машенька и третий


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Ray Garraty» > машенька и третий медведь
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

машенька и третий медведь

Статья написана 16 сентября 2011 г. 22:45

Jeff VanderMeer

The Third Bear

Tachyon Publications, 2010

Сборник рассказов (один оригинальный, остальные 13 печатались в том или ином виде по журналам и антологиям) Джеффа Вандермеера может посрамить всех тех, кто считает, что формат рассказа умер. Стоит прочитать «The Third Bear», и станет понятно любому, что рассказ жив и еще несколько сотен лет умирать не собирается.

«The Third Bear» — это тир для читателя. Книга населена огромным количеством животных и существ, которые выдают себя за животных, и когда глазом-винтовкой попадаешь в цель, то в качестве подарка достается история про этого животного.

В заглавном «The Third Bear», который после первых страниц кажется стандартным фэнтези, но потом превращается в нечто более изысканное и нестандартное, некое чудовище, которое люди для удобства называют The Third Bear, нападает на деревню Громмин, похищая жителей и пожирая их. The Third Bear, конечно, совсем не медведь, а свое прозвище получил из-за созвучности с настоящим названием Theeber. Деревня и без того находится в бедственном положении, а монстр вдобавок поедает сильных мужчин, ставя существование всей общины под угрозу. Глава схода любой ценой должен остановить опасного зверя. В рассказе не будет типичных схваток между деревенским конаном и медведем-людоедом, не будет могущественных колдунов, не будет короля-защитника, оберегающего своих граждан. Вандермеер не дает ответа, откуда пришел медведь и с какой целью. Не дает автор ответа и на вопрос, в каком мире происходит это столкновение людей с монстром. Это вполне может быть Земля в феодальные времена, может быть другая планета, другой мир. Да и так ли это важно, когда остаешься отрезанным от мира, а напротив твоей деревни лес с самым страшным созданием, которое ты когда-либо видел?

Оставляет без ответа Вандермеер и появление говорящего кролика в рассказе «The Quickening». Родители 12-летней Рэйчел погибли в автокатастрофе, и сейчас она живет в доме со своей тетей Эттой. Однажды незнакомец возле пруда дарит девочке кролика и говорит, что его зовут Сенсио. Он вскоре начинает разговаривать с девочкой и говорит ей, что он совсем не кролик. Тетя Этта, узнав о способностях зверя, сначала устраивает ему королевские почести, а затем решает заработать на лопоухом денег. «The Quickening» кому-то может показаться неоригинальным по фабуле: сколько раз мы уже читали о говорящих животных? Но Сенсио уж кто-кто, но только не животное. Это рассказ (не без толики черного юмора) о черноте души и тиранстве, об узости мышления и широте подлости. «The Quickening» вполне могли написать Апдайк или Карвер, если бы им в голову пришла история о девочке, ее властной тете и непонятном существе в обличье кролика.

«My manager was extremely thin, made of plastic, with paper covering the plastic» — так начинается «The Situation», престраннейшая офисная комедия. Против протагониста зреет заговор, его начальник каждый день спрашивает, любит ли он ее, коллеги мутируют. Выражение «офисный планктон» здесь следует понимать буквально. Очень странно.

Каждый рассказ в сборнике не то, чем он кажется. «Fixing Hanover» больше, чем стимпанк. «Errata» больше, чем постмодернистский рассказ о том, как пишется рассказ. «Shark God Versus Octopus God» больше, чем рассказ, основанный на мифе. «The Surgeon’s Tale» больше, чем переложение «Франкенштейна».

Вандермеер имеет все, чем должен обладать хороший рассказчик: он оригинален, знает, как выстроить структуру рассказа, умеет менять стиль в зависимости от истории. Читайте этот сборник, или будете съедены медведем.





96
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 сентября 2011 г. 11:16

цитата Ray Garraty

Читайте этот сборник, или будете съедены медведем.


:-)
Обязательно прочитаю.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 сентября 2011 г. 11:27
и правильно сделаете. пара рассказов проходных, но остальные очень хорошие.


⇑ Наверх