Секс и смерть в Каньоне


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «TOD» > Секс и смерть в Каньоне холодных сердец
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Секс и смерть в Каньоне холодных сердец

Статья написана 6 марта 2011 г. 18:42
Клайв Баркер. «Каньон холодных сердец»



Страна Грез. Мир знаменитостей, мир звезд, светящих не с небес, но с высоты своей славы. Мы завидуем их жизни, их белоснежным улыбкам, гладким лицам без единой морщинки. Этим красивым женщинам и мужчинам, которые служат символом успешности, чья жизнь словно воплощение мечты. Но так ли легко нести на своих плечах бремя славы? Какую цену нужно заплатить, чтобы оставаться любимым переменчивой публикой, легко забывающей вчерашних кумиров?

Румыния. Начало XX века. Виллем Зеффер сопровождает молодую актрису Катю Люпи в ее поездке на родину. Виллем влюблен в свою подопечную, но Катя уже начинает терять к нему интерес. Ей становится скучно, а это очень плохой признак, и он это прекрасно понимает. Виллему нужно совершить что-то по-настоящему ошеломляющее, чтобы вернуть к себе внимание. И, волею случая, а может злого Рока, Зеффер находит решение – великолепная фреска «Охота» станет его подарком возлюбленной. Тысячи плиток образуют необычайно детальное изображение местного пейзажа, с дотошностью, заставляющей задуматься о рассудке ее творца. Но больше всего Зеффера взволновали сцены, запечатленные на фреске. Отталкивающие и притягательные своей откровенностью сцены греха и расплаты за него. Распутной Кате такое обязательно понравится…

Действие переносится в наше время. Тодд Пикетт – звезда киноэкрана, любимец женщин, возможно и обделенный талантом актера, но легко восполняющий это своей внешностью. Фильмы с ним пользуются популярностью, несмотря на свое сомнительное качество, что отмечает и сам Пикетт. Но это в прошлом. Единственное его достоинство – внешность — начинает подводить. В зеркале отражается стареющий чужак, взамен молодого красавца из его старых фильмов, и продюсеры дают понять, что у этого нового Пикетта уже нет будущего. Уязвленный таким отношением и распаляемый своим эгоизмом и где-то даже нарциссизмом, не желая мириться со своим новым обликом, Тодд решается на пластическую операцию. На беду все выходит иначе – операция проходит неудачно и хирург уродует актера. Если раньше на лице отражались в морщинах всего лишь прожитые годы и следы жизненных испытаний, демонстрируя опыт и характер, то сейчас оно представляет собой перекошенную маску. Пикетт не может вынести такого позора и уезжает в уединенный каньон, подальше от людей, где его ждет дом той самой Кати Люпи и комната с дьявольской «Охотой»…




Баркер — один из немногих маститых творцов хоррора, уважаемый самыми разными людьми, настоящая икона жанра. Это замечательно, что и в нашей стране он снискал известность. Одно его имя прочно ассоциируется со старым-добрым хоррором, кровавым и беспощадным на первый взгляд, но при детальном рассмотрении оказывающимся глубоким анализом человеческих страстей. При том Баркер никогда особо не копается в мозгах своих персонажей, приемы психоанализа ему скорее не свойственны. Его герои – это всегда яркие, в своем роде выдающиеся люди, горящие в страстях и чуждые рефлексии, на которую им просто не остается времени. «Каньон холодных сердец» почти полностью об этом – о темных желаниях, неземных наслаждениях плоти и о цене за это. Здесь снова присутствует дуалистичный образ ада/рая, прослеживающийся во многих романах Баркера. На этот раз речь не о его поиске, а о самой сути этого места. Страна Дьявола являет собой рукотворный мир-ловушку, сводящий с ума своих изначальных пленников, мир бесконечной безуспешной охоты, где время мучительно неподвижно. Для провинившегося перед самим Дьяволом герцога мир этот —  ад и ничего другого. С другой стороны Катя и ее гости смогли извлечь от волшебства этого места свою пользу – оно подарило им утраченную молодость и продлило жизнь. Для них Страна Дьявола представляется райским садом наслаждений, чудесным источником жизни и красоты. И, даже несмотря на то, что прикладываться к этому источнику нужно уж слишком часто, даже понимая, что они зависят от комнаты с фреской, платя ей свободой, они не могут устоят пред красотой обретенного рая, возвращаясь к нему снова и снова. Комната с «Охотой» раскрывает ту порочность, что есть в каждом из нас, и выпускает ее наружу.

Впервые в книге Клайва Баркера мне встретилось морализаторство. Обычно, автор наказывает всех своих грешных персонажей по заслугам и оставляет их мучиться. Ты понимаешь, что это справедливо и не нужно иного искупления. В этот раз автор никак не хочет расставаться с главным героем, придумывая странноватый ход с его очищением и преображением. Казалось бы, роман уже окончен, все получили по заслугам, но книга никак не заканчивается. Еще сотню страниц готовится Воскрешение Пикетта, переходящее в Вознесение. Не ясно такое

отношение к этому персонажу, чем он заслужил такие почести? На последних страницах Баркер просто сливается с безумной фанаткой Тодда — Тэмми Лоупер. Читать несколько десятков эпитетов члену Тодда Пикетта то еще удовольствие, скажу вам. Сексу в романе уделено вообще много внимания, что не удивительно с такой темой, но не всегда эротизм здесь кажется уместным. Некоторые сцены оргий лишь малоинтересные эротические фантазии не самого удачного исполнения.

