Марина и Сергей Дяченко


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Марина и Сергей Дяченко "Медный король"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Марина и Сергей Дяченко «Медный король»

Статья написана 30 марта 2011 г. 13:17

У меня такое чувство, что на самом деле Дяченко пишут все время одну историю — историю о том, как герой борется с собой. С переменным успехом. Борется со своим «не могу» и со своим «хочу», переступая через первое и подавляя второе. В некоторых романах герой безусловно побеждает, в некоторых — проигрывает. Но из всех читанных, пожалуй, самая сложная битва, самый маленький шанс победить были у мальчика Развияра из «Медного короля». В эту победу даже никто не верил, в том числе я — ведь по тексту складывалось четкое ощущение, что авторы мягко подводят нас к необходимости признать поражение. И воображение забегало куда дальше авторских замыслов.

«Медный король» — история раба из низкого, всеми ненавидимого племени, которому, натурально, нечего терять, кроме своих цепей. В самом начале его выбрасывают за борт с корабля, потому что некий почти волшебный город на острове отказывается пускать таких, как он, на свою землю. Последующее — это медленное, неуверенное возвышение героя, шаг вперед, два назад, которое заканчивается много лет спустя, но в том же месте. Заклинание, которому ребенка обучает случайный знакомый, полусумасшедший старик, кажется поначалу какой-то детской ерундой, плодом отчаявшегося воображения. «Медный король, возьми, что мне дорого, подай, что мне нужно». Мальчик использует его, и Медный король действительно забирает — но ничего не дает. Во всяком случае, ничего ощутимого, действительного. Лишь с середины книги становится понятно, ради чего раз за разом повторяется заклинание — Медный король действует, как иные наркотики, даруя кратковременное ощущение свободы, могущества и кристальной ясности происходящего. И, как на наркотик, герой на него подсаживается, со всеми вытекающими. Сначала «выносит из дома» вещи, а потом и люди начинают пропадать.

Правда, все эти маленькие прегрешения с «темным древним богом», каким вроде бы является Медный король, по большей части теряются на фоне разворачивающегося сюжета. Дяченкам удалось создать удивительно интересных персонажей и вполне живой, необычный мир. Мир, в котором смутно царит огромная Империя, которая вот-вот покорит остатки земель, до которых еще не успела дотянуться, в лесах живет людоедское племя, из которого и происходит наш герой, а над озером плывет летающий город Мирте. При этом все это — только красивые декорации, и герой в конце концов, слава богу, не садится на императорский трон — это было бы слишком моветоном. Большая часть действия происходит на окраине Империи, в еще непокоренных землях, над которыми главенствует Замок без названия, управляемый Властелином, опять же, без имени. А в степях вокруг этого замка обитает удивительное племя нагоров, или зверуинов, которые рождаются как в человеческом, так и в тигрино-кентавровом обличье. Один из таких тигро-кентавров и становится другом и спутником героя на протяжении всего романа.

Должна признать, что часть про нагоров кажется мне наиболее интересной, куда интереснее, чем сама история главного героя. Учитывая, что с ним как раз все было понятно с самого начала — так или иначе, это вариация на классическую тему «убить дракона», вне зависимости от реального исхода такой битвы. А вот зверуины — нечто совершенно новое. Племя с удивительной не только физиологией, но и моралью, обычаями и представлениями, при этом все прописано достаточно четко и логично, так что даже в отсутствие прямого указания можно додумать какие-то детали.

История зверуинов тем интереснее, что Замок держится только за счет того, что в его подвале лежит труп построившего его мага-зверуина. Утро-Без-Промаха, который нарушил все мыслимые обычаи, предал и страшно проклял свой народ, и которого тем не менее вполне можно понять. Признаюсь, Утро, который к моменту начала действия уже давно мощи, — мой любимый и самый интересный персонаж в романе (оужас!). Не в последнюю очередь, наверное, потому, что за ним стоит слишком много тайн и авторских недоговоренностей — а с Развияром и остальными центральными персонажами все ясно. Развияр получился «совершенно как живой, хотя и не привлекающий к себе персонаж» — его рабская мораль так и осталась с ним, несмотря на последовательное восхождение по социальной лестнице. Мораль, которая делит всех на тех, кто сверху, и тех, кто снизу. Что делает вполне понятной его ненависть к Мирте — несмотря на то, что про город прямо ничего такого не говорится, создается четкое ощущение, что это — сосредоточие культуры и цивилизации, прямо противостоящее мироустройству самого Развияра. Противостояние парадигм, на идейном уровне.

Хотя надо признать, что я была к герою несправедлива. Постоянно ждала, что вот сейчас он утратит человеческий облик — но он, кажется, за все время действия романа сам как личность не изменился, другое дело, что возможностей у него стало больше. А так он не стал более жестоким, более подлым и эгоистичным, чем раньше. Я бы даже сказала, все его отклонения — в рамках нормы, но мерзкий характер остается мерзким характером. Другое дело, что окружающие почему-то терпели это, вместо того, чтобы осадить его, но в этом и заключался дар Медного короля. К чести авторов, они не пошли по легкому пути и не позволили герою тихо самому скатиться в пропасть, чтобы было бы самой простой и логичной концовкой, сто раз повторенной в сказках. В финале романа куда больше от притчи, чем от сказки: круг замыкается, герой оказывается там, где ему и место, а жизнь продолжает идти. Я так и не смогла заставить себя сопереживать герою, так что финал скорее оставил меня равнодушной. Но то, что было в романе *помимо* истории с Медным королем, зацепило, и сильно.



