Франсис Карсак «Львы Эльдорадо»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Путешествие к особой цели | Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Всемогущее Межпланетное Металлургическое Бюро, грубо игнорируя общечеловеческие принципы сосуществования, полностью установило контроль по добыче полезных ископаемых на планете Эльдорадо. На борьбу за свои права поднимаются аборигены и земные поселенцы…
Входит в:
— цикл «Тераи Лапрад»
— антологию «Горы судьбы. Львы Эльдорадо. Космические инженеры. Кракен пробуждается. Одного поля ягоды», 1990 г.
— антологию «Саргассы в космосе», 1992 г.
— антологию «Сборник научно-фантастических произведений», 1992 г.
— антологию «Франсис Карсак; Артур К. Дойл», 1993 г.
- /языки:
- русский (25), французский (5), литовский (3), польский (1), болгарский (1)
- /тип:
- книги (30), самиздат (5)
- /перевод:
- Ф. Мендельсон (19), Л. Самуйлов (4), В. Христова (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нескорений, 14 марта 2022 г.
Хороший приключенческий роман, а к этому разряду можно отнести и приключенческую планетарную фантастику, в первую очередь цепляет сюжетной динамикой, хитросплетением интриг, описаниями экзотических краёв, животных, племен. Ну и конечно любому роману нужен герой. Всё вышеперечисленное без труда можно отыскать на страницах «Львов Эльдорадо», однако автор решил, что одной авантюрной компоненты тексту будет недостаточно, нужно добавить сюда долю социальной проблематики, чтобы придать тексту дополнительную глубину. Интеллектуальная литература, наводящая на размышления — это прекрасно, но в данном случае этот компонент смотрится пятым колесом телеги. Слишком уж напоказ выставлена назидательность авторских сентенций, прямо обличающих ксенофобию, засилье транснациональных корпораций. Всё это можно было подать завуалированно, излишняя прямота же вызывает отторжение, изжогу и портит удовольствие от чтения.
Однако, начнём с завязки сюжета, всё по порядку. Молодая и привлекательная журналистка Стелла Гендерсон прибывает на далёкую планету Эльдорадо, населенную разумными, но технически отсталыми туземцами. Её цель — сделать репортаж о жизни на планете, показать читателю истинное положение дел на планете. На Эльдорадо ведет свои разработки крупный металлургический концерн, глава которого — отец Стеллы. Деятельность корпорации в перспективе может нарушить экологический баланс мира, негативно отразиться на традиционном быте и культуре аборигенов. Проводником Стеллы в её странствиях по планете становится независимый геологоразведчик Тераи Лапрад, завоевавший доверие и уважение местных племен, но даже в компании с таким рыцарем без страха и упрека путешествие может таить массу приключений и опасностей. К тому же многие персонажи могут оказаться совсем не теми, кем кажутся на первый взгляд, интриги и неожиданные повороты тут за каждым углом.
Ксенофантастике автор уделяет достаточно сюжетного времени. Мы вволю можем насладиться описаниями традиционного быта и обычаев местных дикарей. Проблема в том, что подход автора — слишком антропоцентричен, аборигены напоминают североамериканских индейцев до степени смешения, если на минуту забыть, что мы находимся не на далёкой планете, то возникает полная иллюзия вестерна, типичных приключений ковбоев и индейцев. Здесь автор попал в ловушку, которую сам же и поставил — его цель была — показать, что местное население — «люди, как мы», поэтому он сделал их внешне похожими на людей, наделил теми же психологическими мотивациями, образом мышления. Даже в социальном плане мы имеем вольные кочевые племена и империю, по типу ацтекской, где так же торгуют, молятся выдуманным богам, сражаются за власть — всё как на Земле, но погружаясь в инопланетные приключения, хочется познать иную психологию, понять, что они хоть и другие, но не хуже нас.
