Как стать 1


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» > Как стать №1?
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Как стать №1?

Статья написана 4 июня 2008 г. 22:29

В начале 90-х годов, когда я только начинал серьезно читать фантастику, я наткнулся на предисловие к одной из книг Хайнлайна, в которой утверждалось, что именно Хайнлайн — величайший из американских фантастов, первый обладатель звания гранд-мастер, обладатель четырех «Хьюго», в общем — несомненный номер один. Эта информация меня изрядно удивила. Моим любимым автором среди американских фантастов был Саймак. На второе место я ставил Брэдбери, а Хайнлайна я хоть и прочел с интересом, но за душу он меня не слишком зацепил. С тех пор прошло немало времени. Мои литературные вкусы хоть и изменились, но не так уж сильно. Саймак и Брэдбери до сих пор остаются моими любимцами. Хайнлайна же я перечитал почти всего и, хотя и люблю его меньше, готов согласится с его первенством.

В чем же дело? На мой взгляд, для того, чтобы стать «первым номером», лидером в негласной иерархии , автор должен соответствовать нескольким критериям:

1. Писать стабильно. У любого писателя есть более и менее удачные произведения. Какие-то книги пользуются большим интересом у читателя, какие-то меньшим. Но настоящий мастер даже в худших своих произведениях не опускается ниже определенного, достаточно высокого уровня. Стоит написать одну-две явных халтуры — и «царь горы» немедленно будет сброшен со своего пьедестала, тем более, что читательское  внимание и требования к нему соответствующие. И именно Хайнлайн был, пожалуй, самым стабильным из блестящей плеяды американских писателей 40 — 70-х. Пожалуй, лишь в последних своих романах, в глубокой старости он стал писать слабее.

2. Писать сильно. Писатель, не может быть назван лучшим за одно, пусть блестящее произведение. Только тот, кто создаст по крайней мере несколько шедевров, может претендовать на звание лучшего автора. Тот же Хайнлайн получил свои награды за «Двойника», «Звездный десант», «Чужака» и «Луну-суровую хозяйку». Я бы согласился с «Двойником» и «Чужаком» и добавил бы к ним «Дверь в лето» и «Кукловодов». А ведь есть еще и «Гражданин Галактики» и «Пасынки Вселенной» и «Свободное владение Фарнхэма» и блестящие рассказы. Так что творчество Хайнлайна — не одна вершина, а целая горная цепь.

3. Писать систематически. Публика быстро забывает своих недавних кумиров. Стоит автору взять достаточно долгую паузу, и его популярность стремительно падает, а помнят его лишь самые преданные поклонники. При этом не ограничиваться рассказами. Ведь самые блестящие рассказы не принесут автору звание лучшего. Поэтому, например, блестящий рассказчик Брэдбери не пользовался в Америке такой уж большой популярностью. За первые 25 лет своей писательской карьеры Хайнлайн написал 25 романов и в следующие 20 добавил еще семь.

4. Писать разнообразно. Как ни странно, это условие представляется мне едва ли не самым сложным. У очень многих авторов есть привычка — написав удачное произведение, строчить к нему сиквелы до тех пор, пока у читателей не выработается стойкий рвотный рефлекс. Тогда автор меняет мир, имена героев и эпоху и начинает новую многотомную опупею. Заработать себе на кусок хлеба таким образом можно, стать великим — никогда. Настоящий мастер пишет произведения, разнообразные как по сюжету, так и по стилю и даже по заложенным в них идеях. Тот же нежно любимый мною Саймак достаточно однообразен. Большинство его произведений сюжетно похожи друг на друга. Начав читать новый роман, вы можете не смотреть на обложку и без всякого лингвоанализатора определить — перед вами Саймак. А вот творчество Хайнлайна очень разнообразно. Трудно поверить, что один и тот же человек написал хипповского «Чужака в чужой стране» и жесткий «Звездный десант», лиричную «Дверь в лето» и мрачнейшее «Свободное владение Фарнхэма». Вот это и есть настоящее мастерство.

