FantLab ru

Джеймс Уиллард Шульц (James Willard Schultz)

Джеймс Уиллард Шульц
Страна: США
Родился: 26 августа 1859 г.
Умер: 11 июня 1947 г.

Псевдонимы:

Апикуни (Apikuni)


Жанры:
Реализм
93%
ещё >>

Джеймс Уиллард Шульц (James Willard Schultz) — американский писатель, путешественник, этнограф, прожил более 15 лет с индейцами пикуни.

Шульц родился в городке Бунвилль, на севере штата Нью-Йорк, его англо-немецкие предки переселились в Америку с разрешения английской королевы ещё в начале XVIII века. По окончании школы его пытались определить в военную академию, но с юности его манила вольная жизнь. Как он сам пишет в своей автобиографической книге «Моя жизнь среди индейцев»: «Любовь к вольной жизни в лесу и в поле, к приключениям у меня в крови, от рождения; должно быть, я унаследовал её от какого-то далёкого предка, потому что все мои близкие — верующие люди трезвых взглядов. Как я ненавидел все удовольствия и условности так называемого цивилизованного общества! С ранней юности я чувствовал себя счастливым только в большом лесу, лежавшем к северу от нашего дома... Я попадал в этот огромный старый лес лишь ненадолго, во время летних и зимних каникул. Но настал день, когда я мог отправиться куда и когда захочу, и однажды тёплым апрельским утром я отплыл из Сент-Луиса на пароходе вверх по реке Миссури, направляясь на Дальний Запад».

Далее значительную часть своей жизни Шульц проводит на американском фронтире. Будучи из достаточно обеспеченной семьи, молодой Шульц переехал в Форт Конрад, штат Монтана, на реке Мариас, где оставался с 1877 по 1885 год и основал там торговый пост в 1880 году. В этот период он близко знакомится с местными индейцами, торгуя с ними шкурами животных. В 1878 году, когда ему шёл двадцатый год, он селится среди индейцев пикуни, входивших в конфедерацию черноногих. Он не был их пленником, поскольку пришёл к индейцам по доброй воле, во многом разделяя их ценности и перенимая взгляд на мир. Он разделил их быт, их пристрастия, пережил их трагедию — крушение традиционного уклада жизни, гибель бизоньих стад, жизнь в резервациях и постепенный упадок.

Молодой Шульц вёл дневник, а с начала 1880-х написал несколько статей для журнала «Forest and Stream», в частности про озёра Святой Марии будущего Глэсирского парка, эти статьи стали первыми его литературными работами увидевшими свет. Благодаря им он познакомился с Д. Гриннеллом, который тогда был редактором журнала, а в будущем сыграл значительную роль в жизни Шульца.

Пикуни дали ему второе имя — Апикуни, или Белая Рубаха, которым он в последствии будет подписывать свои книги наряду с первым. Своих индейских друзей он всю жизнь считал соплеменниками. В 1879 году Шульц женился на индианке по имени Натаки, с которой имел единственного сына — Одинокого Волка, Натамаи (Харт Мэрриэм Шульц, 1882–1970), впоследствии ставшего самобытным скульптором. Сын воспитывался вместе с остальными индейскими детьми племени, проживая в их резервации в провинции Альберта в Канаде.

Джеймс Уиллард Шульц жил с черноногими до 1903 г., когда умерла его жена Натаки. Примерно тогда же против него было выдвинуто обвинение в отстреле диких животных в запрещённое время года и Шульцу-Апикуни пришлось скрываться от тюрьмы далеко за пределами штата Монтана. В этот нелёгкий период жизни автора, спасением оказалось знакомство с американским ученым Джорджем Б. Гриннеллом. Ранее Шульц неоднократно сопровождал собирателя индейского фольклора Гриннелла в его путешествиях по диким окрестностям Монтаны. Вместе они занимались составлением карты открываемых земель, отмечая важнейшие приметы окружающего пейзажа и давая им названия. На память о их работе теперь на карте есть гора Апикуни, пик Гриннелл, ледник Черноногих. Вместе исследователи добились основания Национального парка Глэсир (Глейшер), для сохранения природных красот на территории Монтаны...

Теперь же Дж. Гриннелл помог Апикуни сделать первые шаги в его второй жизни: в карьере писателя, пропагандиста индейской культуры и защитника индейских прав. Он заметил в Шульце талант рассказчика и помог ему развиться. В результате появилась первая книга Апикуни — «Моя жизнь среди индейцев», когда автору было уже под пятьдесят, но впереди его ожидал напряжённый творческий путь, который завершился созданием сорока шести книг, из которых сорок две увидели свет при жизни автора.

