Беги Квинт


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Aleks_MacLeod» > Беги, Квинт, беги
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Беги, Квинт, беги

Статья написана 25 мая 2011 г. 22:04


Центурион

Режиссер: Ник Маршалл

В главных ролях: Майкл Фассбендер (Квинт Дий), Доминик Уэст (генерал Тит Флавий Вирилий), Ольга Куриленко (Этейн), Ноэль Кларк (Макрос), Дэвид Моррисси (Бот)

Британия, второй век нашей эры. Пограничные стычки между римскими легионерами и британскими племенами учащаются настолько, что губернатор острова Юлий Агрикула решает отправить свое самое сильное воинское формирование, знаменитый девятый легион под командованием генерала Тита Флавия Вирилия, разобраться с племенами злокозненных пиктов и их вождем — Горлаконом. В помощь легиону Агрикула выделяет опасную и прекрасную разведчицу Этейн — она должна провести легионеров прямо к деревням британцев. По пути на север легион освобождает центуриона Квинта Дия, единственного уцелевшего в одном из набегов варваров. Квинт вместе с девятым продолжает путешествие на север. Впереди их ждет множество сюрпризов и горячий, очень горячий, я бы даже сказал горящий пиктский прием.

Горстку уцелевших после резни римлян, как самый старший по званию, возглавляет Квинт. Солдатам сначала предстоит дерзкий рейд в самое сердце пиктских территорий, где они рассчитывают отбить у врага захваченного в плен генерала Вирилия, а затем — долгое и утомительное бегство на юг, к римским территориям. А по пятам за легионерами будут гнаться пикты во главе с яростной и непобедимой Этейн.

Да-да, перечитав первый абзац, я тоже испытал определенное чувство дежа вю — «Центурион» рассказывает практически ту же историю, что и «Орел девятого легиона», разве что под другим углом — если «Орел» посвящен пути на север сына одного из офицеров Девятого, то в «Центурионе» показано непосредственно то, как злополучный легион встретил свою судьбу. В какой-то степени картина может показаться предысторией «Орла», или, если уж соблюдать историческую правду, «Орел», вышедший на год позже, следует назвать своеобразным вольным продолжением «Центуриона». С другой стороны, роман Розмари Сэтклиф вышел аж в 1954 году, но мы сейчас говорим непосредственно о фильмах.

Обе ленты, помимо аналогичной тематики, могут похвастаться еще несколькими схожими моментами, но есть и два серьезных различия. Во-первых, «Центурион» — куда более жестокий фильм, чем «Орел». Маршалл в отличие от МакДональда не стремился уберечь чувства особо впечатлительных зрителей, поэтому на экране десятками разлетаются отрубленные конечности, а бутафорская кровь хлещет буквально фонтанами. С последним, впрочем, создатели картины переборщили — создается впечатление, что обильным кровотечением сопровождается  каждая царапина.


Ну и во-вторых, в «Центурионе» более убедительны показаны отношения между толпой мужиков, внезапно оказавшихся на вражеской территории в плотном окружении превосходящих сил противника. Если в «Орле» развитие дружбы между Марком и Эской по сюжету скорее подразумевается, чем наглядно показывается (быть может, виной этому послужил тот факт, что в литературном первоисточнике оба героя старинные, чуть ли не с детских пор, друзья), то в фильме Маршалла эволюции взаимоотношений уделяется большое внимани. Здесь есть и дружба, и преданность, и предательство, и даже любовная линия (ближе к концу фильма создатели не утерпели и таки впихнули в сюжет нормального, не отмороженного на всю голову, как героиня Куриленко, женского персонажа).

При этом герои «Центуриона» не очень-то похожи на образцовых, прямо с картинки в учебнике по истории, воинов-легионеров из «Орла». Напротив, здешний девятый легион скорее напоминает сборище наемников наподобие Черного Отряда — толпу головорезов, которым командует самый большой, страшный и уважаемый — генерал Тит Флавий Вирилий. В легионе процветают веселые попойки, среди легионеров шастают дамы очень легкого поведения, ну а драки начинает сам командир. При этом девятый — своеобразная сборная солянка со всех концов Римской империи — в числе действующих лиц картины присутствуют грек Леонид, перс Тарак, нумибиец Макрос, а также явно переведенный из Галлии боец Кирпичикус.