Попробуем посмотреть, как эти принципы применимы к отечественной фантастике. В 60-80-х годах лидерство братьев Стругацких было неоспоримо. Именно они лучше всех соответствовали вышеупомянутым принципам, порадовав нас множеством шедевров, написанных в совершенно разной манере.

А вот после смерти Аркадия Натановича «трон» лучшего отечественного фантаста опустел. За право быть первым напротяжении нескольких лет боролись Лазарчук, Головачев, Громов, Лукин, Михайлов. А победил в этом соперничестве Сергей Лукьяненко. Именно ему лучше всего удалось сочетать в своем творчестве принципы СССР (писать сильно, стабильно, систематически и разнообразно).

Лукьяненко — один из самых плодовитых авторов, написавший за 15 лет свыше двадцати романов и множество рассказов. Очень долгое время он удерживал стабильно высокий уровень творчества и локальные неудачи (например, «Лорд с планеты Земля») не были столь провальными и не портили общий имидж автора. Лукьяненко писал весьма разнообразно. «Рыцари сорока островов», «Осенние визиты», «Лабиринт отражений», «Линия грез», «Холодные берега» — все это весьма разноплановые произведения. Сергей не брался за длинные сериалы, ограничиваясь дилогиями, максимум трилогиями.

Но вот в последнее время позиции Лукьяненко заметно пошатнулись. Началось все с цикла «Дозоры», который автор не смог вовремя прекратить. В результате последний роман оказался явно слабее. Затем последовал цикл «Функционал», который тоже не произвел впечатления на многих читателей. Еще одна-две неудачи — и Лукьяненко может ждать судьба Головачева. Книги автора продолжают успешно продаваться, но настоящие ценители фантастики в основном невысокого мнения об авторе.

Интересно сможет ли Сергей удержать за собой лидерство в русскоязычной фантастике? А если нет, то кто придет ему на смену?





433
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение4 июня 2008 г. 22:57
Насчёт Хайнлайна согласен, по нашим авторам — нет.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 июня 2008 г. 23:02
А можно ли, на твой взгляд, назвать лучшего автора среди наших?


Ссылка на сообщение4 июня 2008 г. 23:22
Наши писатели ближе и пишут о более родном, а потому объективно оценить сложнее. У меня есть личный список лучших наших авторов, но выделить самого лучшего затруднительно. Опять же большинство авторов из этого списка недостаточно долго печатается, то есть параметр «стабильность» очень тяжело оценить.

Но Лукьяненко в список не входит, хотя сначала надежды подавал и большие, но позже скатился в тираж.


Ссылка на сообщение4 июня 2008 г. 23:41
Блестящий пост, спасибо)
Полностью с вами согласен, ну разве что Саймак не входит в число моих любимчиков. А в остальном готов подписаться под каждым словом)


Ссылка на сообщение4 июня 2008 г. 23:58
С вашими аргументами я согласен (действительно, блестяще!), но... зачем вообще искать этого «лучшего»? Кто лучше — Достоевский или Толстой? Пушкин или Гоголь? Петрарка или Данте? Ахматова или Цветаева? Голдинг или Грэм Грин? Ответ может быть только один... но этих единичных ответов — миллионы.
Конечно, отдельные фигуры во все времена возвышались над всеми и вся. Но значит ли это, что они для человечества ценней, чем те, кто «на ступеньку ниже»?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 июня 2008 г. 06:29
Спасибо за комплимент! 8-]
Действительно, у каждого свои вкусы и любимый автор у каждого свой. Но в аждом поколении писателей есть свой своеобразный лидер, на которого равняются все остальные, и который подает пример литературного мастерства, творческого и коммерческого успеха.
Например, в 1820-х-1830-х годах таким безусловным лидером был тот же Пушкин, и ни Вяземский, ни Дельвиг, ни Кюхельбекер, ни несколько позже Гоголь и Лермонтов и близко не пользовались подобной популярностью и авторитетом.
А во второй половине 19 века моральным авторитетом, на который равнялась значительная часть населения страны, был Толстой, при всем уважении к Некрасову, Достоевскому, Тютчеву.
Перед революцией непререкаемым авторитетом был Блок.
Но что это я все о мейнстриме!8:-0
Кстати, чем выше уровень литературного мастерства лидера, тем выше, как правило и общий уровень творчества в соответствующую эпоху. Правда, не знаю, где тут причина, где следствие. Скорее все же, при наличии группы гениев, чтобы подняться выше их, лидеру приходится сотворить нечто совсем блестящее.


