Мимо читатель


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Petro Gulak» > Мимо, читатель, мимо!
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Мимо, читатель, мимо!

Статья написана 19 июня 2011 г. 12:07

Из книги Богомила Райнова «Массовая культура» (София, 1974; рус. пер. — М., 1979, с. 329-330):

«Но вернемся к рассматриваемому литературному жанру и к его английским представителям, число которых к началу этого века устрашающе умножилось. Брем Стоукер (1874—1912) с романом «Дракула», Уильям Хэдгсон (1875—1918) с «Домом на границе», Артур Мачейн (1863—1947) со своей многочисленной продукцией, среди которой стоит упомянуть романы «Великий бог Пан», «Трое обманщиков» и «Огненная пирамида», Элджернен Блэквуд (1869—1951) со сборником рассказов «Невероятные приключения», Эдуард Дэнсани (1862—1936) с его «Историями с привидениями, рассказанными антикваром» [и годы жизни, и название книги — М.Р.Джеймса!] и другие — все это сравнительно известные авторы среди множества других.

Вероятно, с точки зрения приверженцев жанра, каждый из вышеупомянутых писателей обладает неповторимыми особенностями. Но на взгляд неспециалиста, вся эта компания выглядит довольно монотонно. Проклятие, лежащее на героях жанра, похоже, лежит и на авторах, и они, как заколдованные, бродят по скучным коридорам неизменного лабиринта шаблонов: это одинокие зловещие дома, населенные призраками; затонувшие или брошенные корабли, тоже полные призраков; проклятые сокровища, охраняемые теми же призраками; эликсиры, при помощи которых человек видит невидимое; отравленные напитки, превращающие тело в гнилой червивый студень; жаждущие крови вампиры с красными глазами и длинными острыми зубами; черные литургии, бесовские оргии, сделки с дьяволом, заклинания колдуний и чародеек, знамения, молнии и духи лесного, морского, горного и любого другого происхождения.

Так что мы позволим себе пройти мимо всего этого репертуара навязчивых ужасов...»

(Меня в свое время впечатлил тот факт, что в СССР опубликовали рассказ Брэдбери «Изгнанники» — о фантастах, чьи книги сожжены в футуристической Америке. «Ненавистные имена Мэкена, Эдгара По, Кэбелла, Дансени, Блэквуда, Льюиса  Кэрролла...» — но у нас-то их просто не печатали, кроме двух очевидных! Что не мешало обличать и самих фантастов, и тоталитарное брэдбериевское будущее. Doublethink.)



Тэги: цитаты


249
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение19 июня 2011 г. 13:15
Vot tak.... Ku4ka ograni4ennyh idiotov v verhah rewala, 4to narodu nado 4itat', a 4to net. Kak ya rad, 4to USSR nakryls'a tazikom, otbrosil kopyta i sduls'a
Nedavno sporil s tovariw4em, kotoryy inogo mneniya. Na moy zakidon o knigah, kotoryh u nas prosto ne bylo, on vozrazil tem, 4to 4itali ze Dugin i ko. Lavkrafta v 70-tyh, nahodili puti, 4toby dostat' podobnuyu literaturu. Tak 4to storonoy eti knigi obowel tol'ko tov. Bogomil :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 июня 2011 г. 13:29
«Достать» можно было многое. Но мама мне еще в 1988 году «Мастера и Маргариту» покупала на черном рынке. (Может, и лучше было бы, не прочитай Дугин Лавкрафта?)
К черту, к черту проклятое прошлое.
 


Ссылка на сообщение20 июня 2011 г. 00:01

цитата Petro Gulak

К черту, к черту проклятое прошлое.

Amen.

PS: vse jdu, kogda Leninu vozle Besarabki snesut golovu. Davno pora.


Ссылка на сообщение19 июня 2011 г. 16:45
А по существу Райнов прав. На взгляд неспециалиста (мой) Ходжсон и Мейчен действительно пишут очень похоже. Правда, боюсь, перечисленные люди никогда не были лидерами рынка, да и число романов не назвать обильным, по сегодняшним меркам... Занятно, что тема заклятых сокровищ, домов призраков, которую автор нежно любимых детективов считает штампом, практически ушла из современной фэнтези и хоррора. Роулинг... всё! А где элексиры, позволяющие видеть невидимое? Кто, блин, потопил корабли призраков?


Ссылка на сообщение19 июня 2011 г. 20:39

цитата

черные литургии, бесовские оргии, сделки с дьяволом, заклинания колдуний и чародеек, знамения, молнии и духи лесного, морского, горного и любого другого происхождения


Такое впечатление, что здесь он со смаком так дразнится. :-)


Ссылка на сообщение19 июня 2011 г. 21:24
Видно, в те времена предпочитали ужасы ненавязчивые...

В жанре существуют свои шаблоны, но перечисленные писатели — очень, очень разные. Особенно Хэдгсон с Мачейном.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 июня 2011 г. 00:04
Da, Ma4en otma4ival znatno... Da i Hadsgson ne otstava... No kru4e vseh byl Hertyebnna ^_^
 


Ссылка на сообщение20 июня 2011 г. 07:04
Хто-хто?
 


Ссылка на сообщение20 июня 2011 г. 22:06
Хертиебнна. Тебе ли не знать?
Из России уехала в 35-м, но дело без политики обошлось. Виной тому — ФИО: «ти» на тот момент в «Хертиебнне» не было. Первые три буквы — фамилия, «ти» вычёркиваем, остаток — имя. Согласись, сурово для русских краёв. Да в то время ещё и антисемитизм свирепствовал... В Дании зажила хорошо. Три романа, два сборника рассказов, большая популярность в трёх ближайших сёлах. Сейчас — классик. Кстати, Райнов этот Богумил её зело ценил.
 