Отождествляя эльдорадцев с индейцами, автор при любом удобном случае выпячивает расовый вопрос. Главный герой представляет собой смесь четырех человеческих рас и рисуется подобием сверхчеловека. При этом Лапрада необъяснимо влечет к женщинам нордического типа. То есть женщины других рас не подходят в качестве подруги жизни для подобного уберменша или же, подсознательно осознавая свою неполноценность Лапрад стремится улучшить свои гены путем рождения потомства с более значительной примесью северной крови? Позиционируя свой роман как антирасистский памфлет, автор сам уподобляется махровым расистам и проецирует все расистские штампы, только меняя знаки с минуса на плюс. Со стороны это выглядит в высшей степени надуманно, нелепо и нежизнеспособно. Всё это смотрится, как дешёвая попытка сыграть на злободневной политической актуальности, мол, проклятые американцы, у них до сих пор негров вешают.
В плане описания технологий будущего в процессе чтения также накопился ряд вопросов к автору. Вроде бы изобрели межзвездные перелеты, передатчик материи и прочие блага цивилизации, а оружие осталось на уровне ХХ века. В ходу обычные винтовки и пистолеты, никаких лазеров и бластеров. Хотя пол логике прогресса в первой линии всегда идут военные технологии — сначала изобретают атомную бомбу и лишь потом строят АЭС. Здесь же всё шиворот-навыворот. По поводу отношения к ключевым персонажам Ф. Карсак может поспорить с Дж. Мартином и его «Игрой престолов», слишком легко автор выводит с поля не только пешек, но даже слонов, коней и ферзей. При правильном использовании такой подход добавляет драмы и реализма, но здесь играет во вред — постепенно привыкаешь к тому, что каждый персонаж внезапно смертен и относишься к очередному «вотэтоповороту» прохладно — «ну умер, и умер, что тут поделаешь».
Тем не менее, при наличии всех вышеописанный претензий и недоумений, роман вполне хорош, читается, как качественная приключенческая литература. Доля ретрофантастики не слишком критична, а вот политизированности и назидательности многовато. По этой причине западные издатели не горели желанием издавать эту книгу, а в СССР за неё ухватились с большим энтузиазмом. Финал выглядит завершенным, но удовлетворения не вызывает, кажется каким-то пустым. В целом, как развлечение на один вечер «Львы Эльдорадо» вполне годятся, но больше, конечно, роман подходит ко вкусам подростковой аудитории, причем не современной, а той прежней, еще советской. Нынешнему читателю такие приключения могут показаться вторичными, а дополнительный интеллектуальный подтекст вообще отобьёт всяческий интерес к чтению. Для тех, кто читал роман в детстве — это хорошая возможность погрузиться в пучину ностальгии и перечитать знакомый и любимый некогда текст.
Temnyi_Vlastelin, 4 ноября 2023 г.
Из всей трилогии про Тераи Лапрада больше всего мне понравилась повесть «Чистые руки» , написана и издана она гораздо позже , хотя и является приквелом к «Львам Эльдорадо» , наверное потому что произведение хоть и короткое , но являет собой законченную историю . «Львы» же этим похвастаться не могут , роман по темпу своего повествования очень не ровный , дерганный . Видно , что Карсак хотел написать одновременно и приключенчесекий квест , и ксенофантастику , еще приправить это памфлетом на колониальную систему ,но получилось немного скомкано , особенно развязка и финальная битва . Очень быстро и невнятно слил автор второстепенных героев , друзей и саратников Тераи , как будто он не знал , как распорядиться этими персонажами и как грамотно привести к логичному финалу роман . Еще в глаза бросились чрезмерная пафосность и многословность Тераи , ведь он подается , как бунтарь и благородный дикарь , а воспринимаешь иногда его как великовозрастного инфантила .
Но все таки ставить низкую оценку «Львам Эльдорадо» я не стал , ведь роман пронизан духом романтизма и приключений , которых так не хватает в повседневной жизне . Еще Карсаку очень удались описания быта племен , которые передают атмосферу в которой обитают аборигены Эльдорадо .
traveller54, 5 ноября 2024 г.