Ссылка на сообщение5 июня 2008 г. 01:22
А как кого-то из наших назвать №1, если ни один ровно не пишет, а если пишет ровно, то на оценку 3 постоянно. Ну как вы отметили Хайнлайн-то один такой — первый номер.И у нас появится, или уже есть, а мы современем поймем
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 июня 2008 г. 10:21
Я кстати подумываю о том, что нашим №1 вполне может быть Олди)


Ссылка на сообщение5 июня 2008 г. 08:14
Насчет Хайнлайна я с Вами полностью согласен. Добавил бы, чтобы подчеркнуть широту его палитры, очень и очень неплохой (на мой взгляд) фэнтези-роман «Дорога Славы».
Насчет Лукьяненко. Ну прежде всего, «Лорд с планеты Земля» к его неудачам относить не следует — это был не дебютный, но все равно один из самых ранних романов, и судить по нему о творчестве автора в целом недопустимо. Насчет «Дозоров», в принципе, согласен. Более одного (как максимум — двух, с В.Васильевым) романов писать не стоило — последние романа цикла плохи просто ужасающе (на фоне именно этого автора, а не всей нашей фантастики в целом). Насчет «Функционала» опять таки не совсем согласен — он достаточно слабо (но не совсем провально) смотрится только на фоне творчества Сергея Васильевича в целом. И наконец, никак не могу согласиться с Вашим пассажем по поводу падения уровня творчества Лукьяненко до Головачева — на мой взгляд это невозможно. Как бы плохо не писал — Сергей Васильевич — уровень ВВГ не достижим — он гениален в своей бездарности (ИМХО после недавнего прочтения двух рассказов в «УЧ-СЧ», да и кое-что из более раннего читал).
Несмотря ни на что, Сергей Васильевич Лукьяненко, автор блестящих (и очень разнообразных) романов «Осенние визиты», «Линия Грез»/«Императоры Иллюзий», «Лабиринт отражений», «Мальчик и тьма», «Холодные берега» и некоторых других все еще остается лидером современной российской фантастики и я с нетерпением жду его новых книг. (Все — ИМХО).
Кстати, упоминая соперников СВЛ в гонке за лучшего фантаста постсоветского пространства, Вы совершенно незаслуженно забыли замечательно автора (к сожалению, выбывшего из борьбы — надеюсь, временно) Вячеслава Рыбакова и «наступающих Лукьяненко на пятки» блистательных Дяченко. Не следует также забывать Г.Л.Олди, С. Логинова и некоторых других стабильно пишущих качественную фантастику авторов.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 июня 2008 г. 08:42
О последних романах Лукьяненко. Собственно, после «Черновика», который не произвел на меня особого впечатления, «Чистовик» до сих пор лежит не прочитанным. Я все время собираюсь его прочесть, и все время берусь за что-то другое, более интересное. Раньше новые романы Лукьяненко у меня не лежали и дня, дожидаясь прочтения. Собственно, осознание этого факта во многом сподвигло меня на этот пост.
Конечно, до уровня Головачева Лукьяненко опустится едва ли. Здесь я слегка перегнул палку. Но ведь было время, когда Головачев действительно писал интересно и пользовался заслуженной популярностью!
О соперниках Лукьяненко. Мне нравится Рыбаков. Он пишет порой просто пронзительные произведения! Но очень уж он специфический автор.
Дьяченко в середине 90-х были совершенно неизвестны. Популярность пришла к ним относительно недавно. Я их не слишком люблю, хотя не могу не отдать должное.
Олди тоже достаточно «элитарный» автор. Слишком много заложено в их книгах, слишком изощренны их тексты. Хотя есть в их творчестве и настоящие шедевры, например, «Герой должен быть один».
Логинов нестабилен. «Многорукий бог далайна», на мой взгляд, входит в пятерку лучших произведений постсоветсткой фантастики. Но у него есть и явные провалы. Да и возраст у него уже не тот, чтобы бороться за первенство.
 


