Старший брат смотрит на


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Мэлькор» > "Старший брат смотрит на тебя..."
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Старший брат смотрит на тебя...»

Статья написана 16 мая 2012 г. 13:41


Джордж Оруэлл «1984»

Есть люди, которые по сравнению с другими не так много сделали, но их вклад в какую-либо сферу воистину огромен, даже фундаментален. Литература, в частности фантастика не исключение. Вспомните, Толкина, Киза. Написали мало, но их произведения шедевры, а влияние оказанное на жанр огоромно! Оруэлл не исключение.

Автор описывает мир 1984 года — мрачное и довольно реальное возможное прошлое. Коммунистический строй, три сверхдержавы, которые рычат друг на друга, но по-настоящему не сцепляются, партии и образ Старшего Брата — всё это мир романа. Мира отвратительного, но оттого не менее логичного...

Главный герой 1984 — это Уинстон Смит. Маленький слабый человек, который пытается понять мир вокруг себя, вернуть прошлое и почувствовать счастье... И Джулия, которая тоже хочет найти место в этом мире. И, конечно О'Брайен человек страшный, коварный, но по-своему честный и умный. Он фанатик, но фанатик не безумный, О'Брайен умеет взвешивать свои силы и умения, чтобы потом нанести мощный выпад.

Во время прочтения данной книги у меня постоянно возникали ассоциации с другой антиутопии — «451 градусом» Брэдбери. Надо признать роман Рэя мягче, он несмотря не на что оставляет надежду на светлое будущее. Оруэлл более жёсток — он создал невероятно целостную картинку, этакое кривое зеркало социализма. Как правило в случае с кривыми зеркалами ты должен смеяться, но смеяться над романом совсем не хочется, — скорее наоборот.

Философия автора удивляет. Роман напрочь пропитан идеями, он словно многослойный пирог — разнообразен. Наиболее активно идеи читателю подаются в книге Голдстейна, которую читает наш герой.

«1984» оставил после себя двоякое ощущение. С одной стороны ощущается гениальность произведения. Создать такую атмосферу, таких колоритных живых героев, которым хочется сочувствовать, логичный сюжет и не искусственный мир — это надо уметь. С другой стороны тебя отталкивает вся эта жестокость, несправедливость, которой хватает и в реальном мире. Но от этого роман не стал хуже.

Когда-нибудь в будущем я его обязательно перечитаю, чтобы ещё раз посмаковать идеи автора, их реализацию, философию... А вы? Не это ли главное в книге?

Резюме — отличная книга. Очень серьёзная литература, а не какая-нибудь там пустышка.





193
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение16 мая 2012 г. 13:57

цитата Мэлькор

Есть люди, которые по сравнению с другими не так много сделали, но их вклад в какую-либо сферу воистину огромен, даже фундаментален.
Толкин и Киз — это, бесспорно, конечно, но самый яркий пример — Харпер Ли.

цитата Мэлькор

Оруэлл более жёсток
Над ним, помнится, критики и коллеги-писатели даже издевались и возмущались, в свое время.

цитата Мэлькор

Очень серьёзная литература, а не какая-нибудь там пустышка.
Говорил ведь:cool!:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 мая 2012 г. 14:03

цитата geralt9999

но самый яркий пример — Харпер Ли.
Не просвятишь кто?

цитата geralt9999

Над ним, помнится, критики и коллеги-писатели даже издевались и возмущались, в свое время.
В СССР бы его вообще расстреляли. Разумеется, он же облачил социализм в адово пекло!

цитата geralt9999

Говорил ведь
Если выбирать из антиутопий, то мне больше Брэдбери понравился. :-)
Кстати, как отзыв?
 


Ссылка на сообщение16 мая 2012 г. 14:06

цитата Мэлькор

Не просвятишь кто?
В гугле забанили?:-))) «Убить пересмешника»

цитата Мэлькор

Разумеется, он же облачил социализм в адово пекло!
Да там, по сути, про США написано.

цитата Мэлькор

Кстати, как отзыв?
Хороший.

цитата Мэлькор

Если выбирать из антиутопий, то мне больше Брэдбери понравился.
Я даже и не буду сравнивать. Они мне оба дороги.
 


Ссылка на сообщение16 мая 2012 г. 14:10

цитата geralt9999

Я даже и не буду сравнивать. Они мне оба дороги.
Нынче хорошая фантастика — редкий гость. :beer: Но я имел в виду что у Брэдбери хотя бы надежда есть, а у Оруэлла я не вижу.

цитата geralt9999

Да там, по сути, про США написано.
Мне почему то показалось что про Союз.

цитата geralt9999

В гугле забанили?
Найн, у меня мазила. :-)))

цитата geralt9999

«Убить пересмешника»
Честно, не слышал. Щас посмотрю. :-)
 


Ссылка на сообщение16 мая 2012 г. 14:16

цитата Мэлькор

а у Оруэлла я не вижу.
Я ее и ИРЛ не вижу.