Перечитав «Горы судьбы», перечитал и «Львы Эльдорадо». Впечатление в целом хорошее, хотя другие романы Ф. Карсака мне понравились больше. Здесь же — чисто приключенческий роман антиколониальной направленности. Что ж, для Франции 60-х годов это было вполне естественно — только что закончилась война в Алжире, перед этим — в Индокитае. А обретение власти гигантскими корпорациями — тема и сегодняшнего дня. Но Карсак, хотя и политизирует сюжет, делает это живо и увлекательно, порой даже и с перебором — копья, лук и стрелы рядом с атомными бомбами. Интересно представленный быт первобытных племен, да и красочно описанное путешествие героев сквозь джунгли и степи также хорошо погружают в атмосферу происходящего на Эльдорадо. Основные действующие лица, включая главного героя, — Тераи Лампрада, шаблонны, но показаны ярко и выпукло и, несмотря на шаблонность, симпатичны и вызывают сопереживание. Ну, а главные злодеи очень уж схематичны. В целом, — довольно интересный роман, но совершенно необязательный к прочтению.
Михаэль, 2 июня 2020 г.
Очень увлекательная и легкая книга, идеальная для 13-летнего подростка и сохранившая свое обаяние и для 39-летнего мужчины, который этим подростком когда-то был.
Перед нами классические в каждой фразе и каждом повороте сюжета приключения.
Правда, фантастический формат позволяет автору совмещать сразу три «поджанра» приключенческой литературы.
Тут есть «вестерн», есть «фэнтези» и «космические войны».
Отдаленное будущее — человечество осваивает вселенную. Но осваивает так же, как прежде свою планету — хищнически, неразумно, в погоне за прибылью, калеча Природу и не обращая внимания на страдания малых сих.
В основе сюжета — противостояние зловеще-могущественной корпорации, и ставшего защитником интересов аборигенов, геолога Тераи Лапрада.
Сначала мы попадаем в «вестерн».
Энергичная журналистка отправляется на край космической Ойкумены, там ее проводником, охранником и неминуемо мужчиной мечты, становится крутой местный рейнджер. Форпост цивилизации среди дикости, грубые нравы мужчин фронтира (даже есть драка в баре!!!).
Рейд через малонаселенные земли, стычки с кровожадными дикарями и хищными животными. Пикировки главной героини и главного героя. Он, как и положено персонажу такого рода — человек двух миров, могучий воин-охотник, способный сломать хребет тигру, но и интеллектуал со своими претензиями к корпоративной «современности». Смесь Конана и кампусного «левака». Она — наивная, но с тягой к справедливости, которую не перебивает привилегированное происхождение. Скорее архетипы, чем живые персонажи, но это совсем неплохо.
Миновав дикие земли, герои оказываются в мире, напоминающем отдаленно Древний Египет, а читатель в «фэнтези». Тут будут и жрецы с их (фальшивой) магией, и вражда различных храмов, и придворные заговоры, а на помощь мечу приходится расчехлять автоматическое оружие.
Ближе к финалу Тераи и вовсе садится за штурвал своего звездолета.
Взрослым умом забавно воспринимается, как ловко автор сплетает ходы самого консервативного, самого шовинистического жанра колониальных приключений с антикапиталистической и антиколониальной риторикой, но что поделаешь — француз...
Все вышенаписанное, в общем-то можно смело перечеркнуть, потому что это ироничный анализ пресыщенного взрослого читателя, живущего через полвека после выхода книги.
«Львов Эльдорадо» надо читать в 11-13, потому что здесь есть драка в баре из-за чести незнакомой девушки, поединок с тигром, сражения в стиле «меч против пистолета», личный звездолет, укрытый чуть ли не в кустах, непобедимый Тераи и обаятельная Стелла, совершенно потрясающий разумный лев (мне как фанату львов, этот персонаж дороже всех прочих).
Во «Львах Эльдорадо» есть отвага, честь, идеалы, верность — все, чем так богата приключенческая классика. Именно это, а не сами по себе «джунгли, прерии, древние города» уже почти два столетия позволяют существовать и процветать почтенному жанру.
А социальная нагрузка, данная прежде всего через диалоги героев, не так уж глупа или бесполезна.