По началу ко всей этой толпе персонажей необычайно сложно привыкнуть — все внимание уходит на то, чтобы хотя бы научиться отличать одного легионера от другого, но затем, когда легион уже будет уничтожен, а маленькую группку ведомых Квинтом людей будут настигать первые потери, за оставшихся в живых начинаешь всерьез переживать, вздрагивая каждый раз, когда пикты снова нагонят беглецов.

Сюжет вообще построен на редкость бодро и динамично. События сменяют друг с друга с бешеной скоростью — вот Квинт еще центурион в своем маленьком гарнизоне, вот пикты уже бодренько вырезают всех попавшихся под руку римлян, вот Квинт в плену, вот он бежал, вот девятый легион на отдыхе, на марше, в бою, а вот уже кучка мужиков убегает по лесам от Ольги Куриленко и ее толпы раскрашенных приятелей. Куриленко и вправду выглядит страшно — сам бы от такой сбежал, повстречав поздно ночью в темном переулке.


Гонка по живописным местам Туманного Альбиона (вот, кстати, еще одна параллель с «Орлом» — такие же красивые виды, только здесь они выглядят очень и очень холодно) идет довольно динамично, однако ближе к концу создатели, видимо, решили предоставить перерыв и героям, и зрителям, введя в сюжет нового женского персонажа, Арианну, в доме которой беглые легионеры укрылись на несколько дней и зализали раны. Линию с Арианной, честно говоря, в фильм можно было бы и не включать, и никто бы от этого ничего не потерял, но, раз уж все-таки включили, стоит признать, что молоденькая актриса Имоджен Путс своим профилем украшает картину.

Концовка у ленты получилась очень драматической, менее пафосной чем у «Орла», и еще раз заставила вспомнить «Черный отряд» и другие образчики темного фэнтези — строго говоря, Девятый Легион пал ни за что, вся экспедиция ни к чему не привела, да и большинство попыток героев чего-либо добиться окончилось ничем. Легкое чувство обреченности, ощущавшееся большую часть фильма, уверенно превращается в строгое чувство бессмысленности и бесплотности всех попыток уцелеть и спасти хоть что-то или кого-то.

С другой стороны, доля вины за неудачи персонажей лежит именно на них — герои время от времени склонны совершать на редкость глупые и необдуманные попытки. Самый яркий пример этому — совещание героев после побега из деревни пиктов — Квинт собирается вести отряд на север, чтобы обмануть погоню, и тут же собственными руками оставляет преследователям чуть ли не прямой указатель направления, в котором побежали римляне. Нужно ли удивляться, что пикты практически сразу сели на хвост легионерам и не слезали с него почти до самого конца.

Сюжет вообще богат на логические несостыковки. Например, причина ненависти Этейн к римлянам скрывается в ее раннем детстве, когда легионеры убили всю ее семью, изнасиловали ее саму и отрезали девочке язык, чтобы она никому не рассказала об их преступлениях. Потом девочка пришла к пиктам, и те рассказывают пленным римлянам ее историю. Внимание, вопрос — как? Подобных сюжетных несоответствий в фильме можно найти еще несколько штук, но каждое из них предполагает определенные спойлеры,  которых я бы хотел избежать.

В отличие от «Орла», в котором создатели попытались найти хорошие и плохие черты и в римлянах, и в британцах, в «Центурионе» все выглядит более однозначным — римляне здесь молодцы, а пикты — безумные фанатики, руководит которыми мужик, откровенно смахивающий на типичного казака из «Тараса Бульбы». И вроде бы есть стимул ненавидеть римлян и у этого вождя, и у Этейн, однако в то же время сопереживать им не получается, в отличие от уцелевших легионеров, среди которых тоже попадаются отморозки, но в куда меньшем количестве. Правда, уже в самом конце Маршалл постарался исправиться и показал, что и в Риме хватает сволочей, и то, что Квинт в концовке пришел к примерно такому же выводу, что Марк в «Орле», наводит на определенные мысли.

