Ф М Достоевский


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Ф.М. Достоевский "Подросток"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Ф.М. Достоевский «Подросток»

Статья написана 25 ноября 2010 г. 12:07

Какой-то нехарактерный роман для Достоевского. Все собирается, собирается, нагнетается на протяжении 800 страниц — а потом почти ничего. То, что выдается за карарсис, вершину текста, к чему все шло — совершенно меня не устраивает. Это никак не концовки «Бесов» или «Идиота» — и труба пониже, и дым пожиже. Мне, признаться, на финальной сцене было как-то даже слегка странно: что, и все из-за этого дурацкого письма? Полнейшая «Санта-Барбара». Вместо людей, которые бьются и запутываются в собственной морали и пороках — по сути две девицы, бьющиеся ради богатого наследства. И с этим компроментирующим письмом весь роман таскаются, как с писаной торбой, а в итоге оно и вовсе выходит никому не нужным.

Не знаю, может, изрядная часть разочарования может объясниться тем, что главный герой не то что несимпатичен, а вызывает у меня ярко выраженную антипатию. Не такую острую и впечатляющую, как герой «Записок из подполья», и не такую жалостливо-понимающую, как герой «Игрока». А антипатию именно того плана, какого вызывают главные герои современных фильмов про подростков-задротов. Кажется, его плохо пороли в детстве. Прочие персонажи поминутно говорят, что наш подросток (который в тексте мелькает как обладатель этого компроментирующего письма) умен, образован, благовоспитан и вообще выдающаяся личность. Но его внутренний взгляд, да и все поступки, очень уж похожи на Дика Окделла (вырастет-из-сына-свин). Та же смесь самоуверенности, оскорбленного благородства, непререкаемая вера в собственную непогрешимость, безответственность и исключительность и совершенно наплевательское отношение ко всем остальным. Как его терпят остальные люди — тоже не без греха, но хотя бы взрослые, состоявшиеся и с некоторыми достоинствами — непонятно. Мне правда очень интересно, что думал об этом характере сам ФМ — неужели он и вправду изображал нечто достойное? Не верю.

Вообще у меня ощущение, что если бы в тексте и во всей интриге не было бы этого «подростка», она была бы куда выше, куда острее и болезненнее. А его постоянное неуклюжее присутствие и глуповато-самоуверенный взгляд на все события как-то искажают картину, из-за чего и достойные люди, и негодяи предстают как в кривом зеркале.

Может быть, если бы не сальный взгляд подростка, местная роковая красавица, Катерина Николаевна, и смогла бы сравниться с Настасьей Филипповной. А местный же мятущийся герой Версилов — со Ставрогиным. Но увы, драма в «Подростке» так и не вышла за рамки семейной свары, пусть и громкой и продолжительной.

Еще замечание по стилистике — она оставляет впечатление очень «грязной». Вообще от текстов ФМ часто такое впечатление, потому что герои у него в основном говорят как угодно, только не гладким литературным слогом. Но в этом романе то ли действительно текст более неряшлив (это не упрек автору, просто замечание). То ли дело в том, что содержание занимало меня меньше обычного, поэтому я не глотала страницы, не обращая внимания на *как написано*, а запиналась о бесконечные «-с» в конце слова.

Кажется, я поняла, как можно объяснить словесную невнятицу Достоевского. Знаете, все эти ситуации, когда герои говорят или думаю «вслух» — и в отрыве от контекста кажется, что они несут полный бред. Как они коряво формулируют, какие дурацкие выражения выбирают. Вспомнить только «тварь я дрожащая или право имею» — глупо ведь звучит, согласитесь. А в «Подростке» этого еще больше, роман так и кишит словесной невнятицей. Все эти недоговоренные фразы, запинания, какие-то особенные словечки, к которым герои привязываются и повторяют их к месту и не к месту («живая жизнь» и тл). Или вот в одном месте герой — молодой человек — радуется, что общается дружелюбно с некой девицей, говорит ей «как студент со студентом». И потом объясняет это своему отцу в тех же выражениях, и опять же радуется, «что тот понял про «студента».