Какое-то время автор жил в Лос-Анджелесе, работал в газете «Los Angeles Times» в качестве литературного редактора. В 1907 г. он женился во второй раз. Жена — Силия Хокинс (1865 — 1960 гг.) из Хайленд-Парка, штат Иллинойс. Ей он посвятил книгу «С индейцами в Скалистых горах»: «Эта книга с любовью посвящена моей жене Силии Хокинс Шульц, чьё хорошее товарищество и сочувствие помогли мне в написании этой истории». Вместе они жили до 1928 года, когда жена оставила его. Расцвет его славы и самый продуктивный период творчества приходятся на время их совместной жизни, большинство своих книг Шульц написал именно в середине 20-х годов ХХ столетия. Их развод был завершён в 1930 году, а в 1932 году завершено урегулирование, в котором Силия получила половину гонораров за его работы, опубликованные до 1930 года.

Шульц женится и в третий раз. Его новая избранница — Джессика Дональдсон, имела степень магистра в области антропологии в Университете Калифорнии, а в 1926-1927 годах была профессором английского языка в Государственном колледже Монтаны. И Силия и Джессика так или иначе тоже были связаны с индейской культурой, разделяли стремление Шульца к её освещению и сбережению. Джессика организовала публикацию некоторых работ Шульца посмертно.

Джеймс Шульц страдал от плохого здоровья в течение большей части последних 30 лет жизни. У него были проблемы с лёгкими и сердцем. В 1931 году он повредил позвоночник, в 1942 году упал, сломав левую ногу и правую руку. В сентябре 1944 года падение в его доме в Денвере привело к перелому бедра и потребовало серьезной операции. Всё это не могло не сказаться на его способности концентрироваться и писать. После переезда в резервацию Уинд-Ривер в Вайоминге, поближе к индейским племенам, с которыми он вырос, у Шульца случился сердечный приступ, который привёл к его смерти 11 июня 1947 года. Он был похоронен недалеко от Браунинга, штат Монтана, на старом кладбище семьи Натаки, его первой жены.

Через все произведения Шульца отчетливо проходит автобиографическая канва. Она определяет тональность и содержание многих его произведений, а в некоторых Апикуни и сам принимает участие, обычно под именем «Пятнистая накидка» (Spotted Robe). Но чаще всего автор писал не о себе, а о том, что его окружало, центральное же место в творчестве Апикуни занимает индейская тема. Иногда Шульц писал произведения сугубо документальные, например «The Sun God's Children» («Дети Солнечного бога»), или в своих статьях поднимал голос в защиту индейцев. Однако излюбленной формой повествования была история жизни той или иной примечательной личности из индейского племени. Таковы лучшие его книги: «Ловец орлов», «Сын племени навахов», «Апок, зазыватель бизонов» и другие.

В своих произведениях в первую очередь Шульца интересует человек — не только цепь ярких переживаний и приключений, которые сами по себе примечательны, но путь становления личности. Одним из любимейших рассказчиков в его книгах выступает старик по имени Красные Крылья родственник жены Шульца, Натаки. Шульц нередко писал о своих черноногих: «мой народ». Вернувшись к цивилизации, он поставил своей целью написать об индейцах всё, что он о них знал. Он строит свои повести на воспоминаниях индейцев, которых знал и с которыми жил. Обычаи, предания и образ мышления индейцев Шульц изучил за долгие годы своей жизни с ними. Язык его повести близок образному языку индейцев. В восемнадцать лет Шульц обучился труднейшему языку черноногих и говорил на нем свыше полувека, он не только говорил, но и думал на нём: его литературный стиль неповторим — это речь черноногих, переданная английскими словами и фразами. Это правдивые рассказы о замечательном народе, некогда населявшем Новый Свет и ныне почти исчезнувшем.


Примечание к биографии:

На последнем фото: Шульц и его сын Одинокий Волк, 1920 г.

В очерке использованы фрагменты статьи профессора Ващенко А.В. и другие источники.

Сортировка:

Джеймс Уиллард Шульц. Циклы произведений

-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  Том Фокс и Питамакан / Tom and Pitamakan  [= Том Фокс и его индейский побратим]  
9.38 (8)
-
8.12 (17)
-
8.67 (52)
-
4 отз.
8.29 (7)
-
1 отз.
8.00 (7)
-
9.40 (5)
-
9.40 (5)
-
9.20 (5)
-
10.00 (2)
-
10.00 (2)
-
8.50 (2)
-
9.00 (2)
-
7.00 (1)
-
7.33 (3)
-
7.33 (3)
-
-