Об еще одном недостатке картины я уже упоминал выше — чувство меры порой отказывало создателям фильма, поэтому некоторые сцены показаны с излишней жестокостью, а уж бутафорской крови изводили столько, что хватило бы на то, чтобы прокормить немаленький клан вампиров-вегетарианцев в течение нескольких месяцев.

Кстати, о сражениях, они поставлены с большой степенью натуралистичности и реализма, но за весь фильм количество боев можно будет пересчитать по пальцам одной руки — легионеры всем другим опциям будут предпочитать бегство, что, конечно же, вполне ожидаемо от картины, слоган которой гласит «Сражайся или умри».

Резюме: Достоинств и недостатков фильм набрал примерно поровну — динамичность сюжета и неплохо прописанные отношения между выжившими легионерами компенсируются множеством сюжетных ляпов и излишней натуралистичностью и жестокостью боевых сцен. Если выбирать между «Орлом» и «Центурионом», я бы выбрал «Орла», его хотя бы можно в тесной семейной компании посмотреть.

P.S. Учитывая с какой жестокостью была убита героиня, которую играла жена режиссера, я бы посоветовал паре обратиться к психотерапевту. Во избежание, так сказать...





647
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение25 мая 2011 г. 22:10
Вот Фассбендер мне нравится, а Куриленко производит лишь отталкивающее впечатление, особенно когда открывает рот %-\
Это просто мысли в слух, все равно оба фильма не видел :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 мая 2011 г. 22:13

цитата iRbos

Куриленко производит лишь отталкивающее впечатление, особенно когда открывает рот


Тогда «Центурион» тебе должен понравиться, она за весь фильм не произнесла не слова:-))):-))):-)))
 


Ссылка на сообщение25 мая 2011 г. 22:17
Скажем так — это весомый плюс :-))) Еще бы бумажный пакет на голову... 8:-0
 


Ссылка на сообщение25 мая 2011 г. 22:22
:-)))
Нет, ну знаешь, порой она и без пакета вполне и всего остального ничо так смотрится. Правда, не на киноэкране...

Кстати, пару лет назад, когда вышел Квант милосердия, мы с другом с удивлением отметили тот факт, что Куриленко — единственная девушка Бонда, с которой тот не переспал. Потом вспомнили, что в «Максе Пейне» ее не взял Макс, потом где-то еще ее тоже отшили, и вот итог — раскрасила лицо краской и гоняется за мужиками по лесам Туманного Альбиона. Довели девочку, довели!
 


Ссылка на сообщение25 мая 2011 г. 22:28

цитата Aleks_MacLeod

Нет, ну знаешь, порой она и без пакета вполне и всего остального ничо так смотрится. Правда, на на киноэкране...

Это единственный удачный ракурс из 4-х. На остальные без слез не взглянешь.

цитата Aleks_MacLeod

Куриленко — единственная девушка Бонда, с которой тот не переспал.

Этого я ей тоже не прощу :-)))
Кстати, а Хитмане с ней что-нибудь сделали не знаешь? Я просто не смотрел, хотя помню, что она там во всем ничего бегала.

цитата Aleks_MacLeod

Довели девочку, довели!

Это есть одна детская считалочка. Ее обратная взрослая версия: Этому не дала, этому не дала, этому не дала... Ну и ходи дура в дефках :-))) Надеюсь детей тут нет?
 


Ссылка на сообщение25 мая 2011 г. 22:30

цитата iRbos

Кстати, а Хитмане с ней что-нибудь сделали не знаешь? Я просто не смотрел, хотя помню, что она там во всем ничего бегала.


Во!:-))) Там тоже с ней ничо не сделали кажется))))
 


Ссылка на сообщение25 мая 2011 г. 22:32
Ну, значит смотри конец предыдущего сообщения :-)))
 


Ссылка на сообщение25 мая 2011 г. 22:34
:-)))

Хотя стой, в том-то и фишка, что она бы и не прочь, ее не берут! И ладно Хитман там или Макс, так Бонд же! Который обычно все что шевелится и женского пола))))
 


Ссылка на сообщение26 мая 2011 г. 10:00

цитата Aleks_MacLeod

Хотя стой, в том-то и фишка, что она бы и не прочь, ее не берут!

