Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Zivitas» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы:  1 [2] 3  4  5  6  7  8  9 ... 14  15  16

Статья написана 6 ноября 21:47

Переходим к белорусской "Мухе-певуха" (одна книжка) и украинской "Рукавичке" (много книжек). Мы уже смотрели русскую-украинскую-белорусскую версии в исполнении Рачёва (тут). Сейчас у нас разные отечественные художники.

Начнём с белорусской версии, раз книжка с ней только одна.

Напоминаю, что белорусская "Муха-певуха" — это про то, как животные постепенно присоединяются к мухе, которая едет на прогулке в собственном экипаже, запряжённом комарами. Потом им встречается невоспитанный волк и прерывает веселье. Очень похоже на то, как у Чуковского звери "едут и смеются, песенки поют", пока не встречаются с неприятным типом. Может, и название "Муха-цокотуха", у Чуковского тоже отсюда?

У меня в коллекции — последняя советская книжка: сдано в набор 12.10.90, подписано в печать 26.06.92, на титуле стоит 1993. Тираж всё ещё 300.000 экз. Художница из Беларуси — Н.Поплавская — на Фантлабе представлена (https://fantlab.ru/art1365). Книжка вот такая (на Фантлабе не нашёл):

"Муха-певуха". — Худ. Н.Поплавская. — М.: Малыш, 1993.

"Муха-певуха", 1993
"Муха-певуха", 1993

Звери — в кои веки — одеты не в дерюжки, а в фантазийные барочные одежды. Концепция традиционная: звери по одному представляются всё более разрастающейся компании. Редактор уже спустя рукава работал — в конце перепутаны две иллюстрации: заяц просится в коляску, в которой он уже сидит, а волк останавливает экипаж, в котором зайца ещё нет. Позднесоветская петля времени.

Чем не Муха-цокотуха?
Чем не Муха-цокотуха?
Мышка очень нарядная
Мышка очень нарядная
Петля времени: Заяц сам себя увидел в прошлом
Петля времени: Заяц сам себя увидел в прошлом
Волк — эффектный разбойник
Волк — эффектный разбойник


Перейдём к украинской "Рукавичке". Эту сказку у нас любят, издают часто. Напоминаю сюжет: холодной зимой человек (крестьянин или охотник) пошёл в лес с собакой, потерял по дороге рукавицу, в неё последовательно набиваются звери от мышки до медведя (кабан обязательно присутствует). На обратном пути собака находит потерянную рукавицу и лаем выгоняет всех зверей. Человек забирает рукавицу и продолжает свой путь.

В "Рукавичке" на первый план выходит проблема размещения персонажей в тесном пространстве. В русском "Теремке" она как-то забылась: звери у художников часто вообще во дворе развлекаются. А тут зима, холод — смысл именно в том, чтобы во внутрь рукавички спрятаться. Вот художники и решают эту пространственную задачу.

Первая книжка современная, вот такая:

"Рукавичка". — Худ. Т.Соловьёва. — Волгоград: Учитель, б/г.

"Рукавичка", худ. Т.Соловьёва
"Рукавичка", худ. Т.Соловьёва

Картинки неоригинальные, т.е. их даже ужасными назвать нельзя — они вообще ничего из себя не представляют. Но показать надо как пример современного понимания иллюстрирования некоторыми издателями (не только бедными провинциальными).

Начало заселения рукавички
Начало заселения рукавички
Последний этап уплотнения рукавички
Последний этап уплотнения рукавички
Освобождение жилплощади
Освобождение жилплощади


Вторая книжка тоже современная:

"Рукавичка". — Худ. В.Тихомиров. — М.: Звонница, 2005.

"Рукавичка", худ. В.Тихомиров
"Рукавичка", худ. В.Тихомиров

Здесь с оригинальностью получше — и текст рукописный, и картинки старательные. Рисунки в чём-то напоминают условную манеру такого художника как К.Овчинников (см. тут). Раскрыта тема тесноты.