К тому же в сюжете есть намеки на то, что в этом мире существуют свои Странники. В «Горах судьбы«молодой Тераи столкнулся с неотличимой от магии технологией некоей высшей цивилизации. Вот и сейчас его, много прожившего среди аборигенов (у Лапрада была даже жена в одном из племен) волнует вопрос, ПОЧЕМУ ЛЮДИ ЗЕМЛИ И ЛЮДИ ЭТОЙ ПЛАНЕТЫ ПОЧТИ НЕОТЛИЧИМЫ?
Читать, обязательно читать!
Но лучше все-таки в отрочестве, чтобы потом, в зрелые годы, увлеченнее перечитывалось.
ps. оценку по объективным причинам выставляю умеренную, все-таки не только на шедевр, но и на какую-то веху в истории жанра, роман не тянет. Просто хорошая, старая добрая планетарная «приключалка», вестерн с бластерами.
1001, 22 октября 2024 г.
Франсису Карсаку однажды удалось убедить меня в том, что вся стоящая научная фантастика — либо англоязычная, либо советская (как и космонавтика в те времена :)
Конечно, редакторы в СССР тщательно фильтровали зарубежную научную фантастику, отсеивая слишком однозначные и неудачные произведения (единственный стоящий (как выяснилось позже) роман, не пропущенный цензурой — это, конечно «1984» Оруэлла. Можно еще и «Дюну» добавить. С остальными все сложно).
Поэтому уровень известной нам зарубежной фантастики был очень высоким.
И тут, внезапно, мне попался роман «Львы Эльдорадо» (издание 1972 года).
(нет, фильмы тогда французы снимали хорошие, да и выдающегося вклада Жюля Верна в мировую фантастику никто не оспаривает :)
Окончательно меня добил роман «Бегство Земли» в том же томе (не знаю, насколько был оригинален журнал Техника-Молодежи в 60х, посвятивший одну из своих обложек теме межзвездного путешествия всей Земли, но рисунок с той обложки основательно будоражил воображение, что никак нельзя сказать о двух скучных романах Карсака).
neboslav, 11 декабря 2021 г.
По сюжету, героям и литературным качествам произведения сказано уже все и даже больше. Те кто познакомился с произведением в 70-х или в начале 90-ых полны детских восторженных воспоминаний, те кто прочел её после, особенно родившееся в эпоху Аватра грустят об архаичности и вторичности (ну да 1962 конечно раньше был 2009).
Но если ответить на три простых вопроса можно понять чуть глубже:
1) когда написано
2) для кого написано
3) кем написано
И так, по первому пункту, конец 50 — начало 60-ых для Франции и всей Европы крах колониальной политики и борьба колоний за независимость. Что собственно и ярко отображено в данном романе — корпорация подменяющая правительство, туземцы которые и понятия не имеют что их используют, земляне которые и знать не хотят что там на перефирии и горстка борцов за справедливость.
По второму пункту сложнее отвечать. Но все же попробуем. Первые читатели это французская молодежь и подростки. Первые через пару лет после публикации вынудят уйти президента де Голля, не связанные события конечно, но как выражение духа времени очень даже.
И третий пункт, кем написано — учёным, геологом, археологом, участником Сопротивления. И это довольно неплохо видно в ГГ — геолог, борец с ММБ (организация явно с набором фашистских идеологем) и защитник туземцев.
Читать или не читать каждый решит сам, а я с удовольствием перечитал спустя 20 лет после первого знакомства.
Semenych, 28 августа 2017 г.
Совершенно классическая книга, написанная в золотые времена научной фантастики, когда все герои были правильными, добро и зло было разделено и не смешивалось. Герои были цельными и всегда поступали правильно. Книга очень хорошая, дочки подрастут — обязательно дам им прочитать.
Если отступить на шаг назад, то в книге есть ряд достаточно спорных вещей, сама книга довольно левацкая, корпорации конечно же плохие и хотят захватить мир, ученые хотят всех спасти, а дикари благородны и дети природы. Впрочем для 1962 года, франции это очень и очень органично и читать книгу это совершенно не мешает. 10 из 10 без всякого сомнения.
popyalov, 23 июня 2017 г.