Ссылка на сообщение5 июня 2008 г. 10:12
Сильно сомневаюсь, что борьба за трон шла :-) все перечисленные писатели куда больше друзья, чем соперники. Да и сделать вывод, что Лукин менее СССР, чем Лукьяненко никак не получается.
1997 Разбойничья злая луна
1998 Зона справедливости
1998 Катали мы ваше солнце
2000 Алая аура протопарторга
2001 Щелк
2002 Труженники зазеркалья
2003 Портрет кудесника в юности
2003 Чушь собачья
2005 Штрихи к портрету

практически каждый год или сборник рассказов, или роман, проходных среди них почти нет. Разнообразное — разнообразное, да и уровень Лукина ИМХО выше, чем у Лукьяненко.

Хотя как определять проходные мне не очень понятно тоже, «Свободное владение...», «Кукловоды», «Дорога доблести», «Пасынки вселенной» — на мой вкус вполне проходные вещи Хайнлайна.
 


Ссылка на сообщение5 июня 2008 г. 10:37
«Дорога доблести» просто слабая книга.
В целом по заглавному сабжу:
В спорте (в различных его видах) и то трудно определять сильнейшего, хотя система выявления лидерства гораздо объективней нежели в искусстве.
Нет самой лучшей девушки, книги... есть любимые, есть «Из этих двух мне нравится больше вон та»... Но это уже из другой оперы)
 


Ссылка на сообщение5 июня 2008 г. 10:45
Согласен, для кого то творчество того же Лукьяненко стабильно высокая планка, для кого то стабильно средняя :-)
 


Ссылка на сообщение5 июня 2008 г. 12:22
Кстати, жаль, что в нашем рейтинге авторов нет возможности сортировки по такому показателю, как оцененность. Именно она, на мой взгляд, дает наиболее четкое понятие не столько о мастерстве писателя, сколько об уровне его популярности.
 


Ссылка на сообщение5 июня 2008 г. 14:42
так мы говорим о тиражах?
 


Ссылка на сообщение5 июня 2008 г. 18:16
Посмотри на показатель оцененности на сайте того же Головачева и сравни с его тиражами. Сразу увидишь, что это — не одно и то же.
О тиражах и Лукине — не может №1 издаваться тиражом в 11000 экземпляров.
Однако, не всякий, чей тираж — 100000 — №1.
 


Ссылка на сообщение5 июня 2008 г. 18:19
Очень сложно выходит ;-) Ты не даешь четких критериев «№1» — хотя похоже ты имеешь ввиду просто законодателя мод, и в этом смысле Белянину, куда больше подражают чем Лукьяненко :-)
 


Ссылка на сообщение5 июня 2008 г. 18:21
Ну, понятно, что это мое мнение. Но, я думаю, оно совпадает с мнением большинства читателей. Можно интересу ради закатать опрос на форуме. Интересно, какие будут результаты?
 


Ссылка на сообщение5 июня 2008 г. 11:48
См. выше пример о Пушкине и лицеистах. Там дружба была гораздо крепче. И была не борьба, а скорее дружеское соревнование. Но лучший все же определился.
При всем уважении и симпатии к Лукину лучшие произведения были написаны им в соавторстве с супругой. Из всего приведенного списка шедевром и то с некоторыми оговорками я могу назвать только «Разбойничью Луну». Все остальное — приятно, но не более. Кроме того, последний роман в приведенном выше списке — «Алая аура» — датирован 2000 годом. А на рассказах, даже хороших, в самые популярные не попадешь. Все-таки, это — чтение на знатока, а не на массового читателя.
И кроме того, сатирик едва ли станет самым популярным среди фантастов. В итоге тиражи Лукина раз в пять меньше, чем у Лукьяненко.
 


