«Sweet dreams are made of this
Who am I to disagree?»...
Первые шесть минут «Запрещенного приема» вызывают воспоминая о «Хранителях», а самоплагиат, как известно, признак стиля. Шесть минут наслаждения под «Sweat Dreams» в исполнении актрисы, играющей главную героиню, готовят зрителя к визуальному пиршеству, и следующие за этим два часа не сколь ни разочаруют ожиданий. Снайдер действительно выработал свой собственный стиль. Если раньше он был в какой-то мере ограничен, снимая по чужим сценариям, то «Запрещенный прием» полностью авторское кино. Стиль Снайдера — это невероятно красочная картинка, возведенная в степень безудержных спецэффектов. Это было видно и в «300», и в «Хранителях», но здесь ко всему добавился крышесносящий сценарий и бесбашенный сеттинг, позволяя теперь полностью составить мнение о режиссере.
На экране кружится безумный вихрь из аниме, компьютерных игр, стимпанка, фантастики и фэнтези. Все это под такую музыку, что просто восторг берет. Это аудио-визуальный наркотик, тебя вжимает в кресло и хочется смеяться и плакать от радости, хлопать в ладоши и кричать какую-нибудь чепуху, находясь в состоянии почти религиозного экстаза. Невероятной силы приход, настолько все красиво и стильно. Картинка у Снайдера всегда слишком броская, неестественно четких цветов, такой мир видит человек под действием галлюцинагенов. Это сверхреальность, что-то настолько прекрасное и великолепное, что просто не может быть настоящим. Еще немного и оно превратится в кич, безвкусицу, но режиссер знает свое дело и не позволяет этому произойти.
Спецэффекты выше всяких похвал. Превратив их в самоцель, Снайдер избавился от всех мыслимых рамок и просто веселится. Он крушит, ломает, взрывает все вокруг, с детской непосредственностью и неподдельной радостью. Как мальчишка, он собрал все свои любимые игрушки и играет с ними, но уже не представляя процесс у себя голове, а воплощая все это в киношной субреальности. То, как это получилось, впечатляет, даже при всей нелюбви к спецэффектам вообще. Неудержимый драйв, чистый адреналин. В чем – в чем, а в этом Зак знает толк. Кто еще может управляться со всеми этими фишками с камерой, акробатическими трюками и стрельбой с такой естественной легкостью, кроме него? Не Снайдер придумал слоу-мо, но когда смотришь, как он с ним обращается, кажется, что только он один понял что там к чему. Предельно зрелищные, по-настоящему качественные эффекты ради эффектов. В другом фильме это выглядело бы неуместно, но сюжет оправдывает все творящееся безумие.
«Запрещенный прием» заключается в сценарии, который позволяет воплотить на экране самую необычную фантазию. Используя такой сценарный ход, Снайдер развязал себе руки. Теперь ему можно делать все, что только вздумается. Безумный в пересказе, на экране сюжет воплощен крайне изящным образом – все эти невероятные битвы происходят в сознании героини, иллюстрируя ее внутреннюю борьбу. Настолько тривиальный ход, каким уже никого и не удивишь, открыл простор для полета буйной фантазии Снайдера-сценариста. Его коллеги Нолан и Скорсезе, в своих последних фильмах также использовавшие подобный прием, сделали его центральным моментом, ведя весь фильм только к этому, Снайдер, напротив, не старается казаться умным, не играет со зрителем в глупые, бессмысленные игры. Сюжет выполняет скорее прикладную задачу, служит остовом красочному действу. Финальная головоломка не стала основной фишкой всего фильма, она удачное дополнение. Идя в кино на заведомо бессмысленный экшен, было приятно обнаружить и вполне пристойный сюжет, с оригинальным твистом в конце. Забавно, что только посмотрев полностью фильм, замечаешь присутствие сложной сюжетной линии, которую просто некогда было разглядеть в режиме «мозг – выкл.», включенному после рецензий критиков. А ведь «Запрещенный прием» нужно смотреть внимательно, вдаваясь в детали и мелочи.
Печальна судьба этого очень самобытного кино в прокате. Истинно киноманский, эстетский фильм, был разгромлен критиками и не понят основной массой тех, кто еще ходит в кинотеатр. Поражает лицемерие массового зрителя, делающего кассу тупым 3D-блокбастерам, теперь в голос упрекающего «Запрещенный прием» в «отсутствии смысла». Снайдер просчитался со своим приемом, используя его на рядовом зрителе, он получил лишь непонимание. Рейтинг PG-13 в этом случае оказался и не нужен, а без него было бы больше восторга у целевой аудитории режиссера, которая только множится, и на которую и нужно было ему работать. Как можно повесить плашку с таким рейтингом на продукт с непрекрытым эротизмом и лишь слегка завуалированным сексуальным подтекстом? Добавить больше реализма в боевых сценах, брутальности побольше, было бы гораздо достоверней, ведь тематика-то отнюдь не детская. Этому фильму можно предрекать культовую славу в будущем, настолько он оригинален. Если с чем и сравнивать, то с тарантиновским «Убить Билла», где режиссер также стебется над всем подряд, мешает жанры и экспериментирует с подачей материала. Фильм уже называли «высокобюджетным артхаусом», и, при всей глупости этого словосочетания, доля правды в нем есть. Снятая Снайдером лента, здорово выбивается из голливудской концепции кинематографа, выступая в роли своеобразной оппозиции и альтернативы его набившим оскомину, однообразным фильмам. Пока же, все вокруг фильм громят и критикуют.
Картинка великолепна, операторская работа и спецэффекты впечатляют. Актеры не гениальны, но и не слабы. Сюжет запутан, спрятан за ярким фасадом видеоряда, но не туп и более того — многослоен. История о борьбе, переданная сразу в нескольких символичных ракурсах, гораздо глубже, чем выглядит при поверхностном просмотре. А музыка гениальна. Не только подобранная в такт происходящему, а дополняющая собой сцены фильма. Песни тут со смыслом, очень близким к фильму. Знаменитая «Sweat Dreams» становится гимном борьбы Куколки, передает основную идею сюжета. И все композиции выбранны не случайно, они звучат в подходяшее время и производят ошеломительный эффект, до мурашек и холодка по спине.
В чем собственно проблема? В глуповатых диалогах, написанных будто для заполнения дыр между фантазиями Куколки. Это единственный минус фильма, легко списываемый на бездарность российских дублеров и переводчиков. Если честно, то не все так уж и ужасно, в отличие от многих американских фильмов, в диалогах «Запрещенного приема» не воротит от пафоса и наигранного драматизма. Пафоса вообще нет, что очень к лицу картине. Снайдер никому ничего не доказывает, ни на что не претендует. Он просто искренно выполняет свою работу, которая ему явно в радость. На прошлых фильмах он сделал имя, а теперь полностью сформировал свой индивидуальный стиль. Что Снайдер сделает с таким сокровищем в дальнейшем, вопрос открытый.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Кто написал эту рецензию? Эстет и любитель кинематографа, по достоинству оценивший фильм, или всего лишь необремененный интеллектом молодой графоман, мнящий себя выше других, элитой, критиком, превозносящий режиссерские бредни?
Чья же это история?..
[/h]