Начало заселения рукавички
Начало заселения рукавички
Последний этап уплотнения рукавички
Последний этап уплотнения рукавички
Освобождение жилплощади
Освобождение жилплощади


Ну, ладно, переходим к шедеврам. Легендарные художники: Э.Булатов (https://fantlab.ru/art2183) и О. Васильев (https://fantlab.ru/art649). Мне кажется, что в истории они останутся не из-за своего авангардизма в большой живописи, а благодаря иллюстрациям в советской детской книге.

Вот такая букинистическая книжка:

"Рукавичка". — Худ. Э.Булатов и О. Васильев. — М.: Малыш, 1977.

"Рукавичка", худ. Э.Булатов и О. Васильев, 1977
"Рукавичка", худ. Э.Булатов и О. Васильев, 1977

Весь эффект рукавички обыгран в несложной форме обложки, внутри — обычная небольшая книжка с альбомной ориентацией страниц. Концепция иллюстраций — как для русского "Теремка". Показан герой, ещё не принятый в состав жильцов, а следом — его развлечения в помещении. Герои, как положено, в национальных костюмах. Тема страшной тесноты (медведь в варежке!) не раскрыта. Рукавичка изначально просторная была.

Заяц с бандурой
Заяц с бандурой
Первые жильцы
Первые жильцы
Волк
Волк
Волк-кашевар
Волк-кашевар
Медведь
Медведь
Кабан разделяет Волка и Лису
Кабан разделяет Волка и Лису
Побег из Рукавички
Побег из Рукавички

Есть другая версия "Рукавички" тех же художников. Первоисточника не видел, не знаю, это ранняя или поздняя версия "Рукавички". У меня вот такое современное переиздание

"Сказки о животных". — Худ. Э.Булатов и О. Васильев. — М.: Астрель, 2012.

"Сказки о животных", худ. Э.Булатов-О. Васильев
"Сказки о животных", худ. Э.Булатов-О. Васильев

Эта книга есть на Фантлабе (https://fantlab.ru/edition186837). Концепция иллюстраций та же. История переориентирована с горизонтального на вертикальный размер книги. Но сделано это не механически — версия всё же получилась другой (при полном сохранении облика персонажей). В этой версии Волк бросает на Лису нежные взгляды — жаль, что у них опять ничего не получилось. Композиция уплотнилась. Рукавичка изнутри и присоединяющиеся персонажи теперь на одном развороте — восприятие совсем другое. Ну, у мастеров всегда так: не могут внести только технические изменения.

Ещё вдвоём, но Заяц уже близок
Ещё вдвоём, но Заяц уже близок
Волк кашеварит, а Кабан уже на подходе
Волк кашеварит, а Кабан уже на подходе
Кабан больше не препятствует сближению Волка с Лисой
Кабан больше не препятствует сближению Волка с Лисой
Побег из Рукавички
Побег из Рукавички


Статья написана 5 ноября 12:51

Карикатуристы — термин условный. Просто Г.Огородников как самый яркий представитель этого направления мне с детства был известен как художник "Крокодила". Может быть, точнее было бы назвать направление "мультяшным" (где образцом для графики были "Ну, погоди!"), но не уверен, что представленные художники были известны именно как аниматоры.

Вообще-то и первые иллюстрации к советским книжкам рисовали карикатуристы ("Крокодил" Чуковского — худ. Ре-Ми, 1919) или мастера авангарда в кинематографической манере ("Мойдодыр" Чуковского — худ. Ю.Анненков, 1922). Но то направление в детской иллюстрации, о котором хочу рассказать сегодня, появилось, как мне кажется, в 1970-е гг. Отличительные признаки этого направления: персонажи становились всё более условными и очеловеченными (по сути на фигуру человека просто помещается голова зверя) — обратите внимание на строение задних ног у зверей: почти у всех (кроме Огородникова) коленный сустав изгибается как у человека. При этом персонажи не обязательно "пупсовые", но всегда очень забавные, т.е. карикатура тут добрая. Ну а показ тяжести крестьянской жизни (несмотря на наличие зипунов) или ассоциации с советскими реалиями общественной жизнью исчезли совсем.

