Фантастическая секция на


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «snovasf» > Фантастическая секция на XXXVI конференции американистов на журфаке МГУ
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Фантастическая секция на XXXVI конференции американистов на журфаке МГУ

Статья написана 20 ноября 2010 г. 17:36

3 декабря  на факультете журналистики МГУ (Моховая, 9, проезд: м. Библиотека им. Ленина) открывается XXXVI конференция ОИКС «Природа и культура: американский опыт сосуществования», с программой которой можно познакомиться на сайте www.rsacs.org

Заседание cекции  Культура – вторая природа: Моделирование перспектив сосуществования в научной фантастике и фэнтези  

Координатор кфн Л.Г.Михайлова (МГУ, Россия) пройдёт 4 декабря в субботу с 16 до 20

1. Татьяна Гомозова

МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия

Научно-фантастическая культура: дракон, кусающий свой хвост

Основная особенность научно-фантастической культуры в том, что она связана с будущим человечества. Получая в виде НФ-произведений «модели развития» – в которых фантазия автора подкреплена авторитетом научных теорий, – аудитория нередко видит в них не столько художественный вымысел, сколько программу будущего в творческой обработке.

В результате, привычными и само собой разумеющимися в сознании людей становятся вещи и явления, которые в действительности еще не существуют: бластеры, андроиды, межзвездные перелеты.

Но поскольку в аудиторию входят и те, кто принимает участие в реальном конструировании будущего (ученые и политики – самый яркий пример), то «художественный сценарий» становится реальностью. И теперь уже научным фантастам приходиться спешить со всех ног, чтобы не отставать от будущего.

2. Л.Г. Михайлова

МГУ, факультет журналистики, Россия

Культура освоения Луны: взгляд из США и России в 2010 году (по материалам конкурсов научно-фантастических произведений об освоении Луны)

В ХХ веке люди ступили на Луну, а в ХХI-м приступают к созданию там поселений. Однако, если не создать образа с перспективой развития, колонизация Луны, а затем и планет Солнечной системы, может пойти пройденным уже на Земле путем эксплуатации природных ресурсов, соперничества и нарастания конфликтов. В докладе будут сопоставлены картины космического развития, какими они предстают на материале конкурсов произведений о космосе, проводившихся в апреле 2010: НАСА и российского интернет-конкурса «Звёзды Внеземелья», в судействе которых автору довелоаь принять участие.

3. Анн-Мари Корли

Массачусетский Технологический Институт, США

Электронные книги: прыжок в будущее, или просто артефакт?

Электронные книги со страниц фантастических романов ворвались в нашу повседневную жизнь. Как в России, так и в Америке, они давно стали обыденным предметом, используемым и на земле, под землёй или в воздухе: на борту самолёта, в поездах и машинах, даже и дома.

Что они выявляют в человеческой природе? Доказывает ли их использование, что пришёл конец настоящему серьёзному чтению? Сказывается ли электронное чтение на дефиците внимания? Равноценно ли восприятие текста с электронных и бумажных страниц? Так ли важно для нас это чувство настоящей книги в руках? Самым важным вопросом, на который необходимо ответить, это имеем ли мы дело с новым витком развития книжной культуры, как когда-то, когда человечество перешло от глиняных табличек к бумаге, или же электронные устройства для чтения — это просто новый культурный артефакт? Уместно ли вообще называть их «книгами»?

4. Мария Иванова

МГУ, факультет журналистики, Россия

Природа и цивилизация – непримиримые враги (по публицистике Курта Воннегута)

Философские концепции экологической этики настаивают на том, что современная цивилизация наносит природе непоправимый вред. Американский писатель и гуманист

Курт Воннегут не отрицает этого, но вместе с тем считает, что и природа, в свою очередь, враждебна по отношению к человеку. На вырубку лесов, осушение водоемов и захоронение ядерных отходов она отвечает ураганами, наводнениями и неизлечимыми

болезнями. Из иллюминатора самолета – или с борта летающего блюдца – Земля кажется Эдемским садом; на самом же деле на ней идет непрерывная борьба между природой и человеком. В статье рассматривается освещение данной темы в публицистике Курта Воннегута, а также способы решения проблемы, которые он предлагает.

5. Е.А.Озерова

Телеканал «Подмосковье», Россия

Мера человечности: мутанты в Барраярском цикле Лоис Буджолд  

6. Анна Селкина

МГУ, факультет журналистики, Россия

Своеобразие описания подводного мира в повести Кэролин Айвз Гилман «Погружение» (2008)

Действие повести американской писательницы-фантаста Кэролин Айвз Гилман «Погружение» (Arkfall, 2008) происходит на планете, покрытой океаном. За основу построения такого мира Гилман взяла законы биологии. Так, например, сосуществование с природой бок о бок позволило создать средство передвижения — скаф, представляющий собой гигантскую подвижную клетку и основанный на самовоспроизводстве. В работе рассматриваются особенности построения общества и своеобразие жизни в толще вод.

7. Анна Лаврова

МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет журналистики, Россия

Трансчеловек и супергерой (на материале творчества Д. Бродерика)

Дэмиен Бродерик не удивится, если «Звездный путь», «Терминатор» и «Матрица» станут реальностью XXIV века. Для того, чтобы ускорить эру постчеловека, человек, по его убеждению, может стать трансчеловеком уже сегодня, развивая свои физические и умственные способности с помощью технологий. Как человек превратился из  обезьяны в человека, так и дальше суждено ему превратиться из человека в постчеловека, — считают трансгуманисты, в том числе и австралийский писатель Дэмиен Бродерик. Опираясь на американского футуролога Элвина Тоффлера, а также американского математика и писателя фантаста Вернора Винджа, который пророчит человечеству начало технологической сингулярности – порога нового качества – в период с 2030 по 2050гг, Дэмиен Бродерик вводит для этого понятия свой термин – «spike». После его достижения человек, трансчеловек превратится в постчеловека. И в своих научно-фантастических произведениях Дамиен Бродерик представляет разные варианты будущего. Возникший в американской культуре супергерой под воздействием технических или биологических изменений обладает сверхъестественными способностями, которые использует для спасения людей от зла. Имея общие внешние признаки, супермен отличается от трансчеловека сверхзадачей  – стремиться к тому, чтобы стать постчеловеком, быть разумно и технически усовершенствованным, ведь трансчеловек сам по себе – всего лишь промежуточный этап эволюции.

Всех, кто не является студентом или сотрудником МГУ, но хотел бы придти, просим сообщить мне об этом не позднее среды, 1 декабря, для внесения в список на пропуск.





273
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение22 ноября 2010 г. 18:24

цитата snovasf

В ХХ веке люди ступили


И не просто ступили, а конкретно указано, в чём.:-)))


⇑ Наверх