Герои точно живые, каждый красиво сыграл свою роль. Ни одного лишнего образа, каждый характер важен. Все они порочны и ищут в жизни только наслаждений. Этот образ жизни и подвластность низменным инстинктам закономерно приводят их не к искомому экстазу, а лишь к боли и смерти, принимаемым ими, как кажется, с не меньшей жаждой и удовольствием... Несколько причудливых монстров традиционно присутствует, хотя, сказать честно, запоминается только жена Сатаны Лилит, да их козлоподобное отродье (из-за которого и создан был мир «Охоты»).

Сюжет захватывает, несет вплоть до кульминации, после которой следует затянувшийся безжизненный эпилог. Убрать чужеродную концовку, вырезать несколько особо скучных сцен и было бы совсем другое дело, впечатление от романа портит именно затянутость.

«Каньон», по сравнению с ранними работами, гораздо слабее. Не слишком оригинальная фабула — сатира на развратный Голливуд (все они там – бездушные мертвецы), банальные в принципе рассуждения о цене славы, затянутость отдельных эпизодов (особенно в конце), неожиданная сентиментальность к главному герою. Раннего Баркера ни в чем из этого упрекнуть было нельзя. По сути, в «Каньоне холодных сердец» красивая де садовская философия наслаждений, для которых нет никаких границ и запретов, в итоге свелась к унылой морали, проповедуя полностью противоположные взгляды. Тем не менее, достоинства у романа есть, если не вдаваться в мелочи, то вещица это определенно не безынтересная. Баркер пишет очень образно, читать приятно, как ни старается перевод угробить красоту слога. Рядовому читателю скорее придется по душе, искушенный может и заскучать.



Моя оценка: 7/10




585
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение7 марта 2011 г. 10:42
Хороший отзыв, ТОD! Даже перечитать захотелось... Но всего лишь «семерка»:-(???
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 марта 2011 г. 10:54

цитата Андрэ

Хороший отзыв

Спасибо!

цитата Андрэ

Но всего лишь «семерка»

Затянутость впечатление подпортила. Плюс постоянно сравнивал с другими его романами, которые были стильнее, я не знаю, изящней что ли. Тут же поверхностно, но при том объемно... (и статья под стать :-))))


Ссылка на сообщение7 марта 2011 г. 11:01
Для меня это был второй прочитанный роман Баркера после «Галили». Сравнивать было не с чем. Поэтому я и этот и тот оценил «хорошо»:-).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 марта 2011 г. 11:12
«Галили» теперь и читать-то боюсь, после «Каньона». Раньше не верил в то, что говорили о поздних книгах Баркера, а оно вон так и есть, оказалось.
Неет, лучшее у него (помимо КК) — «Проклятая игра» и «Имаджика». «Сотканный мир» не слишком отстает.


Ссылка на сообщение7 марта 2011 г. 11:23
А он еще и «Галили-2» дописывает:-D
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 марта 2011 г. 19:44
Почитаем-с. Первый был отличным. Такая вполне себе семейная сага в духе Рушдея.
 


Ссылка на сообщение9 марта 2011 г. 19:44
Ой, это давно в планах, но никак не в стадии «дописывания». Я не слышал, чтобы был готов хотя бы черновик.


Ссылка на сообщение9 марта 2011 г. 19:54
Эх, может, даже с чем-то и поспорил бы, но читал роман тогда, когда он только вышел на русском, в 2004-м, потому нюансы помнятся уже очень слабо. Однако что до сих пор остается — общее приятное, какое-то доброе впечатление от книги. Казалось бы, вот Лилит, вот Страна Дьявола... а все-равно вспоминаю, как хорошую сказку с порно-элементами :-)


Ссылка на сообщение10 марта 2011 г. 21:42
Наименее любимый мной роман Баркера (пожалуй, он мне нравится даже меньше, чем «Галили»). Статья, в целом отражает мои собственные ощущения от прочитанного, но оценку можно было поставить еще меньше (лично я вкатил только 5/10 :-)))).
Вообще, все чаще прихожу к мысли, что самая лучшая литературная форма Баркера навсегда осталась в далеком прошлом «Имаджики» и «Книг крови», ибо его позднее творчество, радует все меньше и меньше.:-(
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 марта 2011 г. 04:30

цитата fox_mulder

лично я вкатил только 5/10

У меня на Баркера рука не поднялась :-)))

цитата fox_mulder

Вообще, все чаще прихожу к мысли, что самая лучшая литературная форма Баркера навсегда осталась в далеком прошлом «Имаджики» и «Книг крови», ибо его позднее творчество, радует все меньше и меньше

Вполне возможно. Терзают сомнения, что он сможет создать что-либо величественнее «Имаджики» или ярче «Книг крови».


⇑ Наверх