Джеймс Уиллард Шульц. Романы

8.43 (21)
-
1 отз.
-
  1918 Bird Woman: Sacagawea's Own Story  [= Bird Woman (Sacajawea) the Guide of Lewis and Clark: Her Own Story Now First Given to the World]  
-
-
-
9.20 (5)
-
-
  1928 In Enemy Country  
-
  1930 The White Beaver  
-
  1933 Gold Dust  [= At the Sacred Rock]  
-
  1937 Stained Gold  
-

Джеймс Уиллард Шульц. Повести

-
8.67 (52)
-
4 отз.
8.29 (7)
-
1 отз.
  1913 Синопа, индейский мальчик / Sinоpah, the Indian Boy  [= Sinopah: Indian boy; Синопа, маленький индеец]  
8.12 (17)
-
  1914 Тропа войны / On The Warpath  [= On the War Path]  
9.40 (5)
-
8.63 (30)
-
2 отз.
8.00 (7)
-
8.62 (50)
-
2 отз.
7.33 (3)
-
6.50 (4)
-
10.00 (2)
-
8.64 (28)
-
2 отз.
10.00 (2)
-
8.00 (2)
-
-
8.50 (2)
-
-
-
  1926 Sun Woman  
-
8.69 (44)
-
2 отз.
7.33 (3)
-
9.40 (5)
-
  1932 The Raiders  [= Friends and Foes in the Rockies]  
9.00 (1)
-
8.00 (3)
-
  1935 Beaver Woman's Vision  [= The White Buffalo Robe]  
-
9.00 (2)
-

Джеймс Уиллард Шульц. Рассказы

-
-
-
-
-
-
-
-
  1892 To Tan a Hide  
-
-
-
-
-
8.00 (2)
-
  1900 Магическая Муха / Medicine Fly  [= Волшебная Муха]  
8.50 (2)
-
-
  1901 He Was No Hunter  
-
-
-
  1902 Знак смерти / The Fatal Sign  [= Роковой знак]  
8.00 (2)
-
-
-
  1907 Как Одинокий Лось искал свою жену / Lone Elk's Search  [= Поиски одинокого вапити]  
8.00 (3)
-
8.00 (2)
-
-
-
-
-
8.00 (2)
-
-
  1911 A Day's Hunt  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1919 The Grizzly Hunt  
-
-
-
-
  1923 Пупум / Puhpoom  [= Pah-Poom]  
-
-
  1926 Насмешник, или рассказ о ручном волке / Laugher, The Story of a Tame Wolf  [= Смеющийся. История ручного волка; Насмешник: история о ручном волке]  
8.50 (2)
-
  1927 Дурной знак во время охоты / A Bad Medicine Hunt  [= Злополучная охота]  
8.00 (3)
-
-
  1931 Alder Gulch Gold  
-
  1932 Отрезанный нос / Cut-Nose  [= A Blackfoot Tragedy]  
-
-
9.50 (2)
-
  1935 Buffalo Robes  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1936 No More Buffalo  
-
-
-
-
-
  1936 The Thunder Pipe  
-
-
-
-
-
-
8.00 (1)
-
-
-
-
-
-
-
-
  1961 Blackfeet Man  
-
-
-
-
-
-
8.39 (18)
-
-
  1974 Конец Истории Смеющегося / The End of Laugher  [= Голос крови; Конец истории о Насмешнике]  
8.50 (2)
-
8.00 (2)
-
  1974 Первый вапити-собака / The First Elk-Dog  [= Первая собака-лось]  
8.00 (2)
-
8.00 (2)
-
  1982 Hero Bradley  
-
-

Джеймс Уиллард Шульц. Документальные произведения

-

Джеймс Уиллард Шульц. Статьи

-
-

Джеймс Уиллард Шульц. Эссе

-

Джеймс Уиллард Шульц. Сборники

-
-
-

Джеймс Уиллард Шульц. Отрывки

  1939 «Я – белый пёс, Ассинибойн!» / «I Am White Dog, Assiniboine» [часть рассказа «Some Adventures at Old Fort Conrad (1878-79)»]  
-
  1939 Последняя тропа белого пса / White Dog's Last Trail [часть рассказа «Some Adventures at Old Fort Conrad (1878-79)»]  
-

Джеймс Уиллард Шульц. Незаконченные произведения

  1984 Bear Chief's War Shirt (роман, не закончен)  
-


  Формат рейтинга


  Примечание

Ранее издававшиеся в СССР произведения Шульца часто были подвержены цензуре и в наше время ведутся работы по переизданию без купюр, «в новой редакции». По утверждению переводчиков, атеистическая цензура вырезала, или делала вставки осмеивающие, как предрассудки дикарей всё, что было связано с религиозной и культовой практикой индейцев.


  Библиографы

  • Составитель библиографии — Oreon

  • Куратор библиографии — Oreon


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  • ⇑ Наверх