Да что-то не заметно. Хотя может ты и прав. Везде бегает в чем мать родила, а толку чуть. Тогда у центуриона появляется новый феминистический подтекст :-)))
А дальше играет музыка: «А ты такая страшная такая, ты такая страшная... И не накрашенная страшная (см. свои же ссылки), и накрашенная (см последний скрин :-))):-)))

цитата Aleks_MacLeod

Который обычно все что шевелится и женского пола))))

Ну, не надо Бонд на самом деле очень избирательный самец. И вообще я тут подумал — она не девушка Бонда, он же там в фильме еще какую-то облагородил, вот пусть она и будет.
 


Ссылка на сообщение26 мая 2011 г. 10:41

цитата iRbos

И вообще я тут подумал — она не девушка Бонда, он же там в фильме еще какую-то облагородил, вот пусть она и будет.


Так там Джемма Артертон была, она же просто супер, понятно что Куриленко с ней и рядом не лежала:-)))


Ссылка на сообщение25 мая 2011 г. 22:32
Спасибо;-)
но вот оценку я бы поставил повыше (баллов 8)
по ходу просмотра внимания на сюжетные ляпы не обращал, т. к. ожидал очередной бессмысленной и беспощадной мордобойни, а получил

цитата

убедительны показаны отношения между толпой мужиков, внезапно оказавшихся на вражеской территории в плотном окружении превосходящих сил противника.

и до сих пор под большим впечатлением от этого фильма (хоть и смотрел давно)
некоторые моменты/подробности картины я уже благополучно забыл, но хорошо помню свои впечатления от просмотра и собственно сам просмотр (какие конкретно чувства я испытывал во время той или иной сцены, когда ставил на паузу, отходил и т. п.); это еще больше поднимает ценность фильма для меня (как правило запоминаю наиболее яркие моменты, сюжет в общих чертах и общее впечатление)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 мая 2011 г. 22:37

цитата Metternix

Спасибо


Пажалуйста))) Думаю, хватит ли меня на Девятый Легион, или пора завязывать с римлянами))))

цитата Metternix

по ходу просмотра внимания на сюжетные ляпы не обращал


Они порой в глаза кидаются)))

цитата Metternix

это еще больше поднимает ценность фильма для меня


Ну здесь вообще мимо меня, то есть есть удачные эпизоды, но если браь именно по эмоциональному воздействию, то всему далеко до «Сокровищ Сьерра-Мадере» и «Сахары» с Богартом)))) Но я про них еще напишу :-)))
 


Ссылка на сообщение25 мая 2011 г. 22:49

цитата

Девятый Легион

это 2009 года фильм?
вроде смотрел что-то с таким названием (даже пересматривал как-то)
 


Ссылка на сообщение25 мая 2011 г. 22:55
Седьмого, вроде бы) Только я маху дал с названием, он «Последний Легион»:-)
 


Ссылка на сообщение25 мая 2011 г. 22:58
да этот:beer:
красивое незамысловатое приключалово, прекрасно подойдет как вы где-то тут писали «для семейного просмотра»:-)
 


Ссылка на сообщение25 мая 2011 г. 23:05
Ну тогда заценю, пожалуй)))
Спсб за характеристику :beer:


Ссылка на сообщение26 мая 2011 г. 01:17
Судя по оценке, Орел больше понравился)
Тогда :beer:
Хотя оба фильма далеки от «Гладиатора»...;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 мая 2011 г. 10:42
:beer:

цитата armitura

Хотя оба фильма далеки от «Гладиатора»..


Ну фильму не обязательно быть «Гладиатором», чтобы приятное впечатление производить :-)
 


Ссылка на сообщение26 мая 2011 г. 22:22

цитата armitura

Хотя оба фильма далеки от «Гладиатора»...