Независимый человек, ненавидящий рабство в любой форме борется с паразитными социальными системами. На фоне ярких фантастических приключений, описании инопланетных гуманоидов наглядно проглядывается суть капитализма — прибыль любой ценой, когда народы уничтожаются во имя цинично-безразличного капитала. Присутствует любовная и драматическая линии сюжета. Книга особо приглянется максималистам, революционерам и тем, кто видит что с ТНК и ТНБ надо бороться как с раковой опухолью — или ты её или она тебя. Цена капитализма для планеты и общества уже превысила все кредиты, пора бы людям расчитываться за долги перед планетой и учиться гуманизму и творческому бытию, а не выживанию и паразитизму элиты.
Oreon, 4 июня 2016 г.
Начало представляет собой приключения Тарзана и его Джейн в антураже чего-то среднего между африканскими саванами с джунглями и американскими прериями с местными племенами индейцев и даже своей породой сбивающихся в стада бизонов. О индейцах и бизонах нам прямым текстом намекает даже сам автор. Но джунгли, лев, да и сам Тарзан — вполне себе африканские. Все это зачем-то упаковано в далекое будущее на далекой планете. Автор обыгрывает тему расизма дальше чем между белыми и черными и застревает на между землянами и не землянами, при этом его герой горько сожалеет, что не может иметь сорокозубого потомства. Он имеет туземную жену, а за потомством, как ему не хочется, но планирует обращаться к самкам своего вида. Живет в пятизвёздочной пещере с автономным атомным генератором недалеко от кровати, кучей профессиональных археологических инструментов и особой гордостью — библиотекой, которую он непонятно как, но с большим трудом собрал и приволок. Непонятно только зачем ему это все так вдали от горячо порицаемой им цивилизации.
Такого крутого самца как наш Лапрад во всей округе не сыскать, причем ни среди людей ни среди туземцев, да что там округе — во всей этой космической окраине. Наша Джейн, тобишь Стелла 24-х лет, вздорная дочь большого босса Гендерсона, владевшего этой (и многими другими) планеткой, умаявшись видно светской жизнью, решила прогуляться в совсем дикие места, для чего тайком прилетела на эту периферийную планетку и за большие деньги наняла себе Лапрада в проводники. Сначала им в компаньонах, для соблюдения норм приличия, был еще один молодой геолог, но автор быстро его упокоил в лапах туземцев. И теперь ничто не мешает Стелле, преодолевая, скажем так, не самое большое смущение, купаться и загорать нагишом в обществе своего мускулистого дикаря и его туземной жены, конечно тоже голых. Какая интересная интрига.. я просто теряюсь в догадках, что же может быть дальше?
Но дальше, со второй части, сюжет резко меняется и автор плетет политические интриги, идиллическая картина предыдущего абзаца оказывается не такой однослойной и в воздухе начинает пахнуть смертью и предательством. Автор продолжает во всю проходиться по хищнической природе человечества разоряющей и свою природу и природу открытых миров, причем интересы местного населения меркнут перед бессмысленной жаждой все большей наживы ради наживы, ничто не в состоянии остановить всемогущую земную корпорацию. Разжигание междоусобных войн, подлые убийства и интриги, поддержка кровожадного культа и масштабные фокусы для влияния на туземцев — далеко не полный перечень имеющихся в их арсенале методов. Но кто вы думаете сможет им противостоять?
Можно извлечь, кстати, и побочную мораль, которая очень актуальна в нашем не фантастическом настоящем. Жрецы темного культа особо не напрягаясь моральным аспектом вступают в сговор с далеко опережающими их землянами ради дешёвых трюков и сиюминутной выгоды, абсолютно не заботясь чем это им может обернуться в будущем. А земляне, по автору, имеют в этом свой отнюдь не маленький умысел: стравить аборигенов между собой, выставить их кровавой ордой перед земной лигой, дискредитировать и получить неограниченную лицензию на планету. В итоге этот горе жрец, сегодня попав на вершину своей горы, уже через год может увидеть свой храм снесенный бульдозером землян и поголовное истребление тех, кто будет пытаться сопротивляться... И как можно назвать такого очень мягко говоря «недальновидного деятеля»? А не наблюдаем ли мы у себя очень схожую картину среди политики и политиков?