цитата Мэлькор

Мне почему то показалось что про Союз.
А ты глянь на сегодняшнее США. Писал-то он про коммунизм и фашизм, вот только вышло пророчество.

цитата Мэлькор

Найн, у меня мазила.
И как это влияет на поисковик?
 


Ссылка на сообщение16 мая 2012 г. 14:19

цитата geralt9999

И как это влияет на поисковик?
Некак.

цитата geralt9999

Я ее и ИРЛ не вижу
Будь оптимистом! :-)))

цитата geralt9999

Писал-то он про коммунизм и фашизм, вот только вышло пророчество.
Вот это да. Теперь кто страна ада? :-D
 


Ссылка на сообщение16 мая 2012 г. 14:20

цитата Мэлькор

Будь оптимистом!
Страшные люди, оптимисты.

цитата Мэлькор

Теперь кто страна ада?
Империя Зла. А то, ты уже совсем из головы берешь.
 


Ссылка на сообщение16 мая 2012 г. 14:22

цитата geralt9999

Страшные люди, оптимисты.
Пессимисты тоже. Оптимальный вариант середнячок. :-)))

цитата geralt9999

Империя Зла.
Ага. Но смыл тот же.


Ссылка на сообщение16 мая 2012 г. 20:34
А на какой жанр оказал влияние Киз, если не секрет?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 мая 2012 г. 20:37
НФ.
 


Ссылка на сообщение16 мая 2012 г. 20:42
o_O Назови произведения в жанре НФ, в которых бы был слышен отголосок Киза. Мне просто кажется, что ты опять, как и в случае с темой про фэнтези, путаешь значение слова «влияние» 8:-0
 


Ссылка на сообщение16 мая 2012 г. 20:46

цитата iRbos

путаешь значение слова «влияние»
Я переиначу. Оно сто пудов входит в 10 лучших научно-фантастических произведений всех времён и народов.
Что касается влияния, то можно рассматривать не только влияние рассказа/романа на фантастику в целом, а на и читателя вообще. Но пародирования, подражания не замечено, — только восторженные возгласы. :-)))
 


Ссылка на сообщение17 мая 2012 г. 08:35

цитата Мэлькор

Что касается влияния, то можно рассматривать не только влияние рассказа/романа на фантастику в целом, а на и читателя вообще.

Я не отрицаю этого. Просто написано совсем другое.
 


Ссылка на сообщение16 мая 2012 г. 22:57

цитата iRbos

Назови произведения в жанре НФ, в которых бы был слышен отголосок Киза.
А хотя бы «Понимай» Чана.
 


Ссылка на сообщение17 мая 2012 г. 02:27
+1
 


Ссылка на сообщение17 мая 2012 г. 08:33
Тебе не кажется, что этого мало, чтоб говорить о влияние на жанр в целом? Тем более, что на сколько понимаю, мне сейчас просто предложили произведения с «разгоном» интеллекта. А учитывая, что это единственная «научно-фантастическ ая» концепция у всей книги, то это вообще ставит под сомнение влияние на жанр НФ. По крайней мере, я о Кизе как предтече чего-либо слышу первый раз.
 


Ссылка на сообщение17 мая 2012 г. 13:03

цитата iRbos

Тебе не кажется, что этого мало, чтоб говорить о влияние на жанр в целом?
Да я не спорю, так, пример привел.

цитата iRbos

Тем более, что на сколько понимаю, мне сейчас просто предложили произведения с «разгоном» интеллекта.
И да, и нет. Там, по сути, чуть ли не диалог с рассказом Киза идет.
 


Ссылка на сообщение17 мая 2012 г. 13:08

цитата geralt9999

Да я не спорю, так, пример привел.

Вообщем мы пришли к взаимопониманию. В тексте использовано художественное преувеличение :-D
 


Ссылка на сообщение17 мая 2012 г. 13:09

цитата iRbos

Вообщем мы пришли к взаимопониманию. В тексте использовано художественное преувеличение
Если порыться, то еще чего-нибудь можно найти, но влом. И в целом, я с тобой согласен.
 


Ссылка на сообщение17 мая 2012 г. 19:06

цитата geralt9999

И в целом, я с тобой согласен.

цитата geralt9999

Толкин и Киз — это, бесспорно

Быстро же ты меняешь своё мнение, Лёха! :-)))
 


Ссылка на сообщение17 мая 2012 г. 19:15

цитата Мэлькор

Быстро же ты меняешь своё мнение, Лёха!
Заметь, когда я отвечал тебе, я говорил лишь про вклад, но не про влияние. Это ж видно из твоей же цитаты в моем посте. Внимательнее будь.
 


Ссылка на сообщение17 мая 2012 г. 17:38

цитата iRbos

В тексте использовано художественное преувеличение
Как ты мог так обо мне плохо подумать? :-))) Не стыдно?
 


Ссылка на сообщение17 мая 2012 г. 22:12

цитата Мэлькор

Как ты мог так обо мне плохо подумать? Не стыдно?