Тэги: дяченко


227
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение30 марта 2011 г. 13:33
Отличный разбор, спасибо.
А у меня Развияр вызвал больше сопереживания, чем жители Мирте. Он более человечен, а в тех есть что-то уберменшевское — какие-то нацистские черты проглядывают.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 марта 2011 г. 13:46
Спасибо, рада, что понравилось :-)
Я не вижу в Развияре человечности, если честно. Вижу только общечеловеческие пороки и слабости в количестве. Зависть и мстительность, например. А жители Мирте — это ж так, собирательный образ недостижимого идеала.
 


Ссылка на сообщение30 марта 2011 г. 13:51

цитата kerigma

только общечеловеческие пороки и слабости

И чем это не человеческое? Основное содержание основной масыы среднестатистических человеков ;)

*ворчливо* Всё им идеальных сферических героев в вакууме подавай...
 


Ссылка на сообщение30 марта 2011 г. 13:58

цитата Крафт

И чем это не человеческое?

я про разницу между «человеческим» и «человечным» :-)
Идеальных сферических необязательно, но Развияр даже по обычным житейским меркам — неприятный персонаж.


Ссылка на сообщение30 марта 2011 г. 13:54
Отличный отзыв. А «Варана» ты читала?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 марта 2011 г. 13:57
Спасиб)
Нет, до него руки не дошли — я когда начинала, порядок томов перепутала)
 


Ссылка на сообщение30 марта 2011 г. 14:11
Очень рекомендую! Я, кстати, тоже начал с Медного короля.
Потом на некоторые моменты смотришь по-другому.
И да, мир действительно очень красив
 


Ссылка на сообщение30 марта 2011 г. 14:14
обязательно доберусь)
 


Ссылка на сообщение30 марта 2011 г. 14:27

цитата kerigma

я когда начинала, порядок томов перепутала)

:-))) Ох уж эти женщины...
 


Ссылка на сообщение30 марта 2011 г. 14:30
считаю это дискриминацией:-))) к тому же для сюжета, как выяснилось, не принципиально
 


Ссылка на сообщение30 марта 2011 г. 14:49

цитата kerigma

считаю это дискриминацией

Я больше не буууду8:-0

цитата kerigma

для сюжета, как выяснилось, не принципиально

Совершенно непринципиально


Ссылка на сообщение30 марта 2011 г. 16:37
Отличная книга.
У меня этот самый Медный Король ассоциировался исключительно с наркоманией.

А из персонажей наиболее симпатичен мне был Властелин. Одиночество тирана, все дела.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 марта 2011 г. 16:45

цитата Грешник

У меня этот самый Медный Король ассоциировался исключительно с наркоманией.

:beer:
И море герою по колено не потому, что Медный король его *действительно* как-то возвышает, а потому, что он утрачивает связь с реальностью постепенно)

цитата Грешник

А из персонажей наиболее симпатичен мне был Властелин. Одиночество тирана, все дела

Властелин интересный, да)
 


Ссылка на сообщение30 марта 2011 г. 16:54

цитата

И море герою по колено не потому, что Медный король его *действительно* как-то возвышает, а потому, что он утрачивает связь с реальностью постепенно)

Я в теме о Дяченко попытался начать предметное обсуждение этой книги — но заглохло дельце.
Там я эту тему, и некоторые реминисценции пристальней оглядел.
http://fantlab.ru/forum/forum...

Развияр как персонаж, мне, кстати, очень симпатичен.
В отличие от общечеловеческих этих... которые он переступает с шага на второй, и которые я без гигиенических перчаток не трогаю.

цитата

Властелин интересный, да)

Смотрели фильм «Пророк»?
Там есть персонаж — Цезарь Лучиани — схожий образ, и как минимум не хуже разработанный. Только не на фэнтезийном, а на сугубо-реалистическом криминальном материале. Очень интересно рассмотреть их в сравнении.
 


Ссылка на сообщение30 марта 2011 г. 17:04

цитата Грешник

В отличие от общечеловеческих этих... которые он переступает с шага на второй, и которые я без гигиенических перчаток не трогаю.

суровы))
Я все-таки за «эти общечеловеческие»:-)))

цитата Грешник

Смотрели фильм «Пророк»?

неа)
Впрочем, ни секунды не сомневаюсь, что таких персонажей в мировой истории пруд пруди))
 


Ссылка на сообщение30 марта 2011 г. 17:09

цитата

суровы))

В Россиюшке вообще много таких, людей долгой воли, даже если брать только по верхам — от Максима Горького в литературе, до его кореша — Иосифа Сталина, в политике.
Я люблю свою страну, я горжусь её представителями *усмехается*

цитата

неа)
Впрочем, ни секунды не сомневаюсь, что таких персонажей в мировой истории пруд пруди))

Это не исторический фильм, всё смоделировано.
Психологическая драма на криминальном материале — очень советую; какой-то приз отхватил года два назад, кажется в Каннах. Не зря отхватил.
Говорю, с «Королём» их хорошо рассматривать параллельно, дополняют друг друга в некий гештальт.
 


Ссылка на сообщение30 марта 2011 г. 17:38

цитата Грешник

В Россиюшке вообще много таких, людей долгой воли, даже если брать только по верхам — от Максима Горького в литературе, до его кореша — Иосифа Сталина, в политике.

:-)))
Вот-вот, этого добра и в жизни хватает, нет чтобы романы про теплых пушистых котят писать :-D К тому же в жизни оно интереснее — волшебные силы-то никому не помогают)

цитата Грешник

Говорю, с «Королём» их хорошо рассматривать параллельно, дополняют друг друга в некий гештальт.

О, даже так. Надо посмотреть, спасибо за наводку))


⇑ Наверх