Мне кажется, что вся эта невнятица обусловлена тем, что герои Достоевского постоянно испытывают слишком сложные и противоречивые эмоции. Такие, что банальные слова типа любовь, ненависть, дружелюбие и тд. к ним не подойдут. Такими расхожими понятиями Достоевский описывает разве что *действия* (например, посмотрел с ненавистью), а вот когда доходит до внутренних эмоций и мыслей героев, тут в дело идет совсем другой язык. С одной стороны, неожиданный, кажущийся неуместым и глупым (ну что такое «студент», а? — учащийся ВУЗа. отношения между студентами теорически могут быть какие угодно). Но все-таки за счет именно этих слов и формулировок Достоевскому удается донести до читателя эмоции очень сложные и небанальные, более того, показать конкретную эмоцию в конкретной ситуации. Ну что такое любовь — общее слово, она может быть настолько разная, что употребление этого слова очень мало что говорит читателю о конкретных отношениях двух людей. Поэтому Достоевский и не думает обходиться такими банальностями, а пытается описать совершенно особую ситуацию — как может. Отсюда и вся невнятица, паузы, неуместные словечки — четкое ощущение, что ему не хватает языка, и дело не в словарном запасе, а в том, что вообще никакого человеческого языка не хватает, чтобы настолько детально и четко передать сложные ощущения. И Достоевскому, пожалуй, все-таки удается это сделать, как никому другому — так что его нетривиальные языковые средства все-таки себя оправдывают.





148
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение25 ноября 2010 г. 14:06

цитата

Все собирается, собирается, нагнетается на протяжении 800 страниц — а потом почти ничего

А по-моему, совершенно понятный смысл в романе. Часто так бывает у молодых людей — хочется стать чем-то бОльшим, чем ты есть. Добиться успеха... в хорошем смысле (то есть — сполна реализовать себя). Я вот, например, даже в 20 лет еще мечтал выучиться на кинорежиссера.
А потом как-то вдруг понимаешь: станешь ты тем, кем хотел, или не станешь, всё равно останешься собой. И даже если мечты не воплотятся — ты ничего толком не потеряешь:-) Это, кстати, очень хорошая «прививка» от кризиса среднего возраста.
Герой «Подростка» именно к такой мысли и пришел в итоге. Только он — через духовный кризис и «ломку», а я — более бескровно:-)
Ну, а насчет языка Ф. М. Д. — всё правильно. Очень точно подмечено.

пс Сравнение героя «Подростка» с героем Камши — просто убило:-))) Ты уж прости...8:-0
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 ноября 2010 г. 14:11

цитата glupec

Часто так бывает у молодых людей — хочется стать чем-то бОльшим, чем ты есть.

Если весь сюжет романа воспринимать как расширенную метафору перехода из подросткового состояния во взрослое — тогда все складывается, да :-)
Особенно замечально, по-моему, соотношение начальной «идеи» и того, чем все закончилось в конце. Ведь готов был пойти ради идеи на любые жертвы, а одна боком коснувшаяся его история с компроментирующим совершенно постороннего человека письмом — и уже такое потрясение)

цитата glupec

Ну, а насчет языка Ф. М. Д. — всё правильно. Очень точно подмечено.

:beer:

Про Камшу — это мы шутили в чужом блоге на тему героя Камши, на самом деле) Не воспринимайте всерьез.
 


Ссылка на сообщение25 ноября 2010 г. 14:38

цитата

расширенную метафору перехода из подросткового состояния во взрослое

Ну, не совсем так все-таки.
Подросток лет 15-ти думает (по Филатову): «Окажись, что я не гений, я в тот же миг от ужаса умру!..»
Молодой человек лет 19-ти: «Так, может, и не надо стремиться к недостижимому? Кровать-работа-поллитра-кровать — норма жизни, чё уж там...»
А в 30 лет уже просто всем этим не заморачиваешься:-) Можно совмещать — грубо говоря — и офис утром, и творчество по вечерам. Получать удовольствие и от того, и от того. Наступает, можно сказать, такой катарсис.
И Подросток его достиг — судя по тому, каким он стал в финале. Я вот об этом:-)

цитата

Про Камшу — это мы шутили в чужом блоге на тему героя Камши, на самом деле) Не воспринимайте всерьез.