Зачем здесь автору понадобились космические корабли, межзвездные корпорации и далекое будущее — загадка, ведь оно только мешает, постоянно вступая в тяжелое противоречие с повествованием:
- зачем вообще добывать кучу ископаемых на куче далечайших планет (Эльдорадо — 22 500 световых лет от Земли), если уровень развития позволяет преодолеть это расстояние за каких-то 40 дней, а техника дошла даже до телепортации материи? Неужели при такой технологии тяжело будет просто синтезировать большинство необходимых элементов, или технология ушла в будущее, а добыча осталась на уровне века начала нтп?
- зачем археологические походы пешком на сотни километров во враждебных джунглях, при этом образцы собираются под ногами, скважин никто не бурит, а вооружение состоит из карабина? Нету авиации, аэрофоторазведки, роботов, зондов, дронов?
- у Стеллы видеокамера вмонтирована в перстень, работает годами без перезарядки, а в поход рацию взять не смогли — чтоб не обременять себя лишним весом!
- вообще не могу представить себе открытое восстание аборигенов, как это рисует автор, даже против современной цивилизации Земли, а не то что будущей, пусть и вооружившись автоматами, карабинами и переносными ракетами. Ведь минимальный флот сотрет все это в порошок, и следа не останется от этой неделями идущей к цели штурма армии.
- Кроме автоматов автор забыл надеть на свою армию хоть какую-то броню, неужели не глупо современному, а тем более будущему солдату или колонисту гибнуть от стрел в разгар запланированного боя?
- и т.д. и т.п.
В итоге первая часть меня разочаровала — очень слабо, дешево и в целом вторично, и больше шести никак ставить не думал. Со второй части стало немного интересней и динамичней, хотя, конечно, давали знать себя ожидаемые и легко предсказуемые ответы на вопросы части первой. Хотя и во второй части все было достаточно банально, наиграно, недостоверно, зачем-то (хотя и абсолютно ожидаемо) появилась линия «я ее еще тогда любил, ах, хотя и до конца не осознавал...». Видно чувствуя всю мыльность и несерьёзность подобного повествования автор решил отыграться неожиданностью на концовке и добавил драматизма. Но так и быть за вторую часть, что читать было интересней таки поставлю 7.
Vlad Tot, 28 августа 2017 г.
Ох уж эти благородные дикари, бросающие презрительные взгляды на землян-варваров! Потчуют нас нами вот уже более половины века и результат известен — некогда великие народы самоликвидируются с блаженной улыбкой на лице, сметаемые ордами беженцев и «полезными идиотами». Вот и «Львы Эльдорадо» — очередная покаянная работа, волею судьбы одна из ранних. Читаешь и невольно думаешь — разве страховые компании, небоскребы и прочие проявления капитализма — большее зло чем каннибализм, женское обрезание и эпидемии? Почему нас сознательно или нет так остервенело накачивают подобным? Ответы могут быть разными. Сам же роман, который скорее напоминает повесть, не стоит потраченного на него времени. Кожаные чемоданы, бумажные справки и тяжелые рации неубедительны в 2017 году. «Социальность» сего произведения вытесняет оголтелое морализаторство. Закрыть глаза на идеологемы и просто читать не получилось — слишком уж простоваты герои, в некоторых подростковых романах куда более глубокие и разносторонние образы. Да и само построение сюжета довольно клишированно. Прибытие — осознание — вооруженная защита. Прискорбно.
Стронций 88, 2 декабря 2014 г.