Раз упомянул первым Германа Огородникова, с него и начну. Художник известнейший, очень самобытный, на Фантлабе представлен (https://fantlab.ru/art1390). У меня современное издание сказок большого формата, проиллюстрированное Огородником (именно этого издания на Фантлабе не нашёл):

"Русские народные сказки". — Худ. Г.Огородников и Е.Огородникова. — М.: Издательский дом Мещерякова, 2010.

Г.Огородников, 2010
Г.Огородников, 2010

Картинок немного, но они насыщены забавными подробностями, так что разглядывать их можно долго.

Мирная жизнь накануне
Мирная жизнь накануне
Конец мирной жизни
Конец мирной жизни


Следующая — Т.Никитина. На Фантлабе про неё — подробная заметка (https://fantlab.ru/art154). Издание сказки у меня такое:

"Теремок". — Худ. Т.Никитина. — М.: Детская литература, 1988 (в серии "Мои первые книжки").

"Теремок", Т.Никитина
"Теремок", Т.Никитина

В этом цикле у художницы попытка отойти от общей схемы: отдельное представление каждого жильца отсутствует, даются картины занятий и игр зверей, когда круг участников незаметно расширяется. Только Медведь противопоставлен всем персонажам

Заяц с морковкой
Заяц с морковкой
Волк в чепчике
Волк в чепчике
Медведь в репьях
Медведь в репьях


Следующий — художник В.Курчевский. На Фантлабе упомянут (https://fantlab.ru/art9819). У меня современное переиздание советской книжки:

"Теремок". — Худ. В.Курчевский. — М.: Стрекоза, 2016.

"Теремок", В.Курчевский
"Теремок", В.Курчевский

Здесь концепция иллюстраций традиционная (постепенное персональное знакомство с каждым новым жильцом). Картинки поданы по одной схеме: на развороте слева представлен новый персонаж, а справа — то, как он вписался в общую компанию.

Заяц
Заяц
Волк
Волк
Медведь
Медведь


Завершает обзор художник Валерий Бухарев. Упоминается на Фантлабе (https://fantlab.ru/art6747). И даже его "Теремок" в базу включён (https://fantlab.ru/edition229609). Художник интересный. Я его у букинистов не пропускаю. Соавтор Бухарева — художник Л.Юкина тоже упомянута на Фантлабе (https://fantlab.ru/art18022).

"Теремок". — Худ. В.Бухарев и Л.Юкина. — Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1984.

"Теремок", В.Бухарев
"Теремок", В.Бухарев

Картинки поданы по той же самой схеме, что у Курчевского.

Заяц
Заяц
Волк
Волк
Медведь
Медведь


Статья написана 4 ноября 09:41

Понимание того, какие художники являются продолжателями сказочной манеры Ю.Васнецова, пришло ко мне случайно. Казалось бы, дело Ю.Васнецова продолжают те, кто работает в манере лубка. Но в этой манере рисовали, например, мои любимые детские художники В.Стацинский (тут) и В.Вагин (тут) — так вот, ничего общего! Ю.Васнецов опять оказался хитрее. У него всё слишком душевно по сравнению с угловатым народным творчеством. Притом Ю.Васнецов бывал очень разным даже в пределах одного этапа своего творчества. Вот такие у него в Интернете нашлись отдельные листы к "Теремку" (я их ещё не показывал). Очень разная техника и настрой в картинках.

Ю.Васнецов: плоскостно-примитивистский
Ю.Васнецов: плоскостно-примитивистский
Ю.Васнецов: объёмно-романтический
Ю.Васнецов: объёмно-романтический

Глядя на правый рисунок, я вдруг понял, где видел такое тихое вечернее свечение и такие спокойные и умные лица зверюшек. Это оказался "Теремок" известного художника А.Елисеева. Не знаю, в каком году были созданы им картинки — Елисеева отношу к советскому периоду книжной иллюстрации. У меня такое современное издание:

"Теремок". — Худ. А.Елисеев. — М.: Нигма, 2015.