Ссылка на сообщение20 июня 2011 г. 22:11
Да-да, отличный автор!^_^
 


Ссылка на сообщение20 июня 2011 г. 22:23
Суховато пишет, но за «Подпольное кладбище на Монмартре» я ей прощаю всё.
 


Ссылка на сообщение20 июня 2011 г. 23:00
Мое любимое, это те произведения, где находила выход ее угнетенная сексуальность: преисполненные образами-видениями рассказы вроде «Вурдалак из борделя на Флюхтенчпок-штрассе» просто шедевральны!
 


Ссылка на сообщение20 июня 2011 г. 23:08
Хорошо тебе, ты на датском читать умеешь, мне же увы — только переводы да русский период творчества :-(
=============
Слушай, а в нашей реальности эта (-о) Хертиебнна кем была (-о)? Если не секрет, конечно ;)
 


Ссылка на сообщение20 июня 2011 г. 23:12

цитата VuDu

Слушай, а в нашей реальности эта (-о) Хертиебнна кем была (-о)? Если не секрет, конечно ;)
Ну как же.
 


Ссылка на сообщение20 июня 2011 г. 23:19
Злые вы все, нехорошие люди. Я «купилась», думала, вы о реальном авторе говорите.
 


Ссылка на сообщение20 июня 2011 г. 23:14
А вообще, ребята —
Надеюсь, Михаил нас простит.
 


Ссылка на сообщение20 июня 2011 г. 23:17
Пожалуйста-пожалуйста. :)
 


Ссылка на сообщение20 июня 2011 г. 23:46
Предположу, что и Михаилу частично интересна тайна Хертиебнны ;) Коллега Киплас умеючи подкинул загадку. У меня все версии отгадки нелогичны и и заведомо проигрышны (Херберт Уэллс, например).
Твоя версия чудовищна. Но не могу не отдать должное грациозности твоего умозаключения ;)
Кстати, может оказаться, что у Кипласа и вовсе версий нет :-)))

------------------------- ------------
Что до офф-топа... Богумил Райнов написал невесть что. «Футболисты 'Реала' играют неотличимо др. от др. Я сказал. Теперь обсуждайте.»
 


Ссылка на сообщение21 июня 2011 г. 01:24

цитата VuDu

и Михаилу частично интересна тайна Хертиебнны ;)

Еще как!
 


Ссылка на сообщение20 июня 2011 г. 23:08

цитата VuDu

Хертиебнна. Тебе ли не знать?
Мне ли. Впервые слышу)
 


Ссылка на сообщение20 июня 2011 г. 23:11
Надеюсь, рисуя этот ответ, с твоей головы на клавиатуру падал пепел :-)))
 


Ссылка на сообщение20 июня 2011 г. 23:14
За неимением посыпал синькой...
 


Ссылка на сообщение20 июня 2011 г. 23:11
Вот Любомельца — знаю. Но он у нас почти не известен.


Ссылка на сообщение20 июня 2011 г. 14:53
Многие и сейчас считают Мэйчена и Ходжсона недолитературой, спросите Василия Владимирского.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 июня 2011 г. 15:05
Можно и меня спросить... :-D
 


Ссылка на сообщение20 июня 2011 г. 20:26
Ну так какие претензии к Райнову?????? И зачем тогда «проклинать прошлое»????o_O
 


Ссылка на сообщение20 июня 2011 г. 22:20
Претензии те, что теперь я могу их не любить, а вы — покупать и читать; раньше это был «зелен виноград».
Кроме того, мои претензии — совсем не те, что у Райнова. Кроме того, он (или переводчики) перевирает факты.
 


Ссылка на сообщение20 июня 2011 г. 23:14

цитата Petro Gulak

Кроме того, мои претензии — совсем не те, что у Райнова.
А какие они — Ваши претензии (к Ходжсону, Мейчену и М.Р.Джеймсу)?
 


Ссылка на сообщение20 июня 2011 г. 23:27
Разные. «Ночная Земля», как по мне, манерно-безвкусна. Мейчен, даже в ярком «Пане» слишком сильно (как и Лавкрафт) полагается на «Ах, это ужасное-ужасное, невыразимое-непроизносимое». Джеймса знаю еще хуже, поэтому ничего о нем не скажу.
Мне просто все это направление («сверхъестественный ужас в литературе») практически не интересно. Не дают они мне эти авторы то, что вроде бы обещают. Но это не повод их «держать и не пущать».


Ссылка на сообщение21 июня 2011 г. 01:47

цитата Petro Gulak

Из книги Богомила Райнова «Массовая культура» (София, 1974; рус. пер. — М., 1979, с. 329-330):
А в сети есть этот дивный текст? Хочу прочесть:-))).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 июня 2011 г. 01:48
Мне не попадался, во всяком случае. Куплен за пятерку.
 


Ссылка на сообщение21 июня 2011 г. 01:54

цитата Petro Gulak

Куплен за пятерку.
Везуха. Такие дивные перлы^_^.


Ссылка на сообщение15 сентября 2011 г. 23:27
Слово в защиту Райнова:
Чёрный роман его — это была ЕДИНСТВЕННАЯ книга о детективах в те годы — из него узнал очень много интересного. В частности о Чандлере и месте его в жанре — Чандлера я читал и мнге очень понравился он — но что это классик жанра — я не знал.
Мне давал почитать знакомый — я уж не помню, было ли это русское издание или болгарское на русском языке.


⇑ Наверх