Леопарда». Сколько бы не пыжились вакандские дамы и синекожие ихтиандры, против пули переть сложно.
Для двух с половиной часов хрономеража – движухи «как украли».
Актеры, как вы уже поняли, отрадой ленты не становятся.
Шури (Райт ). Зажата, скована, явно не в своей тарелке. Причем не скажешь, что бездарность – обычно это живая, полная энергии девочка. Видать играть скорбь, и пребывать на первых ролях – сложнее, чем кажется. Персонаж, меж тем далеко не пропащий, явно готовящийся для участия в последующих марвеловских «фазах».
Из остальных дам кое-как припоминается королева (Бассетт) с ее «гордым профилем и твердым шагом».
Да экспрессивная Накия (Нионго), которой тут, по большому счету, свое мастерство показывать негде.
Ну и у амбалистого М`Баку (Дьюк) имеются пару забавных сцен.
Кукулькан, он же Нэмор (Уэрта). Странноватый долгоживущий мутант, сперший крылышки у Гермеса, вдобавок сменявший их по пути с птичьи на рыбьи. Колоритный мужик, но чего-то откровенно не хватает, да и экстерьером не поражает. Эдакое живое божество для своего народа. Парень, презрительно относящийся к сухопытным и собирающийся нанести превентивный удар по всем странам разом. Что не лучшим образом говорит о его мозгах, даже при наличии вибраниума.
Из белых лицедеев больше минуты мы увидим только Мартина Фримана. Постаревшему хоббиту тут откровенно скучно.
Эрго. Вялое прощание с четвертой фазой. За мораль плюсик, к остальному есть большие вопросы.