да, хороший был водевильчик :-)))


Ссылка на сообщение26 мая 2011 г. 08:46
Хм, меня вообще такие фильмы привлекают и несмотря на сюжетные ляпы, пожалуй взгляну, как и на Орла, надеюсь это не хрень будет по типу «Храброе сердце».
Спасибо за отзыв.;-)
А Куриленко нормальная с виду, не знаю что вы в ней такого страшного нашли.
PS историю можно не только словами рассказать 8-)
Ну в общем посомтрим-с.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 мая 2011 г. 10:44

цитата Heechee

надеюсь это не хрень будет по типу «Храброе сердце».


А чем Вам так Гибсон не угодил? Годный вроде бы фильм, я в детстве от него фанател ужасно))))

цитата Heechee

А Куриленко нормальная с виду, не знаю что вы в ней такого страшного нашли.


Стремная она какая-то))))

цитата Heechee

PS историю можно не только словами рассказать


А я вот не в курсе, как у них там с письменностью было и многое ли можно было с помощью рун изобразить...
 


Ссылка на сообщение26 мая 2011 г. 11:42
А зачем письменность? Можно примитивными рисунками на земле.

Гибсон мне всем не угодил, сцена казни или пыток не помню что, я вообще не поняла что происходит, потом уже дошло, когда толпа бесновалась, уж больно все как-то не естественно, т.е. кровищи и кишок не надо, надо отыграть роль чтоб за душу взяло. А вообще убило — учился у римлян, жил у них, и все таким же лохматым чудищем вернулся. Что-то не впечатлило совсем.8:-0
 


Ссылка на сообщение26 мая 2011 г. 12:30
Меня в детстве очень битвы впечатлили и сцена появления Уильяма Уоллеса перед армией в начале первой битвы. Внушительно.

Но когда года два назад я взялся пересматривать фильмец, он мне показался немного затянутым, нудноватым и со скучной концовкой...
 


Ссылка на сообщение26 мая 2011 г. 12:33
:beer:


Ссылка на сообщение26 мая 2011 г. 09:30
Надо бы посмотреть
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 мая 2011 г. 10:44
Приятного просмотра)
 


Ссылка на сообщение26 мая 2011 г. 13:50
Спасибо):beer:


Ссылка на сообщение26 мая 2011 г. 11:48

цитата

Стремная она какая-то))))

Так в этом фильме это даже правильно)

цитата

Надеюсь детей тут нет?

Есть к сожалению :-( И вы только что нарушили моё тонкое детское мировосприятие :-)))


Ссылка на сообщение26 мая 2011 г. 22:25
Нил Маршалл снимает отличные ''ужастики''. Вот и ЦЕНТУРИОНА я воспринял как ''ужастик'' — ибо если заменить римлян на современных граждан, получится ПОВОРОТ НЕ ТУДА, только голов на 5 выше.:-) Это полностью оправдывает избыток кровавой резни. Мне такая игра с жанрами всегда по душе...


Ссылка на сообщение1 июня 2011 г. 13:00
Спасибо за интересный отзыв! :beer:
Самим фильмом я как-то не проникся. Смотрел, правда, довольно давно, не слишком внимательно и подробностей почти не помню, но «остался какой-то неприятный осадок». И из-за кровищи, и из-за нестыковок, и из-за мелких ляпов. А скорее всего, просто ждал большего — тема-то интереснейшая и любимая с детства.
Возможно, после просмотра «Орла девятого легиона» и пересмотрю, чтобы сравнить эти два фильма.


Ссылка на сообщение2 июня 2011 г. 10:55
Честно говоря, насквозь шаблонный фильмец, в котором кроме как великолепных пейзажей нечего вспоминать. Смотришь его, и между созерцанием природы где-то на задворках сознания лениво шевелятся всего два вопроса:

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

как долго будут трепыхаться подельнички гг и в каком порядке мы будем с ними прощаться.

Ах, ну да, под конец этого, с позволения сказать, зрелища, лениво вползает еще один:

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

как долго красавица Арианна в одиночестве будет коротать время после того как спасла остатки душек римлян от расправы
:-)))
Ваш отзыв куда интересней будет.


⇑ Наверх