Аутодафе не


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Melamori» > "Аутодафе" не удалось
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Аутодафе» не удалось

Статья написана 28 марта 2011 г. 02:16

Алексей Пехов — Аутодафе

Несомненно, приятно видеть, что потуги критиков удостаиваются внимания авторов, и более того, некоторые авторы принимают эту критику к сведению. Нет, не подумайте, рецензент даже не надеется, что «один из лучших отечественных писателей-фантастов» (кавычки здесь всего лишь как атрибут цитаты – не более) почтил своим взглядом ее труды! Но после многих возмущенных высказываний в сторону неиллюзорного совпадения некоторых моментов «Стража» с творчеством пана Сапковского, Аутодафе стал этаким «нашим ответом Чемберлену» Алексея Пехова своей читательской аудитории.

Первая книга цикла закончилась, а проблемы стража ван Нормайенна, похоже, только начинаются. Людвиг – классический «good guy» с волшебным кинжалом, кое-какими умственными и магическими способностями и устойчивыми взглядами на жизнь. На этот раз автор не ставил перед героем никаких моральных дилемм, не срывал струны читательских сердец непереносимыми деталями душевных терзаний персонажа, да и сам особо не напрягался, ведя тихий рассказ о хорошем человеке, который хорошо делает свою неспокойную работу.

К слову, о рассказах. Хотя книга была декларирована, как роман в новеллах, рассказами (а уж тем более повестями) можно назвать едва ли половину из них – слишком бедна фабула, нет ни интриги, ни какого-то вывода. «Аутодафе», кажется, вообще присутствует в романе только для того, чтобы громкое название второго тома серии имело под собой какие-то законные основания, настолько блеклым и бессодержательным выдался этот рассказ. То же самое можно сказать и о «Визагане» с «Отходной молитвой». Людвиг просто идет и дерется, дерется и идет. Дерется красиво, идет быстро, что, несомненно, является большим плюсом среднестатистическому боевичку в фэнтезийном антураже. Остается только спросить у автора, это ли он хотел дать своим читателям?

Пехова традиционно хвалят за мир, но автор рецензии до этой книги не почувствовал в Алексее «демиурга». Вселенные его произведений были во многом вторичны, и эта вторичность просматривалась невооруженным глазом. Было ли это «вдохновением», или просто нежеланием идти по нетореным тропинкам, предпочитая уже знакомый путь, я не отвечу. Однако я готова закрыть глаза на все эти недочеты только за одно лишь «Темнолесье» — концентрацию красоты, волшебства и глубокого, всепрощающего сострадания. Возможно, так стали светила, возможно, Алексей поймал мою злобную критическую душу на потайной крючок, но этот темный мирок покорил меня с первых страниц. Без лишних слов, повесть «Темнолесье» для меня сейчас лучшее произведение, когда-либо написанное автором, чего, к сожалению, не скажешь об остальных составляющих книги.

Если первую книгу цикла можно было назвать качественным подражанием Сапковскому, то второй роман видится мне скорее проходным боевиком с незамысловатой интригой. Можно, конечно, оправдать автора тем, что «Аутодафе» — всего лишь часть чего-то большего, промежуточное звено, тянущее за собой сильную, впечатляющую размахом и глубиной историю, но запутанные сюжеты никогда не были коньком Пехова. Все его творчество зиждилось на равновесном сочетании простоватой, но логичной фабулы, ярких героев и хорошо прописанного мира. Сейчас Алексей, растягивая сюжетную линию на несколько томов, рискует понизить читательский интерес к происходящему. Для будущих книг цикла загадок практически не остается, и (хотя я не имею пророческого дара и не знаю авторского замысла) будет жаль, если действо превратится в монотонный поиск виновного, когда ответы на остальные вопросы найдены. Уж очень это похоже на добычу золота в Серых горах.





216
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение28 марта 2011 г. 10:25

цитата Melamori

многих возмущенных высказываний в сторону неиллюзорного совпадения некоторых моментов «Стража»


Хех, параллели конечно прослеживаются, но вот именно сходства особого «Стража» с «Ведьмаком» я не заметил.

цитата Melamori

«Аутодафе», кажется, вообще присутствует в романе только для того, чтобы громкое название второго тома серии имело под собой какие-то законные основания, настолько блеклым и бессодержательным выдался этот рассказ.


Сдается мне, роман вообще задумывался как что-то проходное-переходное-трамплинное для следующих частей цикла. Типа вот мы познакомили вас с героями, миром, проблемами и трудностями, все готово, а теперь поехали.

Но это не отменяет, что в «Аутодафе» особо не за что зацепиться как раз потому, что похождения героя описаны настолько буднично, что и не трогают.

цитата

Однако я готова закрыть глаза на все эти недочеты только за одно лишь «Темнолесье» — концентрацию красоты, волшебства и глубокого, всепрощающего сострадания.


Действительно, очень красиво было. Я когда прочитал, не смог выделить лучшую новеллу, но, пожалуй, Темнолесье все-таки выделяется на фоне остальных.

цитата

Для будущих книг цикла загадок практически не остается,


Не скажите. Кто такие кузнецы и удастся ли их найти? Кто кует черные кинжалы и кто вынуждает колдунов и других людей верить в силу черных кинжалов? Кто противостоит стражам? Куда пропали Ганс и Кристина и найдет ли их Людвиг. Ну и самый главный, наверное, вопрос — что такое Пугало?


Ссылка на сообщение28 марта 2011 г. 14:29

цитата Aleks_McLeod

Хех, параллели конечно прослеживаются, но вот именно сходства особого «Стража» с «Ведьмаком» я не заметил.

Ну, мы все здесь выражаем личное мнение. Кто-то заметил, кто не заметил. Кто-то закрыл глаза на минусы благодаря достоинствам книги.