Знаете, тот самый случай, когда я был бы в восторге, прочитай это лет десять назад, когда мне было пятнадцать… Сейчас же «Львы Эльдорадо» для меня – добротный приключенческий роман. Не без штампов – со спонтанными поцелуями, дикими туземцами, благородным варваром-героем, непростой красавицей-героиней (которой, естественно, суждено влюбиться и встать на путь истинный), друзьями, предателями, жрецами и, конечно же, могучей корпорацией зла, от которого нужно едва ли не в одиночку спасти не только туземную планету, но и весь Мир. Но вместе с этим – всё вполне читаемо и интересно. Не удивило, не ввело в восторг, но прочиталось с интересом…
Начать с того, что читал я после «Гор Судьбы», и главный герой показался мне… другим. Там ощущение осталось – смелый рыцарь без страха и упрёка. Здесь же… И вот тут я поймал себя на мысли, что Лапрад жутко смахивает на Конана-варвара. Он будто списан с него. Огромный привлекательный качёк, жестокий дикарь и в то же время человек с огромным умом и своими принципами, которые толкают встать на борьбу с мощнейшими силами; «благородный варвар». Только увидел, как не мог уже отделаться от ощущения, что передо мной – Конан. Даже роман стал напоминать романы о Конане… вон даже жертвоприношение было! Вот не мог я выбить это из своей головы!
Следующая мысль – о похожести Эльдорадо на «Дикий Запад». Похожесть, которую подтверждали сами герои, плюс туземцы жутко напоминали воинствующих индейцев (индейцев которым грозит колонизация и геноцид). Да и названия рек, гор; имёна – ведь есть же что-то в звучании… Ну, и мир с его полями, реками, псевдотиграми и псевдобизонами… Это, конечно, неспроста. Этому миру угрожает опасность, которая угрожала когда-то индейцам – жадность цивилизованного человека. Могущественная корпорация, узурпирующая миры и выкачивающая их до капли. Эта тема пронизывает весь роман, пронизывает яростно и не может не волновать и не тревожить, тем более что всё это перекликается с днём сегодняшним (да, вы поняли, о чём я; кто не согласен, я с вами не спорю, это просто моё мнение) и не случайно, наверное, центр ММБ находился в США, и плевать они хотели на Всемирное Правительство и нормы марали, не разбирая средств в достижении целей. Да, это было остро, и, возможно, будет остро всегда (и без моих аналогий), но опять же, я бы визжал от восторга, будь мне пятнадцать… Сейчас же… Роман полон морали, но эта мораль и вопросы для меня лично уровня «правды» голливудских фильмов (знаете, уровня супергеройского кино, в котором такие вещи должны быть, иначе сюжет повалится полностью) – упрощено, но довольно эмоционально. Может, конечно, наговариваю, мораль посильнее голливудской, но для меня лично – не намного… Спасает только эта «вечность темы»…
Короче говоря, здесь есть все, что нужно душе лет в пятнадцать-четырнадцать – «благородный варвар», красотка из стана врага, которой суждено влюбиться и увидеть всё новыми глазами, суровый и прекрасный мир «Дикого Запада», воинствующие «индейцы» которых нужно защитить от жадности «белого человека», и хорошая горсть морали (даже расовые предрассудки тут!) – всё то, что даже схематичность и явную «адвентуру» делает симпатичной… для меня… даже сейчас.
Ramzes, 9 марта 2015 г.
Одна из самых любимых в детстве книг.
Удивительно, роман довольно небольшой, по формату даже ближе к повести, крайне насыщен событиями, при этом остается место для идеи, любви, дружбы, и всё это совершенно не выглядит сваленным в одну кучу ради красного словца.
Недавно еще раз перечитал, сильно хуже произведение не стало.
Для детей старшего школьного возраста, да и для взрослых кто оставил в душе хоть немного романтики, книгу обязательно рекомендую к прочтению.
Ev.Genia, 30 октября 2013 г.
Признаюсь, что эту книгу решила прочесть, как говорится «для галочки» — раз «Горы Судьбы» прочитаны, то продолжение обязательно нужно прочесть, благо, что произведение небольшое. Такое отношение у меня было потому, что вышеназванная повесть не произвела особого впечатления и я ожидала нечто подобного и здесь. И я рада, что мои ожидания оказались ошибочными – роман не идёт ни в какое сравнение с повестью. Он намного ярче, энергичнее и интереснее. Сюжет оказался очень захватывающим, поэтому читалось быстро и легко.