Ссылка на сообщение5 июня 2008 г. 14:42
Ну я бы поставил его без супруги тоже на одно из самых высоких мест, да и хоть Чушь собачья или Разушитель романами не числятся, по сути это крупная форма, да и с рассказами все не просто, сборники у него по сути единое произведение. :-)
Да и почему все вокруг уверены, что без романов некуда, ди Филиппо, Тед Чан стали известными и без романов :-)
 


Ссылка на сообщение5 июня 2008 г. 12:13
По-поводу Лукьяненко, я с Вами полностью согласна!На момент выхода «Лорд с планеты Земля» я не помню таких уж гениальностей кого-то другого, эта книга более слабая по сравнению с ним же самим. А вот Олди, я не разделяю всеобщего восторга от них.«Зверь-книга» и «Мессия очищает диск» отбили все желание продолжать знакомиться с их творчеством(может не с того начала? Но для хорошего автора, с чего ни начни, а понравиться).Все остальные, перечисленные Вами, безусловно внимания заслуживают, но на №1 не тянут!


Ссылка на сообщение5 июня 2008 г. 10:02
Одно время я составлял библиографии писателей НФ и обратил внимание на характерную тенденцию: не все, но многие авторы проходя одни и те же стадии, два-три года раскрутки, шесть лет на взлете и медленное затухание. В начале работы производительность (или печатабельность) около 1-2 книги в год. На пике творчества (ок. 6 лет) это число может достигать 10 шт. Конечно же под этот стандарт ни Стругацкие, ни Лукьяненко не проходят. В предложенных Вами критериях явно чего-то не хватает. Например Азимов с этой точки зрения был гораздо круче Хайнлайна. Сам же Хайнлайн под эту схему не подпадает, поскольку он писал весьма не стабильно и не слишком ровно. И причина его популярности, скорее, в том самом контракте на 10 книг для юношества. Его читатели выросли вместе с его ранними (весьма посредственными) книгами, которые прочли в «докритический период», а затем составили контингент поклонников и почитателей, устроивших «вопл» вокруг «Чужака» и пр. зрелых вещей. Вообще большая часть поклонников писателей-фантастов — школьники или те, кто прочитал что-то в юном возрасте. Причины того, что кто-то стал Номером Один в фантастике нужно искать в каких-то видах корелляции автора и подростковой аудитории на протяжении всего творческого периода, с учетом взросления/невзросления обеих сторон процесса. А простые схемы из четырёх пунктов могут ввести в заблуждение, если начать поверять ими весь массив авторов. Возьмем Азимова, Балмера, Берроуза... кто из них будет круче?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 июня 2008 г. 12:00
Интересное мнение по поводу стадий развития авторов. Готов с ним во многом согласиться. Здесь есть о чем поразмышлять.
Мои критерии, безусловно, не претендуют на абсолютную правильность. Скорее, это отправная точка для размышлений.
Что касается Азимова, то при всем уважении к этому автору у него:
а) Слишком много сериалов. Причем даже в лучших из них — «Академия», «Робот Дэниел Оливо» к концу цикла уровень заметно падает.
б) Наличие явной халтуры. Например, «Лаки Старр», на мой взгляд, совершенно не читаем, в отличие от повестей для юношества того же Хайнлайна.
в) Фантастика — лишь часть из многообразнейших интересов Азимова. Преклоняюсь перед тем объемом работы, которую совершил Азимов. И все же, такое разнообразие не позволило Азимову сосредоточиться именно на фантастике.
 


Ссылка на сообщение5 июня 2008 г. 12:50
Небольшая ремарка — «Лаки Старр» классе так в 8 вполне себе читаем:) Весьма увлекательная приключалка для юношества.
 