"Теремок", худ. А.Елисеев
"Теремок", худ. А.Елисеев

Правда, похоже? Здесь сходство не только по настроению, но и по технике. Ну, по крайней мере, я больше не мучаюсь с тем, к какому направлению относится Елисеев — а то как-то ускользал он от меня, чем очень раздражал. Теперь-то я картинки Елисеева точно полюблю. Концепция цикла в традиционном ключе: звери последовательно входят в повествование. У Елисеева все они добрые, включая Медведя.

Пришёл заяц
Пришёл заяц
Волк вливается в круг друзей
Волк вливается в круг друзей
Ура, добрый Медведь!
Ура, добрый Медведь!
Роковая случайность
Роковая случайность

Вторая книжка, которую я отнёс к продолжению васнецовской линии — это сборник, в котором есть "Теремок":

"Кот и лиса. Русские народные сказки". — Худ. Е.Ларская. — М.: Детская литература, 1991.

"Кот и лиса", худ. Е.Ларская, 1991
"Кот и лиса", худ. Е.Ларская, 1991

Иллюстрации воспроизведены "Детской литературой" в современном переиздании (https://www.labirint.ru/books/463428/), там даже и цвета поярче. Но утрачена первоначальная концепция оформления книги в целом. Детские книги второй половины 1980-х гг. очень интересны, поскольку молодые художники обещали новую эпоху в иллюстрации (и это было естественное развитие, а не влияние перестройки). Новая эпоха наступила другая, и эти книжки ничего не породили — они как будто повисли в пустоте. Современные художники (которые самобытные) выросли из других традиций. А те книжки — последние советские — так и висят где-то в безвоздушном пространстве и загадочно мерцают.

Книжка, которая есть у меня, может быть, и не самый яркий выразитель этой нереализованной тенденции, но интересна уже тем, что по-новому оформлена: содержит квази-форзацы, ещё какие-то вступительные развороты (это в мягкой-то обложке!). Как известно, долгие полиграфические вступления (пустые листы, в том числе) придают книге торжественность и простор.

Форзац
Форзац
Вступительный разворот
Вступительный разворот
Титульный разворот
Титульный разворот

Художница — Е.Ларская. На Фантлабе она упоминается (https://fantlab.ru/art5428). Но в книжке сказывается и рука художественного редактора — О.Кондаковой (на Фантлабе: https://fantlab.ru/art1192).

Иллюстрации такие: образ Теремка (этот образ для всего сборника использован) и одна картинка к самой сказке. Характерно, что выбран сюжет о внутренней жизни сообщества зверей — как они совместно время проводят. Приём последовательного появления персонажей отброшен как заезженный.

Теремок
Теремок
Пир толерантности
Пир толерантности

Звери в человеческие одежды не одеты. Они вообще не игрушечные: волк вполне себе хищен (да ещё и с ножом), но ведь уживается с зайцем (без сюсюканья). Что это была за идея? Наверное, "хоть мы и разные — мы всё равно можем жить вместе". Как раз для 1991 года...


Статья написана 2 ноября 18:04

Понятно, что "Теремок"- сказка, которую активно иллюстрировали. Книжек советского периода имеется много помимо тех, которые мы уже посмотрели. У меня, конечно, есть только небольшая часть "Теремков", но всё-таки можно сделать какие-то обобщения. Очень условно я разбил книжки на несколько групп и сегодня представляю художников, которые рисовали сказочных зверей в условно-натуралистической манере (как Рачёв) или в условно-пупсовой манере (как поздний Е.Чарушин).




Сначала о хорошо (правдиво) нарисованных зверях, одетых в человеческие одежды и обладающих ненавязчивыми человеческими чертами. Это художник А.Комаров. Присутствует на Фантлабе (https://fantlab.ru/art5844). Иллюстрированные им сказки в последние время стали переиздавать. У меня вот такое современное издание:

Теремок (худ. А.Комаров). — М.: Облака, 2015.

"Теремок", худ. А.Комаров
"Теремок", худ. А.Комаров

Комаров, конечно, хронологически никакой не продолжатель дела Рачёва, поскольку он и старше Рачёва, и свой "Теремок" издал в 1948 году (https://kid-book-museum.livejournal.com/9...), т.е. до того, как появились известные всем сказки с картинками Рачёва. Точнее было бы для второй половины 1940-х гг. как раз говорить о противопоставимости манеры Комарова и Чарушина, но имя направлению даёт его самый известный представитель, а это всё-таки Рачёв. Ну вот такая несправедливая Судьба...