ОК, не буду:-D
 


Ссылка на сообщение25 ноября 2010 г. 14:48

цитата glupec

И Подросток его достиг — в заботе о людях. До некоего upper-point'a все-таки дошел.

не, я поняла общий смысл)) Просто у ФМ этой возрастной динамики по причине временных рамок не видно, зато видна явная быстрая перемена в результате всех этих потрясений)
 


Ссылка на сообщение25 ноября 2010 г. 14:51
А так оно и бывает.
Подростки вообще взрослеют быстро:-)
 


Ссылка на сообщение25 ноября 2010 г. 14:52
Это надо еще было умудриться до 20 лет хранить такую наивность)
 


Ссылка на сообщение25 ноября 2010 г. 14:57
Ответил в личку, чтоб не оффтопить;-)


Ссылка на сообщение25 ноября 2010 г. 15:09
***как студент со студентом

А мне сразу стало понятно о чём речь... Вернее, я думаю, что понял.

Очевидно, здесь дело в том, что в описываемое время студент был отнюдь не просто «учащийся ВУЗа». Студенчество было совершенно особой кастой, своего рода неформальной молодёжной группировкой. Само слово «студент» было нарицательным (ср. по аналогии — стиляга, хиппа волосатая, панки, бритоголовые и т.п.). До появления собственного сленга, наверное, было ещё далеко (хотя и не исключаю), но манеры их общения сильно отличались от традиционных, считающихся общепринятыми в обществе и приветствуемых старшим поколением. Особенно ярко проявлялось это при общении представителей противоложных полов за пределами семьи (да и в семье — тоже), где в русском патриархальном обществе был строго установленный церемониал и протокол, масса табуированных тем и разного рода условностей. Вместо этого — эдакая восхитительная раскованность, своего рода почти вольница.

И именно на этом акцентировал внимание персонаж ФМ.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 декабря 2010 г. 22:51

цитата Крафт

***как студент со студентом

Я не отрицаю идею студенческого братства, я привожу это в качестве примера, ээ, необычной метафоры ФМ. Ведь можно было ту же идею сформулировать как «у нас близкие, приятельские, доверительные, дружеские и тд. отношения». Потому что в отношении студентов это пусть и нормально, но в данном-то случае Аркадий и девица вовсе не студенты, и характер их знакомства никак не предполагает, что отношения такого рода будут самыми естественными и подразумеваемыми. Но так уж вышло, что установились именно такие, и вместо того, чтобы долго и невнятно описывать их через прилагательные, ФМ в лице Аркаши четко и коротко характеризует их через одно существительное всего лишь)
 


Ссылка на сообщение2 декабря 2010 г. 22:59

цитата kerigma

Ведь можно было ту же идею сформулировать как «у нас близкие, приятельские, доверительные, дружеские и тд. отношения».

ФМ тоже пытался в какой-то мере соответствовать моде. Как современные писатели вводят сленговые выражения в свои тексты.
 


Ссылка на сообщение2 декабря 2010 г. 23:02
Мне кажется, это не столько мода, сколько высокий уровень проработки речевых характеристик персонажей — каждый герой оперирует именно теми словами и выражениями, которыми ему и положено в силу возраста, образования и социального статуса.
Согласитесь, из уст Аркаши сравнение со «студентом» звучит вполне естественно — потому что он и сам молод. А тот же Версилов уже не мог бы так выразиться, даже описывая точно такие же по сути отношения.
 


Ссылка на сообщение2 декабря 2010 г. 23:06
Согласен. Но зачем же Вы тогда этот пример поместили в абзац, начинающийся словами:

цитата

Кажется, я поняла, как можно объяснить словесную невнятицу Достоевского.
 


Ссылка на сообщение2 декабря 2010 г. 23:09
Потому что персонажи ФМ, зачастую не слишком высокого ума и образования, со своими странными речевыми характеристиками, умудряются очень четко выражать сложные эмоции и ощущения. Притом, что если взять эти их формулировки в отрыве от контекста, они действительно выглядят как невнятица зачастую (та же «тварь дрожащая»).
 


Ссылка на сообщение2 декабря 2010 г. 23:24
Так то — в отрыве от контекста. А так — очень даже ничего.


⇑ Наверх