Ничуть. Все на благо ликвидации ошибок и неточностей ;-)
 


Ссылка на сообщение17 мая 2012 г. 12:04

цитата geralt9999

А хотя бы «Понимай» Чана.
Там тоже такие мотивы? :-)))
 


Ссылка на сообщение17 мая 2012 г. 13:04
Ты Чана почитай. Таких как он — мало.
 


Ссылка на сообщение17 мая 2012 г. 17:39
Потом как-нибудь. Мне бы ещё из плана хотя бы половину прочесть. :-D
 


Ссылка на сообщение17 мая 2012 г. 18:57
Ну я ж и говорю, чтоб ввиду имел.
 


Ссылка на сообщение17 мая 2012 г. 02:32
«Области тьмы»
 


Ссылка на сообщение17 мая 2012 г. 08:34
Это фильм, который вышел недавно? Но вообщем все равно см. выше.


Ссылка на сообщение18 мая 2012 г. 06:41

цитата Мэлькор

Роман напрочь пропитан идеями
— может быть «насквозь»? Хотя тоже не очень... Как-то слово «пропитан» не очень подходит для идей. Может «насыщен»?

цитата Мэлькор

логический сюжет
— может «логичный»?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 мая 2012 г. 09:20

цитата Beksultan

Как-то слово «пропитан» не очень подходит для идей. Может «насыщен»?
Нет, здесь всё нормально. Так и оставлю.

цитата Beksultan

может «логичный»?
Поправил, спасибо. :-)


Ссылка на сообщение18 мая 2012 г. 23:25
Спасибо за рецензию. По прочтении отзыва захотелось самому почитать книгу.

цитата Мэлькор

Оруэлл не исключение.

Вот только тут уместнее было бы написать, что творчество Оруэлла как раз и является одним из таких редких исключений. Хотя, это уже придирки, а так — написано очень даже не плохо.:beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 мая 2012 г. 09:23

цитата Кечуа

Спасибо за рецензию.
Не за что. :beer:

цитата Кечуа

По прочтении отзыва захотелось самому почитать книгу.
Это качественная НФ, уверяю тебя — не пожалеешь.


Ссылка на сообщение22 мая 2012 г. 17:55
Хороший отзыв :-)
Правда я так и не понял, в чём такое сходство с «451 градусами...», чтобы постоянно вспоминать его. Мне вообще ничего не вспоминалось. Лишь раз Замятин, да «V значит Вендетта» (отсылка(и) какая(ие)-то в фильме была(и) вроде). А так Оруэлл создал настолько реалистичный сценарий антиутопии, что аж страшно становилось. Особенно когда видишь такое сейчас, в нашем мире. И ничего близкого я, пока что, не читал.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 мая 2012 г. 18:03

цитата Crashwall

Хороший отзыв
:beer:

цитата Crashwall

Правда я так и не понял, в чём такое сходство с «451 градусами...», чтобы постоянно вспоминать его.
Просто из одной семьи — антиутопии. :-))) А в сравнение приводил из-за слишком расхождений взглядов. Брэдбери — романтик, он глядит на жизнь с оптимизмом, это передаётся и его произведениям. Финал у «451 градуса...» открытый и светлый. У Оруэлла наоборот, он реалист.

цитата Crashwall

«V значит Вендетта»
Не читал и не видел фильм. :-)))

цитата Crashwall

И ничего близкого я, пока что, не читал.
Я тоже. Довольно жёсткая, но зато правдивая литература. :-)
 


Ссылка на сообщение22 мая 2012 г. 18:14
[q=Мэлькор ]У Оруэлла наоборот, он реалист.[/q]
Так ведь из жизни всё брал. В автобиографической «Памяти Каталонии» можно заметить не мало идей, которые потом появятся в 1984. Быть может ещё где можно найти, но я пока мало его эссе и романов прочитал.
[q=Мэлькор ] Просто из одной семьи — антиутопии.:-)))[/q]
Не, ну они же разные. Иногда даже сильно разные.
 


Ссылка на сообщение22 мая 2012 г. 18:17

цитата Crashwall

Не, ну они же разные. Иногда даже сильно разные.
Также ориентировался по опыту. На данный момент вторая прочитанная антиутопия и второй раз уважение и нешуточное осмысление идей автора. :-)))

цитата Crashwall

Быть может ещё где можно найти, но я пока мало его эссе и романов прочитал.
Да, тоже как-то стоит его Скотоферму почитать. Тоже говорят неординарный роман.
 


Ссылка на сообщение22 мая 2012 г. 18:43
[q=Мэлькор ]Да, тоже как-то стоит его Скотоферму почитать. Тоже говорят неординарный роман.[/q]
А я вот «Скотный Двор» не читал. Читал только роман и половину эссе из этого сборника http://fantlab.ru/edit... . А потом уехал и забыл книжку дома. Так и не добрался до неё снова.


⇑ Наверх