Комаров современник, скорее, дореволюционных книжных иллюстраторов (родился в 1879 году, вполне мог бы с Нарбутом анти-царистские сказки рисовать). Звери у него серьёзные, судьба у них тяжёлая — крестьянская. Персонажи у Комарова одеты в народные повседневные одежды. Но вот лягушка — в фантазийной одежде из листьев. Художник понимал, насколько всегда влажной лягухе будет некомфортно в суконной дерюге. Даже признавая, что говорящие звери в сказке вполне могут быть одеты, Комаров от правды зоологии отойти не мог — старая школа!

Лягушка в листьях
Лягушка в листьях
Собеседование на приёме в жильцы
Собеседование на приёме в жильцы
Удалой медведь
Удалой медведь




Теперь о милых зверюшках. Родоначальник "милоты" — Е.Чарушин — был выдающимся анималистом. Те, кто рисовал позднее в его стиле, наверное, собственно животных натуралистически уже изобразить не смогли бы. Поэтому они изображением одной звериной мимики для передачи характера обойтись не могли. Звери у них стали совсем очеловеченными (строение, позы, повадки), стали больше походить на персонажей басен из современной жизни.

Художник В.Андриевич. На Фантлабе упомянут (https://fantlab.ru/art6339). В детской книге нового направления (1960-е гг.) оставил заметный след. Его работы узнаваемы. Книжка, которая есть у меня, на Фантлабе тоже присутствует с хорошими сканами (https://fantlab.ru/edition102273).

Теремок (худ. В.Андриевич). — М.: Детская литература, 1976 (в серии "Мои первые книжки").

"Теремок", худ. В.Андриевич
"Теремок", худ. В.Андриевич

Андриевич не стал наряжать животных в человеческую одежду, но снабдил их современными аксессуарами советских командировочных, которые радуются тому, что в гостинице нашлось койко-место. Жильцы "Теремка" очень дружелюбны, новых жильцов не допрашивают, а принимают с хлебом-солью. Выросло новое поколение интеллегентных зверей. На их фоне медведь с дубиной — это, конечно, "не наш", не командировочный.

Лягуха с рюкзаком
Лягуха с рюкзаком
Лиса с туеском
Лиса с туеском
Волк с чемоданом
Волк с чемоданом
Медведь: местный пришёл городских гонять
Медведь: местный пришёл городских гонять




Следующий рисователь "пупсов" — художник М.Карпенко. На Фантлабе упомянут (https://fantlab.ru/art1450). Тоже известный художник. Его персонажи, в основном 1970-х гг., далеко углубились в сторону "милоты". Книга из моей коллекции:

Теремок: книга-панорама (худ. М.Карпенко). — М.: ИПО "Орбита", Полиграфическая фабрика "Малыш", 1991.

"Теремок", худ. М.Карпенко
"Теремок", худ. М.Карпенко

Книжка-игрушка ("панорама"), попытка трёхмерности в доисторические времена. Зверушки в народной одежде, но костюмы — в общих чертах, без этнографической проработки.

Заяц в синих штанах
Заяц в синих штанах
Волк в синих штанах
Волк в синих штанах
Медведь в синих штанах
Медведь в синих штанах


Статья написана 29 октября 19:14
Размещена также в рубрике «Колонка коллекционера»

Не предполагал я, легкомысленно взявшись полистать детскую книжечку, какие жуткие бездны таятся в "Теремке". Это вам не светлый пушкинский мир — страшно находиться рядом с пламенем славянского фольклора, которым оказались опалены и детские художники.




Была в детской иллюстрации особенная линия трансформации персонажей — примитивистко-лубочно-фантазийная. Представителем этой линии является Ю.Васнецов. Васнецов изначально тяготел к народному лубку, у него стезя была иная, чем у Чарушина (о котором мы поговорили тут). Но зверюшки-то умильные! Этим Васнецов сближается с Чарушиным и отличается от Мавриной, которая тоже работала в лубочно-фантазийном направлении.