Ссылка на сообщение5 июня 2008 г. 12:59
«Лаки Старр» — неплохо класса действительно до 8, а лучше раньше. А вот Хайнлайновские «подростковые» романы вполне читаются и в более сознательном возрасте. И там не только «приключалка», а и сильные социальные и психологические составляющие.
 


Ссылка на сообщение5 июня 2008 г. 18:42
Я думаю, что указанные критерии почти тождественны определению писательского профессионализма. Отбросив вкусовой субъективизм насчёт «писать сильно», конечно. Писатели, связанные контрактами типа «X книг за Y лет», вынуждены либо становиться профи, либо исчезнуть, надорвавшись. Все авторы стонали и стонут по поводу этого формата договора, но только игра по этим правилам может показать, чего автор стоит на самом деле. Конечно же проще всего тащить таким образом отменно длинный сериал, а не писать разноплановые вещи, но некоторые стараются. Скажем, сериал Асприна не так уж плох.


Ссылка на сообщение6 июня 2008 г. 00:05
Пост интересный, всё очень правильно, но... Почему-то не люблю я «номеров первых». Ни Хайнлайна, ни Лукьяненко.
Кстати, Олди и Дяченко — более СССР, чем Лукьяненко. Дяченко — для меня исключение, «номер один», который люблю. А остальные любимые писатели: Толкиен, П.Бигль, Д.Краули — не СССР. Ну и ладно8:-0.


Ссылка на сообщение6 июня 2008 г. 10:15
Говорят, самый лучший жанр — это раскрученная серия. И, в общем, правильно говорят. Но вопрос уже расходится на два разных: как занять положение «первого фантаста» (писать много и разно и т.д.) — и как писать хорошие книги. Для последнего спешка губительна, как и стремление писать либо разноплановые, либо одинаковые книги, все равно. Писать ведь надо столько и о том, о чем душа просит. Но вот с требованиями рынка требования души совпадают крайне редко. Их ведь в бизнес-план не загонишь. Так что, по-моему, номером один становится тот, кто может заставить себя удовлетворять потребности читающей публики. А это — писать много, стабильно и далее по списку.


Ссылка на сообщение7 июня 2008 г. 12:46
Интересные размышления о Хайнлайне и его русской реинкарнации Сергее Лукьяненко ;-). Спасибо.
Как мне кажется, америкацы в определении «намбер ван» поступают довольно механистически. Подсчитывают количество премий, умножают на тиражи, извлекают коэффициент, который вносят в сводную таблицу, первая строка которой автоматически провозглашается чемпионом. Я, между прочим, считаю такой подход вполне объективным. Может быть потому, что и Хайнлайн и Лукьяненко мне нравятся :-D?
Но не стоит удивляться тому, что при таком способе оценки лидирует тот, кто пишет сильно и разнообразно (заслуживая при этом попутно литературные премии), а также стабильно и систематически (увеличивая тиражи).

Немного не согласен с прозвучавшей здесь ноткой осуждения «Лорда с планеты Земля». Очень даже хайнлайновская вещь :-))). Для меня она явилась одним из первых прочитанных творений Лукьяненко. Тогда она мне понравилась чрезвычайно, намного больше, чем к примеру последовавшие затем «Мальчик и тьма». Правда не так давно вновь прочел «Лорда...» и уже не испытал такого бурного восторга, но в свое время именно эта книга запомнилась и заставила следить за творчеством Сергея Лукьяненко.

С формулой писательского успеха, которую вывели уважаемый kkk72 и американские издатели ;-), я спорить не намерен, но все же хочу заклеймить:-((( одну его составляющую, вызывающую мое неприятие. А именно систематичность >:-|. Я сейчас вспомнил одну не очень приятную закономерность в романах Хайнлайна: очень часто начало его произведений написано просто гениально, в то время как окончания — скомканы и невыразительны. Очень похоже на то, что всему виной пресловутый контракт «Х книг за К лет». И быть может «номером первым» следует считать кого-то другого, написавшего поменьше, но все же так, как задумал? Например, Герберта с его «Дюной»?
Страницы: 12

⇑ Наверх