С первых же страниц Автор бросает читателя в яркий и красивый мир планеты Эльдорадо, мир практически девственный, где местные жители живут племенами, на природе и ещё не имеют понятия о том, что их планета оказалась на их горе невероятно богатой полезными ископаемыми и является не более чем до отказа наполненной кубышкой и желанной добычей для Металлургического Бюро, которую нужно опустошить до основания так же, как до неё были поглощены другие планеты. Такое было бы вполне возможно, если прикрывать свою агрессивную деятельность благами человеческой цивилизации, предлагая местному населению побрякушки, исподволь разжигать вражду и ненависть племён друг к другу, благо у землян для этого большой опыт. Но на счастье на этой планете живёт Тераи Лапрад, который знает и любит этот мир. Он, как потомок колонизированных народов, не верит, что человек достаточно мудр и бескорыстен, чтобы не претендовать на ведущую роль в космосе, он прекрасно понимает чем чреваты посулы и истинные помыслы Бюро, поэтому готов пойти на многое, не оглядываясь, чтобы спасти эту планету, свой дом.
В своих намерениях Лапрад не одинок – он хороший человек, хоть и обжился на этой планете, стал более грубым, жёстким, практически одним из местных, но у него много друзей и просто знакомых, которым он когда-то помогал и они готовы возвращать долг своей помощью, да и само Бюро успело за свою деятельность насолить многим. В общем, для Тераи возник самый подходящий момент, но за достижение своей цели ему пришлось заплатить многим.
В книге множество приключений, интриг, запутанных моментов, через которые героям пришлось пройти, добавляет интереса колоритный мир племён планеты и их обычаи – в общем, читать совсем не скучно. И хоть описание происходящего не блещет объёмностью и пространственностью, Автор кратко, но броско доносит до читателя самые главные действия и самые важные мысли – от этого роман выглядит компактным, но ярким и запоминающимся повествованием.
master so, 11 октября 2017 г.
Перечитал в переводе Л.Самуйлова. Очень достойно, согласно жанра. Небольшая раскачка в начале и после запойное чтение до последней страницы. Отличная работа с прекрасным произведением.
drenay, 19 августа 2013 г.
«Львы Эльдорадо» произведение немного схожее по сюжету и динамике на «Заповедник гоблинов» Саймака, а по атмосфере на «Тигр!Тигр!» Бестера. И если сравнивать произведение Фрэнсиса Карсака с вышеперечисленными романами Саймака и Бестера, то «Львы...» меня впечатлили все-таки больше и не в последнюю очередь своей искренностью и верой в людей!
Эта история начинается с момента приземления на чужую планету молодой девушки-журналистки Стеллы Гендерсон, которая хочет сделать репортаж о планете Эльдорадо для «Межпланетного обозрения». Планета Эльдорадо важна для Межпланетного Металлургического Бюро как основной поставщик таких редких, но очень ценных металлов как хром, титан, бериллий, родий, тантал, самарий. ММБ хочет подмять под себя эту планету, но чтобы это сделать им надо собрать компрометирующий материал, о том как такие ценные металлы могут находиться в собственности туземцев, которые не знают их истинной цены и используют не по назначению. Бюро хочет получить лицензию на использование планеты в своих корыстных целях. И только третье лицо является препятствием между ММБ и жителями Эльдорадо, это человек-гора, человек-легенда, человек не дюжей силы и большого ума, профессор-геолог Тераи Лампрад. Он давно здесь живет и искренне полюбил эту планету. Своим умом, отвагой и честностью он завоевал авторитет не только у обычных граждан, но и у страшных туземцев. Так что тем кто хочет сделать зло Эльдорадо придется иметь дело с ним. Но знал бы он какую роковую роль сыграет обычная земная девушка, встретившаяся в его жизни в дальнейшей судьбе всей планеты.
Лампрад соглашается взять Стеллу Гендерсон в дебри к туземцам для того, чтобы она сделала репортаж, не подозревая, что эта красивая и открытая девушка является дочкой главы Межпланетного Металлургического Бюро и работает по его указанию. Много всего придется пройти этим двоим, от непонимания и подозрительности до любви друг к другу.
Это произведение изобилует множеством интриг, невероятных приключений и боев. Единственное, что расстраивает это трагическая концовка. Но наверное по другому и быть не могло.
Рекомендация: высокая!