У Васнецова огромное количество изданных вариантов его иллюстраций (и в книгах, и отдельными литографиями) — я давно оставил мысль собрать все их. Решил, что как у всякого художника, который начинал в золотую эпоху детской книги, потом попал под обвинения в формализме и пачкотне, а потом был прощён и обласкан — что у такого художника можно без труда вычленить периоды его творчества. Даже и наметил основные этапы Васнецова в изображении зверюшек в сказках: сначала он рисовал в примитивистской манере, в эпоху гонений — должен был рисовать в натуралистической манере, а после смерти Сталина — в празднично-лубочной манере. Но потом я спутал несколько раз датировку и понял, что периоды наслаивались друг на друга, Васнецов оказался хитрее. Пришлось срочно купить издание "Известный Юрий Васнецов" (2012), подготовленное при активном участии дочери художника. Давно пора было.

"Известный Юрий Васнецов" (2012)
"Известный Юрий Васнецов" (2012)

Теперь немного ориентируюсь в разных периодах. Главное отличие — не между Васнецовым-реалистом и Васнецовым-примитивистом (это и так видно), а между фантазийной манерой Васнецова довоенной и шестидесятых годов. Жаркие споры в отзывах на переиздания книг Васнецова, обвинения издателей в уродовании классика — это часто оттого, что издатель дал довоенные рисунки, а читатель сравнивает с картинками позднего периода. Примитивистские картинки разных периодов похожи, отличаются часто фоном, украшательством. Настоящий лубок — это любимые всеми и удостоенные Госпремии "Ладушки" (начало 1960-х, в этой книге есть некоторые сказки для маленьких, но не "Теремок") и "Радуга-дуга" (конец 1960-х). Открыл для себя довоенного Васнецова-примитивиста и понял, что он мне больше нравится, чем поздний Васнецов, ставший каноническим.




До войны Васнецов проиллюстрировал пьесу С.Маршака "Теремок" (издан в 1941 году). К народной сказке пьеса имеет отдалённое отношение: персонажи-то почти те же самые (зайца нет, ёж и петух добавлен), но они изначально разбиты на две группы: мелкие положительные зверюшки, живущие в теремке и его обороняющие, и враги-хищники (лиса, волк, медведь), которые держат теремок в осаде. Тем не менее, представление о довоенных васнецовских зверюшках эта книга даёт, и, более того, Медведя из маршаковского "Теремка" позднее поместили и в народный "Теремок". Довоенный персонаж нормально вписался в поздний период творчества Васнецова.

У меня вот такие издания пьесы "Теремок". Справа — качественное современное переиздание: Маршак С. Теремок (худ. Ю.Васнецов). — М.: Мелик-Пашаев, 2013. А слева — курьёз советского провинциального книгопечатанья, когда рисунки Васнецова не воспроизводились напрямую, а перерисовывались другим художником: Маршак С. Теремок (копийные рисунки художника Г.Куценко). — Фрунзе: Мектеп, 1984.

Оригинал и копия
Оригинал и копия

Вот сам Теремок и персонажи.

Все персонажи на фоне Теремка
Все персонажи на фоне Теремка
Хищники-бандиты
Хищники-бандиты
Главный бандит
Главный бандит

А вот отличие сюжета: у Маршака попытка Медведя проникнуть в Теремок жёстко пресекается коренными жильцами.

Медведя режут
Медведя режут




Народный "Теремок" у Васнецова существует в нескольких вариантах, которые создавались в разные периоды творчества. Вот образцы васнецовских "Теремков" в отдельных изданиях и в сборниках (по возможности) по сведениям альбома "Известный Юрий Васнецов".

Отдельные издания

1938 год

1946 год

1951 год

А вот здесь в альбоме прокол, что ещё больше запутывает вопрос о вариантах васнецовских книжек. Приведено описание изданного в 1951 году нового варианта маршаковского "Теремка", приводится пример иллюстрации. Однако видно, что это иллюстрация к народной сказке! Иллюстрация к пьесе Маршака нашлась в Интернете, но откуда картинка к народной сказке, я не смог установить. Пусть тоже идёт под 1951 годом (стилистика подходит).