цитата Aleks_McLeod

Сдается мне, роман вообще задумывался как что-то проходное-переходное-трамплинное для следующих частей цикла.

Меня просто печалит этот диссонанс между проходной книгой и ее автором, которого многие считают лучшим российским фэнтези-писателем на данный момент. Тем более, и сам Алексей навряд хотел бы, трудясь 12 месяцев над произведением, чтобы роман поставили в разряд проходных. Я к тому, что это не было целью автора. Просто так получилось.

цитата Aleks_McLeod

Не скажите. Кто такие кузнецы и удастся ли их найти? Кто кует черные кинжалы и кто вынуждает колдунов и других людей верить в силу черных кинжалов? Кто противостоит стражам? Куда пропали Ганс и Кристина и найдет ли их Людвиг. Ну и самый главный, наверное, вопрос — что такое Пугало?

Появится зловещий злодей, предатель, будут замешаны законники, а Пугало вообще окажется каким-нибудь невинно-убиенным стражем, там же вроде бы Ганс пропал. Мне ответы на эти вопросы неинтересны. Для хорошей интриги поиска ответа на вопрос «Кто?» недостаточно. А «Как?«и «Почему?» мы уже знаем. Конечно, серия как детективная не задумывалась, но боюсь, повысит насыщенность событиями у автора не получится. И еще меня как-то покоробило это доставание скелетов из шкафов в последней повести. По ходу книги Людвига столько раз спрашивают «А кто такая Кристина? И почему ты поссорился со своей учительницей?», что это напоминает заискивающее «А не хотите сыграть на рояле. Он там, за кустиками.» И еще очень уж раздражать стала монотонность диалогов с Проповедником. Такое впечатление, что они вставлены для объема и только.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 марта 2011 г. 14:39

цитата

Кто-то заметил, кто не заметил


Просто на мой взгляд и Страж и Ведьмак настолько разные, что даже если и есть какие-то сходства между ними, то они сведены к минимуму.

цитата

Кто-то закрыл глаза на минусы благодаря достоинствам книги.


Страж я помнится ругал.

цитата

Меня просто печалит этот диссонанс между проходной книгой и ее автором, которого многие считают лучшим российским фэнтези-автором на данный момент.


Мда, есть немного.

цитата

Пугало вообще окажется каким-нибудь невинно-убиенным стражем, там же вроде бы Ганс пропал.


Вот у меня почему-то тоже подозрение возникло :-)

цитата


Людвига столько раз спрашивают «А кто такая Кристина? И почему ты поссорился со своей учительницей?», что это напоминает заискивающее «А не хотите сыграть на рояле. Он там, за кустиками.»


Ну если говорить о роялях, то Пугало куда-больший рояль — вмешивается тогда, когда у Людвига кончаются другие способы спастись, а все остальное время стоит себе в сторонке, точит серп и ухмыляется.

Мне сейчас сложно судить об авторском замысле и о направлении, в котором развернется действие романа. Если в третьем томе Пехов найдет, чем удивить и меня и Вас, то придется одолжить у Пугала шляпу и снять ее перед автором. А вот если книга будет на уровне «Аутодафе» с теми же темпами развития сюжета и отсутствием какой-либо серьезной интриги...

цитата


Конечно, серия как детективная не задумывалась, но боюсь, повысит насыщенность событиями у автора не получится


Ну почему же, можно погрузить мир в пучину войны между различными организациями, с темными душами и поставить перед Людвигом лимит во времени, в который он должен уложиться. Много чего можно придумать, если подумать.
 


Ссылка на сообщение28 марта 2011 г. 14:49

цитата Aleks_McLeod

Страж я помнится ругал.

:-D Эт я его ругала, а Вы, кажется, мягко журили. Но это ничего-ничего, хотя Пехова я не считаю одним из тех авторов, которым нужно читательское снисхождение.

цитата Aleks_McLeod

Ну если говорить о роялях, то Пугало куда-больший рояль

цитата Aleks_McLeod

Ну почему же, можно погрузить мир в пучину войны между различными организациями, с темными душами и поставить перед Людвигом лимит во времени, в который он должен уложиться.

Поместила две эти цитаты вместе, потому что углядела в них что-то общее. Пугало — иллюстрация прагматичного подхода к написанию. Такой же прагматизм Вы проявили предлагая сюжетные ходы для книги. Поэтому книги по миру Стража больше похожи на профессиональное ремесленничество, нежели на чистое творчество. Приятно порадовало только Темнолесье.
Кстати заметила, что книги Пехова больше читают и оценивают мужчины, хотя мужским фэнтези его произведения назвать нельзя.
 


Ссылка на сообщение28 марта 2011 г. 15:10

цитата Melamori

Эт я его ругала, а Вы, кажется, мягко журили.

Вы ещё подеритесь, горячие финские парни... и девушки)))
 


Ссылка на сообщение28 марта 2011 г. 15:12
Да ладно. Как будто бы кто-то здесь конфликтует. Ни в коей мере. :-)
 


Ссылка на сообщение28 марта 2011 г. 16:34
Тогда не спорь с человеком: раз говорит — ругал, значит — ругал!)))


Ссылка на сообщение20 мая 2011 г. 09:37

цитата

книги по миру Стража больше похожи на профессиональное ремесленничество

Вот именно это вкупе с своеобразным миром оттолкнуло меня от этого цикла. Невозможно сравнивать с «Хрониками Сиалы» или «Ветер и искры». Там я видел душевные порывы автора, его мысли чувства. А здесь только прагматичный расчет: «сейчас добавим унцию юмора, затем щептоку жалости, осторожней, не переперчить бы!» Грустно. Жду новых книг в надежде на лучшее...


⇑ Наверх