Маршак "Теремок" (1951)
Маршак "Теремок" (1951)
Иллюстрация к Маршаку
Иллюстрация к Маршаку

Народный "Теремок". Откуда?
Народный "Теремок". Откуда?

Сборники сказок.

"Гуси-лебеди"1937 год.

Впервые народный "Теремок" Васнецов проиллюстрировал, видимо, в 1937 году в сборнике "Гуси-лебеди" (переиздавался с вариациями до начала 1950-х гг.). Эти варианты можно посмотреть в ЖЖ-сообществе "Музей детской книги" (здесь). В этом издании были два художника: Васнецов и Кузнецов, крепкий реалист. К "Теремку" четыре иллюстрации без указания конкретного авторства.

Насчёт авторства Васнецова в двух последних картинках появились у меня сомнения. И вроде бы изменение манеры в сторону реализма можно понять, и в книге про Васнецова приведён его набросок именно для "Гусей-лебедей".

А всё равно сомнения остаются...

"Русские сказки" 1947 год




Заняться углублёнными поисками меня заставила вот такая современная книга: "Первые сказки: Курочка Ряба, Колобок, Репка, Теремок". — М.:Лабиринт, 2017.

В целом, здесь воспроизводится издание 1952 года в тогдашней реалистичной манере. Но в сталинской книжке не было "Теремка" (он, как было показано выше, и так активно издавался). Редактор добавил "Теремок" в современное издание и добавил так, что теперь книжка стала памятником и учебным пособием. Памятник полному отсутствию вкуса и меры. Учебное пособие: в одном месте собраны разные периоды творчества Васнецова — видно, как рисовал зверей в натуралистической манере, а как — в фантазийной.

Нормальные сказочные персонажи
Нормальные сказочные персонажи
Натуралистичные скучные звери
Натуралистичные скучные звери
Разные стили на одном развороте!
Разные стили на одном развороте!
Яркие сказочные персонажи
Яркие сказочные персонажи

Теперь-то понятно, что иллюстрации чёрно-голубые из издания "Русские сказки" (М.-Л.: Детгиз, 1947), чёрно-белые — из числа иллюстраций к "Теремку" предположительно 1951 г. Цветные реалистичные звери — не могу найти источника (подозреваю даже, что это иллюстрации к другой сказке, например, к "Колобку" — лиса и волк смотрят куда-то вниз). Последняя яркая сказочная иллюстрация — скорее всего, автономная большого формата литография Васнецова (эти плакаты у букинистов не встречаются — их ещё сложнее классифицировать, чем книжные иллюстрации).




У Васнецова нет варианта "Теремка", переработанного в поздней манере, выдержанного в стиле "Ладушек". Есть только скомпонованный вариант в "Русских сказках" (1974). Эта книга — "Русские сказки" — вышла на следующий год после смерти Васнецова. Книга тоже собрана из разнородных картинок на живую нитку, хотя, наверняка, делалась под наблюдением родственников художника. Но разница между картинками разных циклов и периодов всё же не так бросается в глаза — все картинки в одном стиле. Чувство вкуса редакторов не покинуло.

У меня переиздание 1991 года.

"Русские сказки" (1991)
"Русские сказки" (1991)

Ну а сами картинки — микс из народных "Теремков" (вероятно, не нарисованных заново, а взятых из прежних изданий, в том числе из книг 1938 г. или 1946 г.) и маршаковского "Теремка" (1941 г.).

Сборище насекомых:муха, блоха, комар
Сборище насекомых:муха, блоха, комар
Насекомые и мелкие звери. Где блоха?
Насекомые и мелкие звери. Где блоха?
Инородные крупные хищники из другой оперы
Инородные крупные хищники из другой оперы
Мощный аккорд. Блоха вверху справа
Мощный аккорд. Блоха вверху справа


Страницы:  1 [2] 3  4  5  6  7  8  9 ... 14  15  16




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку

Количество подписчиков: 19

⇑ Наверх